Научная статья на тему 'Профессиональная социализация молодежи в условиях моноструктурной экономики: социо-эколого-культурные аспекты'

Профессиональная социализация молодежи в условиях моноструктурной экономики: социо-эколого-культурные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / МОНОСТРУКТУРА / MONOSTRUCTURE / ГОРОД / CITY / РЕГИОН / REGION / СОЦИУМ / SOCIETY / РЫНОК / MARKET / ТРУД / LABOR / КАПИТАЛ / CAPITAL / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / ВЫПУСКНИК ВУЗА / GRADUATE OF UNIVERSITY / ПРОЦЕСС / PROCESS / СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / STRUCTURAL APPROACH / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Петров Денис Сергеевич, Левина Анастасия Павловна

Авторы в статье показывают, молодую профессиональную социализацию проблемы в структуре экономики, где в настоящее время ситуации в сфере занятости студентов анализируются в одной структуре экономики и определить его характеристику. Авторы фокусируется на механизме создания профессиональной социологии выпускников университетов с использованием структурно-структурный подхода. Города с монуструктурной экономикой это особая социально-экономическая структура, которая отслеживает взаимозависимость экономических и социальных структур. Поскольку рынок труда монополизирован, следует отметить, что нестандартные стандарты обусловлены более узким рынком труда. Всегда есть. Это решение помогает экономике монокулярного баланса и обеспечивает его дальнейшее развитие. Все это устанавливает актуальность темы в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Петров Денис Сергеевич, Левина Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MONOSTRUCTARY ECONOMY: SOCIO-ECOLOGICAL-CULTURAL ASPECTS

In the article the authors reveal the problem of professional socialization of young people in the conditions of the monostructured economy, where the current state of employment of graduates of universities is analyzed in the conditions of the monostructured economy and its features are revealed: supply and demand in the labor market, the asymmetry of information in the labor market of monotowns, the need to promote regional and urban employment programs graduates of universities with a view to providing temporary jobs. The authors focus on the mechanisms for the formation of professional socialization of university graduates, through which the process-structural approach is implemented. Cities with a monostructured economy are a rather specific socio-economic entity, where the interdependence of economic and social structures is clearly traced. Considering the labor market in a monocity, it can be noted that its non-standardity is due to the narrow sphere of labor application. Obviously, both graduates of universities and the able-bodied population of the monotown are forced to realize their creative and personal and professional potentials within the narrow framework of the monostructure, which does not always correspond to their personal needs. The solution of this problem will allow to balance the monocity economy, ensuring its further development. All this determines the relevance of the topic of this article.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация молодежи в условиях моноструктурной экономики: социо-эколого-культурные аспекты»

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Petrov Denis Sergeevich, Levina Anastasia Pavlovna PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS ...

pedagogical sciences

УДК 378:316.344

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОНОСТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКИ: СОЦИО-ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

© 2018

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук,

доцент кафедры «Социология» Петров Денис Сергеевич, магистрант кафедры «Социология» Левина Анастасия Павловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: bwall@yandex.ru) Аннотация. Авторы в статье показывают, молодую профессиональную социализацию проблемы в структуре экономики, где в настоящее время ситуации в сфере занятости студентов анализируются в одной структуре экономики и определить его характеристику. Авторы фокусируется на механизме создания профессиональной социологии выпускников университетов с использованием структурно-структурный подхода. Города с монуструктурной экономикой - это особая социально-экономическая структура, которая отслеживает взаимозависимость экономических и социальных структур. Поскольку рынок труда монополизирован, следует отметить, что нестандартные стандарты обусловлены более узким рынком труда. Всегда есть. Это решение помогает экономике монокулярного баланса и обеспечивает его дальнейшее развитие. Все это устанавливает актуальность темы в этой статье.

Ключевые слова: социализация, молодежь, профессия, экономика, моноструктура, город, регион, социум, рынок, труд, капитал, потенциал, занятость, выпускник вуза, процесс, структурный подход, культура, экология.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MONOSTRUCTARY ECONOMY: SOCIO-ECOLOGICAL-CULTURAL ASPECTS

© 2018

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Petrov Denis Sergeevich, graduate student of Sociology Levina Anastasia Pavlovna, candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department "Sociology" Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16B, e-mail: bwall@yandex.ru) Abstract. In the article the authors reveal the problem of professional socialization of young people in the conditions of the monostructured economy, where the current state of employment of graduates of universities is analyzed in the conditions of the monostructured economy and its features are revealed: supply and demand in the labor market, the asymmetry of information in the labor market of monotowns, the need to promote regional and urban employment programs graduates of universities with a view to providing temporary jobs. The authors focus on the mechanisms for the formation of professional socialization of university graduates, through which the process-structural approach is implemented. Cities with a mono-structured economy are a rather specific socio-economic entity, where the interdependence of economic and social structures is clearly traced. Considering the labor market in a monocity, it can be noted that its non-standardity is due to the narrow sphere of labor application. Obviously, both graduates of universities and the able-bodied population of the monotown are forced to realize their creative and personal and professional potentials within the narrow framework of the monostructure, which does not always correspond to their personal needs. The solution of this problem will allow to balance the monocity economy, ensuring its further development. All this determines the relevance of the topic of this article.

Keywords: socialization, youth, profession, economics, monostructure, city, region, society, market, labor, capital, potential, employment, graduate of university, process, structural approach, culture, ecology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- А. Куракина, В. Радаева, Р. Рывкиной, Н. Халиной, А.

ными научными и практическими задачами. Шевчук, В. Ядова. Шаги и критерии формирования,

Переход из одного экономического потока к но- воспроизводства и структуры безработицы (Л. Гордон);

вой экономической инициативы, обусловил создание Вопросы о мобильности рабочей силы и особенности

сверхновой экономической области, в рамках кото- мотивации работы.

рой осуществляется союз науки и промышленности. Необходимо провести комплексные исследования

Монополия в России в соответствии с нормативной по этим вопросам. До сих пор едва ли есть какая-либо

документацией Министерства регионального развития работа, посвященная всестороннему изучению этих во-

Российской Федерации - это урегулирование, которое просов.

должно отвечать хотя бы одному из двух критериев. В трудах А. Ахмадеева, Х. Барлыбаева, Д. Гайнанова,

Это либо больший процент сотрудников, работающих Р. Галлямова, Г. Осадчей, Ф. Файзуллина рассмотрены

в городском образовательном предприятии или компа- проблемы реализации региональной социальной поли-

нии. Либо больший процент работающих в рамках еди- тики.

ной производственной и технологической цепочки. В России, по мере развития общества, важно изучить

Анализ последних исследований и публикаций, в кото- профессиональную социализацию быстрорастущей мо-

рых рассматривались аспекты этой проблемы. лодежи.

Работы социологов и экономистов, опубликованные Внедрение исследований в области экономической

в стране и за рубежом за последние десять лет, привели к подвижности, подвижности рабочей силы и возрастания

большому числу исследований по продвижению теории значений различных рынков труда в научной работе Ж.

и практики надзора за работой и конкурентоспособности Тощенко. Важность анализа личностного фактора дви-

выпускников университетов не только в трансформации жения в основном выражается в работе М. Беляевой.

экономической системы, но и в единой экономике. Изучением теоретических методов и методов анализа со-

Российские социологи очень активно участвовали циальных движений в России (Т. Заславская, В. Радаев,

в разработке исследовательских методологий для из- В. Верховин, З. Голенкова, О. Шкаратан). Несмотря на

учения регулирования рынка труда в последние годы. наличие обширных работ по данной проблематики, дан-

Проблема рынка труда в первую очередь была развита ная проблема не была полностью раскрыта в вопросе

в трудах С. Барсуковой, Е. Бердышевой, О. Запорожец, профессионального образования в области социологии 108 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Иванова Татьяна Николаевна, Петров Денис Сергеевич, Левина Анастасия Павловна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ...

после окончания в постиндустриальную эпоху.

В работе многих российских ученых освещались социальные проблемы в различных областях занятости, в том числе и самозанятость (И. Безгребельной, Бессокирной, В. Калабиной, Э. Клоповым, И. Козиной, З. Рыжиковой, Ю.В. Симагин, Н. Чернина, Т. Четвернина). Безработица как социальное явление описывается в научных трудах Л. Гордона, А. Демина, С. Карташева, И. Поповой, Е. Сигаревой, И. Соболевой.

Представлены работы Р. Капелюшникова, А. Липпольдта, О. Тарской, Н. Шахматовой и В. Гимпельсона при изучении изменения показателей рынка труда, особенностей экономической, не самодеятельной и рабочей подвижности.

Таким образом, несмотря на научную ценность вышеупомянутого исследования, такие проблемы, как социологический характер занятости выпускников университетов в моноструктурной экономике, недостаточно изучены.

Изложение основного материала.

«Освоение рабочих навыков по профессии выпускниками университетов» в соответствии со своими собственными законами и принципами, посредством реализации кумулятивных мер для учащихся, влияние системы образования на учащихся будет обеспечивать максимально эффективное достижение личных качеств и творческого самовыражения в трудовой деятельности и минимизацию спонтанного воздействия на окружающую среду людей.

Эффективный процесс создания непрерывного процесса освоения рабочими навыками по профессии влияет на конкурентоспособность выпускника на местном рынке труда.

Сочетание освоения рабочими навыками по профессии выпускниками университетов, предпочтение определенным видам деятельности, интерес к социальной направленности и производственным процессам отражены в карьере. По мнению В.М. Гречникова: «... Создание будущей карьеры является одним из элементов системы профориентации и профессиональной квалификации, направлена на то, чтобы помочь будущим профессионалам с высокой степенью профессиональной грамотности.» [9, 10].

Мотивация для некоторых видов профессиональной деятельности. Выбор карьеры - сложный процесс, и иногда это мотивирует, потому что выбор карьеры зависит от удовлетворения жизни человека. Выбор карьеры происходит с ориентацией на социальные ценности, которые у него есть. Мотивация зависит от удовлетворения многих работников. В.Врум и Э.Дизи: «... чем больше рабочих мотивировано выполнять его, тем более полезными, тем труднее они будут работать» [11] Здесь фактор труда - это вознаграждение за труд. Теория мо-тивационной гигиены F. НегаЬе^ выделяет «...два набора рабочих элементов: гигиенические принадлежности (зарплаты, условия труда, политика компании, управление, отношения), мотивация (достижение на работе, понимание других из-за этих достижений, интерес к работе)».

Еще один метод освоения рабочими навыками по профессии выпускниками университетов изучение структуры мотивации было представлено румынским социологом С. Зимфером. Он считает: «... концепция двух компонентов мотивации: внутренняя мотивация вытекает из самых человеческих потребностей, которые вызваны как на работе, так и внешне. Социальная полезность мотивов, которая включает сознание человека, признанного человеком, выходит за рамки самих рабочих и самих себя: страх перед осуждением, достижение доверия, финансовые стимулы, продвижение работы коллег и одобрение персонала, репутация, наказание, критика, осуждение, отлично» [12-14].

Изменение и возникновение важных профессиональных характеристик (ВПХ). Характеристики каждо-

го вида деловой активности необходимы и достаточны для осуществления этого действия до определенной степени стандартизации. Профессиональное качество делится на четыре основные группы: Абсолютный ВПХ - Квалификация, необходимая для осуществления такой деятельности на минимально приемлемом уровне или установления относительного среднего уровня ВПХ, который определяет достижение высоких («сверх») количественных и качественных показателей эффективности («Навыки ВПХ»). По мнению Барбышевой Т.М.: «Защита ВПХ - эта функция отполирована или относится к профессиональной деятельности» [15, 16].

Создание готовности к рабочему процессу по специальности. Подготовка мотивации является важной частью общей подготовки, которая определяет статус подготовки и поведение профессионального процесса работы. Подготовка мотивации - это своего рода последипломное образование. Оно выражается в процессе их подготовки посредством утверждения их знаний, умений и способностей, основанных на системе ценностей мотивации. По мнению Гончаровой Н.В.: «Популярное отношение мотивационная подготовка объединяет функциональную и значимую структуру многих внутренних организаций, нуждающихся, способностей, отношения к себе и к профессии, уверенности в профессиональном выборе, мотивации, ценностях, эмоциональных установках» [17].

Создание профессиональной грамотности и профессионального сознания. Профессиональная грамотность основана на утверждении полученных знаний. А также сочетание с опытом создания инновационной деятельности в профессии, а также уникальным набором возможностей учащихся. Профессиональная грамотность сосредоточена на специально-разработанных образовательных взаимодействиях, которые помогут развить личные качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, связанной со студентом [18,19].

Создание профессиональных идей - это сложное обучение, набор профессиональных ценностей, методов и методов профессиональной деятельности, которые интегрированы в способ мышления в процессе развития. Лично преподавать и помогать специалистам в развитии своей профессиональной деятельности по внедрению технологических проектов для профессионального решения проблем. «профессиональной этике» [19].

Создание профессионального развития и профессиональной уникальности. Лидерство в карьере в мире, более широкое осознание потенциала частной профессиональной деятельности, а также прогнозирование возможных последствий. Профессиональный отбор выпускники университета с сильной профессиональной уникальностью пытаются быть частью этой отрасли, хотя в этой области есть несколько мест, от профессиональной мотивации к самооценке, ориентированной на профессиональное развитие. Преодоление социальных трудностей и принятие профессиональных решений в условиях высокой конкуренции [21].

Мид М. считает: «... процесс передачи (перевода) опыта, знаний и навыков процесса». В своей концепции «... (интерактивное поколение) характер социального развития зависит от системы и определения трех Типов: модель поведения старшего поколения молодых людей. Традиция предков, передаваемая из поколения в поколение, не меняется. Модель поведения - ее коллеги, не только юниоры учатся у своих старших и коллег. Также старшие коллеги учится у юниоров.

Вторая культура - это суть современной реальности. В то же время социальная информация и переход на новый этап развития качества также увеличили разрыв между поколениями.

(Сценарии, ролевые игры, изменения, модели, ситуации, таланты, программы, культуры), но для всех наших подходов можно разделить на две основные категории. Первая категория (ситуация) включает в себя

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

109

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Petrov Denis Sergeevich, Levina Anastasia Pavlovna pedagogical

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS ... sciences

то, как она зависит от промышленной ситуации в пространстве Вселенной в учебном процессе, чтобы учащиеся (Будущие выпускники) были изменены с использованием конкретных инструментов. Вторая категория (культура) рассматривает подход развития профессиональной социализации людей с высшим образованием. Постепенное вхождение в профессию выпускников, путем изменения образовательного процесса.

Изучая и обобщая изучение теории процессов профессиональной социализации людей с университетским образованием и приспосабливая их к единой линии в городе, мы можем сделать следующие выводы:

Один из промышленных городов, который соединяет ресурсы и производительность в ограниченных областях, основан на внешних факторах. Негативные последствия внешних факторов не только угрожают единой экономической структуре, но и препятствуют развитию городского социального пространства.

Освоение рабочих навыков по профессии выпускниками в первую очередь под давлением новых социальных и культурных реалий в области обоих поколений. Во-первых, различные типы социализации.

Что касается диверсификации инновационных деталей городских выпускников процесса профессиональной социализации, необходимо проанализировать и реализовать структурный и структурный подход, в котором лежит основной метод обработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики [Текст] / А. Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, - 2003. - 176 с.

2. Запорожец О. Н. Бредникова О.Е. Микроурбанизм. Город в деталях [Текст] / отв. ред.: О.Н. Запорожец, О.Е. Бредникова. М.: Новое литературное обозрение, 2014г.

3. Макарова С. П. Управление адаптацией оптантов к рынку труда монопрофильного города [Текст]: авто-реф. дис. ...социол. наук: 22.00.08 / Макарова Светлана Павловна. - СПб., - 2009. - 20с.

4. Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Воробьева Ирина Владимировна.

- М., 2007. - 22 с.

5. Ивушкин В.О. Социализация молодежи в условиях информационного общества [Текст] / В.О. Ивушкин // Историческая и социально образовательная мысль. -Вып. № 2. - 2012. - С. 164 - 169.

6. Ковалева А.И. Методологические проблемы исследования социализации [Текст] / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 19-24.

7. Севастова Т. Н. Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ссузов [Текст] / Т.Н. Севастова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. II. Пермь: Меркурий. - 2011. - С. 18-20.

8. Тимченко Н. С. Профессиональная социализация в эпоху постмодерна: вызовы и пути решения [Текст] / Н.С. Тимченко// Сборник научных трудов Шестой Международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии» / под общ. ред. В.И. Степанова. - Вып. 6. -Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. - С. 75 - 80

9. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза [Текст] / В.И. Герчиков // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 87 - 94

10. Тощенко Ж.Т. «Эффективные менеджеры» в современном обществе [Текст] //Гуманитарии Юга России

- 2015 - № 1- С. 26 -32.

11. Vroom V.H., Deci E.L. An overview of work motivation [Text] // Reading in industrial and organization al psychology. N.Y., 1972.

12. Бессокирная Г.П. Мотивация труда в постсоветской России: опыт и методики исследований [Текст] / Г.П. Бессокирная// Социологические исследования. -110

2016. - №2 - С. 29-38.

13. Максуров А.А. Пути повышения мотивации лиц, реализующих координационную юридическую технологию [Текст] / А.А. Максуров // Научно -практический журнал «Власть закона» - 2015. - № 3 (23) - С. 75 - 83

14. Пригожин А.И. Социология организаций [Текст] / А. И. Пригожин; под ред. Д. М. Гвишиани. - 2-е изд., доп. Москва: ЛЕНАНД, 2015. - 257 с.

15. Барбышева Т. М. Государственно-частное партнерство как инструмент подготовки кадров высшей квалификации для инновационного развития региона [Текст] / Т. М. Барбышева // Власть и управление на Востоке России. - 2012. - № 1.- С. 223-227.

16. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В . Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. -СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

17. Гончарова Н. В. О рынке труда выпускников вузов [Текст] / Н. В. Гончарова // Социологические исследования - 2007. - №3. - С. 63-68.

18. Матвеева О. С. Развитие культуры профессионального мышления студентов в контексте решений проблем непрерывного профессионального образования [Текст] / О. С. Матвеева // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах: междунар. сб. науч. тр. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова. - 2011.

- Ч II. - С. 124-129.

19. Перехожева Е. В. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза [Текст] / Е. В. Перехожева В. А. Шершнёва // Высшее образование в России, № 1. - Москва, 2008. - С. 152-154.

20. Эннс Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий / Е. А. Эннс // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. - 2011. - С. 123-125.

21. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография [Текст] / Л. Б. Шнейдер - Москва, 2001. -272 с.

22. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями [Текст] / М. Мид. - М.: Культура и мир детства, 1988. - 608 с.

23. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников.

- М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

24. Шкаратан, О. И. Социокультурная преемственность в российской семье (опыт эмпирического исследования) [Текст] / О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов // Общественные науки и современность. - 2010 - № 1. -С. 5 - 27.

25. Леготин Э. В. Межпоколенческая дифференциация среди молодых когорт в условиях преобразования российского общества [Текст]: автореф. дис. ... канд. со-циол. наук: 22.00.04 / Леготин Эмиль Вячеславович. -Уфа, 2003. - 22 с.

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ проект № 17-46-630560 «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 03.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.