Научная статья на тему 'Основные подходы к определению речевого навыка в современном научном знании'

Основные подходы к определению речевого навыка в современном научном знании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2272
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВОЙ НАВЫК / РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННОСТЬ / НАВЫКИ ОФОРМЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ / НАВЫКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SPEAKING ACTIVITY / SPEAKING SKILL / SPEAKING ABILITY / SPEECH HABIT / AUTOMATION / ABILITIES OF LANGUAGE PHENOMENA COMPOSITION / ABILITIES OF LINGUISTIC MEANS USAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чалых Наталья Анатольевна, Шибанова Елена Александровна, Чалых Олег Павлович, Бурякова Ольга Львовна

В статье рассматриваются различные концепции к определению речевого навыка как одного из основных компонентов коммуникативной компетенции студентов. Выделены специальные характеристики, позволяющие определить содержание понятий «навык» и «умение»; анализируются виды речевых навыков. В статье определяются основные характеристики развития речевого навыка и показатели его сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чалых Наталья Анатольевна, Шибанова Елена Александровна, Чалых Олег Павлович, Бурякова Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO THE DEFINITION OF A SPEAKING SKILL IN THE MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article deals with the different concepts to the definition of a speaking skill as one of the basic components of students' communicative competence. The authors highlight the special features making possible to identify the concepts of “skill" and “ability". Different kinds of speaking skills are analyzed. The main characteristics of the speaking skill development and indicators of its maturity are described.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к определению речевого навыка в современном научном знании»

УДК 378 Чалых Наталья Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета

Шибанова Елена Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета

Чалых Олег Павлович

начальник учебной части, заместителем начальника кафедры военной автомобильной техники, ракетно-артиллерийского вооружения и морально-психологического обеспечения войск Пензенского государственного университета

Бурякова Ольга Львовна

доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО НАВЫКА В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ

Chalykh Natalia Anatolyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, English Language Chair, Penza State University

Shibanova Elena Aleksandrovna

PhD in Philology, Assistant Professor, French Language and Methods of French Language Teaching Chair, Penza State University

Chalykh Oleg Pavlovich

Director of Instruction, Deputy Head of Military Vehicles, Missiles, Artillery and Moral-Psychological Troops Support Chair, Penza State University

Bouryakova Olga Lvovna

Assistant Professor, French Language and Methods of French Language Teaching Chair, Penza State University

BASIC APPROACHES TO THE DEFINITION OF A SPEAKING SKILL IN THE MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация:

В статье рассматриваются различные концепции к определению речевого навыка как одного из основных компонентов коммуникативной компетенции студентов. Выделены специальные характеристики, позволяющие определить содержание понятий «навык» и «умение»; анализируются виды речевых навыков. В статье определяются основные характеристики развития речевого навыка и показатели его сформированности.

Ключевые слова:

коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевой навык, речевое умение, автомати-зированность, навыки оформления языковых явлений, навыки использования языковых средств.

Summary:

The article deals with the different concepts to the definition of a speaking skill as one of the basic components of students’ communicative competence. The authors highlight the special features making possible to identify the concepts of “skill" and “ability". Different kinds of speaking skills are analyzed. The main characteristics of the speaking skill development and indicators of its maturity are described.

Keywords:

communicative competence, speaking activity, speaking skill, speaking ability, speech habit, automation, abilities of language phenomena composition, abilities of linguistic means usage.

Формирование общей профессиональной и специальной коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков (далее - ФИЯ) способствует достижению целей деятельности высшей профессиональной школы, определенных в Концепции развития отечественного образования до 2020 г. Основой для этого является развитие прагматического компонента коммуникативной компетенции, который включает характеристики учебного действия учащихся, позволяющие понимать и строить иноязычное высказывание в соответствие с речевой ситуацией и развивать готовность студентов к компетентной профессиональной самореализации. Профессиональная самореализация студентов ФИЯ основана на их готовности к коммуникации, а одним из необходимых условий реализации практических основ дисциплины «Иностранный язык» является формирование и развитие речевых навыков и умений у студентов [1].

В современном педагогическом знании сущность понятия «речевой навык» определяется на основе различных теоретико-методологических подходов. Для анализа данного термина рассмотрим понятие «навык».

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова отмечается, что навык - «действие, доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения» [2, с. 90].

В «Словаре психолога-практика» навык рассматривается как «...действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции и контроля» [3, с. 393].

В психолого-педагогической и методической литературе разграничиваются понятия «навык» и «умение». Так, например, Р.К. Миньяр-Белоручев рассматривает навык как способность автоматизированно совершать действия, а умения - как способность управлять своими навыками для решения задач, возникающих в ходе деятельности [4].

О.А. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд считают, что умение - это внутренняя готовность к выполнению хорошо сформированного, целенаправленного и осознанного действия. Навыком, по их мнению, является внутренняя готовность к автоматизированному выполнению операции [5].

В процессе определения концептуальных основ, проводимого на базе ФГБОУ ВПО ПГУ, определены теоретические основания для прояснения сущности понятия «навык». Данный термин отличается от автоматических действий своей гибкостью, заключающейся в возможности его совершенствования. Навык рассматривается как готовность к автоматизированному выполнению целенаправленного и осознанного действия, а умение - как способность управлять своими навыками. Это способствует развитию компетентного уровня осуществления речевой деятельности [6].

По мнению Н.Д. Гальсковой, речевые навыки являются «.автоматизированными компонентами сознательной речевой деятельности в устной и письменной формах.» [7, с. 133]. Она отмечает, что речевые навыки входят в качестве элементов в состав речевых умений, и относит к ним навыки употребления лексики (лексический), грамматики (грамматический), навыки техники письма (орфографический), произносительный навык. Готовность студентов к их использованию в профессиональной деятельности является показателем сформированности речевых умений говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке. А.А. Леонтьев, в частности, отмечает, что: «Владеть таким умением значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого выказывания задачам общения, употребить самые эффективные (для данной цели и при данных условиях) языковые (да и неязыковые) средства» [8, с. 222].

И.А. Зимняя выделяет два вида речевых навыков:

- навыки оформления языковых явлений: фонетических (произношение фонем, членение фраз, интонирование и т.д.); лексико-грамматических (оформление падежей, родовых, числовых и других отношений) - они являются моторными или двигательными, так как связаны с работой речедвигательного анализатора;

- навыки использования языковых средств для выражения мысли (навык извлечения из долговременной памяти иноязычных слов, навык выбора слов, то есть использование иноязычной синонимии, навык удержания в оперативной памяти определенного количества иноязычных единиц, навык реакции на иноязычный запрос и другие). И.А. Зимняя определяет данный вид навыков как умственные. Она указывает в качестве основных предпосылок процесса формирования прочного речевого навыка целенаправленность; наличие внутренней мотивации и внешней установки; правильное распределение упражнений во время обучения; включение тренируемого явления в осмысленную речевую ситуацию; необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия; понимание общего принципа, схемы действия, в которое включена тренируемая операция; учет влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков. Речевые навыки характеризуются автоматизированностью, устойчивостью, гибкостью, сознательностью [9].

Автоматизированность характеризуется низким уровнем напряженности, отсутствием лишних движений, целостностью и плавностью протекания, определенной скоростью протекания действия. Устойчивость речевых навыков заключается в способности не разрушаться и быть невосприимчивым к негативным воздействиям [10].

Гибкость проявляется в способности переноса навыка в новые ситуации, на другой материал (А.Н. Шамов, Р.К. Миньяр-Белоручев). «Сознательность как качество речевых навыков отрабатывается при понимании того, что тренируется. Для этой цели можно и нужно прибегать иногда к использованию различных правил». По мнению А.Н. Шамова, единство языкового правила и речевого действия обеспечивает успешное формирование речевых навыков [11, с. 27].

И.А. Зимняя выделяет в качестве объективных показателей сформированности речевого навыка внешние критерии: отсутствие ошибок и скорость выполнения отдельных операций; внутренние критерии: отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия и напряжения и быстрой утомляемости [12, с. 211].

Таким образом, в настоящее время в психолого-педагогическом и методическом знании определились следующие теоретические основания к определению речевого навыка. Данное понятие представляется как сложный комплекс автоматизированных речевых операций, как действие, характеризующееся степенью совершенства его выполнения, отличающееся соответствием языковой норме, существенными характеристиками которого являются автоматизирован-ность, устойчивость, гибкость, сознательность. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонентов и такое владение операцией, которое позволяет достичь автоматизации на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами и высокого уровня готовностью к воспроизведению высших показателей.

Ссылки:

1. Сохранов-Преображенский В.В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 162-169.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001. 176 с.

3. Словарь психолога-практика. Минск, 2003. 976 с.

4. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Иностранный язык». М., 1990. 224 с.

5. Артемьева О.А., Макеева М.Н., Мильруд Р.П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. Тамбов, 2005. 160 с.

6. Чалых Н.А., Шибанова Е.А. Методика педагогического сопровождения формирования готовности студентов факультета иностранных языков к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка: учеб.-метод. пособие для студентов отделения французского языка. Пенза, 2011. 82 с.

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 192 с.

8. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999. 365 с.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. 219 с.

10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001. 432 с.

11. Шамов А.Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения: моногр. Н. Новгород, 2000. 152 с.

12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя. 2-е изд. М., 1985. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.