Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики'

Особенности подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1132
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Андрей Викторович

Рассматривается процесс подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики как важнейшей составляющей повышения качества профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики»

тивные группы, педотряды, волонтерские отряды и т.д.). Так, волонтерский отряд «Феникс» активно участвует в проведении благотворительных концертов в детском доме № 2, интернате для незрячих и слабовидящих детей и др.

Результатом управления качеством образования на факультете искусств является формирование компетентности всех субъектов управления. Компетентность будущего педагога-музыканта при эффективном управлении качеством образования на факультете искусств определяется как личностно-деятельностное образование, отражающее развитие мотивационно-ценностной, методолого-методической, организационно -конструктивной, профессио -нально-коммуникативной и исполнительской компетенций, детерминированное формированием необходимых знаний и умений для творческого саморазвития.

Таким образом, авторская модель является ориентировочной основой для организации управления качеством образования на факультете искусств, она носит гибкий, вариативный характер.

Разрабатывая инновационную модель, мы основывались на следующих ее характеристиках: а) конкретность (индивидуальность); б) образность (это объект, которого нет в действительности); в) прогнос-тичность (задает желаемый результат — промежуточный или конечный); г) объяснительный характер (она объясняет, как изменится структура управленческой деятельности). При создании модели нами также учитывались такие требования к ее качеству, как научная обоснованность, четкость структуры, технологичность, наличие педагогически целесообразной деятельности и обеспечение функционирования. Она имеет преднамеренно ограниченный выбор характеристик управления качеством образования, обусловленный целью исследования и парадигмой современной педагогической науки.

Литература

1. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984.

2. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. М.: Нар. образование, 2000.

3. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход // Труды исследовательского центра / под ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготов. специалистов, 1995.

4. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1978.

А.В. ВАСИЛЕНКО (Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Рассматривается процесс подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики как важнейшей составляющей повышения качества профессионального образования.

Повышение качества высшего профессионального образования рассматривается сегодня как одна из важнейших проблем развития современного общества, успешное решение которой требует повышения роли и значимости учителя, качества подготовки студентов педагогических вузов, в частности, подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики. В процессе профессиональной подготовки специалист получает высшее профессиональное образование и готовится занять определенное место в структуре социальной жизни общества. Результатом профессиональной подготовки являются система специальных знаний, умений и навыков, качеств личности выпускника, его трудового опыта, готовность к практической профессиональной деятельности, в нашем случае - в сфере молодежной политики.

В эпоху глобальных реформ, происходящих в российском обществе, складываются непростые взаимоотношения госу-

© Василенко А.В., 2008

дарства и молодежи, оказавшейся уязвимой в сложившихся обстоятельствах, сталкивающейся с целым рядом проблем: отрицание прежних целей, ценностей и углубление деформации в ценностных ориентациях; смена приоритета образовательной и трудовой мотивации с личностной и профессиональной самореализации на высокооплачиваемую работу; снижение социального статуса, порождающее эскалацию социальной напряженности молодежи и пр. Существующие социально-экономические условия постсоветского периода не создают гарантий для осуществления молодежью прав на охрану здоровья, получение полноценного образования, трудовую занятость, рациональный досуг, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие, не обеспечивают реализацию социального потенциала молодежи, не отвечают насущным потребностям демократического и рыночного развития российского общества.

Проблемы молодежи в современной России определяют ведущие направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Однако нынешняя молодежная политика государства, с точки зрения ее реального влияния на жизнь молодежи, оценивается как недостаточно эффективная.

В то же время в сфере молодежной политики сегодня наметился переход от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, политические, социокультурные, психолого-педа-гогические взаимоотношения. Законодательная база в сфере молодежной политики постоянно совершенствуется. Региональная молодежная политика в современных условиях все более ориентируется на институционализацию, актуализируя закономерную потребность в специалистах, которые могли бы квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность в данной области. В сфере молодежной политики сегодня все более приветствуются социально полезная деятельность молодежи, общественно значимые инициативы молодежных, детских общественных объединений; содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг молодежи; обеспечение

условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Новые реалии требуют переосмысления сущности подготовки будущих специалистов социальной работы, направленной на формирование у студентов готовности к практической профессиональной деятельности в сфере молодежной политики не через инструментальные и функциональные характеристики, а как многогранной системы отношений взаимодействующих субъектов - государства и молодежи по принципу «помощь для самопомощи», позволяющей преодолеть технократический подход в сфере молодежной политики.

На современном этапе профессиональная подготовка специалистов социальной работы осуществляется в условиях разработки нового государственного стандарта, в рамках вхождения России в Болонский процесс, модернизации высшего образования, обусловленной переходом к личностно-гуманитарной парадигме (Е.В. Бонда-ревская, В.В. Зайцев, В.И. Данильчук,

B.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), реализацией принципа непрерывного педагогического образования (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, Е.Н. Шиянов и др.). Эти тенденции обусловливают изменение как целевых, так и процессуальных характеристик учебного процесса: ориентация не только на знаниевые, но и, прежде всего, на развивающие, воспитательные задачи в образовании, включение в содержание образования личностного опыта студента, уменьшение количества времени на аудиторную работу и, соответственно, увеличение доли самостоятельной работы студентов, использование эффективных педагогических технологий - проектных, диалоговых, игровых, компьютерных.

В настоящее время имеются труды, раскрывающие философию и методологию образования (И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бон-даревская, В.С. Гершунский, В.В. Давыдов,

Э.Д. Днепров, В. В. Краевский, В.А. Сластенин, П.Т. Щедровицкий и др.).

Общие аспекты профессионального образования в области социальной работы раскрываются в исследованиях С.А. Бели-чевой, В.Г. Бочаровой, А.А. Вербицкого,

C.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В. Масленниковой, В.А. Никитина, Л.Я. Олифе-ренко, А.В. Старшиновой, О.В. Симен-Северской, Р.М. Куличенко, Б.Ю. Шапи-

ро и др.; частные - в работах Н.Ю. Клименко, М.А. Ковальчук, Е.А. Кучукян, Е.Н. Львовой и др.

В то же время контент-анализ научных работ, посвященных организации подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики, показал отсутствие специальных исследований, рассматривающих закономерности данного процесса.

Проблемам молодежи как особой социально-демографической группы посвящены работы В.Н. Боряза, И.М. Ильинского,

С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Ф.Р. Филиппова, В.И. Чупрова и др. Исследования этих авторов в основном направлены на анализ положения молодежи в социальной структуре общества.

Ценностные ориентации молодежи в различных сферах жизнедеятельности, факторы, оказывающие влияние на их формирование, освещаются в работах В.В. Гав-рилюк, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского, Н.А. Свиридова, А.В. Соколова,

Н.А. Трикоз, В.И. Чупрова, А.И. Шенд-рика и др.

Кроме того, различные подходы к концептуализации молодежной политики в европейском контексте содержатся в работах М. Бэнкса, М. Бэнтона, К. Валля, Д. Катлера, Л. Крисхолма, Р. Макдональда, И. Рихтера, П. Уиллиса, А. Фурлонга, Т. Халла и др. Так, П. Лауритцен, Г. Уильямсон, Г. Холл на основе анализа положения молодежи в европейских странах обосновали необходимость перехода от ресурсно- и проблемно-ориентированной молодежной политики к интегрированному подходу.

Существенно обогащает методологию и методику изучения проблем молодежи и молодежной политики стремление отечественных исследователей к соблюдению принципа системности и комплексности в изучении молодежи (Б.М. Айзенкоп, В.В. Гаврилюк, Е.В. Головина, Л.Ж. Кара-вановай, В.К. Криворученко, А.А. Мальцев, Е.Р. Мкртчян, С.Н. Першуткин, И.П. Савченко, И.П. Смирнов, Е.Г. Слуцкий и др.), молодежных движений (С.В. Алещенок, С.В. Баринов, В.К. Криворученко, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин), гражданской идентификации (Н.А. Головин, Е.Н. Степанова и др.), самоопределения молодежи (С.Н. Иконникова,

В.Т. Лисовский), духовного становления

студенческой молодежи (С.Н. Никитенко), образовательных стратегий (П.И. Бабочкин, Л.А. Гегель, И.В. Гудовский, В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич).

Молодежная политика, относящаяся к социальной сфере, является важнейшей составной частью политики государства и общества и призвана содействовать решению проблем молодежи. Молодежная политика представляет собой систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, ответственного участия в становлении общества в России. Повышение значимости молодежной политики связано с приобретением ею адресности, направленности на интересы молодежи, идеи гражданского общества, ориентированного на государственную поддержку молодежи.

Анализ работ, посвященных исследуемой проблеме, позволил нам сформулировать определение понятия «сфера молодежной политики» - это комплексное и междисциплинарное явление (область), на которое направлена профессиональная деятельность специалиста социальной работы. В содержательном плане сфера молодежной политики раскрывается через ряд положений таких научных областей, как социология, психология и педагогика; социальная педагогика (взаимодействие молодежи и образовательных учреждений); социология молодежи; социальная работа с молодежью.

Молодежная политика в соответствии с Законом «О государственной молодежной политике в Волгоградской области» основывается на следующих принципах: координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, организаций, в том числе общественных объединений, граждан в сфере молодежной политики; участие молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики, программ и иных мероприятий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области по вопросам, затрагивающим права и законные ин-

тересы молодых граждан; инвестирование, кредитование, субсидирование и другие формы государственных мероприятий по поддержке молодых граждан в целях выравнивания стартовых возможностей для их жизнедеятельности и самореализации, реализации общественно полезных инициатив молодых граждан и молодежных объединений; содействие юридическим и физическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Для успешной реализации молодежной политики, являющейся частью социальной политики государства и общества, важно, чтобы вышеназванный закон и другие законодательные акты были подкреплены организационными мерами. В социальной сфере механизмом реализации молодежной политики является социальная работа.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в характеристику понятия «социальная работа» исследователями вкладывается различный смысл. В зависимости от подхода к организации практической социальной работы по-разному определяются цели. Цель социальной работы как профессиональной деятельности определяется в соответствии со спецификой научного подхода к практике социальной работы конкретного общества, государства.

В рассмотрении социальной работы как профессиональной деятельности исследователи выделяют основные направления, в которых она рассматривается как вид социальной деятельности, осуществляемой профессионально подготовленными специалистами и волонтерами, направленной на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующую им в этом [4: 325]; особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле социальная работа выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального кон-

струирования, обеспечения преемственности в развитии, в чем и заключается ее непреходящее значение для общества в целом и отдельных социальных групп и индивидов, в частности [4: 23]; деятельность по организации «личностной службы помощи человеку, которая основана на альтруизме и направлена на облегчение повседневной жизни людей, попавших в кризисную ситуацию, и кардинальное решение их проблем» (Ш. Рамон, Т. Шанин и др.).

По своей аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, связанной с отношениями типа «человек - человек». Ее непосредственный субъект - это специалист социальной работы, который осуществляет все многообразие функций социальной работы, обеспечивая психологическую поддержку, правовую и административную защиту, коррекцию поведения и др. Это специалист, который по мировым стандартам может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства (управление, материально-техническая и правовая помощь нуждающимся, подготовка специалистов по социальной работе). Такой специалист в силу вышеизложенного должен освоить в процессе подготовки большой и разнородный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений в области координации, управления, организации, диагностирования, анализа проблемных жизненных ситуаций, коммуникации, коррекции и реабилитации.

Таким образом, подготовка специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики должна стать одним из приоритетных направлений деятельности органов, работающих с молодежью, основным звеном, системообразующим компонентом комплекса мер по повышению социальной защищенности молодежи, удовлетворению ее потребности в разнообразной помощи, социальных услугах.

Литература

1. Зимняя, И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс / И.А. Зимняя // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в Рос-

сии: материалы координац. совещания. Москва, 12 - 14 окт. 1992 г. / отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1992. Вып. 6. С. 85 - 91.

2. Куличенко, Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России : учеб. пособие / Р.М. Кули-ченко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р.Г. Державина, 1997.

3. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов : учеб. пособие / В.А. Никитин. М.: Моск. пси-хол.-соц. ин-т, 2002.

4. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997.

Л.З. СТУКОЛОВА ( Самара)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Рассматривается стержневая проблема профессионального образования и педагогики -проектирование профессиональной деятельности и адекватного ей содержания подготовки специалиста, в частности, менеджера.

Целевым ориентиром проектирования педагогических систем управленческого образования выступает прогностическая модель специалиста. За ее основу мы принимаем обобщенную модель профессиональной деятельности. Анализ и отражение профессиональной деятельности в модели позволяют адекватно проектировать содержание подготовки менеджеров.

Педагогический проект всегда заключает в себе систему планируемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей. В проектировании удовлетворяются необходимые требования, предъявляемые к специалисту и его профессиональной деятельности.

Проведенный нами анализ показал, что в условиях новых социальных и экономических реалий теория и практика менеджмента претерпевают существенные изменения. Ряд прогрессивных исследователей в области менеджмента считают необходимым и уже свершающимся эволюционный переход от менеджмента, основанного на

принципах авторитарной власти, к лидерству на ценностной основе. Соответственно, востребован новый тип менеджера -способный выполнять традиционно сложившиеся функции управления и готовый к освоению качественно новых функций. Такой специалист владеет знаниями, помогающими лучше понимать действительность, интеллектуально, психологически, профессионально хорошо подготовлен к переходу на новую парадигму научного и практического мышления, способен к аналитическому мышлению, логическому анализу (на примере принятия решений), имеет развитую интуицию и воображение. Это резко повышает значение субъективного фактора, а вместе с тем - и роль личностного выбора. Будущее за теми менеджерами, кто способен синтезировать знания, представлять мир как единое целое, рассматривать себя не как отдельную индивидуальность, а как часть этого целого.

Такой подход предъявляет новые требования к проектировнаию содержания образования, важнейшими из которых являются проблемность и комплексность. Во-первых, содержание дисциплины должно строиться вокруг решения реальной, значимой и достаточно сложной задачи. Во-вторых, эффективные образовательные программы имеют компоненты, ориентированные как на совершенствование профессионализма, так и на развитие личности обучаемого.

Кроме того, проектирование содержания профессионального образования менеджера должно носить опережающий характер. В этом направлении определились два основных подхода.

Первый подход предполагает, что проект формируется с точки зрения того, какой должна быть профессиональная деятельность менеджера в системе сложившихся тенденций. В этом случае ее содержание как бы динамично проецируется в будущее. Достигается это путем вскрытия основных тенденций, закономерностей развития профессиональной деятельности в прошлом и настоящем и перенесения этих закономерностей в будущее. Основная слабость такого подхода в том, что прогнозы выражают объективный характер уже известных тенденций, когда процессы идут «своим чередом», без вмешательства человека.

© Стуколова Л.З., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.