Научная статья на тему 'Анализ профессионально-личностного становления будущих специалистов в области информационных технологий в аспекте сценарного подхода'

Анализ профессионально-личностного становления будущих специалистов в области информационных технологий в аспекте сценарного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / SCENARIO ANALYSIS / VOCATIONAL AND PERSONAL FORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATIONAL FIELD OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плоткина Лилия Николаевна

В статье раскрывается сущность сценарного подхода к анализу профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов. Теоретически обосновывается авторский опыт применения сценарного подхода к анализу полученных в ходе исследования эмпирических данных; отмечается, что сценарии профессионально-личностного становления не могут разворачиваться вне определённых пространственно-временных рамок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плоткина Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the scenario (modelling) approach to the analysis of the professional and personal formation of prospective IT professionals. Under this aspect there is presented a theoretical foundation of the author's experience in applying the scenario approach to the analysis of the empirical data gathered in the course of study. It is also noted that the scenarios of the vocational and personal formation can not evolve beyond certain spatial and temporal limits.

Текст научной работы на тему «Анализ профессионально-личностного становления будущих специалистов в области информационных технологий в аспекте сценарного подхода»

УДК 159.92

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АСПЕКТЕ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА

Л. Н. Плоткина

Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий (филиал Пензенского государственного университета)

E-mail: lin68@bk.ru

В статье раскрывается сущность сценарного подхода к анализу профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов. Теоретически обосновывается авторский опыт применения сценарного подхода к анализу полученных в ходе исследования эмпирических данных; отмечается, что сценарии профессионально-личностного становления не могут разворачиваться вне определённых пространственно-временных рамок. Ключевые слова: сценарный анализ, профессионально-личностное становление, информационные технологии, образовательное пространство вуза.

An Analysis of the Vocational and Personal Formation of Prospective Professionals in the Field of Information Technology under the Aspect of the Scenario (Modelling) Approach

L. N. Plotkina

The article reveals the essence of the scenario (modelling) approach to the analysis of the professional and personal formation of prospective IT professionals. Under this aspect there is presented a theoretical foundation of the author's experience in applying the scenario approach to the analysis of the empirical data gathered in the course of study. It is also noted that the scenarios of the vocational and personal formation can not evolve beyond certain spatial and temporal limits.

Key words: scenario analysis, vocational and personal formation, information technology, educational field of the higher school.

Высшее профессиональное образование становится всё более сложным и в то же время всё более значимым в современных условиях социальным институтом. При этом следует отметить, что процесс получения профессионального образования рассматривается современными учеными и как процесс социокультурной адаптации молодого поколения, построенный на деятельности личностно-ориентированного характера. Большинство авторов сходятся во мнении, что качественное профессиональное образование может быть получено только в рамках специально организованного образовательного пространства, включающего некий «обязатель-

ный набор» условий для профессиональноличностного становления обучаемых (А. Г. Ас-молов, А. А. Бодалев, С. Д. Резник).

В заданном выше ракурсе представляется необходимым выявить и проанализировать «обязательные» условия профессионально-личностного становления будущих специалистов информационных технологий (ИТ) в аспекте социокультурных и профессиональных задач, определяющих структурную и содержательную составляющие образовательного пространства.

В контексте проблематики построения образовательного пространства будущих ИТ-специалистов нерешенным остается вопрос о взаимосвязи детерминант их психического развития и таких личностных образований, как ценности, интересы, личностные смыслы, определяющие субъективную значимость профессии. Иными словами, современным ученым еще только предстоит выяснить, какую роль в сценариях профессиональноличностного становления ИТ-специалиста играют так называемые «естественные», наследственные факторы, а какую роль социально приобретенные, в том числе - ценности, усваиваемые через образовательное пространство вуза. Вместе с тем следует признать, что сценарии профессионального становления ИТ-специалистов в современном вузовском пространстве выявляются в результате целенаправленного воздействия на студентов со стороны педагогического сообщества и могут быть скорректированы только при использовании действенной модели психолого-педагогической поддержки профессионального обучения.

© Плоткина Ё. М., 2011

Как известно, термин «жизненный сценарий» вошёл в общее понятийное поле психологии из психодинамически ориентированного трансакционного анализа (ТА). Создатели ТА Э. Берн и К. Стайнер, в свою очередь, позаимствовали это понятие из теории и практики театрального искусства. Следует отметить, что в ТА понятие «сценарий» фактически получает весьма специфическую трактовку, как «план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала»1. Согласно Э. Берну, жизненный сценарий, по сути, вписывается в наше подсознание в раннем детстве и затем постепенно, на протяжении многих лет, разворачивается. Весьма заметно он проявляется в социальных интеракциях человека и в минимальной степени подчиняется его воле.

Трансакционный или «сценарный анализ» применяется в психологии, чтобы лучше понять мотивы поведения людей, объяснить необъяснимые, на первый взгляд, поступки и, что наиболее важно, для корректировки непродуктивных, но периодически повторяющихся когнитивных и поведенческих стереотипов. Э. Берн отмечает, что «сценарные элементы» в большей или меньшей степени присутствуют во всех сферах жизни современного человека, включая, конечно, и такие сферы как образовательная деятельность, профессиональное становление лич-ности2.

В более поздних работах представителей трансакционного анализа можно встретить другие, не менее содержательные трактовки жизненных сценариев. Кроме того, у отдельных авторов встречаются более локальные по времени и месту действия «семейные сценарии» , «адаптационные сцена-

4

рии» и так называемые «минисценарии».

В последние десятилетия «сценарный подход» стал активно использоваться в управленческой психологии и стратегическом менеджменте для составления прогнозов развития тех или иных проектов . Таким образом, понятие «сценарный анализ» изначально было использовано как психотерапев-

тическая метафора, но постепенно превратилось в универсальный научный термин, употребляемый не только в психологии, но и других гуманитарных науках.

В отечественной психологии сценарный подход к анализу эмпирических данных применяется значительно реже и в основном в рамках практической конфликтологии , а также прикладных исследований в сфере организационного развития и менеджмента. В его основу заложена идея возможности и целесообразности выделения из всего многообразия развития событий наиболее вероятных/встречающихся вариантов, имеющих критически важные сходные характеристики. При этом в качестве сценариев развития событий, как правило, используются «линейные» схемы, предполагающие наличие устойчивых причинно-следственных связей. Это позволяет использовать уже зарекомендовавшие себя методические разработки и понятийный аппарат для понимания психологических закономерностей, включая закономерности профессионально-личностного становления ИТ-специалистов.

Можно заметить, что при всех различиях в трактовках понятие «сценарий» всецело принадлежит классической науке, т.е. под ним всегда подразумевается чётко обозначенная причинно-следственная цепь. Это исключает возможность нелинейных интерпретаций происходящего, включая события человеческой жизни. И хотя нелинейные жизненные сценарии ввиду высокой вариативности человеческой природы все же имеют место, большинство исследователей рассматривают их скорее как статистическую погрешность и предпочитают иметь дело только с доминирующими тенденциями.

Иными словами, исследователи предпочитают обнаруживать повторяющиеся причинно-следственные связи, а не анализировать случайности, поскольку (пусть даже при некотором редуцировании изучаемой реальности) это позволяет выстраивать чёткую последовательность из жизненных событий и действий субъектов. И сколь бы часто ни произносились декларации о неповторимости и уникальности жизненного пути каждо-

Пспхопотя

73

го человека, применение сценарного анализа/сценарного подхода и связанной с ним методологии вполне оправдано, поскольку позволяет решать конкретные задачи: устанавливать всеобщие закономерности и определять оптимальные стратегии поведения.

Применение сценарного подхода к исследованию профессионального становления будущих ИТ-специалистов позволяет выделять наиболее устойчивые и предсказуемые линии поведения и реакции обучаемых, возникающие под влиянием ограничений, требований и стимулов, исходящих из локального образовательного пространства вуза. При этом следует помнить, что ни родоначальник трансакционного анализа Э. Берн, ни иные авторы не исключают возможность перехода личности из состояния полной сценарной обусловленности в принципиально иное состояние «полноценной субъектно-сти». Достижение этого состояния может стать закономерным результатом «сценарного решения» и целенаправленного изменения «привычных» реакций/действий человека на заданные извне обстоятельства. Поскольку до настоящего времени существуют различные трактовки понятия «жизненные сценарии», следует уточнить, что во всех случаях речь идёт об одном из двух типов сценариев:

а) внешне обусловленный, в котором поведение человека выступает как программа действий, которую за него пишут другие люди или обстоятельства;

б) внутренне детерминированный, когда каждый человек имеет возможность прерывать патологические и деструктивные цепи причин и следствий.

При выявленной очевидности, конечной целью сценарного анализа в любой сфере социальной активности является разработка психокоррекционных инструментов и развивающих программ, позволяющих индивидам создавать собственные субъектно ориентированные сценарии. И это является важным моментом, существенно сближающим такие отдалённые, на первый взгляд, теоретические концепты как трансакционный анализ и субъектно-деятельностный подход, разработанный представителями отечественной психологии.

Обобщая наиболее известные зарубежные и отечественные исследования по данной тематике, можно выделить две основные трактовки понятия «сценарий» в современной психологии:

1) психотерапевтически ориентированная: сценарий - это некогда принятое решение, записанное на уровне подсознания как план жизни. Этот план требует осмысления и при необходимости изменения с помощью специальных коррекционных и терапевтических процедур. Данная трактовка, по сути, соотносится с субъектно-деятельностным подходом, поскольку предполагает возможность целенаправленного прерывания и изменения жизненных сценариев со стороны самой личности;

2) общепсихологическая: сценарий - это одно из понятий, служащих для выражения/обобщения эмпирически установленных фактов повторяемости, взаимосвязанности и предсказуемости определённых форм человеческого поведения и их последствий в заданных жизненных обстоятельствах. Эта трактовка предполагает, что поступки и реакции человека, наблюдаемые на протяжении многих лет, могут быть осмыслены как имеющие внутреннюю связь и устойчивую предопределённость этапов. Это значит, что при всяком целенаправленном изучении достаточно продолжительных по времени форм деятельности можно обнаружить: начальный этап — «сценарной завязки» — этап прогнозируемого развития событий и завершающий — «финальной развязки».

Следует отметить, что процесс профессионально-личностного становления будущих специалистов в вузе, длящийся, как правило, от 4-х до 6-ти лет, включает эти этапы. Между событиями, связанными с поступлением в вуз, первичной адаптацией вчерашнего абитуриента и «финальной развязкой», отразившейся в таких событиях, как получение диплома, приглашение молодого специалиста на работу и т.п., можно обнаружить цепь вполне закономерных и экстраполируемых на все последующие поколения причинно-следственных связей. Таким образом, понятие «сценарий» вполне обоснованно может быть применено к объяснению наиболее час-

74

Научный отдел

то встречающихся вариантов протекания профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов в период их обучения в вузе.

После переосмысления ранее созданных методов сценарного анализа на этапе обработки эмпирических данных нами была разработана собственная версия сценарного анализа, учитывающая особенности профессионально-личностного становления студентов, обучающихся основным ИТ-специаль-ностям. При этом мы классифицировали полученные показатели профессиональноличностного становления каждого задействованного в исследовании студента по следующим 4-м компонентам:

1) «побудительный компонент» - причины и факторы, обусловливающие выбор студентом того или иного сценария профессионального самоопределения и становления;

2) «ментальный компонент» - личностные смыслы, индивидуальные нормы и установки, которые регулируют отношение студентов к образовательному пространству вуза;

3) «процессуальный компонент» - особенности взаимодействия студента с педагогическим коллективом и сокурсниками, наиболее типичные для него ролевые позиции;

4) «результативный компонент» -влияние индивидуальных установок и предпочтений на конечные результаты образовательного процесса и будущую профессиональную карьеру студента.

Первичный анализ позволил обнаружить среди респондентов различные варианты-сценарии профессионального становления. Впоследствии был проведён более углубленный анализ с целью установления ключевых критериев, позволяющих выделить наиболее типичные сценарии профессионального становления студентов ИТ-специальностей. Такими критериями явля-

ются: успешность учебной деятельности будущих ИТ-специалистов; эмоциональнокогнитивная оценка будущей профессии.

Первый критерий позволяет дифференцировать студентов по успешности освоения знаний в области будущей профессиональной деятельности (успешные/неуспешные), второй показывает эмоционально-когнитивную оценку выбранной профессии (наличие/отсутствие интереса). Поскольку данные критерии отражают различные аспекты профессионально-личностного становления, то они являются достаточно автономными и в то же время — комплементарными, взаимодополняющими. Их дихотомические комбинации позволили нам обнаружить четыре принципиально отличных сценария профессионально-личностного становления:

1) максимальной включенности в образовательный процесс (успешный/интересующийся);

2) формальной включённости в образовательный процесс (успешный/не интересующийся);

3) амбивалентной включённости (неуспешный/интересующийся);

4) отчуждённого пребывания в образовательном пространстве вуза (неуспешный/ неинтересующийся).

Примечания

1 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Екатеринбург, 2002. С. 17.

2 См. : Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. Екатеринбург, 2003.

3 См. : Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.

4 См. : Нехорошева Е. В. Адаптационная функция социальной работы в условиях воинского социума // Состояние и перспективы социально-медицинской работы с ветеранами и участниками вооруженных конфликтов / под ред. К. В. Кузьмина. Екатеринбург, 2005. С. 69-71.

5 См. : Реморенко И. М. Сценарий или программа? // Первое сентября. 2002. № 37. С. 3.

6 См. : Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М., 2001.

Психология

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.