Научная статья на тему 'Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема'

Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2490
903
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Н. Ш., Мингалеева А. В.

Рассматриваются основные подходы к определению сущности профес-сионально-личностного саморазвития будущего специалиста, его функции и компоненты. Выявлены этапы и механизмы профессионально-личностного са-моразвития специалиста. Показано, что основным критерием эффективности профессиональной подготовки выступает формирование у студентов готов-ности к профессионально-личностному саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема»

УДК 378

Н. Ш. Валеева, А. В. Мингалеева ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Рассматриваются основные подходы к определению сущности профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, его функции и компоненты. Выявлены этапы и механизмы профессионально-личностного саморазвития специалиста. Показано, что основным критерием эффективности профессиональной подготовки выступает формирование у студентов готовности к профессионально-личностному саморазвитию.

Современное общество испытывает острую потребность в специалистах, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельному выбору сферы деятельности, к профессионально-личностному саморазвитию.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, своего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности.

Под профессиональным саморазвитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в профессиональной деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности [1].

Основная идея проблемы профессионального саморазвития - это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития.

Е.А. Власова выделяет два подхода к определению сущности профессионального саморазвития [2]. Первый подход связан с развитием и саморазвитием личности, а второй

- с «вписыванием» человека в ту или иную систему профессиональной деятельности. Объединяющим данные подходы к профессиональному саморазвитию является положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об «этапности» процесса, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях. Сущность профессиональноличностного саморазвития раскрывается в его функциях. Е.Е. Чудина выделяет следующие функции профессионально-личностного саморазвития специалиста: целеобразующую (определяющую ценностно-смысловые ориентации будущего специалиста), рефлексивную (стимулирующую самоизучение будущего специалиста, работу над собой, поиск и личностную оценку собственного жизненного и профессионального опыта), нормативную (предопределяющую соблюдение правовых отношений), активного взаимодействия (обуслов-

ливающую деятельность и активность будущего специалиста, запускающую механизм саморазвития) [3].

Выделение перечисленных функций позволяет еще более конкретно определить понимание профессионально-личностного саморазвития будущего профессионала как цели его образования в вузе. Наряду с определенной автономией, данные функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

Анализ функций позволяет выделить следующие взаимосвязанные компоненты профессионально-личностного саморазвития: самоосознание - самооценка - самоорганизация - самоуправление. Каждый из этих компонентов развивается неравномерно, но тем не менее изменения одного из них является условием развития любого другого. Исследования показывают, что обучение в вузе - это наиболее благоприятный период для становления профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, так как именно в это время интенсивно развивается самоосознание, формируется самооценка, навыки самоорганизации и самоуправления.

Таким образом, чтобы соответствовать уровню современных требований, будущему специалисту необходимо не только успешно заниматься в системе специально организованной подготовки, но и непрерывно работать над собой, профессионально самосовершенствоваться.

Профессионально-личностное саморазвитие, по мнению Н.М. Борытко, нелинейный (дискретный) процесс, имеющий свои отчетливо выраженные стадии. Он возможен не иначе как через скачок, сопровождаемый кризисом. Кризисы саморазвития имеют сложную картину, поскольку зависят одновременно от внутренних факторов, внешних обстоятельств и их взаимовлияния. При этом с усилением внутренних факторов саморазвития возрастает не только степень профессиональной свободы специалиста, но и стабильность его деятельности [4].

Прохождение уровней саморазвития - индивидуально-творческий, внутренне обусловленный процесс, который зависит от склонностей, способностей человека, его собственной активности. Внешние условия системы профессионального образования также предопределяют в процессе профессионально-личностного становления специалиста кризисы его саморазвития. Следовательно, профессионально-личностное саморазвитие возможно только через принятие на себя ответственности за свой профессиональный рост, восприятие кризисов и затруднений не как краха жизни, а как возможности самоопределения и грядущего успеха.

По мнению Е.А. Власовой, профессионально-личностное саморазвитие будущих специалистов осуществляется в три этапа:

1) ориентировочный - состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессиональной направленности;

2) исполнительный (непосредственная профессиональная подготовка) — его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия;

3) контрольно-корректировочный — предусматривает освоение и закрепление студентами на практике новых способов действия [3].

К основным ступеням профессионально-личностного саморазвития она относит профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессиональное совершенствование.

Процесс саморазвития, выступая формой существования личности, находит выражение в активности, деятельности, общении, поведении студентов, что является мотивацией для дальнейшего саморазвития.

Саморазвитие будет протекать эффективно и результативно, если:

а) будет реализована самодеятельность студента в области образования через целенаправленную систему самообразования;

б) будет осуществляться целенаправленная квалификационная психологопедагогическая коррекционная помощь студентам в овладении методами самотренировок по формированию саморегуляции;

в) педагогическое обеспечение процесса саморазвития студентов будет высокопрофессиональным.

Следовательно, профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста необходимо активизировать и корректировать в образовательном процессе. Выделяют следующие факторы активизации профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста:

— убежденность студента в значимости профессионально-личностного саморазвития;

— его способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней;

— ориентированность образовательного процесса вуза на профессиональноличностное саморазвитие студента.

Анализируя процесс профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, необходимо рассмотреть и его механизмы.

Е.Е. Чудина считает, что главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий, решение индивидом постоянно усложняющихся творческих задач [3]. Другими словами, механизм профессионально-личностного развития и саморазвития предстает как специфическая самоорганизация будущим специалистом своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект профессионального становления и саморазвития.

Анализ исследований Б.З. Вульфова, В.Н. Харькина, В.Э. Чудновского и других ученых позволил выявить еще один механизм профессионально-личностного саморазвития - рефлексию, развитие которой у студентов происходит благодаря созданию реальных профессиональных ситуаций. В результате студенты получают возможность участия в деятельности с элементами будущего профессионального труда, что играет особую роль в формировании интереса и помогает почувствовать себя в будущей профессиональной деятельности. Организация рефлексии при выполнении такой деятельности помогает будущему специалисту «примерить» себя к будущей профессии, а ее требования - к себе, своему образу мышления, темпераменту, своим чертам характера и качествам, к существующим представлениям о выбранной профессии, помогает осознать ее ценность. Таким образом, моделирование для студентов реальных профессиональных ситуаций с опорой на рефлексию даст возможность студентам проявить творчество при освоении будущей профессии, позволит актуализировать для студентов ценность труда, что, в свою очередь, будет влиять на личностно-профессиональное развитие студентов как будущих специалистов.

Однако без участия самой личности, без ее стремлений невозможно достичь высоких результатов в профессиональной подготовке и высокого уровня профессионально-

личностного саморазвития будущего специалиста. В связи с этим основным критерием эффективности профессиональной подготовки выступает формирование у студентов готовности к профессионально-личностному саморазвитию.

Мы рассматриваем готовность к деятельности как целостное проявление личности, и под готовностью к профессионально-личностному саморазвитию понимаем особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия по саморазвитию и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения.

В структуре готовности будущих специалистов к профессионально-личностному саморазвитию мы выделяем также мотивационно-целевой, содержательно-операционный и рефлексивный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент готовности будущего специалиста к профессионально-личностному саморазвитию представляет собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивает его.

Содержательно-операционный компонент готовности отражает объем того, чем овладевают будущие специалисты в процессе подготовки, а также то, что должно быть у них сформировано и развито, к чему они должны быть подготовлены.

Рефлексивный компонент предполагает наличие объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионально-личностного саморазвития. От компонент можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов.

Результат процесса подготовки к профессионально-личностному саморазвитию -это изменения в знаниях, способностях, ориентациях, личностных и профессиональных качествах. Оценка результатов произошедших преобразований предполагает покомпонентный анализ всей структуры готовности к профессионально-личностному саморазвитию. Анализ целей и содержания процесса формирования готовности студентов к профессионально-личностному саморазвитию основан на комплексном рассмотрении этих компонентов с целью выявления положительных и отрицательных характеристик преобразований, которые произошли в процессе подготовки. Корректировка полученных результатов производится при условии, что в процессе формирования были упущены какие-либо моменты (неточно сформулированы цели, недостаточно отработан содержательный компонент и т. д.) или результат не оправдал ожидания от процесса преобразования. Активная рефлексивная позиция является необходимым условием саморазвития специалиста, а ее отсутствие практически полностью исключает возможность его как личностного, так и профессионального саморазвития.

Профессионально-личностное саморазвитие начинается на младших курсах. Юношеский возраст, в котором находятся студенты, сензитивен для интенсивного самосознания и саморазвития. В связи с этим в процессе профессионального образования происходит не просто «надстраивание» нового знания и социального опыта, а личностнопрофессиональное становление будущего специалиста - воспитание себя сообразно собственной стратегии жизни и профессиональной деятельности [5. С.50]. Для реализации жизненных перспектив студент сознательно «самодостраивается», используя для этого возможности образовательного процесса.

Литература

1. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Л.М. Митина [и др.]; под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Власова, Е.А. Условия профессионального саморазвития будущих социальных педагогов / Е.А. Власова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 17 (43). в 2 ч. ч 2. - С. 66-69.

3. Чудина, Е.Е. Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного образования / Е.Е. Чудина// Педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: тез. докл. науч.-практ. конф. г. Михайловка Волгоград. обл. 21-22 нояб. 2000 г. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 182-184.

4. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

5. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. - 315 с.

© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ; А. В. Мингалеева - соиск. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.