УДК 378. 140
ББК Ч 45
Л.Я. Калашникова
г. Чита
Профессионально ориентированная подготовка будущего специалиста в цикле предметных дисциплин
В статье рассматривается профессионально ориентированная подготовка будущего учителя технологии на основе образовательного процесса при обучении студентов в курсе «Прикладная механика», моделируется процесс подготовки студентов младших курсов к профессиональной деятельности в условиях работы в современной школе. Уточняется понятие профессионально ориентированной подготовки
Ключевые слова: профессионально ориентированная подготовка учителя, познавательная активность, компетентностный подход, деятельностный подход.
L.Y. Kalashnikova
Chita
Vocational-oriented education of a future specialist in the course of subjects disciplines
The paper deals with vocational-oriented training of a future teacher of Technology and Crafts based on the teaching the course of "Applied Mechanics”. The author tries to model the process of junior students' training for the work in modern school and specifies the notion of vocational-oriented education.
Key words: vocational-oriented training of a teacher, cognitive activity, competence approach, activity approach.
Особое место в профессионально ориентированной подготовке будущего учителя технологии в цикле предметных дисциплин занимает проблема развития познавательной активности и формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.
Профессионально ориентированная подготовка будущего учителя технологии обеспечивается образовательным процессом с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессионально ориентированная подготовка представляет собой определенным образом организованный образовательный процесс по подготовке компетентного специа-
листа, способного решать в будущем профессиональные задачи; профессионально ориентированная подготовка имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие (содержательную, организационно-процессуальную); профессионально ориентированная подготовка должна рассматриваться как особая система, включающая цель подготовки, содержательнопроцессуальный аспект подготовки, результат подготовки; профессионально ориентированная подготовка осуществляется на младших курсах, когда студенты начинают осознавать специфику предметного содержания будущей профессии, овладевают рядом знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности; профессионально ориентированная подготовка является первым уровнем профессиональной подготовки студента в вузе.
Исходя из понятия профессионально ориентированной подготовки, раскроем специфику и особенности этой подготовки на различных уровнях: уровне обобщенного представления профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии в цикле предметных дисциплин и уровне профессионально ориентированной подготовки на примере конкретной учебной дисциплины.
Известны различные подходы к разработке моделей профессиональной подготовки специалистов (Л.А. Бордонская, Н.С. Пурышева,
Н.Ф. Талызина, и др.), на основе которых может быть построена модель профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии [см.: 1; 2; 3].
Профессиональную подготовку будущего специалиста Н.С.Пурышева и Д.В. Чернилов-ский рассматривают как методическую систему, формирующую профессиональную деятельность учителя, основными компонентами которой являются цели и задачи обучения, содержание учебного материала, методы, средства, формы организации обучения, итоговые результаты учебного процесса.
Процесс проектирования модели профессионально ориентированной подготовки будущих учителей технологии к реализации развивающего и образовательного потенциала курса «Прикладная механика» разворачивается в соответствии с определенной логикой: Обоснование модели ^ Создание модели ^ Конкретизация модели ^ Разработка методики профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста в соответствии с полученной моделью.
Обоснование модели профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста определяют: источники подготовки;
факторы, влияющие на профессиональную деятельность; подходы и принципы, определяющие содержание и организацию формирования профессиональной деятельности будущего специалиста; условия, обеспечивающие ее успешность (схема 1).
Источниками процесса профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии будем считать: требования, предъявляемые к современному учителю; содержание профессионально ориентированной подготовки в цикле предметных дисциплин (курс «Прикладная механика»).
Факторами, влияющими на процесс профессионально ориентированной подготовки учителя технологии, на наш взгляд, являются: общетехническая составляющая подготовки учителя, которая необходима студентам для дальнейшего освоения дисциплин предметной подготовки, расширению их научнотехнических взглядов на технологические процессы, природу и общество; личностные особенности студентов.
Методологические основы профессионально ориентированной подготовки будущих специалистов представляют такие подходы, как личностный, компетентностный, деятельностный, контекстный и др.
Условиями, обеспечивающими успешность профессионально ориентированной подготовки будущих специалистов, являются: содержание общетехнического курса «Прикладная механика», ориентированное на профессию учителя технологии; применяемые методы обучения; организация учебно-познавательной деятельности студентов, с целью ее активизации; учебно-материальная база, обеспечивающая учебный процесс по курсу «Прикладная механика».
Личностный подход ориентирует проектирование и организацию учебного процесса на личность студента, опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление). Он требует признания уникальности личности студента и предполагает создание в процессе обучения условий для развития творческого потенциала личности, оказание помощи в становлении обучаемого как субъекта культуры. Личностно-творческий компонент раскрывает, с одной стороны, креативные механизмы овладения будущими специалистами технологической культурой путем ее формирования и самореализации в ней, а с другой — характеризует уровни сформированности у них базовой основы общетехнического знания, технологического мышления и технического мировоззрения.
Схема 1
Обоснование модели профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии
ФАКТОРЫ
Модель профессиональной подготовки будущего специали
ї=
- общетехническая составляющая подготовки учителя;
- развитие научно-технических взглядов на природу и общество;
- личностные особенности студентов
ИСТОЧНИКИ
-требования к современному учителю;
-содержание профессиональной подготовки будущего учителя-технологии;
- цикл предметных дисциплин (курс «Прикладная механика»)
УСЛОВИЯ
- содержание и методы образования;
- организация учебно-познава-тельной деятельности студента;
- материальная база
ПРИНЦИПЫ
-методологические;
-отбора и структурирования учебного материала;
-организации образовательного процесса;
-практической направленности.
ПОДХОДЫ
- личностный;
- компетентностный;
- деятельностный;
- контекстный
Наибольшее распространение в отечественной психологии получила деятельностная теория личности (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Ядром личности и источником ее развития является деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимодействия субъекта с обществом, в процессе которого и формируются свойства личности.
Деятельностный поход вытекает из того, что индивидуальность личности будущего специалиста формируется и проявляется в деятельности. Педагогический процесс обучения строится на целостности и взаимосвязи всех его основных компонентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций,способов регулирования, контроля и анализа достигнутых результатов, который позволяет на основе их личностных качеств выявить возможности формирования профессиональной компетентности студентов. Деятельностный компонент включает в себя совокупность приемов и способов, которыми овладели будущие учителя технологии для осуществления образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы и решения задач обучения и воспитания в процессе преподавания образовательной области «Технология».
Применение компетентностного подхода в процессе профессионально ориентированной подготовки будущих специалистов нацеливает нас на реализацию практической направленности процесса обучения (формирование профессиональной компетентности), на вычленение ряда проблемно-ситуационных задач, широко встречающихся в практике, составлении и ис-
пользовании алгоритма их решения и проектной деятельности.
Контекстный подход позволяет построить процесс обучения будущего специалиста в цикле предметных дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности учителя технологии, применяя соответствующие методы, формы и средства обучения.
Модель профессионально ориентированной подготовки будущих учителей технологии в цикле предметных дисциплин базируется на определенной совокупности принципов. Под принципами будем понимать дидактическую систему основных положений, определяющих содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. В современной дидактике устоялось положение о том, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Современные принципы обуславливают требования ко всем компонентам образовательного процесса — логике, целям, задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов. Сущность принципов образования (обучения и воспитания) была раскрыта в работах Ю.К. Бабанского, А. Дистерве-га, Я.А. Коменского, В.В. Краевского, М.Н. Скат-кина, В.А. Сластенина, К.Д. Ушинского и др.
Специфике и логике разработки модели профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии в цикле предметных дисциплин соответствуют принципы: методологические, отбора и структурирования учебного материала; практической направленности, являющиеся основополагающими для определения содержания и организации образовательного процесса при изучении курса «Прикладная механика». Причем ряд конкретных принципов: интегративности, практической направленности, непрерывности и преемственности, вариативности, может быть отнесен как к принципам отбора и структурирования учебного материала, так и к принципам организации процесса обучения. Кроме того, обоснованные методологические принципы (природосообразности, организации процесса обучения; системности и целостности), являются определяющими при организации всего процесса обучения будущих специалистов [см.: 4].
Раскроем содержание ряда основополагающих принципов, положенных в основу профессионально ориентированной подготовки будущих учителей технологии.
Принцип природосообразности определяет отношение к студенту как к части природы,
что предполагает его обучение и воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Природосообразное обучение учитывает особенности физического развития, состояние здоровья студента, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей в познании, в общении, в творчестве.
Принцип системности и последовательности опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; организованное определенным образом обучение является универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями студентов.
Принцип практической направленности опирается на многие философские, педагогические, психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познаваемой деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное обучение и воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит будущего специалиста к активной преобразующей деятельности; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебновоспитательного процесса, применяемых методов и форм обучения. Особое значение данный принцип имеет в подготовке учителя технологии, так как в предмете его деятельности (образовательная область «Технология») 75% времени занимает практическая работа с учащимися по выполнению материально значимого продукта труда.
Принцип интегративности предполагает междисциплинарную кооперацию научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство дисциплин цикла предметной подготовки.
Принцип непрерывности и преемственности выражает временную и пространственную связь ступеней общетехнической подготовки, ее непрерывность на протяжении всего процесса обучения. В процессе профессионально ориентированной подготовки будущих учителей технологии непрерывность означает поступательное овладение новыми знаниями,
умениями, формирование профессиональной компетентности и личностно значимых качеств. Внутренним механизмом непрерывности является преемственность, предполагающая сохранение на каждом новом этапе базовых знаний, умений и возможности продвижения в профессиональном становлении.
Согласно принципу вариативности, в процессе профессионально ориентированной подготовки будущих специалистов допускается углубление, расширение, дополнение содержательной информации, предполагаются дополнительные варианты ее представления. При организации образовательного процесса студентам предоставляется возможность, в зависимости от уровня теоретической подготовки, интересов и склонностей, выполнять предложенный набор индивидуальных заданий.
Кроме рассмотренных выше принципов, в основу профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии положены принципы отбора и структурирования содержания (научности, генерализации, систематичности и последовательности, наглядности) и принципы организации процесса обучения (оптимального сочетания различных видов познавательной деятельности; применение различных форм, средств и методов обучения; оптимизации обучения с учетом индивидуальных качеств личности).
В основе принципа научности лежит ряд положений: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение студентов системой знаний об объективной действительности. Научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования.
Принцип доступности обучения вытекает из того, что организация и осуществление образовательного процесса должна осуществляться в соответствии с уровнем имеющейся подготовки студентов. Доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения и условий протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией, чем выше уровень подготовки и имеющейся запас представлений и понятий, тем успешнее происходит получение новых знаний; постепенное нарастание трудности обучения и готовность к их преодолению положительно влияют на развитие студентов и формирование определенных моральных качеств. Обучение на оптимальном
уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Я.А. Коменским принцип доступности был сформулирован следующим образом: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Принцип наглядности один из самых известных и интуитивно принятых принципов. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям и наибольшей чувствительностью у большинства людей обладают органы зрения. Информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного кодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
При профессионально ориентированной подготовке будущего учителя технологии необходимо обеспечить студентам: овладение основами общетехнического знания; подготовку к дальнейшему обучению; включение их в деятельность аналогичную деятельности школьника (например, проектная деятельность, выполнение лабораторных работ с элементами проектной деятельности и др.); развитие инициативы и творчества; а также необходимо организовать образовательный процесс на базе современных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения; и включать студентов в деятельность, отражающую специфику деятельности учителя технологии, способствующую формированию их профессиональной компетентности.
Рассмотрение профессионально ориентированной подготовки на теоретическом уровне позволило смоделировать процесс профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии. Модель профессиональной подготовки будущего учителя технологии отражает два уровня: профессионально ориентированный уровень (пропедевтический уровень — обучение на младших курсах); профессионально направленный уровень (обучение на старших курсах), обеспечивающий непосредственную профессиональную подготовку (схема 2).
На первом уровне профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии студенты начинают изучать цикл дисциплин предметной подготовки. Они еще не знакомы с методическими дисциплинами, и имеют слабое представление о будущей профессиональной деятельности учителя технологии, поэтому есть необходимость уже с младших курсов обучения выстраивать образовательный процесс в контексте будущей профессио-
нальной деятельности. На первом уровне начинается изучение общетехнического курса «Прикладная механика», ориентированное на профессиональную деятельность учителя. Знания, умения и профессиональная компетентность, приобретенные в курсе «Прикладная механика» на первом уровне профессионально ориентированной подготовки, закрепляются в результате прохождения студентами технологической практики, которая предусмотрена учебным планом специальности на первом и втором курсах обучения.
Второй уровень профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии (обучение на 4 и 5 курсах) — профессионально направленная подготовка, определяемая ГОС ВПО, обеспечивает включение студента в деятельность в процессе непосредственного освоения элементов профессиональной деятельности на занятиях по теории и методике обучения предмету, изучения предметных, специальных дисциплин и элективных курсов, продолжении образовательного процесса вне стен учебного заведения во время педагогической практики, при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Таким образом, модель профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии в цикле предметных дисциплин
представляет собой модель целостного образовательного процесса, в рамках которого создаются и реализуются условия, способствующие формированию профессиональной компетентности, позволяющие будущему учителю технологии овладеть знаниями и умениями в контексте будущей профессиональной деятельности и реализовать их в дальнейшем при освоении дисциплин предметной подготовки.
Содержательная составляющая профессионально ориентированной подготовки, исходя из понимания содержания образования, включает в себя четыре элемента: знаниевый — знание о мире (природе, технике, человеке) и способах деятельности, обеспечивающий познание мира и его освоение; деятельностный — овладение определенными видами деятельности (предметной, образовательной, профессиональной); деятельностно-творческий — выполнение творческих заданий (теоретические исследования, конструирование); эмоциональноценностный — элемент, обеспечивающий направленность обучения на будущую педагогическую деятельность.
В результате профессионально ориентированной подготовки будущий учитель технологии подготовлен к обучению на старших курсах и решению в будущем профессиональных задач.
Библиографический список
1. Бордонская Л.А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: монография. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 237 с.
2. Калашникова Л.Я. Профессионально ориентированная подготовка будущего учителя технологии в цикле предметных дисциплин (на примере курса «Прикладная механика»): дис... канд. пед. наук. Чита, 2007. 226 с.
3. Пурышева Н.С. Подготовка студентов педвузов к преподаванию физики в дифференцированной школе // Наука и школа. 1996. № 2. С. 15-18.
4. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хих-ловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.174 с.