Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку как опережающий фактор подготовки будущих нефтяников для работы на инновационных предприятиях'

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку как опережающий фактор подготовки будущих нефтяников для работы на инновационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА СПЕЦИАЛИСТА / ЗНАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА "ИНТЕГРАТИВНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК" / COMPETITIVENESS / INNOVATIONS / SOCIAL ORDER FOR EXPERTS / KNOWLEDGE OF TECHNICAL ENGLISH / INTEGRATIVE APPROACH / MULTIFUNCTIONAL TOOL / PRINCIPLES OF MAKING A COURSE OF "INTEGRATIVE ENGLISH"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Ольга Александровна

В статье рассмотрена проблема поиска способа повышения качества иноязычной подготовки студентов будущих специалистов нефтегазовой отрасли. На основе анализа динамики внедрения инноваций как средства повышения конкурентоспособности в рамках мировой промышленности была выявлена потребность в овладении профессионально-ориентированным языком специалистами нефтегазовой отрасли. Автор рассматривает данный уровень владения иностранным языком как многофункциональный инструмент, непосредственно влияющий на специалиста, на промышленный процесс и на требования работодателя к специалисту. Автором ставится задача устранения рекламации социального заказа на специалистов для нефтяных инновационных предприятий и повышения уровня иноязычной подготовки выпускников техникума (колледжа, вуза). В качестве решения сложившихся противоречий предлагается внедрение курса «Интегративный английский язык» для будущих нефтяников. Особое внимание обращается на построение этого курса. Автор предлагает строить курс на основе ряда выделенных и описанных принципов. Отмечается, что обучение профессионально-ориентированному иностранному языку с применением интегративного подхода и отобранного по выделенным принципам содержания позволит сформировать тот уровень английского языка, который будет удовлетворять личные потребности специалиста, потребности предприятия и позволит вывести организацию на конкурентоспособный уровень на мировом рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally focused training of a foreign language as the advancing factor of future oil industry workers’ preparation for work at the innovative enterprises

In this paper we consider the problem of searching ways for a foreign-language teaching quality improvement. On the basis of the analysis of innovations introduction dynamic as a mean to increase the competitiveness within the world industry, we revealed the necessity of the professionally focused language by specialists of oil and gas branch. The author considers this level of proficiency in a foreign language as the multipurpose tool which influences the expert, the industrial process and the employer. The author sets a task to eliminate the claim of the social order for experts for the oil innovative enterprises and the level of foreign-language training of graduates. We introduce a course «Integrative English» for future oil industry workers on the basis of integrative approach as a solution of the developed contradictions. Special attention is paid to the making of this course. The author suggests building a course on the basis of marked-out and described principles. It is noted that training in the professionally focused foreign language with application of integrative approach and selected by the marked-out principles contents will allow to create that level of English which will meet personal needs of the expert, requirement of the enterprise and will allow to bring the organization to competitive level in the world work market.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку как опережающий фактор подготовки будущих нефтяников для работы на инновационных предприятиях»

14. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2015. 239 с.

15. Быков А.К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 102-106.

16. Путин рассказал об истинной роли патриотизма [Электронный ресурс] // Информационный портал Путин сегодня. - http://putin-today.ru/archives/20508.

17. Путин: патриотизм - это и есть национальная идея [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. - http://tass.ru/politika/2636647.

18. Путин рассказал об истинной роли патриотизма: Патриотизм как объединяющее звено [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд». - http://vz.ru/ politics/2016/2/4/792180.html.

19. Лутовинов В.И. Критерии проявления гражданственности и патриотизма в современном российском обществе // Проблема формирования гражданина России через инструментарий идентичности: сборник. М.: Сотис, 2014. С. 6-13.

20. Кусмарцев М.Б. Социальная эффективность патриотического воспитания в регионе: условия, факторы, критерии: монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2014. 172 с.

PATRIOTISM AS A KEY NOTE OF RUSSIAN YOUNG EDUCATION

IN MODERN SOCIETY

© 2016

E.L. Krylova, director

branch «The Russian Television and Radio Broadcasting Company "Samara"» of The Russian Television and Radio Broadcasting Company, Samara (Russia)

Abstract. The article states that patriotism is considered to be a key note of Russian youth's education, and the complex approach in the process of patriotic thinking development is highlighted. The mechanism of patriotic education consists of methods and means of development, functioning and saving moral-ethic ideology of patriotic orientation. The article proves the significance of young education that is based on such principles as respect of historical background, love for country and for national culture, as it is youth who provides productive development of a strong country and healthy society. The connection, where the core is universal values, between prosperous future of a country and youth's patriotic thinking is established. It is proved that true patriotism can only be aroused, but not dictated because young generation overreacts informational pressure. In these conditions, the aim of the media is to create a high quality information product adapted to the young audience. In this regard, media activity is considered as a complex of purposeful activities based on a combination of special knowledge, skills and values which develop the senses of love and loyalty to their country, readiness to defend their people, country and its interests.

Keywords: patriotism; young generation; idea; social life; patriotic thinking; media; historical memory; historical background propaganda; government program; information product; patriotism raising; social ideology.

УДК 378.147

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ НЕФТЯНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© 2016

О.А. Ларионова, преподаватель английского языка

Альметьевский политехнический техникум, Альметьевск (Россия)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема поиска способа повышения качества иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов нефтегазовой отрасли. На основе анализа динамики внедрения инноваций как средства повышения конкурентоспособности в рамках мировой промышленности была выявлена потребность в овладении профессионально-ориентированным языком специалистами нефтегазовой отрасли. Автор рассматривает данный уровень владения иностранным языком как многофункциональный инструмент, непосредственно влияющий на специалиста, на промышленный процесс и на требования работодателя к специалисту. Автором ставится задача устранения рекламации социального заказа на специалистов для нефтяных инновационных предприятий и повышения уровня иноязычной подготовки выпускников техникума (колледжа, вуза). В качестве решения сложившихся противоречий предлагается внедрение курса «Интегративный английский язык» для будущих нефтяников. Особое внимание обращается на построение этого курса. Автор предлагает строить курс на основе ряда выделенных и описанных принципов. Отмечается, что обучение профессионально-ориентированному иностранному языку с применением интегративного подхода и отобранного по выделенным принципам содержания позволит сформировать тот уровень английского языка, который будет удовлетворять личные потребности специалиста, потребности предприятия и позволит вывести организацию на конкурентоспособный уровень на мировом рынке труда.

Ключевые слова: конкурентоспособность; инновации; социальный заказ на специалиста; знание технического английского языка; интегративный подход; многофункциональный инструмент; принципы построения курса «Интегративный английский язык».

Процессы интеграции и глобализации, происходящие на мировом рынке труда, значительно изменили условия работы промышленных предприятий, требования к которым снизили вероятность выхода этих предприятий на мировой рынок [1]. Одним из способов решения данной проблемы стало внедрение инноваций в работу компаний [2], что способствовало привлечению новых инвесторов, реализующих перспективные, высокотехнологичные проекты в базовых кластерах экономики, в числе которых многочисленные нефтегазопромысловые организации [3]. Внедрение новых зарубежных технологий изменило восприятие иностранного языка и повысило уровень значимости профессионально-ориентированной иноязычной составляющей высшего образования, отсутствие которой создает языковой барьер в работе с зарубежными коллегами и оборудованием, а также замедляет производственные процессы и, следственно, снижает конкурентоспособность выпускника техникума (колледжа, вуза). Инновации рынка труда изменили социальный заказ на специалиста и заставили пересмотреть систему образования, содержание образования, цели, задачи и подходы к обучению иностранному языку.

Появившиеся новые прогрессивные зарубежные технологии, к сожалению, нередко опережают отечественные и заставляют наши предприятия «догонять» технологические процессы, происходящие на мировом рынке промышленности. С целью обмена опыта с зарубежными коллегами, изучения новых технологий и методов, предприятия проводят международные научно-практические конференции, симпозиумы, конгрессы. Кроме того, внедрение зарубежных инноваций требует оптимального использования дорогостоящего зарубежного нефтепромыслового оборудования, его функционирование на отечественных нефтяных предприятиях повышает спрос работодателя на специалиста, владеющего техническим иностранным языком [4]. Знание профессионально-ориентированного иностранного языка позволяет производить правильную эксплуатацию нефтегазового оборудования, что, в свою очередь, не только снижает затраты на его ремонт, но и облегчает внедрение инноваций. Смена мировой экономики приводит также к старению кадров и требует от специалистов мобильности в адаптации к новым профессиям, способности осуществлять непрерывное образование [5], иначе говоря, «education-through-the-life» - обучение на протяжении всей жизни. В этом аспекте знание профессионально-ориентированного языка является необходимым и эффективным инструментарием для «самодоучивания» и получения специалистом новой и достоверной информации.

Безусловно, технический английский язык оказывает многоуровневое положительное влияние [6] как на инновационное предприятие, так и на самого специалиста, вместе с тем возникает вопрос о том, как совершенствовать владение иностранным языком и устранить несоответствие уровня иноязычной подготовки выпускников политехнического техникума требованиям социального заказа на специалистов для инновационных предприятий.

По нашему мнению, одним из вариантов решения этой проблемы может стать внедрение курса «Инте-гративный английский язык» для будущих нефтяни-

13.00.00 - педагогические науки ков, построенного на основе интегративного подхода, который позволяет осуществить прямую связь теории с практикой и, как следствие, служит необходимым звеном в непрерывной интеграции науки и производства [7-9]. Выбор интегративного подхода обусловлен также междисциплинарным характером профессиональной деятельности будущего нефтяника [10], где межпредметная интеграция позволяет сформировать у обучающихся целостную профессиональную картину мира, развить критическое мышление, воображение, увеличивает познавательную деятельность, развивает творческие способности, а также заставляет осуществлять активную познавательную и исследовательскую деятельность [11, с. 43].

Курс «Интегративный английский язык» нацелен на освоение большого языкового материала общей, профессиональной, а также бизнес-направленности. Данный курс создает условия для овладения обучающимся иностранным языком как средством общения, средством познания, а главным образом, снабжает студента техникума (колледжа, вуза) - будущего нефтяника многофункциональным средством профессиональной деятельности. Мы выделили принципы построения содержания курса, которые позволяют максимально эффективно использовать интегративный подход, а также создают необходимые условия для формирования у обучающегося навыков владения профессионально-ориентированным иностранным языком, такие как:

1. Принцип профессиональной целесообразности (все содержание курса рассчитывается с учетом профессиональной необходимости) [12].

2. Принцип языковой достоверности (у обучающегося развиваются не только коммуникативные навыки, но и навыки правильного построения речевых конструкций) [13; 14].

3. Принцип распределения времени и нагрузки (курс строится так, что активный и пассивный словарь обучающегося увеличивается в 4 раза по сравнению с традиционным методом обучения).

4. Принцип контекстного содержания (содержание отбирается, так что понимание новой лексики происходит на уровне безошибочной контекстной догадки, а в последующем процессе обучения переходит в разряд стимулов для последующей реакции обучаемого) [15; 16].

5. Принцип мотивирующего содержания (содержание обучения создает социальную среду, порождающую речевую ситуацию/проблему, побуждающую обучающегося к иностранной речи) [17].

6. Принцип интеграции всех видов учебной деятельности (коммуникативные навыки не могут развиваться изолированно от других видов языковой деятельности) [18].

7. Принцип обучения учению (содержание обучения должно научить учащихся пользоваться иностранным языком как средством поиска информации и саморазвития) [19].

8. Принцип интеграция говорения и культуры (содержание курса должно быть ориентировано на развитие культуры речи и поведения обучающегося) [19].

9. Принцип формирования критического мышления (задания имеют критическую направленность мышления и речи, которая дает гибкость в мышлении и работе) [20].

10. Принцип соответствия новым явления в обучении языку (information processing - язык является средством изучения специальной дисциплины; context learning - акцент делается не на учебной, а на профессиональной деятельности; content learning - отбираются профессионально направленные материалы; activity theory - реализуется обучение речи, а не фиксированным теоретическим структурам языка; input-output specificity - формируются профессиональные компетенции; problem approach - обучение акцентируется на практической направленности, case-study -синтезируются теоретические знания с практическими, а также у обучающихся развиваются критическое мышление и речевые навыки).

Внедрение описанных принципов в обучение профессионально-ориентированному английскому языку способствует развитию у обучающегося всех видов речевой деятельности, формирует те навыки, которые являются основой для овладения профессионально-ориентированным английским языком. Так иностранный язык становится не только критерием конкурентоспособности будущего специалиста и условием продуктивности инновационного предприятия, но и многофункциональным «прикладным инструментом» профессиональной деятельности выпускника колледжа, техникума, эффективно и качественно готовящим его к работе на инновационном предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Mäkinen J., Building an innovative organization culture - Case Insurance Company X. Turkey: Turku University of applied sciences, 2012. 45 p.

2. Шайдуллин Р.Н., Улесов Д.В. Инновационная инфраструктура региона (на примере Республики Татарстан) // Экономика и управление. 2013. № 3. С. 105-108.

3. Лощина Л.А. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетентности студентов-филологов на основе интерактивного подхода: автореф. ... дис. канд. пед. наук. СПб., 2011. 214 с.

4. Положение о центральной квалификационной комиссии ОАО «Татнефть» по определению уровня владения работниками акционерного общества иностранным языком. Альметьевск: Татнефть, 2008. 5 с.

5. Воронкин Ю.Н., Поздняков Н.В. Методы профилактики и ремонта промышленного оборудования: уч. пособие. М.: Академия, 2010. 22 с.

6. Халилов Д.Х., Бабшанова Г.Н. Функциональная роль иностранных язык в нефтегазовой промышленности [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: материалы V Международной студенческой электронной науч. конф. - http://scienceforum.ru/2013/ 334/6807.

7. Бессмельцева Е.С., Трубицина О.И. Культурологический потенциал межпредметных связей: иностранный язык и предметы психолого-педагогического цикла // Семейное воспитание: история и современность: сб. научных статей по педагогике ненасилия: материалы 24 Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Vebra Magistri, 2003. 228 с.

8. Багаутдинова Р.З. Интегративные процессы в профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы в вузе и ССУЗе // Профессиональное образование. Казань: Казанский педагогический журнал. 1997. № 2. С. 118-122.

9. Алекберова И.Э. Интегративный подход в образовании как одна из основных составляющих развития личности // Социосфера. 2013. № 2. С. 73.

10. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования // Наука и школа. 2002. № 2. С. 41-45.

11. Безрукова B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. трудов. Свердл. инж. пед. институт. 1991. Выпуск 2. С. 5-13.

12. Павлова Д.Д. Современные технологии обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 471-473.

13. Старшинова Т.А. Педагогическая интеграция как системное явление // Вест. Казанского технологического университета. 2013. № 16. С. 234-236.

14. Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Интегративный подход как основа компетентности // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 154-156.

15. Абдулмянова И.Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2010. № 2. С. 36-39.

16. Maslyko E.A. Communicative English for Intensive Learning. Minsk. 1989. 240 p.

17. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. Киев: КГУ. 1980. 568 с.

18. Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва». 2002. № 6. С. 3-6.

19. Керимзаде Неджат М.К. Обучение магистров культуре речевого общения на втором иностранном языке (английском). Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 636. С. 35-41.

20. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос. 2009. 336 с.

PROFESSIONALLY FOCUSED TRAINING OF A FOREIGN LANGUAGE AS THE ADVANCING FACTOR OF FUTURE OIL INDUSTRY WORKERS' PREPARATION FOR WORK AT THE INNOVATIVE ENTERPRISES

© 2016

O.A. Larionova, teacher of English

Almetyevsk Polytechnic Technical College, Almetyevsk (Russia)

Abstract. In this paper we consider the problem of searching ways for a foreign-language teaching quality improvement. On the basis of the analysis of innovations introduction dynamic as a mean to increase the competitiveness

within the world industry, we revealed the necessity of the professionally focused language by specialists of oil and gas branch. The author considers this level of proficiency in a foreign language as the multipurpose tool which influences the expert, the industrial process and the employer. The author sets a task to eliminate the claim of the social order for experts for the oil innovative enterprises and the level of foreign-language training of graduates. We introduce a course «Integrative English» for future oil industry workers on the basis of integrative approach as a solution of the developed contradictions. Special attention is paid to the making of this course. The author suggests building a course on the basis of marked-out and described principles. It is noted that training in the professionally focused foreign language with application of integrative approach and selected by the marked-out principles contents will allow to create that level of English which will meet personal needs of the expert, requirement of the enterprise and will allow to bring the organization to competitive level in the world work market.

Keywords: competitiveness; innovations; social order for experts; knowledge of technical English; integrative approach; multifunctional tool; principles of making a course of «Integrative English».

УДК 372.857

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

© 2016

Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация. В настоящее время перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. В этих условиях экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете. Система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.

Данная статья посвящена формированию экологических знаний у школьников в рамках факультативного курса «Игровая экология».

Особое внимание в решении данного вопроса автор уделяет дидактическим играм, так как они обладают огромными педагогическими возможностями в плане формирования у школьников знаний в области природопользования и охраны окружающей среды. Правильно построенная дидактическая игра активизирует интерес и внимание учащихся, развивает память, внимание, саморегуляцию, мышление, закрепляет знания, умения и навыки, тренирует сенсорные умения, навыки, волевые качества ребенка.

Ключевые слова: дидактическая игра; игровая экология; школьники; экологическое образование; экологические знания; эксперимент; ролевая игра; экологическая грамотность; окружающая среда; экологическое воспитание; педагогический эксперимент; способ обучения; биология; методы обучения; факультативный курс.

Среди глобальных проблем современности, возникших в результате технократического подхода к природе, человеку, обществу огромное значение приобретают экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, нарушением равновесия в природной среде, истощением энергетических и сырьевых ресурсов [1, с. 3].

Обострение противоречий между обществом и природой требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.

Экологическое образование требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у учащихся умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды [2, с. 203].

В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования отмечается

необходимость усиления экологической грамотности в обучении биологии. В программах школы по биологии среди приоритетных направлений образования призвано экологическое. Содержание курса «Биология» обладает огромными возможностями в плане формирования у школьников знаний в области природопользования, что требует усвоения учащимися элементов экологических знаний уже в средней школе [3, с. 3].

Теоретический анализ философской, экологической литературы и педагогических исследований [412] позволяет утверждать о возникновении противоречия между необходимостью формирования экологических знаний у школьников и крайним дефицитом учебного времени, отведенного на выполнение данной задачи.

Школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Именно здесь идет интенсивное накопление знаний по экологии. Истоки подобной значимости данного этапа экологического образования кроются в психофизиологических особенностях детей: приобретение знаний через положительные эмоции; склонность к игровой деятельности; возникновение и развитие интереса к по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.