Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / ЗАНЯТОСТЬ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ВЫПУСКНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамошкина Елена Викторовна, Богданова Марина Владимировна, Сорокина Елена Николаевна

Проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и привлечения квалифицированных специалистов для развития предприятий города Невинномысска и всего Северного Кавказа взаимосвязаны и относятся к тем проблемам, которые в современных условиях напрямую влияют на экономическое развитие и конкурентоспособность предприятий и учебных заведений. В статье исследуется проблема трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья. В настоящее время актуален вопрос создания необходимых условий в вузах, которые гарантируют доступное профессиональное образования лиц с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамошкина Елена Викторовна, Богданова Марина Владимировна, Сорокина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION AND ACTUAL PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES

The problems of employment of people with disabilities and the attraction of qualified specialists for the development of enterprises in the city of Nevinnomyssk and the entire North Caucasus are interrelated and refer to those problems that in modern conditions directly affect the economic development and competitiveness of enterprises and educational institutions. The article examines the problem of employment of graduates with disabilities. Currently, the issue of creating the necessary conditions in universities that guarantee affordable professional education for persons with disabilities is urgent.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

УДК 378.374:368

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Елена Викторовна Тамошкина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

Аннотация

Проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и привлечения квалифицированных специалистов для развития предприятий города Невинномысска и всего Северного Кавказа взаимосвязаны и относятся к тем проблемам, которые в современных условиях напрямую влияют на экономическое развитие и конкурентоспособность предприятий и учебных заведений. В статье исследуется проблема трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья. В настоящее время актуален вопрос создания необходимых условий в вузах, которые гарантируют доступное профессиональное образования лиц с инвалидностью.

Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, занятость людей с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная социализация инвалидов, выпускники с ограниченными возможностями здоровья, высшее образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p395-398

PROFESSIONAL SOCIALIZATION AND ACTUAL PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES

Elena Viktorovna Tamoshkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Marina Vladi-

mirovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna So-rokina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nevinnomyssk State Humanitarian and

Technical Institute, Nevinnomyssk

Abstract

The problems of employment of people with disabilities and the attraction of qualified specialists for the development of enterprises in the city of Nevinnomyssk and the entire North Caucasus are interrelated and refer to those problems that in modern conditions directly affect the economic development and competitiveness of enterprises and educational institutions. The article examines the problem of employment of graduates with disabilities. Currently, the issue of creating the necessary conditions in universities that guarantee affordable professional education for persons with disabilities is urgent.

Keywords: employment of people with disabilities, employment of people with disabilities, professional socialization of people with disabilities, graduates with disabilities, higher education.

В условиях современной системы высшего образования особую актуальность приобретает разработка мероприятий, которые обеспечивают доступное профессиональное обучение и успешную социализацию инвалидов, а также другие категории лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.

Социализация является основной целью деятельности учебных заведений. Новые экономические условия, конкуренция предъявляют к образованию требования для обеспечения успешной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Образование, в свою очередь, действует в интересах человека и общества. Оно представляет собой совокупность знаний, умений, навыков определенного уровня. Образование способствует передаче молодому поколению социальных, культурных и нравственных ценностей, общепризнанных норм поведения, способствует формированию качеств для успешной самореализации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ. Многие качества формируются в образовательном процессе. Соответственно, изучение проблем социали-

зации является актуальным и объясняется происхождением норм, ценностей, установок личности, которая заключает в себе многообразие социальных отношений.

Процесс социализации длится в течение всей жизни. Современное общество требует, чтобы каждый человек учился и постоянно повышал собственный образовательный уровень. Образование выполняет функцию социальной защиты и социальной мобильности. Оно дает возможность занять устойчивое положение на рынке труда и помогает повысить социальный статус [1].

Профессиональная социализация осуществляется путем воздействия образования на личные качества обучающихся. Главной целью студентов является приобретение не только высшего образования, но и опыта работы по специальности.

Важными факторами трудоустройства выпускников с инвалидностью является поддержка государства, стимулирование работодателя, а также личная готовность выпускника к трудовой деятельности.

На данный момент наиболее подготовленными к трудоустройству являются лица с ОВЗ и инвалидностью, которые получили высшее профессиональное образование. Но на самом деле его наличие не гарантирует трудоустройство, особенно по специальности, которую они получили в вузе. Выпускники с инвалидностью сталкиваются с проблемой конкурентной среды с работниками без ограничений в трудовой деятельности, которые не нуждаются в дополнительном финансировании на оборудование рабочих мест. Таким образом, занятость выпускников с ограниченными возможностями здоровья остается практически нереализованной [2].

Несмотря на обязательное квотирование, работодатели не готовы принимать на работу выпускников с инвалидностью. В данном случае, сложно найти работу, не имея трудового стажа и навыков самопрезентации. Важно отметить, что многим сложно удержаться на новом месте работы из-за предубеждений руководителя и отчужденности коллег. В данном случае необходимо не только совершенствовать механизм квотирования, но и повышать интерес работодателей к приему на работу выпускников с инвалидностью.

Основные проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью появляются в связи с тем, что работодатели предъявляют повышенные требования к кадрам без квалификации. Многие руководители предприятий считают молодежь бесперспективными, не видят возможностей дальнейшего профессионального роста. Без того непростую ситуацию усугубляет наличие каких-либо ограничений здоровья.

При поиске работы выпускники с инвалидностью также сталкиваются с рядом проблем:

1. На некоторые специальности спрос минимальный, поэтому некоторые выпускники устраиваются на работу не по той профессии, по которой получили образование -это оказывает отрицательное влияние на определение жизненного пути выпускника с инвалидностью и его значимость как профессионала.

2. В сознании сформировалось определенное представление о том, что успех определяется наличием родственных связей и знакомств.

3. Сложность с передвижением до места работы.

4. Работодатели зачастую не принимают на работу из -за наличия документа об инвалидности.

5. Нестабильная занятость, низкие шансы продвижения по карьерной лестнице, неудовлетворительные условия труда, отсутствие желаемой вакансии.

Ввиду постоянного развития законодательства о защите трудоустройства лиц с ограниченными возможностями и распространения мер, которые направлены на интеграцию данной социальной группы в общество, выпускники с инвалидностью до сих пор являются социально незащищенной группой населения.

Несмотря на ряд проблем, можно отметить, что выпускники с ограниченными возможностями здоровья начинают свою трудовую деятельность во время обучения в ву-

зе. Главной целью является приобретение не только высшего образования, но и опыта работы по специальности. В ходе трудовой деятельности выпускники с ОВЗ приобретают полезные умения для учебы и, соответственно, вносят новые знания в свою работу.

Работа для студента с инвалидностью это возможность получения практического опыта, знаний, которые помогут утвердиться им как профессионалам. Они получают возможность узнать условия труда в организациях, показать свои знания работодателю для дальнейшего трудоустройства [3].

Таким образом, проблемы, которые возникают у выпускников с инвалидностью, являются типичными для всех выпускников. Тем не менее, можно выделить сложность поиска работы ввиду ограниченной возможности некоторых видов деятельности.

Решением проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью является комплекс, который в большей степени зависит не только от создания доступной среды, а также от качества профессиональной подготовки молодых специалистов.

Важное направление работы ВУЗов - помощь инвалидам в трудоустройстве. Так, в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте разработан комплексный план мероприятий по взаимодействию института с работодателями; программа содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые предусматривают сотрудничество факультетов и кафедр с работодателями на постоянной или временной основе с последующим трудоустройством выпускников. Во время обучения студенты с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в научных конференциях, ярмарках вакансий, программах, а также встречаются с работодателями.

Данные мероприятия можно считать эффективными, так как они в полной мере способствуют дальнейшему трудоустройству выпускников с инвалидностью.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что очень важно создать условия для оптимизации процессов трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность трудоустройства и достойная заработная плата важные условия, определяющим ресурсы социальной мобильности, место в структуре современного общества.

Проблемы трудоустройства и профессиональной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья указывают на недостатки в работе соответствующих служб по данному направлению. Поиск вариантов предложений по трудоустройству выпускников с инвалидностью имеет направление к административному ресурсу. Соответственно, проблема имеет масштабный характер как для государства в целом, так и по регионам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болырев С.А. Проблемы социализации современных студентов / С.А. Болырев, Л.М. Медведева, Е.Ю. Немова // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 989-991. - URL: https://moluch.ru/arhive/89/18227/ (дата обращения: 01.03.2022).

2. Кантор В.З. Вузовское образование и социально-трудовая интеграция инвалидов: к проблеме постдипломного сопровождения выпускников / В.З. Кантор, А.П. Антропов // Экология детства: особый ребенок и общество : материалы XXV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Экология детства». - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018, - С. 20-23.

3. Муллер О.Ю. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7, №2 (23). - С. 173-176.

REFERENCES

1. Bolyrev, S.A., Medvedeva L.M. and Nemova, E.Yu,(2015), "Problems of socialization of modern students", Young scientist, No. 9, pp. 989-991, available at: https: //moluch.ru/arhive/89/18227/.

2. Kantor, VZ. and Antropov, A.P. (2018), "University education and social and labor integration of disabled people: on the problem of postgraduate support of graduates", Ecology of childhood: a

special child and society: materials of the XXV International conference, RGPU im. A.I. Herzen, St. Petersburg, pp. 20-23.

3. Muller, O.Yu. (2018), "Actual problems of employment of graduates with disabilities", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 2 (23), pp. 173-176.

Контактная информация: mas16895546@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2022

УДК 372.881.1

МЕТОД ПЕРЕВОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Мина Борисовна Текеева, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

В данной статье рассматривается акт перевода с родного языка на иностранный язык как потенциально эффективный способ улучшить иностранный язык учащихся. Цель исследования -анализ использования метода перевода в обучении иностранным языкам. Акт перевода - это целостная деятельность, которая немедленно заставляет учащихся уделять больше внимания тексту, что способствует осознанию формы и смысла в контексте и улучшает их навыки чтения и письма. Методология дополнительно развивает у учащихся общие навыки замечать и наблюдать детали языковых систем, культур и обществ для передачи сообщения между двумя языками. Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение метода перевода может расширить обучение иностранному языку за пределы аудиторных занятий.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, перевод, метод перевода, понимание второго языка, метод обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p398-401

METHOD OF TRANSLATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Mina Borisovna Tekeeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, Umar Aliev Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Abstract

This article deals with the act of translation from the native language into a foreign language as a potentially effective way to improve the foreign language of students. The purpose of the study is to analyze the use of the translation method in teaching foreign languages. The act of translation is a holistic activity that immediately forces students to pay more attention to the text, which contributes to their awareness of form and meaning in context and improves their reading and writing skills. The methodology additionally develops students' general skills to notice and observe the details of language systems, cultures and societies in order to transmit messages between two languages. The practical significance of the study lies in the fact that the introduction of the translation method can expand the teaching of a foreign language beyond classroom.

Keywords: foreign language teaching, translation, translation method, understanding of the second language, teaching method.

ВВЕДЕНИЕ

Использование перевода в изучении языка является упущенной областью в методике обучения иностранным языкам. Так произошло, потому что перевод часто рассматривается как цель или конечный продукт обучения, но редко как средство изучения языка. Таким образом, в то время как имеется достаточное количество литературы, касающейся обучения переводу как самоцели, исследований перевода как катализатора изучения языка мало. Когда люди видят или слышат какой-либо незнакомый им язык, они, естественно, пытаются идентифицировать его (спрашивая, что это за язык или что означает слово

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.