Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ ЛЕТЧИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ ЛЕТЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / БУДУЩИЕ ЛЕТЧИКИ / ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко А.А.

Обоснована актуальность исследования проблемы формирования профессиональной самоидентификации будущих летчиков, приведены результаты исследования, проведенного с использованием методик Куна-Макпартленда «Кто Я», Азбеля-Грецова «Исследование статусов профессиональной идентичности» и теста-опросника самоотношений, разработанного В.В. Столиным и В.Р. Пантелеевым. Дан анализ полученных результатов, сформулированы выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DYNAMICS OF PROFESSIONAL SELF-IDENTI CATION OF FUTURE PILOTS

The article substantiates the relevance of the study of the problem of the formation of professional self-identication of future pilots, presentsthe results of a study conducted using the methods of Kuhn - McPartland «Who am I»,Azbel - Gretsov «Study of the statuses of professional identity» and the test-questionnaire of self-relations developed by V.V. Stolin and V.R. Panteleev. Analyzes the results obtained, formulates conclusions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ ЛЕТЧИКОВ»

УДК 371.132

А.А. НАУМЕНКО

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ

ЛЕТЧИКОВ

Обоснована актуальность исследования проблемы формирования профессиональной самоидентификации будущих летчиков, приведены результаты исследования, проведенного с использованием методик Куна-Макпартленда «Кто Я», Азбеля-Грецова «Исследование статусов профессиональной идентичности» и теста-опросника самоотношений, разработанного В.В. Столиным и В.Р. Пантелеевым. Дан анализ полученных результатов, сформулированы выводы.

Ключевые слова: профессиональная самоидентификация, будущие летчики, динамика формирования.

The article substantiates the relevance of the study of the problem of the formation of professional self-identification of future pilots, presentsthe results of a study conducted using the methods of Kuhn - McPartland «Who am I»Azbel - Gretsov «Study of the statuses of professional identity» and the test-questionnaire of self-relations developed by V.V. Stolin and V.R. Panteleev. Analyzes the results obtained, formulates conclusions. Keywords: professional self-identification, future pilots, dynamics of formation.

Динамика развития общества проявляется в изменении профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, обусловленной стремительно развивающимися процессами глобализации. Поскольку важное значение в постиндустриальном обществе принадлежит адаптации человека к изменяющимся социально-профессиональным технологиям и неопределенности цифровой экономики, особую роль приобретает способность ориентироваться в мире профессий [2].

Сложность профессионального пространства находит отражение в динамике становления профессиональной идентичности будущего специалиста. Профессиональная самоидентификация выступает стержневым компонен-

© Науменко А.А., 2021

том профессионального самосознания, имеет персонализированный характер, означает отождествление себя с определенной социальной группой. В научной литературе профессиональную самоидентификацию рассматривают как ключевой показатель профессиональной пригодности, поскольку она в значительной мере определяет эффективность деятельности [1]. Это и послужило основанием исследования динамики профессиональной самоидентификации будущих летчиков.

Исследование проводилось среди курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.

В нашем исследовании мы исходили из определения профессиональной самоидентификации как результата

самоанализа, отражающего представления субъекта о самом себе, о принадлежности к той или иной группе людей. Профессиональная самоидентификация как воображаемое представление и «примерка» на себя различных профессий является неотъемлемой частью представлений большинства людей о самих себе. По мнению известного психолога Л.Б. Шнейдера, профессиональная самоидентификация является одной из самых важных характеристик любого человека, отражающих его объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, и предполагает преемственность определенных профессиональных качеств и характеристик [8].

В процессе исследования мы опирались на работы Е.В. Лебедевой о би-нарности профессиональной направленности - на человека и определенную сферу человеческой практики, что провоцирует нелинейность траектории профессионального развития, создавая точки ветвления, бифуркации. В этих условиях важную роль играет согласованность представлений будущего специалиста о самом себе в контексте прогнозируемых изменений, дающая основу личностной и профессиональной самоотождествленности [4, с. 453].

Также мы планировали выяснить наличие взаимосвязи самооценки своих

психофизиологических, функциональных характеристик с требованиями выбранной профессиональной деятельности, умением выполнять профессиональные задачи и формированием профессиональной самоидентичности будущих летчиков. Это и послужило основанием использования в процессе исследования методики Куна-Макпартленда «Кто Я» [6]. Теоретическим основанием данной методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Этот факт находит свое отражение в самоописаниях испытуемых. В то же время личности свойственно рефлексировать свои психологические характеристики, свое место не только в социальном мире, но и в мире в целом. Методика реализуется в форме теста и охватывает не только ролевые аспекты, но и все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре - «Я».

Проведение тестового контроля мы сочетали с наблюдением за поведением курсантов, анализом их действий и поступков. Кроме различного рода массовых мероприятий учебного, научно-исследовательского, воспитательного характера, с каждым из курсантов были проведены индивидуальные беседы, позволившие нам проанализировать и обобщить полученные результаты (табл. 1).

Таблица 1

Исследование курсантов по методике Куна-Макпартленда «Кто Я»

Идентификационные характеристики 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Физическое Я 43% 15% 21% 38%

Деятельное Я 14% 15% 30% 33%

Перспективное Я 24% 35% 50% 57%

Рефлексивное Я 24% 20% 46% 62%

Материальное Я 47% 40% 42% 43%

Коммуникативное Я 43% 50% 42% 71%

Социальное Я 100% 100% 100% 100%

Исследование показало, что самым стабильным показателем является «Социальное Я». Все курсанты абсолютно уверенно и однозначно на всех курсах характеризовали себя с точки зрения гендерной, семейной, групповой принадлежности, мировоззренческой и этнически-региональной идентичности, а также роли в учебно-профессиональной группе (100%).

Значительно возрастает с переходом с курса на курс (с 43 до 71%) «Коммуникативное Я». Многие отмечают свою возросшую роль в коллективе, воспринимают себя полноценным членом группы, отмечают наличие готовности и способности общаться с людьми, слушать людей, отстаивать свою позицию.

«Деятельное Я». За четыре года у курсантов повысилась способность к активной деятельности (с 14 до 33%), но большинство из них справедливо считают ее крайне низкой.

«Перспективное Я». Если на первом курсе многие курсанты (76%) не видели свое будущее, то к четвертому курсу более половины курсантов определили для себя жизненные перспективы: освоение профессии, создание семьи, приобретение статуса в социальной или профессиональной сфере, улучшение материального положения (57%).

Наиболее значительно у курсантов за четыре года повысилось «Рефлексивное Я». 62% курсантов (в сравнении с 24% на первом курсе) готовы дать объективную характеристику себя как личности. Это подтверждается аргументированной оценкой своих личностных качеств и соотнесением уровня подготовленности с потенциальной возможностью профессиональной деятельности.

В то же время свое материальное благополучие - «Материальное Я» -

многие оценивают ниже среднего, считают, что за период обучения оно только упало с (с 47 до 43%), а материальные проблемы выросли.

Снизилась субъективная оценка своих физических данных - «Физического Я» - с 43 до 38%, хотя все данные подтверждают значительное физическое развитие. Мы объясняем это изменением системы требований курсантов к самим себе, своему здоровью и образу жизни, что тоже является положительным моментом.

Ведущую роль в нашем исследовании мы отводили изучению профессиональной самоидентичности. Для этого была использована методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Гре-цов) [5]. Особенностью данной методики является то, что она позволяет проследить, как в процессе обучения и освоения профессии летчика у курсантов изменяется видение себя в профессии. Авторы методики выделяют определенные статусы профессиональной идентичности - «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального становления.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на то что молодые люди уже сделали свой выбор и поступили в летное училище, у большинства первокурсников (52%) есть серьезные сомнения в правильности своего решения, им кажется, что они сделали неправильный выбор, и некоторые даже хотят менять профессию (табл. 2). Для 19% первокурсников характерно состояние неопределенности, некоторые (24%) признаются, что поступили под чьим-то влиянием и это влияние играет определенную роль по настоящее время. Содержание профессиональной деятельности для большинства перво-

курсников, как и представление о карьере, размыто или не сформировано, курсанты не видят реальных перспектив и не ставят перед собой цели само-

На втором курсе ситуация уже существенно меняется. Освоение специальных дисциплин, общение с представителями профессии (летчиками-профессионалами), адаптация в студенческой (курсантской) среде значительно снижают количество курсантов, сомневающихся в своем выборе, но все равно их еще много (35%). В то же время во всем видны положительные изменения: у сомневавшихся в выборе (9%) уходит состояние неопределенности, многие (4%) выходят из-под чужого влияния и формируют свое положительное мнение о профессии летчика. Уже 25% курсантов говорят, что видят себя в будущей профессии.

Обучение на третьем курсе вплотную подводит курсантов к освоению профессии летчика. Это достигается благодаря тому, что наряду с освоением теоретических основ большое внимание уделяется предполетной подготовке, включающей не только свод определенных правил, но и погружение в профессию. В этот период у будущих летчиков идет формирование комплекса личностных качеств и профессиональных умений. Пользуясь тренажером, курсант получает возмож-

утверждения в профессии. И только 5% уверенно говорят, что профессия выбрана осознанно, им нравится, и они мотивированы на ее освоение.

ность отработать ключевые навыки управления машиной, почувствовать себя настоящим летчиком [3].

Случайных людей на третьем курсе уже единицы, осваивающих профессию по совету родителей или друзей - всего 4%, сформированную идентичность проявляют 54%, но есть и те, кого гложут сомнения. Чаще всего к ним относятся молодые люди, которые испытывают серьезные проблемы со здоровьем, не владеют своим психическим состоянием, обладают низкой коммуникативностью. Кто-то не выдерживает перегрузок, некоторым от природы не дано определять высоту выравнивания или скорость сближения с землей, а это значит, что управлять боевой машиной для них крайне тяжело. Чаще всего именно эти показатели приводят к кризису самоидентификации и поиску альтернативных путей.

Для большинства курсантов четвертого курса выбранная профессиональная деятельность является уже глубоко осознанной, личностно значимой, соответствующей системе ценностей и убеждений.

Но следует отметить, что если в анкете высший уровень самоидентично-

Таблица 2

Исследование профессиональной самоидентификации будущих летчиков по методике А.А. Азбеля, А.Г. Грецова

Статус профессиональной идентичности 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Неопределенная 19% 10% 8% 0 %

Навязанная 24% 20% 8% 4%

Мораторий 52% 35% 25% 12,5%

Сформированная 5% 25% 54% 100%

сти отметили все курсанты (табл. 2), то перекрестный опрос, собеседование и другие методики исследования выявили, что у отдельных курсантов самоидентичность проявляется в неких формальных заявлениях, при этом у них отсутствует внутренняя убежденность в правильности выбранного пути, они подвержены влиянию со стороны (таковых 4%). Около 12% курсантов, несмотря на внешнее благополучие, находятся в состоянии кризиса самоидентичности и активно пытаются разрешить его, перебирая варианты профессиональной мобильности.

В связи с тем, что профессиональная самоидентификация очень тесно связана с личностной и во многом зависит от восприятия себя в избранной профессии, для выявления и более глубокого осмысления процесса профессиональной самоидентификации будущих летчиков нами был использован тест-опросник самоотношений, разработанный В.В. Столиным и В.Р. Пантелеевым и представляющий собой иерархическую модель структуры самоотношения [7]. В процессе профессионального становления человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций.

Данная версия опросника позволяет выявить как отдельные самоотношения, так и уровни самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности и характерные для профессионального становления будущих летчиков.

Исследование показало, что с повышением уровня профессиональной са-модентификации меняется и отноше-

ние к самому себе (табл. 3). У курсантов возрастает самоуважение (с 22 до 91%), растет удовлетворение своим выбором, результатами учебной деятельности и освоения профессии (с 21,4 до 94%), самооценка подтверждается положительной оценкой сокурсников, педагогов, родственников (18,8% -56%), появляется уверенность в себе, своих потенциальных возможностях (28,6% - 87%). Формируется готовность к саморазвитию, основанная на осознании досягаемости своих внутренних побуждений и целей, а также уверенности в своих силах в контроле над собственными мыслями и чувствами (24,9% - 82%).

По мере освоения профессии у курсантов растет уровень рефлексии, способность анализировать свои действия, брать на себя ответственность за решение проблем и отвечать за свои поступки. Все это позволяет рассматривать наличие рефлексивных умений как предпосылку самоактуализации, личностного и профессионального роста.

Таким образом, по результатам тестирования было выявлено, что процесс вхождения в профессию у курсантов проходит с положительной динамикой, но уровень профессиональной самоидентификации на первом и втором курсах обучения остается сравнительно низким. Для многих курсантов младших курсов характерны низкая самооценка, отсутствие уверенности в правильности выбора профессии. Только начиная с третьего года обучения (когда в системе подготовки ключевую роль занимает изучение специальных дисциплин) профессиональная самоидентичность и самоотношение к выбранной профессии заметно возрастают.

Таблица 3

Исследование самоотношений будущих летчиков по методике В.В. Столина, С.Р. Пантелеева

Вид самоотношения 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

S - интегральное чувство «за» или «против» 27,2% 59% 74% 91%

I - самоуважение 22,4% 50% 70% 91%

II - аутосимпатия 21,1% 45% 66% 94%

III - ожидаемое отношение от других 15,1% 38% 50% 63%

IV - самоинтерес 19,4% 34% 58% 86%

1 - самоуверенность 28,6% 34% 69% 87%

2 - отношение других 18,9% 26% 17% 56%

3 - самопринятие 18,9% 19% 54% 76%

4 - саморуководство 24,9% 27% 67% 82%

5 - самообвинение 50% 30% 40% 19%

6 - самоинтерес 22,1% 26% 48% 68%

7 - самопонимание 24,7% 37% 63% 88%

Мы еще не готовы сделать окончательные выводы, исследование продолжается, но предварительные результаты позволяют говорить, что раннее погружение будущих летчи-

ков в профессию будет содействовать стремлению к профессиональной и личностной самореализации, повышению уровня самоидентификации.

^Ш ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

2. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм как предиктор адаптации к профессиональному будущему личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: мат-лы 23-й Междунар. научно-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 375-378.

3. Зеленко Н.В., Науменко А.А. Технологии виртуальной реальности в профессиональном становлении и самоидентификации будущих летчиков // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 71, ч. 3. С. 35-37.

4. Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов//Научный диалог. 2018. № 12. С. 452-464. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-452-464.

5. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). URL: https://studfile.net/preview/3800114/page:2/ (дата обращения: 05.08.2021).

6. Тест Куна-Макпартленда «Кто Я» (модификация Т.И. Румянцевой). URL: https://vsetesti. ru/424/ (дата обращения: 05.08.2021).

7. Тест-опросник «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). URL: http://www.miu.by/ kaf_new/mpp/167.pdf (дата обращения: 05.08.2021).

8. Шнейдер Л.Б. Методика исследования профессиональной идентичности. URL: https:// psytests.org/projective/mipi-run.html (дата обращения: 10.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.