Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СПО'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентификация / самоидентификация / идентификационная группа / самоидентификация студентов / professional identification / self-identification / identification group / self-identification of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлампьева Мария Павловна, Петрова Августина Дмитриевна, Герасимова Розалия Еремеевна

В статье рассматривается процесс формирования и развития профессиональной самоидентификации будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности посредством системы специально организованных мероприятий, реализованных в условиях СПО. Проведённый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональной идентичности педагогов показал, что данный вопрос сегодня достаточно популярен, но нет однозначного единого мнения. В связи с этим основной целью исследования стало выявление эффективности системы специально организованных мероприятий по формированию и развитию профессиональной идентичности студентов будущих педагогов. В рамках опытно-экспериментальной работы были разработаны модули: Общение, Твори, Наука, Сотрудничество, Гражданин, Восстановление. Сделан анализ экспериментальной работы, подтверждающий ее результативность по формированию профессиональной идентичности будущих педагогов. Следует отметить, что системная работа по успешной социализации и созданию творческой профессиональной образовательной среды способствует эффективной профессиональной идентификации будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the process of formation and development of professional self-identification of future teachers of additional education in the field of musical activity through a system of specially organized events implemented in the conditions of secondary vocational education. The main goal of the study was to identify the effectiveness of a system of specially organized events for the formation and development of the professional identity of students future teachers. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of forming the professional identity of teachers showed that this issue is quite popular today, but there is no clear consensus. As part of the experimental work, the following modules were developed: Communication, Create, Science, Cooperation, Citizen, Restoration. An analysis of the experimental work was made, confirming its effectiveness in shaping the professional identity of future teachers. It should be noted that systematic work on successful socialization and creation of a creative professional educational environment contributes to the effective professional identification of future teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СПО»

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель Харлампьева Мария Павловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского» (г. Вилюйск); преподаватель Петрова Августина Дмитриевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского» (г. Вилюйск); кандидат педагогических наук, доцент Герасимова Розалия Еремеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СПО

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования и развития профессиональной самоидентификации будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности посредством системы специально организованных мероприятий, реализованных в условиях СПО. Проведённый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональной идентичности педагогов показал, что данный вопрос сегодня достаточно популярен, но нет однозначного единого мнения. В связи с этим основной целью исследования стало выявление эффективности системы специально организованных мероприятий по формированию и развитию профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов. В рамках опытно-экспериментальной работы были разработаны модули: Общение, Твори, Наука, Сотрудничество, Гражданин, Восстановление. Сделан анализ экспериментальной работы, подтверждающий ее результативность по формированию профессиональной идентичности будущих педагогов. Следует отметить, что системная работа по успешной социализации и созданию творческой профессиональной образовательной среды способствует эффективной профессиональной идентификации будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная идентификация, самоидентификация, идентификационная группа, самоидентификация студентов.

Annotation. The article examines the process of formation and development of professional self-identification of future teachers of additional education in the field of musical activity through a system of specially organized events implemented in the conditions of secondary vocational education. The main goal of the study was to identify the effectiveness of a system of specially organized events for the formation and development of the professional identity of students - future teachers. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of forming the professional identity of teachers showed that this issue is quite popular today, but there is no clear consensus. As part of the experimental work, the following modules were developed: Communication, Create, Science, Cooperation, Citizen, Restoration. An analysis of the experimental work was made, confirming its effectiveness in shaping the professional identity of future teachers. It should be noted that systematic work on successful socialization and creation of a creative professional educational environment contributes to the effective professional identification of future teachers.

Key words: professional identification, self-identification, identification group, self-identification of students.

Введение. Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского является одним из старейших учебных заведений в Республике Саха (Якутия), занимающийся профессиональной подготовкой будущих педагогов. Эффективность подготовки кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) определяется прежде всего комплексным показателем трудоустройства выпускников, включающим информацию о распределении выпускников по каналам занятости, трудоустройстве по полученной профессии (специальности), в свою очередь от данных трудоустройства зависит контрольные цифры приема абитуриентов на бюджетной основе по тем или иным специальностям. Таким образом, данные процессы в системе СПО обусловили востребованность своевременного научно-практического осмысления проблем профессиональной самоидентификации будущих педагогов.

Мы считаем, что овладение профессиональной самоидентификацией студентами колледжа, как будущих педагогов, будет протекать гораздо успешнее, если в воспитательный процесс студентов будет внедрена и систематически реализована целенаправленная деятельность, направленная на формирование и развитие профессиональной идентичности, а также создана творческая профессиональная образовательная среда.

Изложение основного материала статьи. Термин «самоидентификация» достаточно широко известен в современных научных кругах. Он имеет достаточно много значений и точно не определен, однако успешно используется в большинстве гуманитарных наук. С точки зрения психологии, самоидентификацией называют процесс формирования психики человеческого индивида. Данный процесс представляет собой отождествление себя с другим человеком или социальной группой для построения образа собственного «Я».

Изучению самоидентификации личности человека посвятили свои научные работы такие известные исследователи как 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон. В отечественной социо-гуманитарной науке проблематика социальной самоидентификации личности не была представлена отдельной отраслью, однако в ряде исследований И.С. Кона, Г.М. Андреевой, В.А. Ядова и др. присутствуют различные трактовки социального самоопределения личности. Целый ряд современных публикаций таких авторов, как З.Т. Голенкова, Т.П. Заславская, В.А. Ядов и др., по изучаемой нами проблеме, появились в 90-е годы прошлого столетия. Проблемы социокультурной самоидентификации современной молодёжи и студенчества освещены в работах А.А. Азбель, Г.В. Гарбузовой, В.И. Павленко и др. [4].

Впервые термин «идентификация» был введен З.Фрейдом. Автор считает, что под идентификацией надо понимать механизмы, обеспечивающие способность человека к саморазвитию. Доказано, что самоидентификация личности происходит как процесс отождествления себя с другими людьми - группой, обществом, в нашем случае, общение и взаимодействие студента со старшекурсниками, преподавателями, что становится платформой, на основе которого будущий педагог приобретает аксиологические ценности будущей профессии, овладевает нормой поведения педагога, его социальными ролями и т.д. (И.С. Кон, Л.Б. Шнейдер, В.А. Ядов) [1].

Социальная идентичность, по мнению Э. Эриксона и др., есть чувство органической принадлежности индивида к его исторической эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе. Выделяют групповую идентичность как включенность в различные общности и делают вывод о том, что психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного социума (Э. Эриксон, Э. Фромм и др.) [4].

Проведенный анализ феномена социальной идентичности позволяет выделить такие виды идентичности, как общечеловеческая, социокультурная, социогрупповая и персональная (физическая и рефлексивная). В нашем исследовании

мы, прежде всего, социальную идентичность связываем с профессиональной идентификацией будущих педагогов. При этом нужно исходить из того, что, студенчество как идентификационная группа - это, совокупность студентов педагогического колледжа, объединенная возрастом, спецификой приобретаемой профессии, а также единой культурно - образовательной средой.

Изучив научные работы Г.М. Андреевой, приходим к выводу, что профессиональная идентичность представляет собой принятие индивидом на всех уровнях профессионально-ценностных позиций, одобряемых в определенном профессиональном пространстве, то есть осознание человеком своей принадлежности к определённой профессиональной группе.

Анализ научной литературы показал, что достаточная сложность явления профессиональной идентичности обусловила неоднозначность его определений.

Также в научной литературе мы не обнаружили общепринятых структурных компонентов профессиональной идентичности. Исследователи A.C. Берберян, Т.В. Богданова, Н.Т. Варданян определили 6 составляющих профессиональной идентичности, Т.В. Бугайчук - 3 компонента. Авторы Ю.П. Поваренкова, Т.В. Мищенко рассматривают элементы мотивационной сферы личности как одних из составных частей профессиональной идентичности. Шнейдер Л.Б. считает, что профессиональное самосознание студентов включает в себя такие компоненты как:

• знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам;

• знание о степени своего признания в профессиональной группе;

• представление о себе и своей работе в будущем;

• соотнесенность профессиональной деятельности и образа «Я» [2].

В своей психологической концепции профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер исходит из того, что становление профессиональной идентичности осуществляется в рамках профессии [6]. Известный ученый В.И. Павленко профессиональную идентичность рассматривает как часть личностной идентичности [4]. Некоторые авторы считают, что формированию профессиональной идентичности способствуют профессиональная идентификация (объективное и субъективное единство с группой профессионалов, делом) и профессиональное отчуждение (объективное и субъективное обособление профессиональных характеристик личности - норм, ролей статусов и пр.) [6, 7, 8].

Для формирования профессиональной идентичности мы должны создать условия в образовательной организации. Данные условия должны соответствовать источникам формирования профессиональной идентичности. Исследователи выделяют два фактора формирования профессиональной идентичности -внешние и внутренние источники [9]. Внешние факторы - моральное и материальное стимулирование труда, роль и социальный статус, профессиональная деятельность и т.д.; к внутренним факторам - профессиональные знания, стремление к повышению уровня профессионализма, личный вклад, талант, собственная удовлетворенность профессией, личностные качества [10].

Л.Б. Шнейдер выделяет следующие «внутренние источники формирования профессиональной идентичности:

• эмоционально положительный фон, на котором происходит информирование о профессии; положительное самовосприятие в качестве субъекта профессиональной деятельности;

• эмоционально позитивное понимание принадлежности к профессиональной среде; успешное усвоение прав и обязанностей, освоение норм и правил профессиональной деятельности;

• готовность к профессиональной ответственности; характер выраженности и самопринятия Я-концепции;

• высокая мотивация к реализации себя в выбранной профессии [6].

Также к внутренним факторам следует отнести индивидуальные психофизиологические и индивидуально-типологические свойства, особенности протекания психических процессов и свойств личности, его профессиональный опыт, профессиональные интересы мотивы, убеждения и мировоззрение. При формировании профессиональной идентичности внутренние ресурсы личности в обязательном порядке должны быть задействованы, только в таком случае профессиональная Я - идентификация будет достоверной.

С целью определения эффективности реализации системы специально организованных мероприятий при формировании профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с 1 сентября 2019 года была проведена опытно - экспериментальная работа на базе ГБПОУ PC (Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского».

В данном исследовании принимала учебная группа, состоящая из 13 студентов (девушек), обучающихся на базе основного общего образования. Следует отметить что студенты, принимавшие участие в эксперименте, обучались по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, квалификация - музыкальный руководитель в ДОУ, где при поступлении они сдавали вступительные испытания (вокал, определение уровня развития музыкального слуха, чувства ритма). Данный процесс также способствует возникновению определенного представления о своей будущей профессии.

Исходные показатели профессиональной идентичности студентов были определены при помощи следующих диагностических методик:

1. Опросник для изучения статусов профессиональной идентичности под авторством A.A. Азбель;

2. Тест на профессиональную идентичность под авторством Л.Б. Шнейдер;

3. Диагностика мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Согласно полученным результатам сложились следующие идентификационные позиции (см. табл. 1):

Таблица 1

Исходные показатели профессиональной самоидентификации студентов (п =13 в %)

№ Код испытуемого М 1 М 2 МЗ

1. А 001 Позитивная профессиональная идентичность Средняя профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

2. А 002 Диффузная профессиональная идентичность Низкая профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

3. А 003 Позитивная профессиональная идентичность Высокая профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

4. А 004 Мораторий (отсутствие профессиональной идентичности) Средняя профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

5. А 005 Позитивная профессиональная идентичность Высокая профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

6. А 006 Диффузная профессиональная идентичность Средняя профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

7. А 007 Диффузная профессиональная идентичность Высокая профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

8. А 008 Мораторий (отсутствие профессиональной идентичности) Очень низкая профессиональной направленности степень Низкий уровень мотивационного комплекса

9. А 009 Мораторий (отсутствие профессиональной идентичности) Низкая профессиональной направленности степень Низкий уровень мотивационного комплекса

10. А 010 Диффузная профессиональная идентичность Низкая профессиональной направленности степень Низкий уровень мотивационного комплекса

11. А 011 Мораторий (отсутствие профессиональной идентичности) Низкая профессиональной направленности степень Низкий уровень мотивационного комплекса

12. А 012 Позитивная профессиональная идентичность Средняя профессиональной направленности степень Средний уровень мотивационного комплекса

13. А 013 Мораторий (отсутствие профессиональной идентичности) Низкая профессиональной направленности степень Низкий уровень мотивационного комплекса

Полученные результаты могут быть объяснены возрастными особенностями испытуемых. Для студентов 1 курса достаточно характерно находиться в неопределенном состоянии, наличие профессиональных сомнений, переоценка или недооценка своих возможностей, также надо отметить, что не всем студентам - первокурсникам к началу обучения в профессиональных образовательных организациях удается подойти со сформированными ценностями, целями и убеждениями.

Для проверки поставленной гипотезы опытно-экспериментальной работы мы прежде всего проанализировали систему образовательной и воспитательной деятельности в колледже, а также для активизации данных процессов путем внедрения инновационных форм, методов и средств работы конкретизировали направления работы. В этом аспекте мы выделили следующие модули:

Модуль 1. «Общение». Цель - социализация студента к условиям СПО. Данный модуль состоит из цикла тренинговых занятий (на знакомство, уважение, сплочение, лидерство, интерес) и диагностик на изучение личностных и профессиональных качеств студентов с применением социально-педагогических технологий (социальное проектирование, коллективная творческая деятельность, дебаты и др.). Также в рамках модуля были реализованы семинары для студентов: «План моего бюджета», «Розовые дни» (цикл мероприятий, посвященный женскому здоровью), «Мое право» и «Ликбез» (в области прав женщин и женской психологии).

Модуль 2. «Твори!». Основная цель - развитие творческих способностей студентов. Данный модуль рассматривает обязательную занятость студентов кружковой деятельностью (вокальный ансамбль «Дэгэт») и участие студентов в различных активностях начиная от организации общеколледжного музыкального конкурса «Музыкальный ритм», ежегодного конкурса «Лучшая группа», недели отделения Педагогики дополнительного образования в Вилюйском колледже до реализации проекта «Просвещай!» (объяснение понятий и терминов, имеющих отношение к феминисткой теории и практике - исследования, женская психология, активизм и т.д).

Модуль 3. «Наука». Модуль состоит из обобщения инновационного педагогического опыта (участие в лан - и онлайн - семинарах, мастер - классах, музейных уроках), организации опытно - экспериментальной работы на базах педагогической практики, проведения тематических классных часов студентами с использованием инновационных педагогических технологий; участия студентов в НПК «Шаг в будущую профессию», Староватовских чтениях (г. Вилюйск), республиканской студенческой НПК «Наука. Образование. Искусство» (с. Нам), всероссийской студенческой Актионаде (г. Москва), всероссийской НПК «Научный прорыв» и профессиональных конкурсах различного уровня.

Модуль 4. «Сотрудничество» предусматривает взаимодействие с социальными партнерами (участие в ежегодной акции «Милосердие» в ГБУ РС (Я) "Вилюйский специализированный дом социального обеспечения для пожилых и инвалидов им. Кэтти Марсден"; организации ежегодных профориентационных мероприятий для школ г. Вилюйска в рамках Дня российского студенчества, участие в экологических акциях в партнерстве с экологическим фондом им Д.Г. Макарова «Зеленый пояс Вилюя» и в акции «Ночь в музее» в сотрудничестве с МБУ «Вилюйский краеведческий музей им. П.Х. Староватова».

Модуль 5. «Гражданин». Цель модуля заключается в воспитании в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. В рамках реализации данного модуля студентами были организованы общеколледжные олимпиады («Олимпиада к 145-летию А.Е.Кулаковского», «Отцы -основатели»); проведены «Уроки Победы», творческие акции ко Дням воинской славы, волонтерские активности, интеллектуальные игры и т.д.

Модуль 6. «Восстановление» - формирование и поддержка традиций в целях сохранения положительного психологического климата и взаимоотношений внутри учебной группы (индивидуальные консультации у психолога, организация тренинговых занятий, скетчбуков, ритуалов, «привычек», праздников,), организация экскурсий по музеям и библиотекам г. Вилюйска, сезонные выезды на отдых (база отдыха «Тещин язык», тур - база «Биллээх»),

Промежуточное исследование самоидентификации студентов к окончанию 2-го курса показывает снижение результатов, а именно мотивационной составляющей профессиональной самоидентификации - этот аспект оправдывается тем, что студенты в данный момент овладели реальными научно-профессиональными знаниями осваиваемой специальности и накопился опыт практического освоения будущей специальности в ходе педагогической практики и т.д. (см. диаграмму 1).

Профессиональная идентичность

70,00%

61,00%

52,60%

52,60%

20%

Исходные Промежуточные Итоговый

показатели

показатели

показатель

■ Низкий уровень ■ Средний ровень ■ Высокий уровень

Проведенное итоговое исследование, анализ достижений студентов и итоги трудоустройства (по итогам 2023-24 учебного года трудоустройство по специальности в выпускной 471 группе отделения Педагогики дополнительного образования составило 80%, 10% - иная отрасль, 10% - продолжение очного обучения в ВУЗе) подтверждают успешность формирования профессиональной идентичности.

Выводы. Таким образом, профессиональная идентичность - это ценностно-смысловая и содержательная идентификация с будущей профессии. Овладение профессиональной самоидентификацией студентами колледжа, как будущих педагогов, будет протекать гораздо успешнее, если в учебно-воспитательный процесс студентов будет внедрена и систематически реализована целенаправленная работа по формированию и развитию профессиональной идентичности, а также создана творческая профессиональная образовательная среда.

Литература:

1. Азбель, A.A. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук / Азбель Анастасия Анатольевна. - Москва, 2004. - 184 с. - Текст: непосредственный.

2. Тимофеева, Т.С. Особенности структуры профессиональной идентичности психолога на разных этапах карьерного роста: монография / Т.С. Тимофеева. - Волгоград: Сфера, 2022. - 220 с. - URL: https://sphere-publishing.ru/images/banners/ps3.pdf (дата обращения: 23.10.2023)

3. Гарбузова, Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: Дис. ... канд. психол. наук / Гарбузова Галина Владимировна. - Ярославль, 2009. - 186 с. - Текст: непосредственный.

4. Павленко, В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.И. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - URL: https://hr-portal.ru/article/predstavleniya-o-sootnoshenii-socialnoy-i-lichnostnoy-identichnosti-v-sovremennoy-zapadnoy (дата обращения: 20.10.2023)

5. Фрейд, 3. «Я» и «Оно». Избранные работы / 3. Фрейд; переводчик Л. Голлербах. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 165 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-06132-1. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/516139 (дата обращения: 20.10.2023).

6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2005. - 600 с. (дата обращения: 20.10.2023). - URL: https://psychlib.ru/mgppu/shl/SHl-003-.HTM#$p3

7. Аляева, В.А. Кризисы профессиональной идентичности студентов-выпускников вуза в процессе профессионального становления / В.А. Аляева // Актуальные исследования. - 2022. - №43 (122). - С. 108-111. - URL: https://apni.ru/article/4823-krizisi-professionalnoj-identichnosti-student (дата обращения: 29.10.2023)

8. Егорова, H.H. Особенности развития смысложизненных ориентаций обучающихся образовательных организаций МВД России с признаками профессионального отчуждения / H.H. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 26. - С. 956-960.-URL: http://e-koncept.ru/2016/46992.htm (дата обращения: 29.10.2023)

9. Нор-Аревян, O.A. Факторы формирования профессиональной идентичности / O.A. Нор-Аревян // Гуманитарий Юга России. - 2016. - Том 21. - № 5. - С. 102-113. - URL:https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/4653 (дата обращения: 29.10.2023)

10. Ахметгалина, H.H. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности / H.H. Ахметгалина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №1. -URL:https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (дата обращения: 29.10.2023)

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования Хасбулатова Хадижат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования Рамазанова Джавгарат Асадулаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс повышение познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения. Формирование познавательного интереса является важным условием эффективности учебной деятельности, а так же имеют большое значение в процессе развития личности ребенка. Как отмечают авторы, уроки литературного чтения обладают огромным потенциалом для развития познавательного интереса, так как имеют потенциал к созданию подходящих ситуаций, стимулирующих активную мыслительную деятельность. Предложены методы, активизирующие познавательный интерес детей для развития данных видов интереса на уроках. Организация использования исследовательских методов на уроках литературного чтения заключается в организации анализа художественного текста на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, а в некоторых случаях на уровне оригинальной концепции произведения. Пришли к выводу, что при организации образовательного процесса в качестве объекта познавательного интереса выступают учебные предметы, знания по которым выступают в качестве основной цели обучения в начальной школе.

Ключевые слова: повышение, познавательный интерес, младшие школьники, урок, литературное чтение, учитель.

Annotation. The article considers the process of increasing the cognitive interest of junior schoolchildren at the lessons of literary reading. Formation of cognitive interest is an important condition for the effectiveness of learning activities, as well as have a great importance in the process of development of the child's personality. As the authors note, the lessons of literary reading have a great potential for the development of cognitive interest, as they have the potential to create appropriate situations that stimulate active thinking activity. Methods that activate children's cognitive interest for the development of these types of interest in lessons are proposed. The organisation of the use of research methods in the lessons of literary reading is to organise the analysis of the artistic text at the level of small discoveries that allow a new look at a familiar text, and in some cases at the level of the original concept of the work. We came to the conclusion that in the organisation of the educational process as the object of cognitive interest are the subjects, knowledge of which acts as the main goal of learning in primary school.

Key words: enhancement, cognitive interest,junior schoolchildren, lesson, literary reading, teacher.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В современных условиях, в условиях перехода общества к информационному возникают значительные изменения в системе образования подрастающего поколения. Увеличивающийся объем учебной информации, которую получают учащиеся, приводит к тому, что данные объемы информации перестают соответствовать возможностям обучающихся для эффективного усвоения полученной информации. Процесс формирования познавательного интереса -важнейший компонент эффективности учебной деятельности, в процессе развития личности ученика. При осуществлении интеллектуальной деятельности, которая основана на познавательном интересе, ученик зачастую проявляет догадку, прибегает к активному поиску, проявляет наличие готовности к тому, чтобы решать практические задачи, стремится к осуществлению исследовательского поиска.

Вопросы оптимизации педагогических условий, которые стимулируют развитие младших школьников, остаётся актуальным. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) подразумевает, что вопросам познавательно-исследовательской деятельности должно уделяться особое внимание, в частности, необходимо делать акцент на самостоятельном выполнении данной деятельности. Современные изменения, направленные на модернизацию образования на начальной ступени, подразумевают, что «целью и результатом образовательной деятельности общеобразовательных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества» [8, С. 4].

Изложение основного содержания материала. Изучение «интереса» и его влияния на познавательную активность и самостоятельность обучающихся рассмотрено такими учеными как Б.Г. Ананьев, Э.А. Баранов, Е.Б. Беляев, Л.И. Божович и др.., Педагоги Е.Б. Беляев, В.Ю. Ваулина, Д. Годовикова, Т.Г. Дядинчук, Т.А. Завражнова и другие занимались поиском инновационных форм, посредством которых развивают познавательный интерес школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.