Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий педагог / вуз / общий рост культуры / моральное самовоспитание / future teacher / university / general growth of culture / moral self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Подготовка специалиста в высшем учебном педагогическом заведении определяется тем комплексом требований, которые предъявляет современному педагогу уровень современного научно-технического прогресса, общий рост культуры в стране и развитие общества в целом. Статья посвящена проблеме морального самовоспитания личности будущего педагога. Обосновано значение морального самовоспитания, определена сущность исследуемого понятия, раскрыты подходы к организации морального самовоспитания будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of a specialist in a higher educational pedagogical institution is determined by the complex of requirements imposed on a modern teacher by the level of modern scientific and technological progress, the general growth of culture in the country and the development of society as a whole. The article is devoted to the problem of moral self-education of the personality of the future teacher. The importance of moral self-education is substantiated, the essence of the concept under study is determined, approaches to the organization of moral self-education of future teachers are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

4. Гавриленко, H.H. Цифровая компетентность - ключевой компонент профессионализма переводчика / H.H. Гавриленко // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия: Проблемы языкознания и педагогики. -2018. -№ 3. - С. 139-150

5. Денисов, Д.В. Применение компетентностной модели при обучении безопасному поведению в сети Интернет: прикладная информатика / Д.В Денисов. - 2018. - Т. 13. - № 6 (78). - С. 105-117

6. Мендель, Б.Р. Педагогика: учебное пособие. - 3-е изд / Б.Р. Мендель. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 287 с.

7. Образцов, П.И. Технолдогия профессионально - ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / П.И. Образцов, А.И. Уман, Н.Я. Виленский; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2017.-271 с.

8. Педагогика высшей школы: учебник. - 2 изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2022. - 340 с.

9. Пеша, A.B. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований / A.B. Пеша //Образование исаморазвитие.-2022.-Т. 17,№ 1,-С. 201-220. - DOI: 10.26907/esd.l7.1.16.

10. Плаксина, ИВ. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. / И.В. Плаксина. - Москва: Юрайт, 2018. - 163 с.

11. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]. - Москва: Юрайт, 2018. -90 с.

12. Теория обучения и педагогические технологии: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2020. - 204 с.

13. Токарева, М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность / М.В. Токарева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (52). - С. 133-140. - DOI: 10.52772/25420291 2021 4 133.

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Подготовка специалиста в высшем учебном педагогическом заведении определяется тем комплексом требований, которые предъявляет современному педагогу уровень современного научно-технического прогресса, общий рост культуры в стране и развитие общества в целом. Статья посвящена проблеме морального самовоспитания личности будущего педагога. Обосновано значение морального самовоспитания, определена сущность исследуемого понятия, раскрыты подходы к организации морального самовоспитания будущих педагогов.

Ключевые слова: будущий педагог, вуз, общий рост культуры, моральное самовоспитание.

Annotation. The training of a specialist in a higher educational pedagogical institution is determined by the complex of requirements imposed on a modern teacher by the level of modern scientific and technological progress, the general growth of culture in the country and the development of society as a whole. The article is devoted to the problem of moral self-education of the personality of the future teacher. The importance of moral self-education is substantiated, the essence of the concept under study is determined, approaches to the organization of moral self-education of future teachers are revealed.

Key words: future teacher, university, general growth of culture, moral self-education.

Введение. Современный этап развития человечества ставит перед нами новые проблемы, решение которых невозможно без ответственности человека за свои поступки, без постоянного самовоспитания и самосовершенствования личности, развития творческого потенциала. Что касается будущих педагогов, то настоящие профессионалы могут сформироваться только при условии их стремления к моральному самовоспитанию, самосовершенствованию, преданности своему делу и овладению ими чувства морального удовлетворения от своей работы.

В процессе подготовки будущих педагогов повышается роль их личных усилий в нравственном развитии, которое может быть эффективным при условии принципа «я должен воспитать себя сам».

Проблема морального самовоспитания будущих специалистов привлекала внимание многих исследователей: руководство самовоспитанием студентов (Р.С. Гарифьянов, С.Б. Кабанова, З.С. Сепчева), самовоспитание студентов в связи с подготовкой к профессии педагога (Н.И. Дунина, Б.П. Зязин, С.Б. Елканов, Л.П. Кугукина, Е.А. Попова.), определение места самовоспитание в системе основных факторов формирования личности специалиста в условиях вуза (В.А. Лозовой, Ж.А. Тихончук), нравственное самовоспитание студентов (Беляева В.А., Занина Л.В.), психологические проблемы самовоспитания студентов педагогического вуза (Н.И. Исаева, О.Е. Борденюк, В.Т. Красильников).

Изложение основного материала статьи. Говоря о значимости самовоспитания, И.С. Кон утверждает: «какими бы ни были методы воспитания, они не достигнут цели без активной работы личности над собой» [5, С. 56]. Аналогичное мнение высказывает и В.П. Киселев, подчеркивая: «где нет морального самовоспитания, там вообще нет никакого нравственного воспитания. Никакие меры сами по себе нисколько не меняют человека к лучшему, остаются чем-то для него совершенно внешним, если они не сопровождаются внутренней работой человека над собой, не побуждают его к этой работе» [4, С. 27]. Действительно, без внутренней работы человека над собой невозможно сознательное его воспитание. Собственно процесс нравственного воспитания всегда направлен на то, чтобы побудить личность к внутренней деятельности, которая стала бы такой же потребностью, как и потребность в обучении, труде и других видах деятельности. В этом случае, как подчеркивает И.Д. Бех, речь пойдет о человеке, психологически готовом и способном объективно оценить расхождение между принятой им моральной ценностью и собственным поступком, правильно определив в нем цель, результат, способ действия [2, С. 42]. Таким образом, глубокое осознание будущим специалистом весомости самовоспитания - залог его высокой требовательности к себе, своим поступкам.

Что касается определения самовоспитания, то указанный термин учеными рассматривается как сознательная деятельность человека, направленная на выработку, совершенствование своих качеств в соответствии с социальными и духовными ценностями, ориентациями, интересами, формирующимися под влиянием условий жизни и воспитания [3];

моральное самовоспитание - одно из важнейших условий самореализации внутренних резервов личности: способностей, дарований; трудный процесс преодоления человеком самого себя, связанный со значительными психофизиологическими перегрузками [1]; моральное самовоспитание - это активный, сознательный, целенаправленный процесс формирования и развития положительных и искоренение отрицательных качеств личности в соответствии с общественными потребностями, личными, нравственными идеалами и характером деятельности [7].

Нравственное самовоспитание выступает как целесообразная деятельность личности, направленная на развитие в себе высоких нравственных качеств, как переход на высший уровень индивидуального сознания, самосовершенствование. Основными направлениями самосовершенствования личности по праву считаются овладение умением любить, прощать, творить добро, находить радость в труде, быть милосердным, уметь бороться со злом. На наш взгляд, это актуально и сегодня, позволяет понять будущим педагогам, к чему стоит стремиться.

Самовоспитание требует очень важного стимула - чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желания стать лучше, чем есть на самом деле. По своей сути самовоспитание, как отмечает В.П. Киселев, «предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинству личности» [4].

Моральное самовоспитание будущих педагогов предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, наличие навыков самоконтроля, управление собственными мыслями, чувствами, действиями, умение предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности. Оно происходит в рамках определенного режима, твердой регламентации и уставного порядка, является делом не только отдельного самого педагога, но и коллектива в целом. Индивидуальное и коллективное самовоспитание гармонируют между собой и способствуют выработке профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают чувство взаимной моральной ответственности.

Мы считаем, что побудить к моральному самовоспитанию будущих педагогов может: изучение общезначимых, социально-качественных качеств личности; самопознание, самооценка деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановка целей, создание программ морального самовоспитания, изучение средств, методов самовоспитания; изучение программ самовоспитания выдающихся личностей -представителей выбранной профессии, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания личность усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали, их проявление в сфере выбранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностного содержания, приобретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе, общественной жизни и быту.

Самовоспитание личности начинается с самоосознания - осознания будущего педагога себя как личности, своего места в общественной деятельности. В структурном отношении самосознание - это единство составляющих: познавательной (самопознание), эмоционально-оценочной (самостоятельность) и действенно-волевой, регулятивной (саморегуляция). Ведущей является волевая сфера, которая обеспечивает саморегуляцию внутреннего мира человека, активизирует его деятельность в связи с целями, установками, мотивами поведения, задачами практической деятельности.

Важным этапом в процессе самопознания является самоопределение направленности, темперамента, характера, способностей будущего педагога.

Самоопределение направленности будущего педагога (выборочного отношения к действительности) включает выяснение жизненных целей, идеалов, ценностных ориентаций (в какой области считаю себя знатоком, какие блага хочу иметь, какое положение занимать, чего не хватает для удовлетворения жизнью), ведущих потребностей (чего больше всего желаю, интересы, привычки) и мотивов поведения. Студентов следует побудить к тому, чтобы они задумывались над этими вопросами еще во время обучения в вузе для того, чтобы лучше понимать себя и будущее направление профессиональной деятельности.

Самоопределение типа темперамента будущий педагог должен уметь осуществлять с целью познания и более глубокого понимания себя; внесения коррективов в свое поведение, выяснения того, что препятствует ему в овладении профессиональной деятельностью, общении с людьми; выбора места работы.

Обогащение знаний будущие педагоги должны осуществлять путем постоянного самообразования, эффективность которого достигается на основе систематического дополнительного чтения, опоры на результаты образования, достижения новых знаний, самосовершенствования ума, способностей, умений и навыков путем самостоятельной работы. Источниками самообразования являются научная, профессиональная литература, познавательное общение с коллегами и тому подобное.

Самостоятельность формируется на основе отношения окружающих (коллег, руководителей, родителей) и проявляется в самооценке. Так, педагог с низкой самооценкой чувствует себя неудачником, не хочет браться ни за что новое, поскольку боится, что ничего не получится. Он не терпит риска, потому что не верит в успех, не пытается что-то изменить в своей жизни; уверен, что немногого стоит (достоинство), боится ошибиться, не умеет воспринимать комплименты, в общении с другими беспокоится о впечатлении, которое производит на них, разговорчив и высокомерен, унижен и несмел, пытается руководить другими или впадает от нее в отчаяние.

Педагог с высокой самооценкой наоборот видит себя хозяином положения, понимает, что он неповторимая личность. Рискует, потому что хочет жить насыщенной жизнью, усвоить опыт, который поможет ему морально вырасти. Если его обижают, считает, что это трудности обидчиков, не воспринимает этого всерьез. Характерными качествами являются уверенность, обладающая достаточной ценностью, совершает ошибки и учится на них, спокойно воспринимает комплименты, непосредственен в общении с другими, находится в гармонии с собой, не чувствует преимуществ над другими людьми, беспокоится о эмоциональном здоровье, воспринимает критику как возможный путь к росту.

Отклонение от истины в самооценке немедленно сказывается на профессиональной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает неверие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без правильного отношения к собственной личности не может быть эффективного морального самовоспитания и успехов на работе.

Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет его веру в себя, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется оптимальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений в коллективе, обществе в целом.

В ходе работы над собой будущие педагоги должны прибегать к самоотчету. Развитию этой способности способствует регулярное подведение итогов учебной подготовки; характеристики, отзывы, аттестации, в которых должно проявляться максимум объективности и доброжелательности. Положительную роль в развитии самосознания и морального самовоспитания играют высказывания руководства, коллег. Все это стимулирует ежедневный самооблик и самоотчет будущих специалистов, дает материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой.

Выводы. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию принципиальное отличие человека от всех других живых существ. Самосовершенствование не достигается простым увеличением объема знаний. Человек развивается не количественно, а качественно, если он правильно выбрал дело, которому должен служить. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь при условии, если он сформировался как личность. Быть личностью означает иметь способность ориентироваться в разнообразии знаний и ситуаций и отвечать за свой выбор. Нравственное самосовершенствование будущих педагогов важно рассматривать как имманентно присущее им внутреннее требование, моральную задачу, обусловленную внешней объективной средой, настойчивость профессионально-нравственного бытия и культурного развития человека.

Подводя итоги, следует отметить, что моральное самовоспитание является важным фактором развития личности будущего педагога, оно должно осуществляться на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении, а значит, преподаватели должны акцентировать внимание на значимости морального самовоспитания при преподавании различных, особенно профессиональных дисциплин. Описанный подход к организации морального самовоспитания может быть использован в процессе профессиональной подготовки различных специалистов, в частности работников образовательных учреждений

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого самообразования. Инновационный курс. Книга 2 / В.И. Андреев. - Изд. Казанского университета. - 1998. - С. 16-78

2. Бех, И.Д. Психологические основы нравственного развития личности: Автореф. дис... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Киев. гос. мэд. ин-т им. М.Н. Драгоманова. - К., 1992. - 42 с.

3. Ким, В.А. Процесс духовно-нравственного и патриотического самовоспитания / В.А. Ким, Э.В. Ким, В.В. Ким // Инновационный менеджмент и технологии в эпоху глобализации материалы международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 114-120

4. Киселев, В.П. Нравственное самовоспитание / В.П. Киселев. - М.: Просвещение, 1977. - 130 с.

5. Кон, И.С. Открытие «Я» / П.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 336 с.

6. Нагоева, М.А. Самоподготовка - важнейший компонент работы преподавателя / М.А. Нагоева // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 62-1. - С. 203-205

7. Тихончук, Ж.А. Особенности профессионального самовоспитания студентов первого курса вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1988. - 188 с.

Педагогика

УДК 378:372.851

кандидат физико-математических наук, доцент Высокое Мария Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Солдатова Наталья Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

МАТЕМАТИКИ» В ВУЗЕ

Аннотация. В настоящее время остро стоит вопрос подготовки педагогических кадров, особенно в области математических, точных дисциплин. Требования к подготовке современного учителя математики достаточно серьезные, так как математика является, с одной стороны, достаточно сложной, с другой стороны, наиболее востребованной в текущих условиях. Государство заинтересовано в развитии математического образования, основные направления его развития отражены в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации». В документе прямо указывается, что содержание математического образования в России устарело. Поэтому, чтобы учитель математики соответствовал современным требованиям, ему необходимо изучать современные разделы математики. Для решения данной проблемы можно включить в учебный план подготовки бакалавров дисциплину «Современные направления развития математики». В статье рассматривается, на примере задачи из раздела «Теория игр» предложенной дисциплины, возможность включения современных разделов математики в содержание подготовки современного учителя. Интерес к теории игр связан и с прикладной направленностью этого раздела математики. Задачи прикладного характера позволяют осуществлять межпредметные связи математики с другими науками, такими как экономика, биология, информатика, и т.д., показывают возможность использования аппарата математики в решении практических задач других наук. Это особенно важно в условиях современного образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, учитель математики, теория игр, оптимальное решение, математическая модель.

Annotation. Currently, there is an acute issue of training teachers, especially in the field of mathematical, exact disciplines. The requirements for the preparation of a modern mathematics teacher are quite serious, since mathematics is, on the one hand, quite complex, on the other hand, the most in demand in the current conditions. The state is interested in the development of mathematical education in the country, the main directions of its development are reflected in the «Concept for the Development of Mathematical Education in the Russian Federation». The document states that the content of mathematical education in modern Russia is outdated. Therefore, in order for a mathematics teacher to meet modern requirements, he needs to study modern sections of mathematics. To solve this problem, it is possible to include the discipline «Modern trends in the development of mathematics» into the curriculum for the preparation of bachelors. The article considers, on the example of the task from the section «Elements of game theory» of the proposed discipline, the possibility of including modern sections of mathematics in the content of the training of a modern teacher. Interest in game theory is also connected with the applied orientation of this branch of mathematics. Applied tasks make it possible to carry out interdisciplinary connections between mathematics and other sciences, such as economics, biology, computer science, etc., show the possibility of using the apparatus of mathematics in solving practical problems of other sciences. This is especially important in the conditions of modern education.

Key words: pedagogical education, mathematic teacher, game theory, optimal solution, mathematical model.

Введение. В связи с ростом технического прогресса, науки в нашей стране особое значение приобретает изучение и преподавание математики. Это обусловлено тем, что именно математика является основой для понимания структуры и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.