ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Л.Н. Плоткина
В статье в рамках вопроса профессионально-личностного становления будущего специалиста информационных технологий рассматриваются основные проблемы, сопровождающие данный процесс в современном образовательном пространстве. Также представлены сущность сценарного подхода и обоснование его применения к анализу полученных в ходе исследования эмпирических данных по рассматриваемому вопросу.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление, информационные технологии, образовательное пространство вуза, сценарный анализ.
Vocational and personal formation of an IT specialist: psycho-pedagogical aspect. The article (within the framework of the question of vocational and personal formation of a perspective IT specialist) deals with the main challenges that accompany this process in the modern educational environment. It also represents the essence of the scenario approach and justification for its application to the analysis of the empirical data obtained in the course of study in question.
Key words: vocational and personal formation, information technology, educational environment of a higher school, scenario analysis.
Глобальные преобразования в обществе в значительной степени обострили проблему адаптации личности к социальным условиям. Сложившаяся за последнее десятилетие социально-экономическая ситуация требует от зрелой личности проявления не только навыков адаптации, но и высокоэффективного профессионализма, включающего раскрытие инновационного, творческого потенциала, умения работать с нарастающими потоками информации. В данной статье проанализированы современные пути подготовки преподавателей и формирования исследовательской компетенции у студентов [10,11]. В работе использован анализ использования зарубежного опыта подготовки инженеров и опыта проектирования педагогических тестов на базе математических методов [12,13].
При этом становится все более очевидным факт влияния информационных технологий (ИТ) на темпы общественного прогресса [6].
В свою очередь, стремительное ускорение развития ИТ-индустрии существенным образом актуализировало потребность в разработке соответствующих нормативных документов и учебно-методических рекомендаций для высшей школы, позволяющих готовить высокопрофессиональные кадры специалистов в сфере информационных технологий в соответствие с требованиями бизнес-сообщества, государственных учреждений, военных подразделений и научно-исследовательских организаций. Существуют по сути два принципиально различных подхода к определению содержательных и процессуальных компонентов образова-
тельных стандартов предназначенных для вузовской подготовки квалифицированных ИТ-специалистов [3].
Современные руководители организаций все более настойчиво предлагают академическому сообществу прислушаться к их видению того, какова должна быть структура программ профессиональной подготовки ИТ-специалистов. Содержательная ценность этих предложений заключается в том, что они исходят от потенциальных работодателей и, по сути, основаны на практи-ко-ориентированом анализе специфики внутриорганизационных и межорганизационных ИТ-коммуникаций [8].
Современная вузовская система подготовки специалистов в области информационных технологий должна ориентироваться на некий, достаточно устойчивый «проф-эталон», подстраивая содержание спецкурсов и семинаров под наиболее ожидаемые и важные в современных организациях информационно-технологические компетенции. С учетом высоких темпов развития информационных технологий, которые наблюдаются в последние годы, система подготовки будущих ИТ-специалистов должна носить опережающий характер. В противном случае, их профессиональные компетенции и личностные качества будут постоянно отставать от нарастающих внутриорганизационных требований и ожиданий.
Подписание Россией Болонской декларации предполагает наличие гуманизации образовательных процессов не только в рамках гуманитарных, но и технических специальностей. Не случайно все последние годы наблюдается поиск путей интеграции в рамках высшей школы компетентностного и личностно ориентированного подходов [1]. Данная тенденция подразумевает
включение в состав базовых компетенций будущих ИТ-специалистов таких личностных свойств, как способность к саморазвитию, стремление к самосовершенствованию, рефлексивная самокритичность, направленность на развитие профессиональной этики. В свою очередь, современные требования к будущему специалисту информационных технологий все больше активизируют задачу подготовки целеустремленной и прагматичной личности, проявляющей компетентный уровень профессиональной культуры, высокоадаптивной к складывающимся в социальном и профессиональном сообществах нормам и ценностям, обладающей способностью конструктивно преодолевать стрессовые ситуации. Это подтверждается высокими темпами информатизации коммерческих и государственных учреждений, которые актуализируют задачу обеспечения оптимальными условиями процесса профессионально-личностного становления студентов ИТ-специальностей.
К настоящему времени многие зарубежные исследования по проблеме профессионально-личностного становления специалистов в области информационных технологий сводятся к разработке диагностических критериев для определения соответствующих организационно востребованных характеристик, что значительно сужает сущность проблемы. В результате чего, опираясь на накопленный в зарубежной и отечественной науке опыт исследований по вопросу профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов, мы должны признать, что дальнейшее развитие концепций их профессионального становления возможно только при условии непосредственного изучения и анализа тех
изменений, которые происходят в их практической деятельности, в так называемых «полевых» условиях, то есть в современной организационной среде.
Как показывает практика последних лет, процесс освоения новых специальностей, включая сферу ИТ-индустрии, должен быть тщательно исследован в целях установления значимых условий и факторов, определяющих успешность адаптации студентов в образовательном пространстве вуза и, как следствие, успешность их профессионального и личностного становления. Данный процесс был рассмотрен нами в многомерном ракурсе с учетом всех внешних составляющих образовательного пространства вуза и индивидуальных факторов, связанных с мотивами выбора будущей профессиональной деятельности, знаниями и способностями, влияющими на дальнейшее самоопределение студентов.
Во всех случаях освоения новой, еще не до конца «обкатанной» в образовательном пространстве специальности, трудно определить режим оптимального протекания профессионально-личностного становления студентов и границы ответственности между представителями вузовского образования и самими обучаемыми. Именно поэтому в числе важнейших задач, поставленных и решенных нами в рамках исследования, оказался системный сбор и анализ эмпирических данных, раскрывающих как объективные тенденции и закономерности, так и субъективные представления обучающих и обучаемых относительно наиболее значимых составляющих учебного процесса и всей системы психолого-педагогических мер, способствующих раскрытию их личностного и профессионального потенциала.
Как свидетельствуют полученные нами эмпирические данные, в современной практике подготовки будущих ИТ-специалистов встречаются повторяющиеся сценарии их профессионально-личностного становления. Каждый из избираемых сценариев является следствием сложного взаимодействия индивидуальных особенностей студентов и внешних условий, заданных особенностями образовательного процесса в вузе, на факультете, а также требований, диктуемых рынком труда. При выборе успешных сценариев профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов имеет место согласование исходной профессионально-личностной самоидентификации и содержания образовательных программ в области ИТ-индустрии. При выборе неуспешного сценария такое согласование отсутствует.
Сценарный подход к анализу эмпирически полученных данных имеет достаточно глубокие традиции в практике психологических исследований, что позволяет использовать уже зарекомендовавшие себя методические разработки и понятийный аппарат для понимания закономерностей профессионально-личностного становления ИТ-специалистов.
Как известно, в основу сценарного подхода заложена идея о возможности и целесообразности выделения из всего многообразия развития событий наиболее часто встречающихся вариантов, имеющих некие критически важные сходные характеристики. Наиболее ярким примером полномасштабной реализации сценарного подхода в аспекте психолого-педагогической проблематики является трансактный анализ, разработанный Э.Берном и его коллегами [2]. Согласно Э.Берну, жиз-
ненный сценарий может быть понят как существующая в нашем подсознании программа индивидуального развития, которая формируется в раннем детстве. Эта программа, как правило, разворачивается постепенно на протяжении многих лет, проявляется в процессе социальных интеракций человека и в минимальной степени подчиняется его воле. Так называемый «сценарный анализ» применяется в психологии для большего понимания мотивов поведения людей, объяснения необъяснимых, на первый взгляд, поступков и, что наиболее важно, для корректировки непродуктивных, но периодически повторяющихся когнитивных и поведенческих стереотипов. В своих работах Э. Берн отмечает, что «сценарные элементы» в большей или меньшей степени присутствуют во всех сферах жизни современного человека, включая, конечно, и такие сферы, как образовательная деятельность личности и её профессиональное становление.
В отечественной психологии за последние годы также был проведен ряд исследований, основанных на применении сценарного анализа, среди которых наиболее близким к рассматриваемой нами проблеме является исследование, проведенное Ю.С. Тюнниковым и М.А. Мазниченко [4]. Как подчёркивают авторы, результаты их исследования показывают, что в процессе взаимодействия преподавателей и студентов вуза «наиболее масштабным, определяющим сценарием является сценарий становления профессионала, в рамках которого выстраиваются более частные сценарии: учебной и исследовательской деятельности, самостоятельной работы, межличностного взаимодействия с конкретным преподавателем, межличностных вза-
имоотношений в студенческой группе, овладения конкретной учебной дисциплиной и другие» [9].
Как отмечается в работах зарубежных (Э. Берн) и некоторых отечественных (Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев) исследователей, при всей потенциальной бесконечности сценарных прогнозов, (что определяется числом выбранных переменных и исходно заданными ограничениями модели), в практике сценарного анализа наиболее часто встречаются классификации, включающие 3-4 сценария [5].
Так, например, в исследовании Ю.С Тюнникова и М.А. Мазниченко выделены три «типовых сценария» становления профессионала [5]:
• Непродуктивный;
• Низкопродуктивный;
• Высокопродуктивный.
Основанием для выделения указанных сценариев являются личностные установки студентов по отношению к образовательному процессу, которые варьируются от полного отрицания значимости получаемой профессиональной подготовки до высокого уровня субъективной оценки получаемых знаний и максимального принятия ответственности за конечный результат обучения.
При всей практической ценности данной сценарной классификации стоит заметить, что она является предельно обобщенной, универсальной по отношению ко всем направлениям профессиональной подготовки и, как следствие, не может в полной мере отражать интересующую нас специфику профессионального становления будущих ИТ-специалистов. Поэтому на этапе обработки эмпирических данных нами была разработана собственная версия сценарного анализа, учитываю-
щая особенности профессионально-личностного становления студентов, обучающихся основным ИТ-специальностям.
Осмыслив ранее разработанные методы сценарного анализа, мы классифицировали полученные показатели профессионально-личностного становления каждого задействованного в исследовании студента по следующим 4-м компонентам:
1) «побудительная компонента» -причины и факторы, обусловливающие студентом выбор того или иного сценария профессионального самоопределения и становления;
2) «ментальная компонента» -личностные смыслы, индивидуальные нормы и установки, которые регулируют отношение студентов к образовательному пространству вуза;
3) «процессуальнаякомпонента» -особенности взаимодействия студента с педагогическим коллективом и сокурсниками, наиболее типичные для него ролевые позиции;
4) «результативная компонента» - влияние индивидуальных установок и предпочтений на конечные результаты образовательного процесса и будущую профессиональную карьеру студента.
Ориентируясь на указанные компоненты при анализе данных эмпирического исследования, мы исходили из предположения о закономерной взаимосвязи между ответами, полученными на соответствующие 4 вопроса:
• каковы причины (доминирующие мотивы) совершённого выбора сферы ИТ-индустрии как области профессиональной самореализации, и каким образом они связаны с общим развитием личности студента;
• каковы индивидуальные представления студента о социальной значимости и востребованности осваиваемой им ИТ-специальности и предопределяющие его отношение к образовательному пространству вуза;
• каковы повторяющиеся сценарии взаимодействия студента со сверстниками и преподавателями с учётом личных особенностей (возможных трудностей) освоения ИТ-специальностей;
• каковы конечные результаты процесса профессионального и личностного становления будущего ИТ-специалиста.
Первичный анализ данных, позволяющих найти ответы на поставленные вопросы, позволил нам обнаружить среди респондентов различные варианты - сценарии профессионального становления будущих ИТ-специалистов. Впоследствии нами был проведён углубленный анализ с целью установления ключевых критериев, позволяющих выделить наиболее типичные сценарии профессионального становления студентов ИТ-специальностей. В качестве таковых критериев выступили:
• успешность учебной деятельности будущих ИТ-специалистов;
• эмоционально-когнитивная оценка будущей профессии.
Первый критерий позволяет дифференцировать студентов по успешности освоения знаний в области будущей профессиональной деятельности (успешные/неуспешные), второй - показывает эмоционально-когнтивную оценку студентом выбранной профессии (наличие интереса/отсутствие интереса). Поскольку данные критерии отражают различные аспекты профессионально-личностного становления, то они являются достаточно автономными и, в то
же время, комплементарными, то есть взаимодополняющими. Их дихотомические комбинации позволили нам обнаружить 4 принципиально отличных сценария профессионально личностного становления:
1. Сценарий максимальной включенности в образовательный процесс (успешный/интересующийся);
2. Сценарий формальной включенности в образовательный процесс (успешный/ неинтересующийся);
3. Сценарий амбивалентной включенности в образовательный процесс (неуспешный/ интересующийся);
4. Сценарий отчужденного пребывания в образовательном пространстве вуза (неуспешный/неинтересующийся).
В данном аспекте следует добавить, что сценарии профессионально-личностного становления не могут разворачиваться вне определенных пространственно-временных рамок. По сути такого рода сценарии всегда есть результат встречи или столкновения личности с некими заданными извне пространственно-временными параметрами, требованиями, границами. Данная трактовка предполагает, что поступки и реакции личности, наблюдаемые на протяжении многих лет, могут быть осмыслены, как имеющие внутреннюю связность и устойчивую предопределённость этапов. Это значит, что при всяком целенаправленном изучении достаточно продолжительных по времени форм деятельности (включая учебную деятельность) можно обнаружить: начальный этап «сценарной завязки», этап прогнозируемого развития событий и завершающий этап «финальной развязки» [7].
Отметим, что процесс профессионально-личностного становления будущих специалистов в контексте ву-
зовской подготовки и, длящийся, как правило, от 4 до 6 лет, включает все три указанных этапа. Между событиями, связанными с поступлением в вуз, первичной адаптацией вчерашнего абитуриента и «финальной развязкой», выраженной в таких событиях как получение диплома, приглашение молодого специалиста на работу и т.п., можно обнаружить цепь вполне закономерных и экстраполируемых на все последующие поколения причинно-следственных связей. Таким образом, понятие «сценарий» вполне обоснованно может быть применено к объяснению наиболее часто встречающихся вариантов протекания профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов в период их обучения в вузе.
Исходя из вышесказанного, образовательное пространство вуза может рассматриваться как пространство, задающее студентам необходимость выбора сценария их профессионально-личностного становления. Следует также заметить, что применение сценарного подхода к исследованию профессионального становления будущих ИТ-специалистов позволяет выделять наиболее устойчивые, а значит предсказуемые линии поведения и реакции обучаемых, возникающие под влиянием ограничений, требований и стимулов, исходящих из локального образовательного пространства вуза.
Как показал анализ полученных эмпирических данных, выделенные выше сценарии профессионально-личностного становления имеют различную частоту встречаемости среди будущих ИТ-специалистов (Рисунок 1).
Как видно из рисунка, первый сце-нарийявляетсяпреобладающим(47,8% -
149 человек) среди всех сценариев. Второй сценарий характерен для 17,3% респондентов (54 человека), представителями третьего сценария стали 23,1% (72 человека), к четвертому сценарию были отнесены 11,8 % (37 человек). При этом следует заметить, что частота встречаемости сценариев среди студентов младших и старших курсов не имеет значимых различий. Следовательно, данное соотношение сценариев характерно для всех студентов ИТ-специальностей. Видимо, уже к началу обучения в вузе у человека на основе предшествующего опыта складывается
некая установка на успешность в учебе, которая впоследствии реализуется с относительным постоянством. Что же касается интереса к выбранной профессии, то он также обусловлен либо сознательным предпочтением изучаемой специальности, либо определен другими, как правило, внешними мотивами (совет родителей, все равно, куда идти и т.д.), которые не всегда осознаются. Соответственно, сам факт того, что человек является студентом того или иного вуза (факультета) не всегда связан с позитивным отношением к получаемой специальности.
Рис. 1. Сценарии профессионального становления студентов ИТ - специальностей
1 - сценарий максимальной включенности в образовательный процесс.
2 - сценарий формальной включённости в образовательный процесс.
3 - сценарий амбивалентной включённости в образовательный процесс.
4 - сценарий отчуждённого пребывания в образовательном пространстве вуза.
Итак, в ходе полученных в результате проведенного исследования данных, можно выделить следующие, наиболее яркие, характеристики каждого из выделенных сценариев профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов:
- для студентов, реализующих 1-й сценарий, характерно следующее сочетание индивидуально-личностных особенностей: установка на приобретение позитивного опыта в учебной деятельности, преобладание внутреннего локус-контроля, доминирование внутренних мотивов в сфере профессиональных интересов, стремление к самоуважению и способность к творческому восприятию процесса обучения. Им также свойственны способность к пониманию сложной информации, систематичность в подготовке к занятиям в вузе, конструктивные отношения с однокурсниками и педагогами.
Для будущих ИТ-специалистов, реализующих 2-й сценарий, характерны: высокий уровень самоорганизации в подготовке к занятиям, высокий уровень ответственности за результаты учебной деятельности при недостаточном интересе к содержанию будущей профессиональной деятельности. При явном стремлении к выполнению всех требований образовательного процесса и высоких оценках со стороны преподавателей, они всё же испытывают некоторые трудности в восприятии получаемой профессиональной информации, что, вероятно, является одной из причин неудовлетворённости результатами учебной деятельности, характерной для представителей данного сценария.
В тех случаях, когда профессионально-личностное становление будущего ИТ-специалиста протекает по 3-му сценарию, как правило, обнаруживают-
ся следующие индивидуально-личностные характеристики: наличие явного интереса к получаемой специальности и установки на овладение практическими навыками будущей профессиональной деятельности с целью скорейшего получения финансового вознаграждения. Однако при этом у них относительно низкая успешность обучения, что обусловлено недостаточным уровнем самоорганизации и низкой мотивацией к получению теоретических знаний. Их также характеризует средний уровень удовлетворённости отношениями с преподавателями на фоне позитивных отношений с однокурсниками.
Студенты, которые отнесены в ходе нашего исследования к 4-му сценарию, характеризуются сочетанием таких индивидуальных особенностей, как преобладание внешнего локуса контроля, низкая самоорганизация учебной деятельности, отсутствие стремления к профессиональному и личностному саморазвитию, что находит отражение в стабильно низкой успеваемости. Для них также свойственны значительные трудности в восприятии профессиональной информации, изложенной научным языком, неудовлетворённость отношениями как с преподавателями, так и с однокурсниками, а также выраженное разочарование в получаемой профессии.
Следует также подчеркнуть, что каждый из избираемых сценариев является следствием сложного взаимодействия индивидуальных качеств студентов и внешних условий, заданных особенностями образовательного процесса в вузе, на факультете, а также требований, диктуемых рынком труда. При выборе успешных сценариев профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов имеет
место согласование исходной профессионально -личностной самоидентификации и содержания образовательных программ в области ИТ-индустрии. При выборе неуспешного сценария такое согласование отсутствует.
Литература:
1. Азарова Р. Н, Борисова Н. В., Кузова Б. В. Проблемы качества образования. Материалы ХУ11 всероссийской научно-методической конференции. - Москва-Уфа // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
2. Берн Э. Исцеление души. Трансак-ционный анализ в психотерапии. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 272 с.
3. Грин Н.М. О профессиональных стандартах в области ИТ. - Шр://Ыс^. Ьште88-апа1у81:лп1Ъ/оаи1:Ьог/.
4. Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей / Ю.П. Поваренков // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. - М., 1991.
5. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Сценарный подход в социальном познании // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. -С. 21-28.
6. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины / И.В. Соколова // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. - М., 1995. - №4.
7. Стюарт Я., Джойнс В. Современный Трансактный анализ. - СПб., 1996.
8. http://www.it-academy.ru.
9. http://www.oim.ru
10. Кирилова Г.И. Подготовка преподавателей к организации проектной исследовательской деятельности студентов. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. -Т.3. - №3. - С. 109-116.
11. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистров первого года обучения. // ВестникКазанскогогосударственногоэнер-гетического университета. - 2009. - Т.2. -2-нет. С. 113-119.
12. Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р. Перспективы использования зарубежного опыта подготовки инженеров в Российской системе профессионального образования. // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2006. - №5-6. -С. 85-92.
13. Матушанский Г.У., Бакеева Р.Ф. Проектирование педагогических тестов на базе математических методов. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - Т.2. - №2. -С. 81-91.