Научная статья на тему 'Профессионально направленное изучение иностранного языка как фактор успешного развития речевых умений студентов'

Профессионально направленное изучение иностранного языка как фактор успешного развития речевых умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ВОСПРИЯТИЕ / FOREIGN LANGUAGE / SPEECH / SPEECH HABITS / PROFESSIONALLY-FOCUSED PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалых Наталья Анатольевна, Шибанова Елена Александровна, Суркова Людмила Владимировна

Статья посвящена проблеме развития речевых умений и формирования речевых навыков студентов в процессе профессионально направленного изучения иностранного языка. Рассматриваются некоторые психолого-педагогические и методические подходы к усвоению студентами речевого навыка в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSION-FOCUSED STUDY OF THE FOREIGN LANGUAGE AS A BASIS OF THE EFFECTIVE FORMATION OF THE STUDENTS’ SPEECH HABITS

The article deals with the problem of students’ speech habits development during vocationally-focused learning of the foreign language. The authors consider some psychological, educational, and methodological approaches to the speech habits mastering by students during the foreign language study.

Текст научной работы на тему «Профессионально направленное изучение иностранного языка как фактор успешного развития речевых умений студентов»

УДК 378 Чалых Наталья Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета dom-hors@mail.ru

Шибанова Елена Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета dom-hors@mail.ru

Суркова Людмила Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета dom-hors@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Chalykh Natalia Anatolyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the English Language Department, Penza State University dom-hors@mail.ru

Shibanova Elena Aleksandrovna

PhD in the Humanities, Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department, Penza State University dom-hors@mail.ru

Surkova Ludmila Vladimirovna

PhD in the Humanities, Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department, Penza State University dom-hors@mail.ru

PROFESSION-FOCUSED STUDY OF THE FOREIGN LANGUAGE AS A BASIS OF THE EFFECTIVE FORMATION OF THE STUDENTS’ SPEECH HABITS

Аннотация:

Статья посвящена проблеме развития речевых умений и формирования речевых навыков студентов в процессе профессионально направленного изучения иностранного языка. Рассматриваются некоторые психолого-педагогические и методические подходы к усвоению студентами речевого навыка в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова:

иностранный язык, речевая деятельность, речевые навыки, профессионально значимое восприятие.

Summary:

The article deals with the problem of students’ speech habits development during vocationally-focused learning of the foreign language. The authors consider some psychological, educational, and methodological approaches to the speech habits mastering by students during the foreign language study.

Keywords:

foreign language, speech, speech habits, professionally-focused perception.

На современном этапе становления инновационных социально-экономических основ общества одной из актуальных проблем развития высшего профессионального образования является реализация системно-деятельностной модели, требующей перехода от знаниевой технологии психолого-педагогического и методического сопровождения учебной деятельности студентов к компетентностному сотрудничеству, необходимому для формирования практических основ изучаемых студентами учебных предметов. В частности, развитие речевых навыков в процессе овладения студентами иностранным языком.

Реализация системно-деятельностной модели образования не противоречит концепции долгосрочного социально-экономического развития России и позволяет решить проблемы языкового образования. Тем более что стратегической целью государственной политики до 2020 г. в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: обеспечение инновационного характера образования на основе компетентностного подхода; использование современных образовательных технологий, осуществление модернизации системы образовательных стандартов общего и профессионального образования; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров.

Система подготовки будущих учителей иностранного языка должна соответствовать складывающимся общественным отношениям, формировать у студентов готовность и способность адаптации в условиях информатизации профессиональной подготовки, эффективно решать профессиональные коммуникативные задачи, что возможно при условии сформированно-сти речевых навыков студентов факультета иностранных языков в процессе изучения иностранного языка.

М.М. Кашапов отмечает, что обучение - это взаимодействие между обучающим и обучаемым [1]. Процесс обучения иностранному языку представляет собой единство обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов. В процессе обучения учащиеся получают знания об иностранном языке и о способах формирования мысли средствами иностранного языка и формируют навыки и умения, с помощью которых реализуют на практике сформированные студентами общекультурные и профессиональные компетенции.

Эффективность подготовки будущих учителей иностранного языка взаимосвязана с готовностью преподавателя учитывать в процессе взаимодействия со студентами специфику этого предмета. И.А. Зимняя выделяет такие его специфические особенности, как «беспредметность», «беспредельность», «неоднородность» [2]. «Беспредметность» проявляется в том, что иностранный язык является средством формирования и формой выражения мысли об объективной действительности, свойства и закономерности которой являются предметом других дисциплин. «Беспредельность» выражается в том, что нельзя ограничиться лишь одним аспектом, чтобы общаться на иностранном языке. «Неоднородность» проявляется в том, что иностранный язык включает в себя ряд других явлений: языковую систему, языковую способность и т.д.

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез рассматривают владение иностранным языком как многоплановое понятие. По их мнению, основа владения языком - готовность и умение учащегося «...реализовывать с помощью языковых средств предметные знания, обусловленные ситуацией общения; осуществлять адекватное речевое поведение и контроль своих речевых поступков и поступков партнера по общению, использовать в речевой деятельности и понимать при декодировании паралингвистические и экстралингвистические элементы речевого общения» [3, с. 18].

М.В. Ляховицкий выделяет [4, с. 92] профессиональную направленность содержания обучения иностранному языку в вузе, коммуникативную направленность учебно-воспитательного процесса, позволяющую при обучении извлекать информацию, не связанную с изучением самого языка.

В методике преподавания иностранных языков «.утвердилась позиция активного владения языком во всех видах речевой деятельности» [5, с. 17]. Речевая деятельность рассматривается как средство достижения цели обучения иностранному языку - общения на иностранном языке.

В методической литературе выделяют следующие виды речевой деятельности - говорение, слушание, чтение и письмо. И.А. Зимняя отмечает, что говорение и слушание - это основополагающие виды речевой деятельности.

По определению И.А. Зимней [6] виды речевой деятельности определяются по форме общения (устной или письменной) и по характеру направленности речевого действия (от мысли к слову, или от слова к мысли). Она считает, что необходимым условием речевой деятельности является формирование у учащихся потребности говорить на иностранном языке, что предполагает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам.

Для осуществления иноязычной речевой деятельности необходимо формирование речевых навыков и развитие речевых умений, что позволяет студентам общаться с преподавателем и друг с другом на иностранном языке.

Эффективность усвоения речевого иноязычного опыта во многом зависит и от индивидуальных особенностей личности студента, его когнитивных способностей, и от готовности преподавателя к компетентному взаимодействию со студентами. Проведенное исследование показывает, что преподаватель иностранного языка формирует содержание знаний, способствует выработке умений и навыков, оказывает влияние на становление идеалов и жизненных установок студентов. Без учета того, что профессионально значимое восприятие его личности является фактором успешного формирования речевых навыков студентов, возникают трудности реализации данного процесса. Так, в частности, на занятиях по практике языка студенты и преподаватель общаются на иностранном языке. В процессе дидактического взаимодействия преподаватель является речевым образцом. Формирование умений и развитие навыков говорения студентов происходит в процессе межличностного взаимодействия студентов и преподавателя иностранного языка. Этот процесс эффективен, если студенты воспринимают профессионально важные качества личности преподавателя, дают оценку его профессиональным умениям, особенностям поведения и результатам деятельности, отбирают значимые данные, имеющие

для них «сигнальное значение» [7], интерпретируют их и корректирует свое отношение к объекту восприятия с помощью механизма обратной связи.

Таким образом, анализ разработанности проблемы профессионально направленного изучения иностранного языка позволяет сделать следующие выводы:

1. В психолого-педагогическом и методическом знании в качестве специфики иностранного языка выделяется коммуникативная направленность обучения. Для осуществления иноязычной речевой деятельности, получения и передачи информации необходимо формирование речевых навыков и развитие речевых умений студентов.

2. В процессе учебных занятий студенты проявляет готовность к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка, анализируют компетентность педагога во владении языковыми средствами иностранного языка. В условиях отсутствия языковой среды преподаватель является речевым образцом для студентов и способствует эффективному формированию их речевых навыков.

Ссылки:

1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. М., 2006.

2. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности // Общая методика обучения иностранному языку: хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. М., 1991.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М., 2003.

4. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: уч. пособие для филол. спец. вузов. М., 1981.

5. Шамов А.Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения: монография. Н. Новгород, 2000.

6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.

7. Васина Н.В., Бодалев А.А. Познание человека человеком. Санкт-Петербург, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.