УДК 364.62
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Лариса Александровна РОМАНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор-консультант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены необходимые для социального работника профессионально-личностные качества и умения, в своей совокупности составляющие образ специалиста, готового к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессионализация; социальный работник; профессионально-личностные качества и умения.
Изучение практики социальной работы в России и за рубежом показало, что к претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система отраженных в образовательных стандартах требований к практическому опыту, психологическим качествам личности, ее общему развитию, физическому здоровью, а также (в ряде западных стран) возрастным границам для претендентов.
В этой связи исследователи рассматривают широкий спектр необходимых для профессионала личностных качеств и умений, в своей совокупности составляющих образ
специалиста, готового к профессиональной деятельности.
Вычленяя общие основания исследований, посвященных анализу личностных и духовно-нравственных качеств социального работника, можно заключить, что в отечественной специальной литературе наиболее целостное воплощение данная проблема получила в рамках деятельностного подхода, базирующегося на работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, позволяющего осуществлять анализ разнообразных аспектов профессиональной деятельности и вузовской подготовки будущих специалистов.
И это обоснованно, т. к. сама специфика гуманистически ориентированной профессиональной деятельности предъявляет к специалисту требования, которые относятся, прежде всего, к его ценностно-смысловой сфере, личностным характеристикам, духовно-нравственным качествам, создающим ядро его личности.
Подчеркнем, что требования к духовнонравственным качествам личности социального работника нельзя считать «застывшей догмой», т. к. они определяются условиями культуры современного общества, степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, международными требованиями к квалификации профессионала, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного состояния российского общества.
Большой вклад в изучение и разработку профессионально-личностных качеств социального работника внесли работы С.А. Бели-чевой, В.И. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л. Д. Деминой, И. А. Зимней, В.Н. Келасьева, Р.М. Куличенко, Л.В. Топчего, Т.Д. Шевеленковой, Л.Т. Ши-нелевой, Н.Б. Шмелевой и других российских исследователей.
Значимость профессионально-личностных качеств специалиста подтверждается тем, что их перечень зафиксирован в основополагающих документах, признаваемых профессиональным сообществом социальных работников всех стран: Международной Декларации этических принципов социальной работы, Международных этических стандартах социальной работы, этическом Кодексе Национальной Ассоциации социальных работников США, отечественном Кодексе этики социального работника.
В исследованиях по рассматриваемой проблеме представлены разные позиции относительно требований к профессиональным и личностным качествам социального работника.
Так, в представлениях практических социальных работников, изучавшихся В.Н. Ке-ласьевым, И.В. Яковлевой, Н.М. Полуэкто-вой, Н.В. Старковым, С.А. Васильевым, наиболее важными личностными качествами, входящими в структуру базовых, являются:
- компетентность по широкому кругу значимых проблем;
- высокий уровень общего образования и культуры;
- доброта, любовь к людям, душевность, эмпатия;
- общительность;
- умение правильно понять человека;
- способность поддержать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
- гибкость в принятии решений и их последующем выполнении;
- организационные способности.
Позиция практиков обобщена научным
коллективом под руководством В.Н. Келась-ева, наиболее важные личностные качества социальных работников сведены ими в следующие три группы:
1) профессиональные качества личности - это высокий профессионализм, компетентность в решении разнообразных социальных проблем, высокий уровень образования и общей культуры (в том числе духовной), владение смежными специальностями и знаниями по педагогике, психологии, юриспруденции;
2) гуманистические качества личности -
это доброта, любовь к людям, душевность, доброжелательность, чуткость, отзывчи-
вость, желание принять чужую боль на себя, милосердие, человечность, чувство сострадания, эмпатия;
3) социальные качества личности - они включают коммуникабельность, умение правильно понять человека и поставить себя на его место, гибкость и деликатность, тактичность в общении, умение слушать, способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил, умение вызывать к себе доверительное отношение, организационные способности.
Комплексную разработку профессионально-личностных качеств одним из первых в России провел научный коллектив под руководством С.И. Григорьева в 1991 г. [1], разработавший профессиограммы социального работника. В дальнейшем ее развивали и обогащали многие ученые, в т. ч. группа научных работников Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов под руководством И.А. Зимней [2-3].
В работах научного коллектива И.А. Зимней представлен один из подходов к профессионально-личностным качествам социального работника как субъекта профессиональной деятельности. В соответствии с ним в модели данного специалиста разграничиваются три следующих структурных компонента:
1) собственно личностные характеристики социального работника (одним из определяющих критериев здесь является соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности);
2) компетентность социального работника (включает социальные знания и умения в конкретной области работы и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны);
3) умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения.
Два последних основания детализируются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, умении менять ролевые позиции и отношения, умении облегчать общение, умении формировать новые социальные роли у клиентов и др.
Опираясь на профессиональные качества личности, И.А. Зимняя разработала четырехзвенную сферу деятельностных и интерактивных характеристик социального работника. Деятельностные особенности, в свою очередь, автор разделила на социальноконвенциональные знания и умения, профессиональные знания и умения.
Социально-конвенционал ьные представляют собой знания должностных обязанностей и умение их исполнять: знания нормативно-правовой основы, организации социально-значимой деятельности среди населения, социально-правовую защиту интересов клиента и соответствующие этим знаниям умения (координации деятельности заинтересованных и включенных в данные сферы организаций и др.), умения оформления и ведения документации, контроля над принятием решений по ней.
Группа профессиональных предметных умений включает в себя выработанные на основе знаний умения: диагностирования проблем, определения характера требуемой психологической помощи на основании знаний основных закономерностей развития
личности и др., а также сформированность навыков профессиональной деятельности.
Группа деятельностно-ролевых умений предполагает сформированность умений устанавливать равноправные отношения (с клиентами, коллегами), гибко и произвольно менять ролевые и позиционные отношения, а также формировать новые социальные роли у клиентов.
В группу коммуникативных особенностей И.А. Зимняя включает коммуникативно-информационные и социально-перцептивные умения. Они предполагают: владение культурой межличностного общения; фаси-литативные умения; навыки оптимизации общения с клиентами, представителями различных социальных групп. Особенности социального взаимодействия включают умения: координировать социальные связи и отношения; координировать взаимодействия с разными клиентами на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социальнозначимой информации.
На основе изучения личностных качеств, необходимых специалисту, проведенного Т.Д. Шевеленковой, предложен один из вариантов Квалификационной характеристики социального работника [4]. Автор выделила следующие требования:
- гуманистическая направленность личности;
- личная и социальная ответственность;
- чувство собственного достоинства и уважение личности другого;
- эмпатийность;
- готовность понять другого человека и оказать ему психологическую поддержку, эмоционально-позитивная направленность;
- эмоциональная устойчивость;
- установка на психическое здоровье;
- личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
Личностные качества социального работника разделяют на три группы. К первой группе относят психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность. В третью группу включены психолого-
педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния [5, с. 272-273].
Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).
Ко второй группе относят такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
В третью группу включены: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность; красноречие и др.
Последняя группа качеств трактуется учеными как психолого-педагогическая грамотность. В нее входят: педагогическая наблюдательность, проявляющаяся в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие; педагогическое предвидение как умение увидеть конечный результат предпринимаемых действий; умение провести интервьюирование, создать обстановку безопасности и доверия.
По мнению Е.И. Холостовой, при определении профессионально-личностных качеств социального работника следует выделять следующие их группы:
- психофизиологические;
- психологические;
- психолого-педагогические [6].
Важнейшей составляющей готовности к
профессиональной деятельности являются профессиональные умения, которые выражаются через способы реализации знаний. Их можно охарактеризовать как инструментальную составляющую готовности к профессиональной деятельности. Среди них выделяют следующие умения [7-9]:
- вычленять проблемы клиента;
- диагностировать их;
- определять характер требуемой психологической и иной помощи;
- устанавливать равнопартнерские отношения с клиентом;
- формировать у клиента новые социальные роли.
Следует согласиться с мнением Р.М. Ку-личенко о том, что доминантная сфера применения профессиональных знаний и умений социального работника - ориентация в проблемах социальной диагностики наличной ситуации, и на ее основе - прогнозирования, проектирования и моделирования предстоящего развития и функционирования социальных систем разного уровня (индивида, малой группы, общности).
Социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственнопсихологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Ее
обобщенные результаты составляют социальный диагноз, т. е. научно обоснованное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении (мониторинге) (И.Г. Зайнышев, Р.М. Куличенко).
Социальной диагностика предполагает осуществление специфической научно-
познавательной и поисково-исследовательской деятельности. Подчеркнем, что поисково-исследовательская направленность в работе специалиста по социальной работе отражена в «Квалификационных требованиях по социальной работе».
Так, в числе должностных обязанностей специалиста по социальной работе указаны в качестве обязательных для реализации следующие аспекты деятельности:
- выявлять на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педаго-гической, материальной и иной помощи;
- устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы и учебы;
- выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
- участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, а также приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров.
Таким образом, целевые установки специалиста должны быть сфокусированы на поиск причин социальных аномалий, выявление закономерностей, порождающих трудные жизненные ситуации, конфликты. Следовательно, сама сущность подходов к построению системы социальной помощи (виды, формы, средства, инструментарий) требует культивирования навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам каждодневной практики.
Неоспорим тот факт, что профессионализм необходим социальным работникам для изучения проблемных ситуаций, социального обслуживания различных групп нуждающихся людей, причем содержание их поисково-исследовательской деятельности часто зависит от характеристики этих групп и их социального окружения.
Проблемы личностных характеристик индивида, обеспечивающих его успешность в проектно-исследовательской деятельности, активно изучаются в психологии творчества в аспекте анализа творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, Т.Ф. Базилевич, Д.Б. Богоявленская, А.А Вербицкий, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.).
Необходимые для творческой исследовательской деятельности личностные характеристики условно можно сгруппировать следующим образом: мотивационные, когнитивные, креативные, эмоционально-волевые, инструментальные.
Характеризуя творческую личность, В.Н. Дружинин выделяет следующие ее признаки: наличие мотивации; личностную увлеченность; независимость как ориентацию на личностные ценности, а не на внешние оценки; убежденность.
Превалирующая позиция мотивационного аспекта в творческой деятельности далеко не случайна. Как показывают многочисленные исследования (ДБ. Богоявленская, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, Е.И. Ильин, Г.У. Олпорт и др.), побуждающие эту деятельность мотивы выполняют системообразующую роль. Мотивационный фактор обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средство личностного и профессионального роста, тем самым способствуя профессионально-личностному становлению специалиста. Мы разделяем мнение Х. Гутмана о том, что для полного понимания творческой деятельности необходимо принять во внимание не только включенные в нее мыслительные процессы, но также и динамические силы, которые приводят эти процессы в действие и направляют их к тому, чтобы произвести что-то новое.
Мотив в современной социологической и психолого-педагогической литературе трактуется в нескольких планах:
- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется;
- осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
В качестве основных мотивов, актуализирующих профессиональную деятельность, в особенности ее поисково-исследовательский компонент, называют: творчество из любви к истине; творчество из любви к творчеству; жажда познания; углубление представлений о действительности; желание добиться общественного признания; желание добиться славы; желание содействовать развитию общества; желание открыть новое для человечества; осознание необходимости приносить пользу людям; определенные общественные установки [10].
Перечисленные мотивы объединяют в две группы: мотивы роста (связаны с познавательным и самоактуализационным компонентом) и мотивацию достижения (обусловлены внешними факторами) [11-13]. При этом особо подчеркивается необходимость перехода внешней мотивации исследователя
во внутренний план. Только при этом условии процесс получения, добывания нового знания будет восприниматься им как обязательный, т. е. как личностно значимая деятельность.
В социальной работе наличие мотивов участия работника в творческой деятельности проходит красной нитью через этические требования к профессии, отражая личностную, внутреннюю включенность социального работника в решение исследовательских задач, лежащих в проблемном поле данной профессии.
Таким образом, мы определяем мотивационную сферу будущего социального работника как системообразующий компонент вузовской подготовки, необходимый для формирования готовности к профессиональной деятельности, т. к. именно ее сформиро-ванность обеспечивает развитие духовнонравственных качеств, включающих умственную, волевую и эмоциональную стороны личности студентов, влияя, в свою очередь, на все стороны последующей профессиональной деятельности.
Развивая идеи Т.П. Дьячек, Н.П. Клуши-ной и В.И. Хоменко и используя деятельностный подход, сгруппируем необходимые социальному работнику умения в три группы: аналитические, конструктивные, исполнительские.
Аналитические - это умения анализировать и давать целостную оценку социальной ситуации; вычленять в ней социальную проблему как поисково-исследовательскую; объяснять ее; выявлять ведущие факторы, влияющие на социальное самочувствие клиента; осуществлять ретроспективный анализ форм, методов, средств решения проблемы; намечать пути и способы решений исследовательской проблемы; оценивать последствия исследовательской акции посредством экстраполяции достигнутого состояния на перспективу (прогнозирование развития
личности в социальном окружении и всего социума в целом).
Конструктивные - это умения синтезировать результаты анализа социальной проблемы, определять объект и предмет исследования, формулировать замысел исследовательских действий, его цель и задачи; выдвигать гипотезу; разрабатывать методику, составлять программу исследования; осущест-
влять мысленный эксперимент; прогнозировать последствия принимаемых решений; моделировать ситуации, обеспечивающие саморазвитие личности клиента и окружающего ее социума.
Исполнительские - умения осуществлять проектно-исследовательскую деятельность в целях проверки гипотезы; выполнять теоретическое обобщение экспериментального материала; разрабатывать научно-обоснованные социальные проекты; внедрять их в практику, вовлекая в эту деятельность коллег; информировать о результатах исследования профессиональную и научную общественность.
Знания и умения определяют исследовательскую грамотность социального работника. Исследовательская грамотность - это способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания в процессе профессиональной деятельности.
Социально-экономические изменения,
происходящие в обществе, определенным образом влияют на систему подготовки социального работника, порождая необходимость формирования информационной культуры специалистов.
По мнению И.В. Бестужева-Лады, для современного этапа развития общества характерно изменение «статуса» информации. На наш взгляд, это связано с рядом обстоятельств:
- в условиях повышения степени свободы индивидуумов, регионов, социальных групп информационные потребности людей возрастают;
- возникает рынок информационных продуктов и услуг, расширяются инвестиции с целью получения новой информации, инициирующей процессы создания инноваций, что приводит к увеличению прибыли и ее воздействия на поведение людей;
- устойчивое во времени информационное преимущество отдельных социальных групп или индивидуумов постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество. Таким образом, информационное неравенство способствует усилению социального неравенства;
- возрастают технологические возможности обработки информационных процессов, что обусловлено быстрым развитием
информационно-коммуникационных технологий.
Мы разделяем позицию А. И. Арнольдова в том, что развернутая во времени, во всем многообразии своих проявлений информация направлена на то, чтобы помочь человеку стать личностью, полностью осуществиться и самореализоваться. Но и от человека требуются острота духовного зрения, аналитический подход, преодоление слепой веры во все услышанное, увиденное, прочитанное.
Информация в значительной степени определяется нравственными законами и не может существовать без моральной основы. Усвоение и ранжирование человеком информационных ценностей - это социальнодейственный процесс, направленный на активизацию личности, на воспитание способности и умения применять полученную «информацию-знание» в своей жизни. Оно - в интересах самого человека - должно быть активным, избирательным, оценочным,
обеспечивающим его интеллектуальное развитие; оно зависит от многих социальных и культурных факторов, индивидуальных особенностей личности, ее ценностных ориентаций. Все это выдвигает особенно острую сегодня необходимость формирования культуры восприятия информации.
Это, в свою очередь, вызывает необходимость более глубокого исследования выбранной проблемы с учетом существующего противоречия: между объективной необходимостью заинтересованности социальных работников в умении выполнять профессиональную деятельность на основе средств информационно-коммуникационных технологий, способности ориентироваться в постоянно изменяющемся обществе, с одной стороны, и отсутствием модели формирования их информационной культуры - с другой.
1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Опыт разработки профессиограммы социального работника // Социальные службы / под ред. Л.Г. Гусляковой, Л.М. Полотовой. Барнаул, 1991. С. 22-23.
2. Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России / отв. ред. И.А. Зимняя. М., 1992. С. 85-91.
3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемы подготовки специалистов) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79-82.
4. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа / отв. ред. И.А. Зимняя. М., 1992. Вып. 2. С. 8-15.
5. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.
7. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.
8. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.
9. Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М., 2000.
10. Дьячек Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика. Тамбов, 2002.
11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
12. Климов Е.А. Психологический профессионализм. Москва; Воронеж, 1996.
13. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М., 1999.
Поступила в редакцию 19.11.2011 г.
UDC 364.62
PROFESSIONAL PERSONAL PORTRAIT OF SOCIAL WORKER
Larisa Aleksandrovna ROMANINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor-Consultant of Social Work, Juvenology and Management in social sphere Department, e-mail: [email protected]
The article considers necessary for the social worker's professional and personal qualities and skills that together constitute an image specialist, is ready for occupation.
Key words: professionalization; social worker; professional and personal qualities and skills.