Научная статья на тему 'Профессиональная успешность. Зависимость от общекультурной компетентности студента'

Профессиональная успешность. Зависимость от общекультурной компетентности студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

Автором отмечается, что в условиях экономического кризиса безработица становится устойчивым явлением. В группу риска попадает прежде всего молодежь. Надежной защитой от безработицы является высокий уровень образования. В статье автор прослеживает взаимосвязь между общекультурной компетентностью современных студентов, их образованием и дальнейшей профессиональной успешностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная успешность. Зависимость от общекультурной компетентности студента»

УДК 304.2

Ореховская Наталья Анатольевна

доктор философских наук, доцент, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации orehovskaya@yandex.ru

Natalya A. Orekhovskaya

Doctor of Philosophy, Associate Professor Professor of Department of Sociology Financial University Under the Gavernment of the Russian Federation orehovskaya@yandex.ru

Профессиональная

успешность. зависимость от общекультурной компетентности студента

Аннотация. Автором отмечается, что в условиях экономического кризиса безработица становится устойчивым явлением. В группу риска попадает прежде всего молодежь. Надежной защитой от безработицы является высокий уровень образования. В статье автор прослеживает взаимосвязь между общекультурной компетентностью современных студентов, их образованием и дальнейшей профессиональной успешностью.

Ключевые слова: молодежь, безработица, образование, профессиональная успешность, общекультурная компетентность.

Professional success.

dependence on the general cultural competence of the student

Annotation. In the conditions of the economic crisis, unemployment becomes a stable phenomenon. In the group at risk comes first of all young people. A high level of education is a reliable protection against unemployment. In the article the author traces the interrelation between the general cultural competence of modern students, their education and further professional success.

Keywords: youth, unemployment, education, professional success, general cultural competence.

Политическая, экономическая, общественная жизнь России претерпели в последние десятилетия коренную трансформацию. Изменения протекали под влиянием поголовной компьютеризации и привели к появлению новой социально-культурной ситуации. Она стала основой для зарождения ранее неизвестных и активно воспринимаемых молодыми россиянами культурных практик, интеллектуально-эмоциональных потребностей и ценностных ориенти-. -

образовательной базе? Как меняют культурную

компетентность и понимание культуры россий-?

Эта статья помогает выявить взаимозависимость профессиональной успешности специалиста от его общекультурной компетентности. В ней проводится теоретический анализ данных, полученных в результате анкетирования студентов-первокурсников технического университета. Именно статистические сведения, а также информация из специальной литературы, стали базисом для изучения этой проблемы. Социологические исследования позволяют наиболее полно оценить всю картину.

Задачей опроса было определение общекультурной подготовки студентов. Исследованием по методу анкетирования занимались профессор НА. Ореховская и доцент ЕЛ. Гаврилина, пре-

подающие на кафедре Социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Данные снимались по принципу кластерной выборки (при генеральной совокупности - 3 000 и объеме выборки - 215 студентов).

В результате исследования обнаружилось, что

познания у сегодняшних студентов весьма по.

знаний из школьной программы, но и сведений, , -

ся к их будущим профессиям. Показательно, что

75 процентов опрошенных являются выпускни-, , -

. -

ных смогли лишь 50 % студентов и только 60 из ста респондентов вспомнили фамилии российских инженеров мирового масштаба [5].

С отечественными поэтами и писателями дела обстоят несколько лучше. Таблица 1 демонстрирует, что в первой десятке находятся авторы,

произведения которых включены в программу . -

цент студентов оказался знаком с такими детскими писателями как С. Михалков, В. Бианки, Н. Носов, В. Драгунский. Из современной русскоязычной прозы в опросе были представлены следующие беллетристы - Дарья Донцова и Та.

разрыв в десятке классиков.

Поэты Проценты Писатели Проценты

А.С. Пушкин 87,5 Л.Н. Толстой 75,5

М.Ю. Лермонтов 54,5 Ф.М. Достоевский 52,5

В.В. Маяковский 46 МЛ. Булгаков 37

С.А. Есенин 44,5 Н.В. Гоголь 35

АЛ. Блок 34 А.С. Пушкин 29

АЛ. Ахматова 34 А.П. Чехов 27

М.И. Цветаева 26,5 И.С. Тургенев 24,5

АЛ. Фет 22,5 А.И. Солженицын 17

Ф.И. Тютчев 16.5 А.М. Горький 16

НЛ. Некрасов 8 МЛ. Шолохов 13

Вывод один - растущий интерес к отечественной истории затрагивает исключительно ее военную сторону. И это признают сами студенты, ведь первые позиции в их опросных анкетах занимают именно военачальники, то есть те, чьи имена и фамилии с наибольшей частотой упоминаются в СМИ и школьных учебниках. Так большинство респондентов (70,5 %) помнят маршала Жукова, а среди других полководцев ВОВ в 13 % случаев упоминают фамилию Рокоссовского. Сталина помнят 12 из ста студентов, Конева - 4,5 процента, а на Говорова, Катукова и Василевского приходится лишь 1 % упоминаний.

В первой тройке великих русских полководцев, о которых не забывает молодежь, находятся также М.И. Кутузов (67,5 %) и А.В. Суворов (55,5 %), впрочем, вспомнить, какими славными победами и какими крупными сражениями они прославились, современные студенты не смогли [6]. Например, новое поколение россиян не знает, благодаря каким заслугам Суворов получил высший военный титул генералиссимуса. В случае с Кутузовым иногда они проводят лишь ассоциацию с Наполеоном, но при этом в событиях времен Отечественной войны 1812-го и персоналиях, в них учувствовавших, юноши и девушки 21- .

Незнание и отсутствие системности в знании истории порой просто поражает. Не более

10 -

,

- (12,5 %)

военачальников Великой Отечественной Войны [7].

увлечении компьютерными играми, из которых, к , -

тов и черпает информацию о фактах и событиях.

Всевозможные так называемые «стрелялки» не

могут являться источником достоверной истори-, -

знании молодежи неограниченную жестокость. В подобных компьютерных играх нет места милосердию. Они не признают законов и нравствен. , , -

ленность. Вот почему для современной молодежи литературные и киношные герои отрицательного типа выглядят намного привлекательнее .

Анализ работ российских исследователей, посвященных разным аспектам студенческой и , -

рить о существовании двух подходов к изучению ее культурной идентификации. Обозначить их можно как внутреннее и внешнее видение проблемы [4; 8]. Направление «взгляда изнутри» ,

россияне оценивают собственный культурно-интеллектуальный уровень и культурные потребности. С помощью же «взгляда извне» можно выявить и интерпретировать культурную ориентацию и компетенцию нынешней учащейся .

Пример первого подхода - оценивание своего культурного развития самими студентами. Ре. . [1] -зывают, что у подавляющего числа респондентов собственная оценка уровня личного культурного развития практически всегда высокая (77,5 %). Причем 25 % из них считают себя по, 50 %

склонны причислять себя к категории культурных россиян, нежели признаться в некультурности. Однако когда речь заходит о молодежи в целом, (80 %) , -

новная масса молодых людей ориентирована , ,

интересуется изучением русской истории и куль. 70 % в цинизме и равнодушии нового поколения россиян [5].

Социологическое изучение и анализ современного поколения студенчества все чаще приводит , ,

неотъемлемой частью образованного индивидуума, покидает молодежную среду. Русские ученые, конструкторы, инженеры, совершившие

20- , -лись глубокой эрудированностью и тонким пони.

силы в литературе, философии, создавали картины и другие произведения искусства, и это считалось хорошим тоном в обществе научной и технической интеллигенции [6]. В наши же дни на смену всем этим «физикам-лирикам» идет поколение совершенно иных социально-психоло-.

еще предстоит сформироваться, а в системе образования будет построена некая новая комплексная стратегия воздействия.

Чтобы создавать базу для выстраивания меха,

(они необходимы для эффективной самореализации, какой бы профессиональной деятельно), -

зовательный процесс должен выступать в качестве основы культуротворческого подхода [7]. Выводы, которые позволяют сделать анализ социологических данных, а также изучение современной литературы и результатов, полученных после проведенного исследования, таковы:

1. Проблема дефицита общекультурной компетенции, требующейся для успешного функционирования молодежи в образовательной среде

ВУЗа, а затем и в профессиональной деятельно,

читающих школьников [2]. Функциональная неграмотность выражается, например, в неспособности студентов делать конспекты лекций, заниматься самостоятельным структурированием содержания учебных текстов, применять на практике понятия как элементарного - общенаучного, так и специального - профессионального .

2. , ,

музыка и история - сферы, вызывающие у них .

об ограниченности их словарного запаса - в речи большинства молодых людей превалируют жаргонизмы. Она максимально упрощена и лишена аналитического мышления. В ней доминируют «черно-белые» оценки. Современные студенты неспособны обсуждать разговоры о философии, глобальных темах или политике. Они склонны сводить их к бытовому уровню. Примитивизация затрагивает как понимание учебного ,

человека. Это негативно сказывается и на про-Литература:

1. . . -временного российского студенчества // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 2 (86). С. 107-117.

2. Гэврилина ЕЛ. Объектно-документальный анализ как средство повышения когнитивной компетентности студентов. Наука и образование: электронное научно-техническое издание. № 5. 2012. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/ 400975.html

3. Горшков М.К. Российское общество как оно

: ( . ). . : хронограф. 2011.

4. . . -

нерно-техническом вузе и проблема воспитания / . . , . . // -

зование в России. № 8-9. 2012. С. 104-109.

5. . . -

// -ние в России. 2014. № 3. С. 135-139.

6. Orehovskaya N.A. Problems of youth unemployment in Russia. Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia / Editorin-Chief V. Mansurov, Moscow., 2015. P. 311-316. CD ROM.

7. . . . // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 11(65). С. 100-104.

фессиональной деятельности, и на способности мыслить стратегически, что приводит к утрате конкурентоспособности.

3. Знания по истории большинства вчерашних школьников отличаются разрозненностью и эпизодичностью. Сопоставление событий, происходивших в одну и ту же эпоху в России и мире, выделение причинно-етедственных связей, анализ, видение последствий исторических фактов - для современных студентов все это связано с большими

.

знаний и пробелы в них свидетельствуют о культурной близорукости человека. Без хороших познаний в истории невозможно развить стратегическое и аналитическое мышление, а они необходи-

,

.

молодого человека трансформируются ценност-

,

либо социальном потрясении может вызвать вспышки агрессии и утрату толерантности. Практически это может выражаться в превращении патриотизма из нравственно-^манитарного понятия в национализм или экстремизм. Таким образом, патриотичность становится разменной монетой в по,

и острой конфронтации.

4. Уровень образованности в современном мире во многом определяет степень возможности молодежи для успешной профессиональной самореализации. Свыше 37 процентов респондентов, сумевших сделать карьеру, имеют минимум по два диплома о высшем образовании [3].

Literature:

1. Andreyev A.L. Cultural preferences of the modern Russian students // Monitoring of public opinion. 2008, № 2 (86). P. 107-117.

2. Gavrilina E.A. Object and documentary analysis as means of increase in cognitive competence of students. Science and education: electronic scientific and technical issuing. № 5, 2012. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/400975.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gorshkov M.K. The Russian society as it is: (experience of a sotsiolog.diagnostika). M. : New chronograph, 2011.

4. Kirsanov O.I. The humanities in technical higher education institution and an education problem / O.I. Kirsanov, E.S. Kirsanova // The higher education in Russia. № 8-9. 2012. P. 104-109.

5. Orekhovo N.A. About the general culture of the first-year student of technical college // the Higher education in Russia. 2014. № 3. P. 135-139.

6. Orehovskaya N.A. Problems of youth unemployment in Russia. Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia / Editorin-Chief V. Mansurov, Moscow., 2015. P. 311-316.

D ROM.

7. Orekhovo N.A. Test by unemployment. Ethnosoci-ety and international culture. 2013. 11 (65). P. 100-104.

8. Доклад «Молодежь России» / Я. Охана, В.А. Луков, ЮЛ. Зубок, ВТ. Леонов, М.Л. Агранович. 2010. URL: http://www.unrussia.ru/ sites/ default/ files/ doc/ youth_ in_ Russia_Executive_ Summary_ rus.pdf (обращение 22.02.2016).

8. Report «Youth of Russia» / Ya. Okhana, V.A. Onions, Yu.A. Teeth, V.G. Leonov, M.L. Agra-novich. 2010. URL: http://www.unrussia.ru/ sites/ de-fault/files/doc/youth_in_Russia_Executive_Summar y_rus.pdf (address of 22.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.