УДК 377.4
Е. Б. Слепова
ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Статья является результатом создания и внедрения в образовательный процесс учреждения дополнительного профессионального образования унифицированной модели, определяющей конструктивную операционально-деятельностную направленность профессионально ориентированной технологии повышения квалификации, функционирующей с учетом базового профессионального образования учителей. Рассмотрен деятельностный этап профессионально ориентированной технологии повышения квалификации учителей образовательной области «Технология».
Ключевые слова: операционально-деятельностная направленность образовательного процесса, унифицированная модель, технологическая культура.
Особое место в современной системе образования страны отводится педагогическому образованию, которое выступает одним из главных факторов успеха проводимой модернизации. По окончании вуза совершенствование учителя как профессионала происходит в педагогической деятельности. Ее сложный и динамичный характер, обусловленный необходимостью разработки вариативного содержания образования, использования достижений современной дидактики, научного обоснования новых технологий и др., определяет объективную потребность совершенствования дополнительного профессионального образования.
Анализ научных публикаций и практик показывает, что в образовательной области «Технология» меняется кадровый состав, в школу для преподавания предмета «Технология» приходят учителя с базовой инженерной подготовкой. Следовательно, роль дополнительного профессионального образования возрастает многократно как условие совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя, специалиста-инженера, его профессиональной культуры.
Состояние развития системы образования России выявило серьезные противоречия в организации повышения квалификации учителей в соответствии с процессами демократизации и становления личностно ориентированного характера образования, технологического компонента готовности учителя, характеризующего глубину и уровень владения содержанием обучения, эффективными педагогическими технологиями, способностью к педагогической инноватике и диагностике качества педагогических результатов. «Перед учреждениями послевузовского профессионального образования встает задача перехода к личностно ориентированной системе профессиональной подготовки специалиста, приоритетности развития личности, ее способности к самосовершенствованию» [1, с. 26]. Исходя из системы технологической культу-
ры учителя, т. е. взаимодействия педагогических структурных и функциональных компонентов, важно в процессе повышения квалификации реализовать организационно-педагогические условия образовательного процесса, обеспечивающие совершенствование технологической культуры учителя технологии. Одним из таких условий является соблюдение конструктивной операционально-деятельностной направленности образовательного процесса, создающего возможность для совместной деятельности и общения малых групп учителей с учетом их базового профессионального образования и наличия психолого-педагогической подготовки. Особенности базового профессионального образования положены в основу деятельностного этапа профессионально ориентированной технологии повышения квалификации учителей образовательной области «Технология», позволяющие реализовать процессуальную и контрольнорегулировочную компоненту обучения (рис. 1).
Отмечая необходимость единства подходов в реализации профессионально ориентированной технологии повышения квалификации, избран лич-ностно ориентированный подход к повышению квалификации и переподготовки слушателей на основе исследований К. А. Абульхановой-Славской [2], В. В. Давыдова [3], И. А. Зимней [4], А. К. Марковой [5] и др. Полагаем, что современный учитель технологии с различной базовой профессиональной подготовкой, уровнем психолого-педагогиче-ских знаний и умений в качестве ценности образовательной практики должен принимать идеи саморазвития, самообразования и самореализации, т. е. ориентацию на управление развитием собственной технологической культуры. Его «педагогическая деятельность становится деятельностью по порождению изменений... по проектированию изменений практики...» [6, с. 30]. Деятельностный подход на основе исследований Б. Г. Ананьева [7], Л. С. Выготского [8] и др. предусматривает не
Рис. 1. Деятельностный этап профессионально ориентированной технологии повышения квалификации
только трансляцию культуры, но и создание условий для овладения образцами и способами мышления и деятельности, развития познавательных сил и творческого потенциала личности обучающегося. Как способ нормирования, перенормирования педагогической деятельности, а также как одна из форм трансляции инноваций для совершенствования технологической культуры в учебном процессе, используется проектный подход, предложенный В. С. Безруковой [9], И. А. Колесниковой [10] и другими практиками и учеными. Проектный подход предполагает построение процесса повышения квалификации в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учителя; вариативность использования психолого-педагогических и специально-предметных знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учителями, которые определяют индивидуальный смысл профессиональной деятельности, ставя собственные цели, проектируя объекты своей профессиональной дея-
тельности, контролируя и оценивая свою работу. Чем больше степень включения учителя в конструирование повышения квалификации, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, выше результат обучения - уровень технологической культуры.
В проведенном нами исследовании операционально-деятельностная направленность образовательного процесса профессионально ориентированной технологии повышения квалификации определяется унифицированной моделью, созданной с учетом базовой профессиональной подготовки учителей (рис. 2).
Поиск дидактических процедур для организации информационного пространства в обеспечении образовательного процесса совершенствования технологической культуры учителей, усвоения профессионального опыта связан с выбором технологий повышения квалификации; форм организации активного взаимодействия преподавателя с
Процессуальный компонент
Учителящ обучающиеся на курсах повышения квалификации
1-й модуль
Малые группы учителей, не имеющие психолого-педагогической подготовки, -обучение в системе переподготовки
2-й модуль
Малые группы учителей, имеющие психолого-педагогическую подготовку, обучение в системе повышения квалификации
3-й модуль
Малые учебные группы, в состав которых для совместной деятельности включены учителя, не имеющие и имеющие психолого-педагогическую подготовку, - для обучения в системе повышения квалификации
Операционально-деятельностная направленность профессионально ориентированной технологии повышения квалификации
Организационно-
методическое
обеспечение
образовательного
процесса
Технологии
повышения
квалификации
Формы организации взаимодействия преподавателя с учителями
Эффективные
методы
проведения
учебных
занятий
Система заданий для
совершенство-ванияуровня технологических _____умений_______
опорные схемы и таблицы; опорные лекции; алгоритмы лабораторнопрактических работ; рабочая тетрадь, учебно-методические пособия; словарь
педагогических
терминов
объяснительноиллюстративное обучение; проблемное обучение с элементами исследования; интерактивное обучение (проблемное и проектное)
инновационная
лекция;
ролевая,
операционная,
деловая игра;
проблемный
диалог;
дискуссия;
круглый стол;
активный семинар;
тренинг
метод анализа
конкретных
ситуаций;
деловые игры на
проектирование,
моделирование,
экспертизу;
учебные
семинары;
учебные
дискуссии;
кейс-метод
постановка и решение
профессионально значимых задач различной степени сложности и инновационного характера
Контрольно-регулировочный компонент
Система коррекции (регулирование процесса преобразования педагогической деятельности)
Теоретические, практические, лабораторные занятия Самостоятельная работа Промежуточные контрольные работы
Анкетирование. Тестирование
Система контроля
Промежуточные контрольные работы Итоговая контрольная работа Педагогический проект Курсовая работа. Реферат. Экзамен
Анкетирование. Тестирование
Рис. 2. Унифицированная модель операционально-деятельностной направленности профессионально ориентированной технологии
повышения квалификации учителей
учителями; методов проведения учебных занятий; системы заданий, направленных на постановку и решение профессионально значимых задач различной степени сложности и характера.
Этот выбор основывается на целостной системе подходов к процессу совершенствования технологической культуры учителя технологии, отражающих протекание объективных законов и закономерностей обучения взрослых. Учитель включается в процесс образовательной деятельности с разной степенью активности. На основе уровней активности обучающихся, представленных в работах Т И. Шамовой [11] и Г И. Щукиной [12], выделяем три уровня познавательной активности учителей: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
Воспроизводящий уровень характеризуется стремлением учителя понять, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы преобразования педагогической деятельности в новых условиях. Творческий уровень предусматривает готовность учителей к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения профессиональных задач.
Исходя из уровней активности учителей, наиболее приемлемыми и эффективными технологиями повышения квалификации учителей технологии в зависимости от квалификационной категории и наличия психолого-педагогических знаний считаем: объяснительно-иллюстративное обучение в сочетании с развивающим, проблемное с элементами исследования и интерактивное обучение: проблемное и проектное.
Объяснительно-иллюстративное с элементами развивающего обучения характерно для учителей с воспроизводящим уровнем активности - без квалификационной категории или со второй категорией, начальным и средним профессиональным образованием (техническим и технологическим), не имеющих базового профессионального педагогического образования. Это учителя со слабой мотивацией к повышению профессиональной квалификации, не желающие выходить на уровень активного самообразования или не знающие и не понимающие путей дальнейшего профессионального развития.
Выбор проблемного обучения с элементами исследования характерен для учителей с интерпретирующим уровнем активности, второй или первой квалификационной категорией, базовым профессиональным технологическим, а также педагогическим образованием. Проблемное обучение с элементами исследования меняет качество организа-
ции образовательного процесса, предусматривает преобразование взаимодействия преподавателя и учителя в субъектно-деятельностные отношения. Это определяется тем, что деятельность преподавателя системы повышения квалификации направлена на актуализацию мотивации учителей, обеспечивающую профессиональное развитие, самообразование, условия для профессионального роста. Образовательная технология, ориентированная на учет личностных особенностей обучающихся, способствует самоутверждению учителя в его профессионально-педагогических ориентирах, социальных, профессиональных, жизненных ценностях и идеалах.
Выбор интерактивного обучения (проблемного и проектного) приемлем для учителей с первой и высшей категорией, профессиональным технологическим и педагогическим образованием, а также в смешанных группах, в которых учителя, не имеющие психолого-педагогической подготовки,
прошли этап переподготовки и получили необходимые для решения учебных проблем знания по психологии, педагогике, дидактике.
Включение учителя в исследовательскую деятельность - проблемные выездные заседания, специализированные семинары, творческие конкурсы, организационно-деятельностные и деловые игры, научно-практические конференции способствует самореализации в процессе повышения квалификации. Это создает предпосылки для самообразования, самовоспитания и творчества в инновационной профессиональной деятельности. Учебный процесс с реализацией интерактивного обучения требует повышенного (творческого) уровня познавательной активности учителей. Занятия в интерактивном режиме обеспечивают такие процессы, как: межличностное, диалогическое взаимодействие «преподаватель-учитель» и «учитель-учитель»; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.
Для активизации деятельности учителей в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования наряду с коллективной и индивидуальной формами выделяем групповую форму организации (работу в малых группах). В конструктивном операционально-деятельностном процессе повышения квалификации учителей технологии реализуется модульный подход. Организация совместной деятельности и общения малых групп учителей на основе наличия или отсутствия психолого-педагогической подготовки происходит посредством трех модулей:
Первый модуль - формирование малых групп учителей, не имеющих психолого-педагогической подготовки, для обучения в системе переподготовки;
Второй модуль - формирование малых групп учителей, имеющих психолого-педагогическую подготовку, для обучения в системе повышения квалификации;
Третий модуль - переформирование малых учебных групп, в состав которых для совместной деятельности включены учителя, не имеющие и имеющие психолого-педагогическую подготовку, для обучения в системе повышения квалификации.
Такой подход объясняется потребностью реализации деятельностной основы повышения квалификации учителей, которая предусматривает совершенствование технологической культуры и требует равнозначной готовности учителей в совместном образовательном процессе. В связи с этим для учителей, не имеющих базовой психолого-педаго-гической подготовки, при повышении квалификации были рекомендованы для изучения следующие темы учебного плана:
- по психологии - «Психолого-педагогические условия работы с детьми с учетом индивидуальных способностей и в зависимости от возрастной сензитивности», «Формирование мотивации учебной деятельности школьников на уроках технологии»;
- по педагогике - «Современные концепции и подходы в реализации технологической подготовки школьников в рамках системы непрерывного образования»; «Проективная и технологическая культура как один из составляющих компонентов общей культуры школьников»;
- по дидактике - «Организация учебно-познавательной деятельности при технологической подготовке школьников».
В этом заключается суть переподготовки учителей, не имеющих базового психолого-педагогиче-ского образования. Проведенная работа позволяет переформировать малые учебные группы и реализовать третий модуль. Содержанием третьего модуля предусмотрена разработка педагогических проектов, что позволяет создать мотивационную включенность в решение вопросов повышения квалификации и перенести большую часть «знани-евой» нагрузки на самостоятельную работу учителей. Соблюдение операционально-деятельностной направленности образовательной практики способствует развитию у учителей познавательной самостоятельности и активности как основы для совершенствования собственной технологической культуры: повышение уровня сложности заданий по ходу курсовой подготовки учителя; разноуровневый подход к составлению заданий; постановка проблемы в содержании и исследовательский характер заданий.
При этом самостоятельные работы репродуктивного характера обеспечивают освоение профес-
сиональных знаний, умений и навыков, а также совершенствование наиболее распространенных способов познавательной деятельности как инструментария преобразующей педагогической деятельности. При выполнении самостоятельных работ исследовательского характера обучающиеся преобразовывают и совершают перенос имеющихся знаний и способов деятельности в новые ситуации, осуществляют самоанализ и самооценку практической деятельности. Повышение роли самостоятельных работ исследовательского характера позволяет учителям непосредственно занять позицию субъекта деятельности, сформировать положительный автономный опыт, повысить уровень готовности к педагогическому исследованию.
В целях повышения уровня познавательной активности учителей считаем наиболее эффективными такие интерактивные технологии, как коллективная мыследеятельность - «форма взаимодействия педагог-учебная группа», протекающая в поисковых созидательных ситуациях. Наиболее полно интерактивное обучение реализуется в инновационной форме повышения квалификации специалистов - комплекса взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющего вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта учителей.
Для осуществления процесса повышения квалификации учителей технологии реализуются следующие формы организации образовательного процесса: инновационная лекция, проблемный диалог, активный семинар, деловая игра. Они обеспечивают взаимодействие преподавателя с учителями, обусловленное профессиональными задачами; предусматривают развитие у обучающихся творческой самостоятельности, познавательной активности. На практических занятиях учителя отрабатывают умения в решении профессиональных задач: методически грамотно определять и анализировать дидактические цели, задачи; выделять структуру урока технологии; выбирать соответствующие формы, методы, средства обучения учащихся; систему оценки, контроля и коррекции учебного процесса. Организация работы в парах и микрогруппах (по 4-5 человек) с «включением» игровой профессиональной ситуации направлена на развитие рефлексии собственной деятельности. Четкое и детальное выявление связей по блокам тематического плана образовательной программы повышения квалификации позволило определить уровень сформированности профессиональных технологи-
ческих умений учителей и уровень усвоения ими материала по каждому модулю образовательной программы. В ходе исследования апробированы методы активного обучения взрослых, применение которых создает условие для проявления активности субъектов совместной деятельности: метод анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение); дискуссия; методы круглого стола; мозговой штурм; деловая, организационно-деятельностная игра; метод игрового и функционального проектирования; глоссирование; кейс-метод [13].
При реализации профессионально ориентированной технологии повышения квалификации важна операционально-деятельностная направленность контрольно-регулировочного компонента образовательного процесса. К системе коррекции для регулирования процесса преобразования педагогической деятельности относятся: теоретические, практические, лабораторные занятия; самостоятельная работа учителей; промежуточные контрольные работы; анкетирование и тестирование. К системе контроля - промежуточные контрольные работы; итоговая контрольная работа: реферат, курсовая работа, педагогический проект (проект урока, рабочей программы, контрольно-измерительных материалов, профессиональный проект - обобщение педагогической деятельности, портфолио учителя), экзамен. В ходе выполнения работы по проектированию учителя с различной степенью активности, личного принятия педагогической ситуации и уровня сформированности психолого-педагоги-ческих умений по-разному включаются в выполнение задания. Наблюдения за работой учителей и анализ их деятельности позволили выделить четыре группы обучающихся и определить меру помощи во взаимодействии «преподаватель - учитель»:
Учителя, участвующие в разработке проекта по необходимости (выполняющие задание по образцу, без рефлексии собственных действий по принципу «не хочу, но надо») - 8.0 %.
Учителя, формально участвующие в разработке проекта (выполняющие задание по заранее заданному алгоритму, имеющие большие трудности из-за несформированных профессиональных технологических умений, с рефлексией собственных действий по принципу «надо, хочу, но не могу») - 27.0 %.
Учителя с преобладающим стремлением выполнить и защитить собственную позицию в представленной разработке и в связи с этим активно нацеленные на выполнение задания с осмыслением собственных действий, но имеющие определенные трудности из-за недостаточно сформированных
профессиональных технологических умений, по типу «надо, хочу, но недостаточно умею» - 52.0 %.
Группа учителей, которые действительно стремятся обогатить свой опыт, пересмотреть позицию, взглянув на себя, как говорят, со стороны, т. е. выйдя за рамки познавательной и профессиональной ситуации, по типу «надо, хочу и могу» - 13.0 %.
В соответствии с выделенной типологией учителей определяется мера помощи преподавателя в совместной деятельности с учителями при разработке педагогического проекта. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход в повышении квалификации: соответствие сложности выполнения заданий уровню технологической культуры учителей технологии.
Мониторинг выбора обучения в процессе совершенствования технологической культуры (по результатам входной и итоговой диагностики) показал: снижение количества учителей, обучающихся в режиме объяснительно-иллюстративного обучения в сочетании с развивающим, с 68.0 % на начало эксперимента до 37.0 % к концу эксперимента; увеличение количества учителей, обучающихся в режиме проблемного обучения с элементами исследования, с 32.0 % на начало эксперимента до 63.0 % к концу эксперимента (рис. 3). Это доказывает положительную динамику устойчивой мотивации учителей к повышению квалификации, а также росту уровня технологической культуры.
10 --------------------------------------
0 ---------------------,----------------
в начале в конце
эксперимента эксперимента
, Объяснительно-иллюстративное
обучение в сочетании
с развивающим
Проблемное обучение
с элементами исследования
Рис. 3. Динамика выбора обучения учителями технологии
Соблюдение конструктивной операциональнодеятельностной направленности повышения квалификации выступает как один из системообразующих факторов совершенствования технологической культуры учителей технологии в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования.
Список литературы
1. Никольская О. Л. Психолого-педагогические особенности подготовки учителей по инновационным технологиям обучения // Вестн.Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. № 1. С. 25-32.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.
5. Маркова А. К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1994. № 9-10. С. 65-67.
6. Прозументова Г. Н., Залевский Г. В. Становление исследовательской культуры педагогов в инновационной практике: психолого-педа-гогические аспекты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. № 2. С. 29-32.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
9. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Кн. 2 / отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2004. 128 с.
10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пос. для высш. учеб. зав. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е
изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 288 с.
11. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
12. Щукина Г. Л. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
13. Слободчиков В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании. 2003. № 5. С. 5-11.
Слепова Е. Б., соискатель, преподаватель.
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Красный проспект, 2, Новосибирск, Россия, 630007.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.01.2011.
E. B. Slepova
OPERATIONAL ACTIVITY FOR IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR TRAINING OF TEACHERS OF TECHNOLOGY
This paper is the result of the creation and implementation of the educational process of establishing additional professional education unified model, which determines the structural operational-activity-oriented technology-oriented professional training, taking into account the functioning basic vocational education teachers. There was examined the activity stage technology-oriented professional training of teachers of “technology”.
Key words: operationally-activity focus of the educational process, the unified model, technological culture.
Novosibirsk Teachers’ Professional Development Institute.
Pr. Krasny, 2, Novosibirsk, Russia, 630007.
E-mail: [email protected]