Научная статья на тему 'Профессионально-образовательные контакты Ирана с Россией в контексте анализа формирования иранской интеллигенции (вторая половина XIX — начало XX века)'

Профессионально-образовательные контакты Ирана с Россией в контексте анализа формирования иранской интеллигенции (вторая половина XIX — начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN-IRANIAN RELATIONS / NATIONAL INTELLIGENTSIA / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATION REFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисова Ирина Дмитриевна, Никонов Олег Александрович

Анализируется проблема формирования национальной интеллигенции Ирана, её деятельности в просветительстве, реформаторстве в образовании, распространении технических и естественнонаучных знаний, в организации светских школ, подготовке профессиональных кадров. Показаны изменения в структуре интеллигенции, отмечена специфика пополнения ее рядов новыми группами, отображено ее участие в общественно-политическом движении страны на рубеже XIX—XX столетий, в ходе конституционной революции 1905—1911 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and educational contacts of Iran with Russia in a context of the analysis of formation of the Iranian intelligentsia (the second half of XIX — the beginning of the XX century)

The article is devoted to the problem of formation of the national intelligentsia of Iran, its activity in enlightenment, reforms in education, in distribution of technical and natural-science knowledge, in the organizations of secular schools, in preparation of professional personnel. Changes in intelligentsia structure are shown, specifics of its replenishment by new groups is noted, its participation in political movement of the country at the turn of the XIX and the XX centuries, during the constitutional revolution of 1905—1911 is displayed

Текст научной работы на тему «Профессионально-образовательные контакты Ирана с Россией в контексте анализа формирования иранской интеллигенции (вторая половина XIX — начало XX века)»

И. Д. Борисова, О. А. Никонов

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ ИРАНА С РОССИЕЙ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ ИРАНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА)

В отечественной исторической литературе отмечалось, что, оказавшись в состоянии глубокого кризиса после двух войн с Россией, Иранская держава предпринимала попытки преодоления устаревших средневековых устоев и изыскивала пути перехода к новым методам экономической и политической деятельности. Интерес общества к опыту развития зарубежных стран пробуждался светскими книгами, издававшимися на персидском языке в Тебризе и Тегеране. Увлеченность технической литературой, медициной, многими естественными науками стимулировала тягу к европейским знаниям. Появлялись мысли о переустройстве страны по западному образцу.

Иранские дипломаты в Лондоне и Париже по поручению своего правительства пытались привлечь европейских специалистов на шахскую службу по организации образовательных центров в Иране. Но европейцы с недоверием отнеслись к таким предложениям. Лишь российская сторона согласилась содействовать Ирану в подготовке кадров для военного, горного дела, технического ремесла и строительства. В образовательных контактах царское правительство видело средство расширения отношений с

© Борисова И. Д., Никонов О. А., 2013

Борисова Ирина Дмитриевна — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Юридического института Владимирского государственного университета.

Никонов Олег Александрович — доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории стран Запада и Востока исторического факультета Московского педагогического государственного университета. vs_memetov@mail.ru

соседней страной. Вскоре в сфере подготовки национальных кадров для Ирана обозначилось столкновение имперских интересов России и Великобритании1.

С середины XIX в. иранское правительство стремилось в лице внешних стран получить партнеров в организации отечественной профессионально-образовательной системы. Видный сановник шахского двора Хаджа Мирза Агаси стал высказываться в поддержку связей с Россией в образовательной сфере. Такие же мысли разделял Мирза Абдуль Касым Ферахани, представитель зарождавшегося просветительского движения. Он одним из первых в стране выступил за распространение светского начального обучения. В народном просвещении он видел путь к освобождению широких масс от невежества. В правительстве Ирана появлялись лица, призывавшие к использованию просветительского опыта России, особенно в подготовке технических специалистов. Такая заинтересованность подкреплялась появлением в Иране казенных мануфактур по производству сахара, текстильных, фарфоровых и хрустальных изделий, в организации горных, медных рудников, угольных копий и т. п. Царское правительство согласилось принимать группы иранских мастеровых людей для знакомства с профессиональным мастерством русских специалистов в областях плавильного, кузнечного и столярного дела, в изготовлении хрустальных и кондитерских изделий. По просьбе шахских властей из России на государственный арсенал Ирана были приглашены опытные специалисты кузнечного, сверлильного, колесного и лафетного ремесла. Затем в Иран прибыл русский военный инженер-полковник Воскобойников для обучения местных мастеровых и ремесленников современному плавильному искусству. В 1843 г. Воскобойников совершил поездку по Астра-бадской и Мазандаранской провинциям, где обследовал состояние рудных месторождений и литейных мастерских. В качестве переводчика у Воскобойникова был специальный представитель шахского правительства Джафар Кули-бек2.

Последовательным сторонником реформ и модернизации Ирана стал Мохаммед Таги-хан Ферахани, известный под именами Амир-Кабира (великого эмира) и Амир-Низама (эмира войска). При шахе Наср эд-Дине он стал первым министром шахского двора (1848—1851). Реформаторские начинания Таги-хана

подчинялись интересам укрепления власти шаха, ликвидации феодального сепаратизма в стране, сохранения целостности, политической и экономической независимости Ирана. Мохаммед Таги-хан был хорошо знаком с реформаторскими идеями своих соотечественников (Абдуль Касыма и др.), с деятельностью российского императора Петра Великого и представителей первого периода Танзимата в Турции, начинаниями Мухаммеда Али в Египте. Он предпринял попытки по созданию сильной армии, подготовке офицерских кадров, развитию военного и гражданского производства, торговли, транспорта и банковского дела Ирана. Для успешной реализации этих проблем возрастала потребность в грамотных и опытных работниках и служащих, технических и управленческих специалистах. Таги-хан пытался внедрить в стране светское судопроизводство и сформировать национальные правоведческие кадры.

В реформаторских планах Таги-хан отводил видное место школьному вопросу. В организации школ европейского образца он видел стимул для учреждения учебно-профессиональных заведений. По его инициативе в Иран были приглашены иностранные преподаватели, а за границу посылались на учебу молодые иранцы. В 1849 г. при его участии в Тегеране приступили к созданию первого в стране высшего учебного центра — Дома науки (Дар-аль-фунун), открывшегося в декабре 1851 г. (уже после отставки Таги-хана) и ставшего, по существу, памятником замечательному представителю иранской интеллигенции нового поколения. Дар-аль-фунун обеспечивал главным образом подготовку офицерских кадров шахской армии и административноуправленческого персонала. Таджикский историк-иранист Д. М. Арнакулова отмечала, что в иранской историографии признается, что основание Дар-аль-фунуна стало результатом посещения Таги-ханом в 1829 г. российской военной академии и других высших учебных заведений в Петербурге3.

Вскоре Дар-аль-фунун превратился в авторитетный центр культурной и образовательной жизни страны, внесший заметный вклад в формирование иранской интеллигенции. Первым директором Дома наук стал известный иранский поэт Реза Кули-хан Хедаят. В учебном центре учащиеся осваивали офицерские и административно-управленческие специальности, овла-

девали знаниями в областях естественных, технических и гуманитарных наук, медицины, искусства. Приглашенные для организации учебного процесса из-за рубежа профессора способствовали переводу учебной, научной и общественно-полезной литературы с европейских языков на персидский. В европейских странах, в том числе и в России, молодые иранцы получали техническое образование. Так, в Горном корпусе (институте) Петербурга получил инженерную специальность иранец Джафар Кули-бек, ставший на родине первым руководителем национальной службы горных инженеров4.

Все реформаторские начинания Таги-хана были свернуты после его отставки и последовавшей в 1852 г. казни. Под давлением шиитского духовенства и феодальной знати сокращались дотации на образование, из-за рубежа отзывались молодые иранцы, обучавшиеся за казенный счет. Образовательные контакты с Россией ограничивались, но полностью не прекратились. Иранская сторона продолжала интересоваться опытом зарубежных стран в сферах производственной деятельности. В 1856 г. иранский посол в Петербурге Махмуд-хан смог добиться согласия царских властей на командирование в Иран восьми русских мас-теров-ткачей (московского и смоленского регионов). Двумя годами позже в Иран из России выехали профессионалы чугунного литья (А. Молодкин, С. Андреев), медного (Ф. Степанов, С. Молодцов), сахарного (А. Савицкий), писчебумажного (А. Пучкин) и шелкомонтажного (А. Николаев) производств5. При участии российских мастеров производства в Иране началось распространение современных технических знаний.

В поддержку популяризации светских знаний выступали группы состоятельных лиц. По инициативе армянского купечества, постоянно проживавшего в Иране, в 1851 г. было открыто Тебризское армянское училище, преобразованное вскоре в гимназию. Мальчики наряду с богословием изучали математику, географию, историю, армянскую литературу, французский, персидский и татарский языки. Девочки имели уроки по Закону Божьему, рукоделию, армянскому и французскому языкам. Армянская община обратилась к российскому консулу с просьбой о содействии в организации преподавания в гимназии русского языка. Шахские власти благосклонно отнеслись к таким начинаниям. По

этому поводу русский консул Ступин писал: «Мы замечаем в характере персидского правительства одно, достойное особого внимания странное соприкосновение двух крайних наклонностей:

1) совершенное равнодушие к образованию своего мусульманского юношества, которое растет как дикий лес в пустыне, и

2) стремление не только разрешить, но даже поощрять образование армянских и других иноверческих детей своих подданных»6.

В 1866 г. российский министр просвещения граф Д. А. Толстой в отчете об организации Московского и Казанского учебных корпусов представил на высочайшее рассмотрение проект об учреждении для детей иранцев в Астрахани школьного учебного заведения — элементарного и начального уровней. Астраханская школа, где преподавание должно было вестись на русском языке, рассчитывалась на детей иностранцев, как постоянно проживавших в Астрахани для торговых дел, так и выезжавших в длительные коммерческие командировки. Министр писал: «Обучаясь нашему языку, сродняясь с нашим просвещением, они могли бы распространять его в своей стране, а это было бы самым прочным и вместе с тем самым дешевым завоеванием на Восто-ке»7. Примечательно, что такое учебное заведение должно стать светским. При большом количестве мулл, считал министр, Коран можно изучать и в домашних условиях. После императорского одобрения проект довели до сведения населения в Астрабаде через управляющего делами иностранцев Неджеф Кули Ага и в Тебризе через старшину российской мусульманской общины8. Однако со стороны иранцев русский проект не получил отклика, поэтому его пришлось отложить до лучших времен.

Процессы модернизации системы образования Иранского государства, начатые Таги-ханом и частично продолженные Ага-ханом Нури, оказались свернутыми при шахе Наср эд-Дине. Шахское окружение не видело смысла в распространении просвещения. Массовая безграмотность помогала шаху удерживать в повиновении население страны. Шиитское духовенство стремилось помешать светскому просвещению. Лишь со стороны иранских просветителей имелись инициативы по распространению грамотности среди иранского населения.

С зарождавшимся просветительством Ирана был тесно связан крупный азербайджанский просветитель-демократ, писатель

и общественный активист Мирза Фатали Ахундов. Он был сторонником перемен в общественно-политическом развитии стран Востока. Как и иранские просветители (Мирза Юсеф-хан Мосте-шар од-Доуле, например), в просвещении и пропаганде научных знаний он видел средство продвижения к политическим реформам, и начинать, по его мнению, следовало с реформ мусульманской письменности. В повести «Обманутые звезды» (1857) Ахундов подверг критике шахский режим, высмеял раболепство аристократии, одобрительно оценил новшества, появившиеся в образовании и обществе Ирана. Литературные произведения Ахундова с интересом встречала иранская общественность. Они оказали влияние на развитие общественной мысли, стимулировали зарождение иранского драматического театра. Широкую популярность получили пьесы Ахундова в переводе на персидский язык Мирзы Джафара Караджадаги9. Новшества отмечались и в других областях культуры. Появлялись художники, получившие образование в Европе. В живопись они вносили элементы новых стилей при отражении современной жизни. Газета «Дневник происходящих событий», появившаяся еще во времена Таги-хана, знакомила читателей с состоянием культуры и образования зарубежных стран. Распространение светских европейских знаний вело к появлению среди интеллигенции идей о возможности преодоления отсталости страны благодаря заимствованию технических достижений западной цивилизации.

В 1865 г. визирь Абдуль Вехаб-хан предпринял попытку создать светскую мусульманскую школу, в которой учащиеся могли бы знакомиться с начальными основами естественнонаучных знаний. Попытка оказалась неудачной, муллы и купеческие старшины отнеслись к ней равнодушно. Визирь говорил: «Никто ничего не пожертвовал, муллы и грамотеи-самоучки заставили народ страшно бояться книжников и фарисеев»10. Другой видный просветитель — Мирза Хасан Рушдие также стремился стимулировать интерес своих соотечественников к знаниям и пробовал в 1887 и 1888 гг. создать в Тебризе светскую начальную школу. Попытки создания светских школ предпринимались и в других городах иранского Азербайджана. В 1897 г. Хасан Рушдие смог учредить светскую школу в Тегеране. Довольно скоро эта школа

превратилась в политический клуб либеральной интеллигенции и антишахской оппозиции11.

Значительную роль в национально-политическом пробуждении иранцев играла эмигрантская газета «Ахтар» (Звезда). Она издавалась в Стамбуле с 1876 по 1896 г., ее редактором был влиятельный просветитель Мохаммед Тахир Табризи. На страницах газеты появлялись статьи с критикой средневековых устоев и выдвигались идеи о демократизации Иранского общества. Авторы статей выступали за создание национальных банков и промышленных предприятий, строительство железных и шоссейных дорог, за развитие национальной системы народного просвещения12. С издательством «Ахтар» в Стамбуле сотрудничали Мирза Ага-хан Кермани, Мирза Хабиб Исфахани и Ахмед Руха, оставившие значительный след в культуре и просветительстве Ирана. При участии иранской интеллигенции в 1898 г. было организовано «Общество просвещения», которое учредило школу иностранных языков в Тегеране и школу политических наук в Тебризе. В поддержку распространения народного просвещения выступали Ходжа Зейя аль-Аблдин, Сеид Джемаль эд-Дин Афгани, Ага-хан Кермани и другие известные просветители. Большую известность получил Мирза Мальком-хан, получивший философское образование в Париже и проявивший себя на дипломатической службе. Некоторое время он преподавал в Дар-аль-фунуне, переводил тексты лекций иностранных преподавателей на персидский язык.

В 1890 г. при его участии было организовано издание ежемесячной газеты «Канун» (Закон), в которой критиковались порядки, царившие при шахском дворе, осуждалась деятельность западных концессионеров и шахского самодержавия за уступки иностранным державам. Мальком-хан пропагандировал идею замены шахской деспотии конституционной монархией, выступал за распространение на родине защиты прав личности и собственности, за проведение реформ, распространение естественнонаучных и прочих светских знаний. В трактате «Дафтари канун» (Свод законов) он предложил создать в стране организованную систему светского образования и считал необходимым учредить министерство просвещения. В интересах примирения светской образовательной системы с утвердившимися вековыми религиозными устоями в образовании, Мальком-хан выступил за сохранение обязательного изу-

чения ислама в начальных и средних светских школах, предлагал создание специальных технологических колледжей с обязательным изучением в них богословских дисциплин13.

Образовательные проекты Мальком-хана игнорировали шиитское духовенство, которое боялось потерять свои позиции в школьном образовании. В светском образовании, заимствовании культурно-образовательных и научно-технических достижений Запада исламское духовенство видело угрозу позициям традиционного ислама. На этой почве появились мотивы к сближению духовенства и консервативных сил страны в вопросах критики либеральной интеллигенции за стремление к переменам в системе просвещения и образования. Радикальные настроения среди иранской интеллигенции окрепли в ходе революции 1905— 1911 гг. Передовая общественность выдвигала требования о введении в стране обязательного и бесплатного образования, об учреждении правительством начальных, средних и высших школ, о принуждении «всех персидско-подданных без различия класса и положения посылать детей для обучения»14. Такую инициативу поддержал меджлис. В ответ на это духовенство развернуло агитацию по дискредитации законодательного органа, который называли «новшеством, заимствованным у иностранцев»15. Появлялись также пропагандистские высказывания о давнем превосходстве иранцев над другими народами, а поэтому считалось, что Иран в состоянии обойтись без заимствований у иноземцев. Критике подвергались начинания меджлиса, особенно в сфере модернизации национального просвещения.

По конституции 1906 г., появившейся на высшем этапе революции, в Иране в 1910 г. было учреждено министерство просвещения, вакфов и изящных искусств, ему предоставлялось право контроля над деятельностью государственных и частных школ. В 1911 г. иранский меджлис принял закон о народном образовании, по которому начальное обучение становилось обязательным. Неоднозначной оказалась реакция на закон со стороны отдельных социальных групп. В частности, раздавались голоса за предоставление каждой национальности права выбора при начальном обучении родного или другого языка. Лишь дальнейшее обучение допускалось на персидском языке. Конституция гарантировала населению свободы просвещения и убеждений. Среди

передовой интеллигенции появлялись призывы к распространению просвещения среди женщин16.

Значительных успехов в преодолении массовой безграмотности Ирану не удалось достичь. Малоэффективными оказались попытки официальных властей в сближении отечественной системы образования с европейскими стандартами. Отношение иранцев к переменам в сфере образования было неоднозначным. Значительная часть иранского общества не воспринимала западную цивилизацию «только потому, что она не иранская». Другая часть общества, представленная формировавшейся интеллигенцией, одобрительно воспринимала опыт стран Запада в образовании, но относилась к нему настороженно17. Почти все иранские просветители конца XIX и начала XX в. выступали с демократическими идеями и критически относились к политике западных держав. Идеи борьбы против реакционных порядков, отсталости и засилья в Иране иностранцев находили отражение в иранской литературе. Видным выразителем радикальных настроений стал поэт Алиб-эль-Мамалек, выступавший с осуждением феодальной деспотии. Критика порядков шахского режима проявилась в иранской прозе. Национальная литература кануна революции 1905—1911 гг. перестает безропотно служить интересам аристократической верхушки и начинает отражать радикальные настроения иранского общества. Ярким выразителем националистических настроений становится литератор Абд-ор-Рахим Талибов, получивший образование в России и ставший крупным просветителем российского Азербайджана. Его литературная и общественная деятельность отличалась гуманизмом и просветительским характером. Но Талибов проявлял склонности к конформизму, продиктованному интересами личной выгоды, карьерными соображениями. Видимо, по этой причине он, как Маль-ком-хан и другие просветители, занял враждебную позицию по отношению к революционному движению, охватившему Иран в начале XX в.18 В иранском обществе начинало преобладать позитивное отношение к перспективам вестернизации конституционного обустройства страны.

О политическом пробуждении иранских интеллигентов и осмыслении ими необходимости освоения достижений европейских стран свидетельствовала деятельность их представителей в

эмиграции (Англии, Франции, Турции, России). Многие из них группировались вокруг оппозиционных газет, на страницах которых содержалась критика капитулянтской позиции шахских властей и косности духовенства. Следует отметить и то обстоятельство, что мыслители и интеллектуалы, пробуждавшие национальное самосознание иранцев, благожелательно отнеслись к русской революции 1905—1907 гг. и оказали влияние на идеологию лидеров иранской конституционной революции 1905— 1911 гг. Во время революции представители иранской интеллигенции проявили себя сторонниками перемен и реформирования государственного строя Ирана. Но преимущественные позиции в иранском обществе сохраняло духовенство. И не случайно, что среди лидеров конституционного движения оказались видные представители шиитского духовенства — аятолла Саийд Мохаммед Тибатаби, аятолла Сайид Абдаллах Бехбахани и шейх Фазла-лах Нури. Поддерживая идею конституции, выдвинутую интеллигенцией, духовные лидеры намеревались подчинить основной закон принципам шариата и установлению в Иране власти исла-ма19. Они стремились сохранить фундаменталистские традиции ислама в обществе, выступали противниками новшеств в образовании, протестовали против введения светского обучения в школах, подчинения государственных и частных школ, кроме медресе, министерству образования.

В ходе революции проявлялась активность национальных интеллигентов, получивших европейское образование. Эти интеллигенты, пробуждавшие национальное самосознание, оказали влияние на идеологию революции 1905—1911 гг. и являлись сторонниками распространения в Иране западных идей и ценностей. Они продолжили политическую деятельность и после революции, но оставались оторванными от массы своего народа.

В начале новейшего времени ряды иранской интеллигенции стали расти, они пополнялись представителями чиновничества, офицерства, учителей, врачей, технических (инженерных) специалистов, юристов, лиц свободных профессий (литераторов, журналистов и др.). Мировоззрение большинства из них формировалось под влиянием западных философских и политических теорий. Они становились наиболее восприимчивыми к светским идеям, и не столько в силу относительно высокого уровня обра-

зованности, сколько в силу интересов и самого их места в общественной структуре. Благодаря их усилиям в Иране развернулась культурно-просветительская работа, распространялись идеи общественного реформаторства, началась разработка идеологии конституционного и национально-освободительного движения20. Современная национальная интеллигенция как общественнополитическая сила находилась в начальной стадии формирования, многим ее представителям пришлось эмигрировать в Европу, некоторые из них оказались в России. В эмиграции они продолжали вести идеологическую борьбу с деспотическим режимом своей страны, резко критиковали его за политические и экономические уступки державам Запада. Передовые, по тому времени, группы национальной интеллигенции получали поддержку среди широких масс населения Ирана.

Примечания

1 См.: Никонов О. А. Научно-культурные аспекты русско-иранских отношений XVIII—XIX вв. : (к вопросу формирования национальной интеллигенции) // Интеллигенция и мир. 2005. № 3/4. С. 87—92 ; Борисова И. Д., Никонов О. А. К вопросу о возникновении англорусского соперничества в образовательной сфере Ирана (конец XIX — начало XX века) // Вестник Владимир. гос. гуманит. ун-та. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2011. Вып. 11 (30). С. 155—159.

2 Архив внешней политики Российской империи (далее — АВП РИ). Ф. 194. Оп. 1. Д. 238. Л. 381—382 ; Никонов О. А. Научно-культурные аспекты русско-иранских отношений XVIII—XIX вв. С. 88—89 ; Овсянников В. И. Восток в общественно-политической мысли России (середина XIX в.) : науч.-аналит. обзор. М., 1990. С. 30—31.

3 Арнакулова Д. М. К вопросу об оценке деятельности Амир-Кабира в современной иранской историографии // Иран : Экономика. История. Историография. Литература : (сб. ст.) / отв. ред. Н. А. Кузнецова. М., 1976. С. 217—218.

4 АВП РИ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 263. Л. 1 об. ; Д. 269. Л. 9 об.

5 Там же. Д. 569. Л. 1—2, 7, 72, 76, 94, 100—102 ; Д. 610. Л. 2—3.

6 Там же. Ф. 144. Оп. 488. Д. 469. Л. 7.

7 Там же. Ф. 194. Оп. 1. Д. 784. Л. 2.

8 Там же. Ф. 144. Оп. 488. Д. 469. Л. 13.

9 Белова Н. К., Никитина В. Б. Иран // Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX — начало XX в.) : очерки по истории общественной мысли народов Востока / отв. ред. Л. Р. Полонская. М., 1973. С. i 16—117, 122 ; Всемирная история : в 24 т. М., 1997. Т. 17 : Национально-освободительные войны XIX века. С. 545.

10 АВП РИ. Ф. 144. Оп. 4SS. Д. 469. Л. 10 об. — 11.

11 Белова Н. К., Никитина В. Б. Указ. соч. С. 122—123.

12 Алиев С. М. К вопросу об общественно-политических связях просветителей Азербайджана, Ирана и Турции во второй половине XIX в. // Иран : Экономика. История. Историография. Литература. С. 116—117.

13 Арнакулова Д. М. Мальком-хан и шиитское духовенство в Иране // Народы Азии и Африки. 1983. № 4. С. 109.

14 Новая история стран Азии (вторая половина XIX — начало XX в.) / отв. ред. В. И. Овсянников. М., 1995. С. Si.

15 Новая история Ирана : хрестоматия / отв. ред. М. С. Иванов, В. Н. Зайцев. М., 1988. С. 219.

16 Там же. С. 319.

17 Гребнев А. М. Иран 60—70-х годов : восприятие буржуазной культуры Запада // Народы Азии и Африки. 1984. № 4. С. 104 ; Новая история стран зарубежной Азии и Африки / гл. ред. Г. В. Ефимов. Л., 1971. С. 436.

18 Агаев С. Л. Иран в прошлом и настоящем : пути и формы революционного прогресса. М., 1981. С. 3S—39.

19 Algar H. Religion and State in Iran (1785—1906) : the Role of the Ulema in the Qajar Period. Berkley ; Los Angeles, 1969. P. 252 ; Arjomand S. A. The Ulama’s Traditionalist Opposition to Parliamentarianism, 1907—1909 // Middle Eastern Studies. 1981. Vol. 17. № 2. Р. 180.

20 Родригес А. М. Особенности развития общественной мысли в странах Востока в эпоху колониализма // Рязанский историк : науч. журн. 2008. № 4. С. 73—74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.