Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированная Технология повышения квалификации как средство совершенствования технологической культуры учителя образовательной области "Технология" в учреждениях дополнительного профессионального образования'

Профессионально-ориентированная Технология повышения квалификации как средство совершенствования технологической культуры учителя образовательной области "Технология" в учреждениях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭТАПЫ И КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / TECHNOLOGICAL CULTURE / PROFESSIONAL-ORIENTED TECHNOLOGY OF INCREASING TO QUALIFICATIONS / STAGES AND COMPONENTS PROFESSIONAL-ORIENTED TECHNOLOGY OF INCREASING TO QUALIFICATIONS / EFFICIENCY OF THE USING PROFESSIONAL-ORIENTED TECHNOLOGY OF INCREASING TO QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепова Е. Б.

Автор статьи обращается к одной из актуальных проблем для современного дополнительного профессионального образования совершенствование технологической культуры учителя как составляющей его профессионально-педагогической культуры. Важным условием для совершенствования технологической культуры учителя технологии в учреждении дополнительного профессионального образования автор рассматривает профессионально-ориентированную технологию повышения квалификации. Реализация технологии повышения квалификации учителей учитывает предоставление учителям возможности выработать собственную траекторию профессиональной подготовки и занять позицию личной ответственности за результаты своего труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепова Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED TECHNOLOGY EXCELLENCE AS A MEANS OF IMPROVING TECHNOLOGICAL CULTURE TEACHERS EDUCATIONAL FILD "TECHNOLOGY" IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The Author of the article addresses to one of the actual problems for modern additional vocational training an improvement of the technological culture of the teacher as forming his professionalpedagogical culture. The Important condition for improvement of the technological culture of the teacher to technologies in institution of the additional vocational training author considers professional-oriented technology of increasing to qualifications. The Realization to technologies of increasing to qualifications of the teachers takes granting teacher possibility to work out the own path of the training and adopt the attitude personal responsibility for results of its labour.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированная Технология повышения квалификации как средство совершенствования технологической культуры учителя образовательной области "Технология" в учреждениях дополнительного профессионального образования»

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973.

2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество: СПб. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - Вып. 2.

3. Брушлинский, А.В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. - М.: Канон + ОИ "Реабилитация", 2002.

4. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985.

5. Петровский, В.А. Личность как субъект активности // Психология личности: в 2-х т. - Самара: Издательский Дом "Бахрат-М", 2002. - Том 2.

6. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - №4.

7. Андриенко, Е. В. Возможности развития учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Педагогический профессионализм в современном образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 21 - 22 февр. 2007г., г. Новосибирск / под науч. ред. Е.В. Андриенко. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007.

8. Большунова, Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.

9. Борытко, Н.М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации образования. [Э/р]. Версия 1.0 / - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. - Систем. требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95/98/NT/2000/Me/XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. -Режим доступа: http: // www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.

10. Головей, Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996.

11. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

12. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.

13. Сластёнин, В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя / Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 21 - 22 февраля 2007г., г. Новосибирск // под науч. ред. Е.В. Андриенко. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007.

14. Маралов, В.Г Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

15. Боровиков, Л.И. Методологические основы реализации личностно-созидающего подхода в процессе воспитания // Сибирский учитель. - 2003. - №4.

16. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988.

Статья поступила в редакцию 27.08.10

УДК 378

Е.Б. Слепова, преп. ИПКиПРО, Новосибирск, E-mail: slepova64@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ" В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи обращается к одной из актуальных проблем для современного дополнительного профессионального образования - совершенствование технологической культуры учителя как составляющей его профессионально-педагогической культуры. Важным условием для совершенствования технологической культуры учителя технологии в учреждении дополнительного профессионального образования автор рассматривает профессионально-ориентированную технологию повышения квалификации. Реализация технологии повышения квалификации учителей учитывает предоставление учителям возможности выработать собственную траекторию профессиональной подготовки и занять позицию личной ответственности за результаты своего труда.

Ключевые слова: технологическая культура, профессионально-ориентированная технология повышения квалификации, этапы и компоненты профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации, эффективность применения профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации.

Особое место в процессе развития образования отводится системе педагогического образования, которое, являясь неотъемлемым компонентом целостной системы образования страны, выступает одним из главных факторов успеха проводимой модернизации. По окончании ВУЗа становление учителя как мастера происходит в профессиональной деятельности. Сложный и динамичный характер педагогической деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научном обосновании новых идей и технологий, определяют объективную потребность в совершенствовании дополнительного профессионального образования. Роль дополнительного профессионального образования возрастает многократно как условия развития профессионализма учителя, его профессиональной культуры. Задачи современного развития системы образования России выявили серьезные противоречия в организации повышения квалификации учителей в соответствии с процессами демократизации и становления личностно-ориентированного характера образования, его технологического компонента, характеризующего глубину и уровень владения содержанием обучения, эффективными педагогическими технологи-

ями, способностью к педагогической инноватике и диагностике. К настоящему времени проведено значительное число исследований, посвященных профессиональной деятельности учителя, рассмотренных в работах: К.А. Абульхановой-Славской [1],

В.И. Загвязинского [2], И.А. Зимней [3], Н.В. Кузьминой [4], А.К. Марковой [5], А.В. Хуторского [6] и др. В работах авторы раскрывают организационные, психолого-педагогические характеристики профессиональной деятельности учителя. В условиях учреждений дополнительного профессионального образования в оптимально и эффективно организованном целостном педагогическом процессе реализуется технологическая культура учителя как составляющая профессионально-педагогической культуры. Наряду с этим можно констатировать, что исследования по совершенствованию технологической культуры учителя как составляющей профессионально-педагогической культуры в условиях образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования не получили должного внимания. Имеются отдельные исследования ученых, посвященные развитию профессионально-педагогической культуры учителя, ее технологическому компоненту: Е.В. Бондаревс-кой [7], Л.В. Зевиной [8], И.Ф. Исаева [9], М.М. Левиной [10], Л.М. Митиной [11], В.А. Сластенина [12] и др. В связи с этим,

на наш взгляд актуальным становится научный поиск новых подходов совершенствования технологической культуры учителя, когда он выступает как организатор собственной технологично построенной педагогической деятельности.

Проблема исследования связана с необходимостью разработки и внедрения профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации, способствующей совершенствованию технологической культуры учителя. Под профессионально-ориентированной технологией повышения квалификации понимаем технологию, обеспечивающую совершенствование у учителя образовательной области "Технология" технологической культуры как составляющей профессионально-педагогической культуры. Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога в системе повышения квалификации понимаем разработку им соответствующего проекта технологии - дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках образовательного процесса повышения квалификации учителей.

Практика показывает, что при проектировании и реализации профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя:

• определение диагностических целей повышения квалификации, описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата;

• обоснование содержания повышения квалификации в контексте профессиональной деятельности специалиста;

• выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами;

• определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней технологической культуры учителя образовательной области "Технология";

• разработка процессуальной стороны повышения квалификации: усвоение учителями системы задач педагогической деятельности, представление профессионального опыта;

• поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

• выявление логики организации педагогического взаимодействия с учителями на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на проектирование собственной педагогической деятельности.

Данный алгоритм положен в процесс реализации технологии повышения квалификации учителей образовательной области "Технология", он учитывает принципиальную особенность современного повышения квалификации учителей - предоставление учителям возможности выработать собственную траекторию профессиональной подготовки и занять позицию личной ответственности за результаты своего труда. Профессиональноориентированная технология повышения квалификации учителей образовательной области "Технология" реализуется посредством взаимосвязи целевого, содержательного, деятельностного и результативного этапов и соответствующих им компонентов профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации учителей образовательной области "Технология" в учреждениях дополнительного профессионального образования. От целевого этапа реализации профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации зависит результативность всего процесса подготовки. Сущность целевого этапа заключается в определении учителями значимой цели -совершенствование собственной технологической культуры как средства выстраивания личностно-ориентированной концепции педагогической деятельности. На данном этапе выделяются по-требностно-мотивационный компонент: определение учителями цели-заказа повышения квалификации, профессиональные потребности; диагностический компонент (входная диагностика): по определенным критериям и показателям выявляются исходные уровни технологических умений учителей образовательной области "Технология", по преобразованию своей педагогической деятельности, технологической культуры, мотивации к

преобразованию своей педагогической деятельности. Содержательный этап закономерно зависит от цели обучения, от возможностей учителей. Содержательный этап включает два компонента: социальный и информационно-операционный. Информационный (знания) и операционный (умения) компоненты содержательного этапа включают в содержание мировоззренческий, психолого-педагогический, специально-предметный и методический блоки. Деятельностный этап предполагает реализацию процессуальной стороны обучения. Деятельностный этап включает два компонента: процессуальный (подходы, технологии обучения, формы, методы повышения квалификации) и контрольно-регулировочный (систему контроля и коррекции). Отмечая необходимость единства подходов к реализации профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации, мы избрали личностно-ориентированный, деятельностный, антропологический, субъектно-ориентированный, проектный подходы. Поиск дидактических процедур для организации информационного пространства в обеспечении образовательного процесса совершенствования технологической культуры, усвоения профессионального опыта связан с выбором методов проведения учебных занятий, форм организации активного взаимодействия педагога с учителями. Этот выбор основывается на целостной системе подходов к процессу совершенствования технологической культуры учителя образовательной области "Технология", отражающих протекание объективных законов и закономерностей обучения взрослых. В результате анализа трудов ученых В.В. Серикова, В.И. Слободчикова [10] процесс повышения квалификации рассматривается как последовательный набор ситуаций педагогической деятельности для повышения уровня технологических умений. Исходя из уровней активности учителей (воспроизводящего, интерпретирующего и творческого - по Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой), наиболее приемлемыми и эффективными технологиями повышения квалификации учителей образовательной области "Технология" (в зависимости от квалификационной категории и наличия педагогического образования - психолого-педагогических знаний) считаем объяснительно-иллюстративное обучение, личностно-ориентированное обучение, интерактивное обучение. Предлагаем модульный подход к конструктивному операционально-деятельностному процессу повышения квалификации учителей технологии с разной базовой психолого-педагогической подготовкой: организацию совместной деятельности и общения малых групп учителей на основе наличия или отсутствия психолого-педагогичес-кой подготовки:

• 1 модуль - формирование малых групп учителей, не имеющих психолого-педагогической подготовки для обучения в системе переподготовки;

• 2 модуль - формирование малых групп учителей, имеющих психолого-педагогическую подготовку для обучения в системе повышения квалификации;

• 3 модуль - переформирование малых учебных групп, в состав которых включены для совместной деятельности учителя, имеющие и не имеющие психолого-педагогической подготовки.

Такой подход объясняется потребностью реализации деятельностной основы повышения квалификации учителей, которая предусматривает развитие его профессиональных технологических умений, являющихся основными характеристиками уровня технологической культуры учителя образовательной области "Технология". Необходимо подчеркнуть, что решению этой задачи способствовала разработка педагогических проектов, что позволило создать мотивационную включенность в решение вопросов повышения квалификации и перенести большую часть "знаниевой" нагрузки на самостоятельную работу учителей. Соблюдение определенных принципов в образовательной практике способствует развитию у учителей познавательной самостоятельности и активности как основы для совершенствования собственной технологической культуры: повышение уровня сложности заданий по ходу курсовой подготовки учителя, разноуровневый подход к составлению заданий, постановка проблемы в содержании заданий, исследовательский характер заданий. При реализации профессионально-ориентированной тех-

нологии повышения квалификации перед преподавателем учреждения дополнительного профессионального образования встает задача выбора методов и форм, способов контроля, критериев качества усвоения изученного материала, разработки процедур его осуществления, обоснования способов индивидуальной коррекции педагогической деятельности учителей. Для осуществления процесса повышения квалификации учителей с целью развития технологических умений предлагаем такие формы организации образовательного процесса, как инновационная лекция, проблемный диалог, активный семинар. Эти формы организации образовательного процесса обеспечивают взаимодействие преподавателя с учителями, обусловленное профессиональными задачами; предусматривают развитие у обучаемых творческой самостоятельности, познавательной активности. Содержание и процесс образования носят как адаптационный, так и эвристический, творческий характер, сочетая все виды обучения: программное, проблемное, развивающее. Для этого необходимо использовать методы активного обучения, которые требуют специально организованной деятельности по их внедрению в образовательный процесс. В исследовании апробированы методы интерактивного обучения взрослых [13], применение которых создает условие для проявления активности субъектов совместной деятельности: метод анализа конкретных ситуаций, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение, дискуссия, методы "круглого стола", мозговой штурм, синекти-ка, деловая игра, организационно-деятельностная игра, метод игрового проектирования и функционального проектирования, глоссирования, кейс-метод.

Для контрольно-регулировочного компонента в реализации профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации разработана и внедрена система контроля повышения квалификации учителей. При выборе актуальной и эффективной технологии повышения квалификации учителей технологии, форм и методов организации процесса повышения квалификации считаем, важен факт, как учителя выполняют самостоятельную работу - промежуточные и итоговую контрольную работу. Самостоятельная работа учителей направлена на повышение мотивации к процессу повышения квалификации, углубление приобретаемых знаний, устранение возникших пробелов в процессе обучения. При этом предпочтение отдается таким формам контроля, как анализ конкретных педагогических и профессиональных ситуаций, деловые игры, педагогический проект и его публичная защита по самостоятельно выбираемой учителями реальной педагогической проблематике и др. Главная характеристика разработчика педагогического проекта - готовность учителя к поиску смысла ценностей, значимости соответствующей деятельности с которыми он столкнется в профессиональной ситуации в процессе решения актуальных педагогических задач. Познание учителей как субъектов образовательной деятельности основ проектирования предполагает: целостное представление об ожидаемом результате процесса обучения, необходимость проектирования не только содержания материала для учащихся, но и процесса усвоения материала (объектом проектирования при этом выступают урок, рабочая программа учебного курса, педагогическая технология и т.п.).

Результативный этап является завершающим в проектировании и реализации профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации учителей образовательной области "Технология" в учреждениях дополнительного профессионального образования. Результативный этап включает диагностический (оценочный) компонент, предполагающий на основе разработанных критериев и показателей выявить итоговый уровень технологической культуры учителей. Для оценки уровня технологической культуры учителей образовательной области "Технология" предлагается критериально-оценочный аппарат. Критерии результативности совершенствования технологической культуры учителей - критерии готовности учителей к преобразованию педагогической деятельности: мотивационно-ценностная ориентация к преобразованию педагогической деятельности; комплекс технологических умений, по показателям которых можно дать оценку уровню состояния технологического умения; готовность к решению профессиональных педагогических задач. Эффективность применения профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации учителей образовательной области "Технология" характеризуется относительным изменением результатов повышения квалификации за определенный промежуток времени. При этом качество повышения квалификации определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам, т.е. требованиям образовательной программы.

Педагогический эксперимент по совершенствованию технологической культуры учителей образовательной области "Технология" в учреждении дополнительного профессионального образования показал положительную динамику всех результативных критериев готовности учителей к преобразованию педагогической деятельности: мотивационно-ценностной ориентации к преобразованию педагогической деятельности; сформирован-

Таблица 1

Динамика результативных критериев состояния итоговых уровней технологической культуры учителей (в %)

Критерии Суммарные данные сформирован- ности технологичес-ких умений Динамика Состояние мотивационноценностной ориентации к преобразованию педдеятельности Динамика Готовность к решению профессиональных педагогических задач Динамика

Уровень технологической культуры На начал о экспер имент а На конец экспери мента На начал о экспер имент а На конец эксперим ента На начал о экспер имент а На конец экспер имент а

Адаптивный 45,6 7,8 - 37,8 55,0 23,0 - 32,0 14,2 9,0 - 5,2

Репродуктивный 35,4 26,2 - 9,2 20,0 30,0 + 10,0 43,0 20,5 - 22,5

Эвристический 3, 42,8 + 29,2 о 8, ,0 0, + 8,0 31,8 48,5 + 16,7

Творческий 5,4 23,2 + 17,8 7,0 37,0 + 30,0 11,0 22,0 + 11,0

Адаптивный Репродуктивный Эвристический Творческий

□ в начале эксперимента Пв конце эксперимента

Рис. 1. Состояние уровней технологической культуры учителей образовательной области "Технология" на контрольном этапе эксперимента

ности технологических умений; готовности к решению профессиональных педагогических задач (таблица 1).

Динамика результативных критериев позволяет сделать вывод о понижении низкого и среднего уровней (адаптивного и репродуктивного) технологической культуры, повышение высокого и высшего уровней (эвристического и творческого) (рисунок 1).

Положительная динамика уровней технологической культуры учителей образовательной области "Технология" свидетельствует об эффективности используемой профессионально-ориентированной технологии повышения квалификации. Осуществление практических рекомендаций и предложений по ее проектированию и реализации с гарантированным качеством обеспе-

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2002.

4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя. - М.: АПН., 1990.

5. Маркова, А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - Серия: Психологическая наука - школе.

6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

7. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.

8. Зевина, Л.В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя // Школьные технологии. - 2002. - №2.

9. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004.

10. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2001.

11. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2004.

12. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие. - М.: Прометей, 1993.

13. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Статья поступила в редакцию 27.08.10

чивают выполнение требований социального заказа государства и общества в наличии учителей, способных технологично осуществлять и преобразовывать педагогическую деятельность, готовых к решению профессиональных педагогических задач. Предложенная профессионально-ориентированная технология повышения квалификации учителей образовательной области "Технология" обеспечивает движение личности преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования на пути его профессионального совершенствования по моделированию форм, методов и средств повышения квалификации учителей технологии, социального и предметного содержания его педагогической деятельности.

УДК 378

С.А. Котова, доц. РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, E-mail: sa-kotova@yandex.ru

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗДОРОВЬЕЗАТРАТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению психофизиологических механизмов снижения качества здоровья студентов, обучающихся в вузе. Показана динамика психофизиологического напряжения на различных этапах обучения на основе анализа вариабельности кардиоритма. Описаны психофизиологические механизмы сохранения эффективной интеллектуальной деятельности в условиях чрезмерных нагрузок, ведущих к снижению качества здоровья в сессионных условиях.

Ключевые слова: психофизиологические механизмы, здоровьезатратность, саморегуляция, адаптационный ресурс

Одной из важнейших в настоящее время является проблема отбора студентов, заинтересованных в процессе обучения. Известно, что многие студенты посещают вузы, мотивируясь внешними причинами, не связанными с обучением [1]. Это создает значительную напряженность, риск здоровьезатратности у студентов при необходимости разрешить противоречие между отсутствием достаточной внутренней мотивации и ситуацией внешнего давления образовательной среды и требований процесса обучения. Под здоровьезатратностью мы понимаем стоимость интеллектуальной нагрузки для организма, выражающаяся в изменении психофизиологических параметров.

Проблема психического и психологического здоровья молодежи в процессе получения высшего образования в последнее десятилетие активно исследуется различными авторами с позиций социальной психологии [2; 3]. Показано, что студенты с высоким уровнем интернальности отличаются смелостью в установлении контактов, не напряженностью, спокойствием и жизнерадостностью, прямотой и спонтанностью, беспечностью. При этом 61% студентов экономической и 38% студентов технической направленности считают себя эмоционально неустойчивыми, нуждающимися в психологической поддержке [4]. О.А. Куприна [5] обнаружила прямую линейную зависимость между числом внутрен-

них вакуумов в ценностно-смысловой сфере и уровнем личностной тревожности, при этом дезинтеграция в ценностно-смысловой сфере сопровождается снижением ответственности за свою жизнь и проявляется также в низком уровне интернальности .

Т.Л. Валуйская [6] в работе, проведенной с участием 83 студенток 2 курса психолого-педагогического направления, обнаружила влияние общего уровня перфекционизма на уровень саморегуляции учебной деятельности. Студентки с высоким уровнем стремления к совершенству демонстрировали высокий общий уровень саморегуляции с преобладанием планирования, программирования деятельности и оценки результатов. Но слабой стороной их стилевой саморегуляции поведения является недостаточная регуляторная гибкость (способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий). Высокая гибкость и пластичность отмечалась у студенток, предъявляющих высокие требования к другим, а не к себе.

Однако в этом ряду исследований, опирающихся на психофизиологический подход, слишком мало. Наиболее привлекающая проблема, которая изучается с использованием психофизиологических методов - это проблема адаптации к новым условиям обучения и жизни. Так, обследование [7] достаточно боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.