Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования'

Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1515
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УРОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Татьяна Вячеславовна, Басалаева Наталья Владимировна, Киргизова Елена Викторовна

В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности будущего педагога. Показано, что в теоретическом плане профессиональная компетентность характеризуется наличием и уровнем развития квалификации в деятельности, а в эмпирическом плане - готовностью будущего педагога к решению профессиональных задач разного уровня сложности в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования и представляется как идеальная модель профессиональной компетентности. Делается акцент на то, что для реализации современных ценностей образования необходим новый учитель - педагог-профессионал, поскольку необходимостью становится не трансляция предметных знаний, а умение научить способам их добывания, организовать образование как систему, создающую условия для формирования многомерного сознания, самопроектирования, самоопределения в мировой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Татьяна Вячеславовна, Басалаева Наталья Владимировна, Киргизова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования»

УДК 37.031.1

Захарова Татьяна Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики Лесосибирско-го педагогического института, филиала Сибирского федерального университета, ta.zaharova@mail.ru, Лесосибирск

Басалаева Наталья Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности Лесосибирского педагогического института, филиала Сибирского федерального университета, basnv@mail.ru, Лесосибирск

Киргизова Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики Лесоси-бирского педагогического института, филиала Сибирского федерального университета, evk221161@ yandex.ru, Лесосибирск

профессиональная компетентность будущего педагога

КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИя

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности будущего педагога. Показано, что в теоретическом плане профессиональная компетентность характеризуется наличием и уровнем развития квалификации в деятельности, а в эмпирическом плане - готовностью будущего педагога к решению профессиональных задач разного уровня сложности в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования и представляется как идеальная модель профессиональной компетентности. Делается акцент на то, что для реализации современных ценностей образования необходим новый учитель -педагог-профессионал, поскольку необходимостью становится не трансляция предметных знаний, а умение научить способам их добывания, организовать образование как систему, создающую условия для формирования многомерного сознания, самопроектирования, самоопределения в мировой культуре.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, уровни компетентности.

Zakharova Tatyana Vyacheslavovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science of Lesosibirsk Teacher Training Institute - branch FGAOU VPO «Siberian Federal University», ta.zaharova@mail.ru, Lesosibirsk.

Basalaeva Natalya Vladimirovna.

Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, Dean of the Faculty of Pedagogics and Psychology of Lesosibirsk Teacher Training College - branch FGAOU VPO «Siberian federal university», basnv@mail.ru, Lesosibirsk

Kirgizova Elena Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, the Head of the Chair of Higher Mathematics and Computer Science of Lesosibirsk Teacher Training Institute- branch FGAOU VPO «Siberian Federal University», evk221161@ yandex.ru, Lesosibirsk.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER AS A PROBLEM OF MODERN EDUCATION

Abstract. The article considers the problem of professional competence of a future teacher. It is shown that in theoretical terms of professional competence is characterized by the presence and the level of qualification of the empirical plane - readiness of future teachers to the solution of professional tasks of different level of complexity in dynamic conditions of professional activity in the sphere of education and is presented as the ideal model of professional competence. Focuses on the

fact that the implementation of modern values education need a new teacher - teacher-professional, because the need is not broadcast domain knowledge, and the ability to teach the methods of their obtaining, organizing education as a system that creates conditions for formation of multi-dimensional consciousness, self-projecting, of self-determination in the world culture.

Keywords: professional competence, competence-based approach, the levels of competence.

Изменение целей и ценностей образования влечет за собой изменение не только характера образовательного процесса, но и позиции, и роли будущего педагога в этом процессе. Это предусматривает изменение структуры, содержания и стиля педагогической деятельности будущего педагога. Для реализации современных ценностей образования необходим новый учитель - педагог-профессионал, который должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

- способность разрабатывать и реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способность разрабатывать и реализо-вывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

Следовательно, необходимостью становится не трансляция предметных знаний, а умение научить способам их добывания, организовать образование как систему, создающую условия для формирования многомерного сознания, самопроектирования, са-

моопределения в мировой культуре [1].

Педагог-профессионал - это «человек, хорошо понимающий общие тенденции развития мирового образовательного процесса, своего места в нем и процесс смены образовательной парадигмы; обладающий особым видением человека в процессе развития; понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способный к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя» [9, с. 12].

Перевод содержания и способов образования на интенсивный путь может быть осуществлен при использовании принципов де-ятельностного подхода в образовании. Этот подход ориентирует не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности. Особенность изменений педагогической деятельности будущего педагога адекватно преобразованию педагогической практики заключается в том, что эти изменения должны обеспечить переход от умений ситуативного управления учебной деятельностью к проектно-технологическому и рефлексивному управлению.

Одним из средств модернизации российского образования является компетент-ностный подход, который делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: каким способам деятельности обучать? В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Для того чтобы обеспечить процесс овладения компетенциями, будущий педагог сам должен стать компетентным. Компетентного специалиста отличает критическое мышление: способность среди множества решений выбрать оптимальное, аргументированно опровергать ложные решения, уметь анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию, уметь слушать и понимать своих коллег, уметь четко излагать свои суждения в дискуссиях, аргументировать свою точку зрения, уметь действовать рациональ-

но в конфликтных ситуациях. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях.

Следовательно, компетентность отражает подготовленность специалиста к выполнению определенной деятельности и включает не только когнитивные (навыки, знания), но и некогнитивные (мотивацию, ценностные ориентации, этические установки и т. д.) компоненты. Также компетентность обеспечивает успешность деятельности в современных меняющихся условиях, так как предполагает оценку не уровня усвоения знаний и умений в соответствии с программой, а качеств выпускника, которые могут быть востребованы на рынке труда.

В научно-методической литературе сегодня выделяют следующие уровни компетентности: специальная компетентность как результат специальной подготовки в высшем (среднем специальном) учебном заведении. Отметим, что выпускник должен быть подготовлен так, чтобы по окончании вуза он имел общекультурную подготовку на уровне не ниже требований ФГОС и у него были развиты качества, обеспечивающие возможность успешного освоения, осуществления профессиональной деятельности в образовании, личностного саморазвития, участия в коллективном самоуправлении; квалификация в деятельности как результат освоения технологии профессиональной деятельности на практике и приобретения способности к ее рефлексии (критериальному анализу) в процессе последипломного образования (например, иметь потребность в развитии своих профессиональных способностей; быть уверенным в своей способности развивать себя; уметь критически анализировать себя, видеть свои недостатки; уметь планировать свое развитие; уметь самостоятельно учиться); оргдеятельностная компетентность как результат освоения механизма развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования; профессиональная компетентность как результат освоения специальной деятельности, методов ее критериального анализа и механизма ее развития в процессе непрерывного профессионального образования (вуз-последимпломное образование)

и становление профессионализма в практической деятельности.

Качественное отличие последнего уровня состоит в том, что профессиональная компетентность характеризуется способностью субъекта деятельности квалифицировать свою деятельность. Различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя отражены в работах В. А. Адольфа, Б. С. Гершун-ского, В. И. Климова, А. К. Марковой и др.

Так, Б. С. Гершунский отмечает, что категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу» [3]. С точки зрения А. К. Марковой, под профессиональной компетентностью понимается индивидуальная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии; как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно [8]. Климов Е. А. методологически обосновал профессиональную деятельность человека и определил основные фазы развития профессионала. Отмечая возможность профессиональной компетентности в становлении специалиста, указывает возможные источники противоречий на пути профессионального становления [8]. По мнению Павлютенкова Е. М. профессиональная компетентность является формой исполнения деятельности, обусловленной глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив и т.д., свободным владением содержания своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам, его самооценка, отношение к труду) [14]. Кроме того, Матяш Н. В. считает, что профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления [12].

Различные подходы к толкованию сущности профессиональной компетентности объясняются, очевидно, тем, что определение данного понятия динамично, многогранно. Его значение трансформируется в соот-

ветствии с изменениями, происходящими в обществе, образовании, и рассматривается под разными углами зрения. В теоретическом плане профессиональная компетентность характеризуется наличием и уровнем развития квалификации в деятельности. Она может быть описана качественно как стандарт-рекорд, к которому должен стремиться будущий педагог, как концептуальный проект профессиональной компетентности. В эмпирическом плане профессиональная компетентность характеризуется готовностью будущего педагога к решению профессиональных задач разного уровня сложности в динамических условиях профес-сиональнойдеятельностивсфереобразования и представляется как идеальная модель профессиональной компетентности.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм, как высший уровень выполнения деятельности, обеспечивается (помимо компетентности) профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами [13].

Таким образом, что профессиональная компетентность будущего педагога формируется в процессе образования и базируется на достижениях предшествующих периодов развития личности, тесно связана с ее социальными взаимодействиями и личностными особенностями.

Библиографический список

1. Басалаева Н. В. Образование как пространство становления смыслов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2007. - N° 1. -С. 102-107.

2. Борисенко Е. Н. Формирование компетентности в общении студента вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 124-135.

3. Газизова Т. В. Социально-педагогические предпосылки педагогического обеспечения готов-

ности к проектной деятельности будущих бакалавров педагогики в вузе // Материалы за 9-а международна научна практична конференция, «Бъдещите изследвания». Том 12. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. - 2013. - С.88-91

4. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. - 432 с.

5. Захарова Т. В., Басалаева Н. В. Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №.6. - С. 31-34.

6. Захарова Т. В., Киргизова Е. В., Басалаева Н. В. К вопросу о профессиональной компетентности будущего педагога //Глобальный научный потенциал. - 2013. - №11(32). - С. 7-10.

7. Казакова Т. В. Педагогическая деятельность как профессиональный инвариант образа мира человека // Materialy IX mezinârodni védecko - prakticka konference «Efektivni nastroje modernich véd - 2013». - Dil 32. Psychologie a sociologie: Praha. Publishing House «Education and Science» - С. 7-1.

8. Климов Е. А. Основы психологии. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295 с.

9. Краснорядцева О. М., Морозова В. Е. Пе-

дагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 70 с.

10. Лобанова О.Б, Колокольникова З.У. Ведущие тенденции развития современного мирового образовательного процесса // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука - 2012». Том 7. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. - 2012. - С. 8-12

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.

12. Матяш Н. В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя. -Брянск, 1994. - 160 с.

13. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

14. Павлютенков Е. М. Профессиональное становление будущего учителя // Советская педагогика. - 1990. - №11. - С. 64-69.

15. Погонышева Д. А. Профессиональная компетентность преподавателя аграрного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 4. - С. 38-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.