Научная статья на тему 'Профессионально-личностная позиция студента-психолога как профессионально важное качество будущего профессионала'

Профессионально-личностная позиция студента-психолога как профессионально важное качество будущего профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION OF A STUDENT-PSYCHOLOGIST / SYSTEM OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина О. П., Полянская Н. В.

Статья посвящена изучению важных аспектов формирования личностной позиции студента-психолога, целостному представлению о ее сущности и о процессе ее формирования. Профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как высшее интегральное психическое, которое характеризуется в виде системы отношений человека к себе и к окружающей действительности, которая ее определяет. В структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога логично выделены: отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the actual problem of modern institutions of higher education, the training of specialists in the field of psychology. The article pointed to the need to develop students-psychologists during training in the University sustainable vocational and personal positions as psychological education, a system of sustainable attitudes and value orientations of the professional personality of the future, with selectivity and arbitrariness of professional conduct, able to build socio-mature, productive interpersonal relationships.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностная позиция студента-психолога как профессионально важное качество будущего профессионала»

Территория науки. 2015. № 3

механизм поведения военнослужащих, тем самым, учитывая сложные и противоречивые переплетения мотивов их деятельности.

Только уверенный в себе и своих силах военный руководитель, может выступать ответственным и надёжным помощником при исполнении боевых задач, быть гарантом безопасности для подчинённых, которые в трудной ситуации могут спокойно положиться на такого руководителя: он морально поддержит, защитит, когда потребуется, т.е. будет той «спиной», которая прикроет. Лишь при таком руководителе не будут пугать мысли о завтрашнем дне. Из этого следует, чтобы успешно осуществлять свою деятельность по формированию положительного морально-психологического климата в коллективе, руководителю военного коллектива, необходимо постоянно ориентироваться на развитие своих личных качеств, отвечающих конкретным требованиям, предъявляемым характером выполняемой деятельности.

Список литературы

1. Зигерт В., Ланг Л. Военный руководитель без конфликтов. М., Экономика, 1990.

2. Кричевский Р.Л. Если вы - военный руководитель... М., Дело, 1993.

3. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 1996.С.4

Полухина О.П., Полянская Н.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция студента-психолога, система отношений.

Keywords: Professional and personal position of a student-psychologist, system of relations.

Аннотация: Статья посвящена изучению важных аспектов

формирования личностной позиции студента-психолога, целостному представлению о ее сущности и о процессе ее формирования. Профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как высшее интегральное психическое, которое характеризуется в виде системы отношений человека к себе и к

33

Территория науки. 2015. № 3

окружающей действительности, которая ее определяет. В структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога логично выделены: отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к

самообразованию.

Abstract: the article presents the actual problem of modern institutions of higher education, the training of specialists in the field of psychology. The article pointed to the need to develop students-psychologists during training in the University sustainable vocational and personal positions as psychological education, a system of sustainable attitudes and value orientations of the professional personality of the future, with selectivity and arbitrariness of professional conduct, able to build socio-mature, productive interpersonal relationships.

Для того, чтобы будущий специалист-психолог мог успешно реализовать себя, он должен быть субъектом профессиональной деятельности с устойчивой профессионально-личностной позицией .

Категория «позиция» как философская категория раскрывает определенное качество активности человека, его способность к самоопределению и саморазвитию, способность достраивать

субстанцию, созидать, развивать и реализовать ее новые возможности.

Проведенное нами исследования процесса формирования

профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе указывает, что данный процесс, запущенный в студенческом возрасте, не является раз и навсегда данным, личность будущего профессионала будет продолжать развиваться и совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности. В.А. Петровский отмечает, что стремление человека «быть личностью» - это стремление быть субъектом своих витальных контактов с миром, т.е. всего того, что касается нашей телесной жизни; во-вторых, это стремление быть субъектом предметной деятельности; в-третьих, это стремление быть субъектом общения; в-четвертых, - субъектом самосознания, т.е. процесса порождения системы представлений о себе, о своей сущности, порождение образа своего Я [1].

Сформированная профессионально-личностная позиция студента-психолога является определяющей характеристикой личности будущего профессионала и представляет собой ее центральное образование, представляющее собой новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности будущего профессионала, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминацию, осознанную саморегуляцию. Мы считаем, что все вышеперечисленные качества личности должны быть

34

Территория науки. 2015. № 3

сформированы в процессе обучения в вузе, в процессе формирования профессионально-личностной позиции студента,- только при этом условии мы получим компетентного специалиста в области психологии.

Анализ актуальной психологической и педагогической литературы позволяет представить профессионально-личностную позицию студента-психолога как сложную интегративную характеристику личности, которая отражает ее активно-избирательное, инициативноответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к профессиональной деятельности, к людям и к окружающему миру в целом. Студенческий возраст, является сензитивным периодом в развитии личности будущего профессионала.

В нашем исследовании основными методологическими подходами, определившими направления научно-практического исследования сущностных характеристик профессионально-личностной позиции студента и развивающих возможностей ее формирования явились: деятельностный (А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Л.С. Рубинштейн и др.) - если личность и индивидуальность человека формируется и проявляется в деятельности, то психолого-педагогические явления и процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения основных ее компонентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов [2]. Гуманистический подход (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, К. Роджерс, И.С. Якиманская и др.) - человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален и открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; человеческая жизнь должна

рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы [3]; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо [4]. Субъектный подход (Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, С.М. Годник, М.Н. Ермолаева, А.С. Огнев и др.) - студент выступает как инициатор активности, осознающий свои возможности, способности, свою роль в обществе и выступающий фактором своего прогрессивного развития и самореализации в жизнедеятельности; системный (В.А. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов и др.) -профессионально-личностная позиция представляется как совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов,

35

Территория науки. 2015. № 3

составляющих единое целое и направленных на достижение искомой цели [5].

Список литературы:

1. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма

субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 512 с.

2. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учебное пособие. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2010. - 128 с.С.21

3. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития

взрослого человека (вопросы и ответы): учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психо лого-социального института;

Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 200 с.

4. Абдалина Л.В. К вопросу об инновационной направленности личности преподавателя вуза Абдалина Л.В. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (263). С. 95-96.

5. Кот Т.В., Абдалина Л.В. Особенности и содержание диагностической компетенции психолога//Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 12. С. 156-159.

Руднева Е.О.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Липецкий государственный педагогический университет

Ключевые слова: управление, информация, информационная безопасность, психологические аспекты, сотрудники.

Keywords: management, information, information security,

psychological aspects, personnel.

Аннотация: В данной статье рассматриваются необходимые рекомендации для формирования социально-психологического климата в коллективе и защита информации в организации от утечки.

Annotation: In this article discusses the necessary recommendations for the formation of socio-psychological climate in collective organizations and data protection organization of the leak.

Всё сложнее стало вычисление источников утечки информации на предприятии. Многие организации прибегают к помощи различных методов, средств и мероприятий, снижающих уязвимость информации

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.