Научная статья на тему 'Роль психолого-педагогических технологий в формировании субъект-субъектных отношений преподавателя и студента'

Роль психолого-педагогических технологий в формировании субъект-субъектных отношений преподавателя и студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностная позиция студента / технологии / professionally-personality position of student / technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Н.И., Зайцева В.И.

В статье рассматриваются проблемы формированиясубъект-субъектных отношений преподавателя и студента. Делаетсявывод о небходимости психолого-педагогической поддержкиформирования профессионально-личностной позиции студента,разработки специальных курсов для реализации вышеуказаннойпроблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe problems of forming of relations of teacher and student are examined in the article.Drawn conclusion about небходимости of support of forming of professionallypersonality position of student, developments of the specialcourses for realization of foregoing problem.

Текст научной работы на тему «Роль психолого-педагогических технологий в формировании субъект-субъектных отношений преподавателя и студента»

Территория науки. 2015. № 5

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального

становления личности // Психологический журнал. - Т. 18. - 1997. - № 6. - С. 35-44.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального

становления личности // Психологический журнал. - Т. 18. - 1997. - №

6. - С. 35-44.

6. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Психологические особенности военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву // Территория науки. 2015. № 2. С. 40-46.

7. Рогов Е.И. К вопросу о профессиональной деформации

личности // РПО: Ежегодник. - Т.1. - Вып.2. Материалы

Учредительного съезда РПО (22-24 ноября 1994 г., Москва). - М., 1995. - С.32-38.

Плаксина Н.И., Зайцева В.И.

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция студента, технологии

Keywords: professionally-personality position of student, technologies.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования субъект-субъектных отношений преподавателя и студента. Делается вывод о небходимости психолого-педагогической поддержки формирования профессионально-личностной позиции студента, разработки специальных курсов для реализации вышеуказанной проблемы.

Abstract:the problems of forming of relations of teacher and student are examined in the article.Drawn conclusion about небходимости of support of forming of professionallypersonality position of student, developments of the specialcourses for realization of foregoing problem.

Современные социально-экономические условия, которым свойственна быстрая переориентация с одних ведущих областей

77

Территория науки. 2015. № 5

профессиональной деятельности на другие, предъявляют принципиально новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В связи с чем, в современной науке обострено внимание к проблеме формирования профессионально-личностной позиции будущих профессионалов в процессе обучения в вузе, что подготовит их к успешной самореализации в мире труда, так как только мобильный специалист сможет полноценно жить, творить, саморазвиваться и самосовершенствоваться в обществе полном неопределенности и непредсказуемости. Несмотря на то, что потребность в мобильных специалистах отражена в Концепции модернизации Российского образования, результаты многочисленных исследований показывают, что современная отечественная система образования пока не в состоянии выполнить поставленную перед ней задачу. Проблема формирования профессионально-личностной позиции студента практически не исследована, не разработан комплекс психолого-педагогических условий, способствующих активизации этого процесса.

Тем не менее, образовательная деятельность в высшей школе на современном этапе все больше приобретает опережающий характер, ориентируясь на стремительное развитие всех областей знания. В этой ситуации прослеживаются следующие противоречия:

- между признанностью факта, что формирование профессионально-личностной позиции студента в образовательном процессе является одной из приоритетных целей образования, и сохранением преимущественно знаниевой ориентированности образовательного процесса вуза;

- между необходимостью психолого-педагогической поддержки формирования профессионально-личностной позиции студента и отсутствием теоретически обоснованных практико-ориентированных технологий поддержки и содействия студенту в становлении системы принципов и отношений личности к себе, к другим, к профессии, в общении, в становлении системы знаний о смысложизненных ценностях, в развитии способностей к саморегуляции и самоорганизации.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др. В настоящее время психолого-педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии,

78

Территория науки. 2015. № 5

кибернетики, управления и менеджмента. С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное

обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, кредитно-модульная система оценки, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение [3].

Преимущества применения образовательных технологий заключается в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Модульная технология обучения требует от студентов умения самостоятельно работать с предложенной информацией по индивидуальной учебной программе, самостоятельно включаться в поиск, она ставит своей целью обеспечить гибкими, приспособленными к индивидуальным потребностям личности и уровню базовой подготовки технологическими подходами, в числе которых психолого-педагогическая поддержка. Технология поддержки должна войти в практику высшей школы как часть открытого образовательного пространства на разных этапах обучения, как живое нравственное общение [4].

Анализ актуальной научной литературы, позволяет констатировать уход в прошлое традиционных схем взаимоотношений преподавателя и студента, где преподаватель является «носителем» знания и его активным «проводником» в сознание обучающихся и является при этом субъектом образовательного процесса, а студенты лишь воспринимают знания в качестве «объектов психо лого-педагогического воздействия». Современная действительность требует того, чтобы и преподаватели и студенты были - активными субъектами образовательного процесса, преподаватель - «субъект организации и образовательного процесса», а студент - субъект учебной (учебно-профессиональной) деятельности [1].

Проблема заключается в том, что в настоящее время не все студенты готовы быть подлинными субъектами образовательного процесса, так как школа не выполняет свою главную задачу - научить учиться, а вступительные экзамены в вузы не выявляют самого главного качества абитуриента - его готовность и умение быть

79

Территория науки. 2015. № 5

студентом, проверяя лишь его знания, часто приобретенные с помощью репетиторов-наставников, что еще больше осложняет проблему. Именно поэтому в настоящее время требуются новые технологии, направленные на личностную и профессиональную компетентность, профессиональную и личностную направленность, на формирование профессиональных и личностно-значимых качеств. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности [5].

Субъектными функциями образования является обеспечение возможностей для личного и профессионального роста студента будущего профессионала. Для реализации этих функций созрела необходимость в введении новых технологий обучения и воспитания, таких как тренинговые технологии, спецкурсы, спекцпрактикумы, которые помогут в преодолении бессубъектности образования, помогут приблизиться к реальной жизни и реальному миру, позволят преодолеть отчуждение преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такие технологии предполагают кардинальный разворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов, они связаны и с созданием условий для раскрытия и развития способностей, как студентов, так и преподавателей. «В субъектной технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира личности. Наконец, субъектная технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала при главенствующей роли последнего» [2].

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований и практики профессиональной подготовки показывает, что задача формирования профессионалов не может быть в полной мере решена стандартными средствами, поэтому современное образование остро нуждается в новых технологиях, способствующих формированию профессионально-личностной позиции будущих профессионалов.

Список литературы

1. Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 131-133.

2. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионизма педагога. Диссертация на соискание ученой степени

80

Территория науки. 2015. № 5

доктора психологических наук / ГОУВПО «Тамбовский государственный университет». Тамбов, 2008.

3. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-

акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации. Учебное пособие / Л.В. Абдалина. Воронеж, 2010.

4. Абдалина Л.В., Полухина О.П. Подходы к исследованию формирования личностной позиции студента-психолога// Территория науки. 2014. Т. 1. № 1. С. 6-10.

5. Полухина О.П. Роль зрелой профессионально-личностной

позиции студента психолога в становлении будущего профессионала// Актуальные проблемы развития интегральной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы Ш международной научно-практической

конференции. Воронеж, 2015. С. 213-217.

6. Полухина О.П., Миневич О.К. Психолого-акмеологические факторы становления субъектной позиции личности студента-психолога// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3 (95). С. 123-126.

Полухина О.П.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция студента-психолога

Keywords: professional and personal position of psychology students Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, сущность неразрешенной проблемы заключается в том, что она носит в современном образовании формальный характер, говорится о необходимости разработки специальных курсов для реализации вышеуказанной проблемы.

Abstract: The article considers the problems of formation of professional and personal position of psychology students at the university. Essence unsolved problem is that it is a mere formality, according to the need to develop special courses for the implementation of the above problems.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.