УДК 371.132
А.А. НАУМЕНКО
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ
ЛЕТЧИКОВ
Обоснована актуальность исследования проблемы формирования профессиональной самоидентификации будущих летчиков, приведены результаты исследования, проведенного с использованием методик Куна-Макпартленда «Кто Я», Азбеля-Грецова «Исследование статусов профессиональной идентичности» и теста-опросника самоотношений, разработанного В.В. Столиным и В.Р. Пантелеевым. Дан анализ полученных результатов, сформулированы выводы.
Ключевые слова: профессиональная самоидентификация, будущие летчики, динамика формирования.
The article substantiates the relevance of the study of the problem of the formation of professional self-identification of future pilots, presentsthe results of a study conducted using the methods of Kuhn - McPartland «Who am I»Azbel - Gretsov «Study of the statuses of professional identity» and the test-questionnaire of self-relations developed by V.V. Stolin and V.R. Panteleev. Analyzes the results obtained, formulates conclusions. Keywords: professional self-identification, future pilots, dynamics of formation.
Динамика развития общества проявляется в изменении профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, обусловленной стремительно развивающимися процессами глобализации. Поскольку важное значение в постиндустриальном обществе принадлежит адаптации человека к изменяющимся социально-профессиональным технологиям и неопределенности цифровой экономики, особую роль приобретает способность ориентироваться в мире профессий [2].
Сложность профессионального пространства находит отражение в динамике становления профессиональной идентичности будущего специалиста. Профессиональная самоидентификация выступает стержневым компонен-
© Науменко А.А., 2021
том профессионального самосознания, имеет персонализированный характер, означает отождествление себя с определенной социальной группой. В научной литературе профессиональную самоидентификацию рассматривают как ключевой показатель профессиональной пригодности, поскольку она в значительной мере определяет эффективность деятельности [1]. Это и послужило основанием исследования динамики профессиональной самоидентификации будущих летчиков.
Исследование проводилось среди курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
В нашем исследовании мы исходили из определения профессиональной самоидентификации как результата
самоанализа, отражающего представления субъекта о самом себе, о принадлежности к той или иной группе людей. Профессиональная самоидентификация как воображаемое представление и «примерка» на себя различных профессий является неотъемлемой частью представлений большинства людей о самих себе. По мнению известного психолога Л.Б. Шнейдера, профессиональная самоидентификация является одной из самых важных характеристик любого человека, отражающих его объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, и предполагает преемственность определенных профессиональных качеств и характеристик [8].
В процессе исследования мы опирались на работы Е.В. Лебедевой о би-нарности профессиональной направленности - на человека и определенную сферу человеческой практики, что провоцирует нелинейность траектории профессионального развития, создавая точки ветвления, бифуркации. В этих условиях важную роль играет согласованность представлений будущего специалиста о самом себе в контексте прогнозируемых изменений, дающая основу личностной и профессиональной самоотождествленности [4, с. 453].
Также мы планировали выяснить наличие взаимосвязи самооценки своих
психофизиологических, функциональных характеристик с требованиями выбранной профессиональной деятельности, умением выполнять профессиональные задачи и формированием профессиональной самоидентичности будущих летчиков. Это и послужило основанием использования в процессе исследования методики Куна-Макпартленда «Кто Я» [6]. Теоретическим основанием данной методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Этот факт находит свое отражение в самоописаниях испытуемых. В то же время личности свойственно рефлексировать свои психологические характеристики, свое место не только в социальном мире, но и в мире в целом. Методика реализуется в форме теста и охватывает не только ролевые аспекты, но и все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре - «Я».
Проведение тестового контроля мы сочетали с наблюдением за поведением курсантов, анализом их действий и поступков. Кроме различного рода массовых мероприятий учебного, научно-исследовательского, воспитательного характера, с каждым из курсантов были проведены индивидуальные беседы, позволившие нам проанализировать и обобщить полученные результаты (табл. 1).
Таблица 1
Исследование курсантов по методике Куна-Макпартленда «Кто Я»
Идентификационные характеристики 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Физическое Я 43% 15% 21% 38%
Деятельное Я 14% 15% 30% 33%
Перспективное Я 24% 35% 50% 57%
Рефлексивное Я 24% 20% 46% 62%
Материальное Я 47% 40% 42% 43%
Коммуникативное Я 43% 50% 42% 71%
Социальное Я 100% 100% 100% 100%
Исследование показало, что самым стабильным показателем является «Социальное Я». Все курсанты абсолютно уверенно и однозначно на всех курсах характеризовали себя с точки зрения гендерной, семейной, групповой принадлежности, мировоззренческой и этнически-региональной идентичности, а также роли в учебно-профессиональной группе (100%).
Значительно возрастает с переходом с курса на курс (с 43 до 71%) «Коммуникативное Я». Многие отмечают свою возросшую роль в коллективе, воспринимают себя полноценным членом группы, отмечают наличие готовности и способности общаться с людьми, слушать людей, отстаивать свою позицию.
«Деятельное Я». За четыре года у курсантов повысилась способность к активной деятельности (с 14 до 33%), но большинство из них справедливо считают ее крайне низкой.
«Перспективное Я». Если на первом курсе многие курсанты (76%) не видели свое будущее, то к четвертому курсу более половины курсантов определили для себя жизненные перспективы: освоение профессии, создание семьи, приобретение статуса в социальной или профессиональной сфере, улучшение материального положения (57%).
Наиболее значительно у курсантов за четыре года повысилось «Рефлексивное Я». 62% курсантов (в сравнении с 24% на первом курсе) готовы дать объективную характеристику себя как личности. Это подтверждается аргументированной оценкой своих личностных качеств и соотнесением уровня подготовленности с потенциальной возможностью профессиональной деятельности.
В то же время свое материальное благополучие - «Материальное Я» -
многие оценивают ниже среднего, считают, что за период обучения оно только упало с (с 47 до 43%), а материальные проблемы выросли.
Снизилась субъективная оценка своих физических данных - «Физического Я» - с 43 до 38%, хотя все данные подтверждают значительное физическое развитие. Мы объясняем это изменением системы требований курсантов к самим себе, своему здоровью и образу жизни, что тоже является положительным моментом.
Ведущую роль в нашем исследовании мы отводили изучению профессиональной самоидентичности. Для этого была использована методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Гре-цов) [5]. Особенностью данной методики является то, что она позволяет проследить, как в процессе обучения и освоения профессии летчика у курсантов изменяется видение себя в профессии. Авторы методики выделяют определенные статусы профессиональной идентичности - «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального становления.
Проведенное исследование показало, что, несмотря на то что молодые люди уже сделали свой выбор и поступили в летное училище, у большинства первокурсников (52%) есть серьезные сомнения в правильности своего решения, им кажется, что они сделали неправильный выбор, и некоторые даже хотят менять профессию (табл. 2). Для 19% первокурсников характерно состояние неопределенности, некоторые (24%) признаются, что поступили под чьим-то влиянием и это влияние играет определенную роль по настоящее время. Содержание профессиональной деятельности для большинства перво-
курсников, как и представление о карьере, размыто или не сформировано, курсанты не видят реальных перспектив и не ставят перед собой цели само-
На втором курсе ситуация уже существенно меняется. Освоение специальных дисциплин, общение с представителями профессии (летчиками-профессионалами), адаптация в студенческой (курсантской) среде значительно снижают количество курсантов, сомневающихся в своем выборе, но все равно их еще много (35%). В то же время во всем видны положительные изменения: у сомневавшихся в выборе (9%) уходит состояние неопределенности, многие (4%) выходят из-под чужого влияния и формируют свое положительное мнение о профессии летчика. Уже 25% курсантов говорят, что видят себя в будущей профессии.
Обучение на третьем курсе вплотную подводит курсантов к освоению профессии летчика. Это достигается благодаря тому, что наряду с освоением теоретических основ большое внимание уделяется предполетной подготовке, включающей не только свод определенных правил, но и погружение в профессию. В этот период у будущих летчиков идет формирование комплекса личностных качеств и профессиональных умений. Пользуясь тренажером, курсант получает возмож-
утверждения в профессии. И только 5% уверенно говорят, что профессия выбрана осознанно, им нравится, и они мотивированы на ее освоение.
ность отработать ключевые навыки управления машиной, почувствовать себя настоящим летчиком [3].
Случайных людей на третьем курсе уже единицы, осваивающих профессию по совету родителей или друзей - всего 4%, сформированную идентичность проявляют 54%, но есть и те, кого гложут сомнения. Чаще всего к ним относятся молодые люди, которые испытывают серьезные проблемы со здоровьем, не владеют своим психическим состоянием, обладают низкой коммуникативностью. Кто-то не выдерживает перегрузок, некоторым от природы не дано определять высоту выравнивания или скорость сближения с землей, а это значит, что управлять боевой машиной для них крайне тяжело. Чаще всего именно эти показатели приводят к кризису самоидентификации и поиску альтернативных путей.
Для большинства курсантов четвертого курса выбранная профессиональная деятельность является уже глубоко осознанной, личностно значимой, соответствующей системе ценностей и убеждений.
Но следует отметить, что если в анкете высший уровень самоидентично-
Таблица 2
Исследование профессиональной самоидентификации будущих летчиков по методике А.А. Азбеля, А.Г. Грецова
Статус профессиональной идентичности 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Неопределенная 19% 10% 8% 0 %
Навязанная 24% 20% 8% 4%
Мораторий 52% 35% 25% 12,5%
Сформированная 5% 25% 54% 100%
сти отметили все курсанты (табл. 2), то перекрестный опрос, собеседование и другие методики исследования выявили, что у отдельных курсантов самоидентичность проявляется в неких формальных заявлениях, при этом у них отсутствует внутренняя убежденность в правильности выбранного пути, они подвержены влиянию со стороны (таковых 4%). Около 12% курсантов, несмотря на внешнее благополучие, находятся в состоянии кризиса самоидентичности и активно пытаются разрешить его, перебирая варианты профессиональной мобильности.
В связи с тем, что профессиональная самоидентификация очень тесно связана с личностной и во многом зависит от восприятия себя в избранной профессии, для выявления и более глубокого осмысления процесса профессиональной самоидентификации будущих летчиков нами был использован тест-опросник самоотношений, разработанный В.В. Столиным и В.Р. Пантелеевым и представляющий собой иерархическую модель структуры самоотношения [7]. В процессе профессионального становления человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций.
Данная версия опросника позволяет выявить как отдельные самоотношения, так и уровни самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности и характерные для профессионального становления будущих летчиков.
Исследование показало, что с повышением уровня профессиональной са-модентификации меняется и отноше-
ние к самому себе (табл. 3). У курсантов возрастает самоуважение (с 22 до 91%), растет удовлетворение своим выбором, результатами учебной деятельности и освоения профессии (с 21,4 до 94%), самооценка подтверждается положительной оценкой сокурсников, педагогов, родственников (18,8% -56%), появляется уверенность в себе, своих потенциальных возможностях (28,6% - 87%). Формируется готовность к саморазвитию, основанная на осознании досягаемости своих внутренних побуждений и целей, а также уверенности в своих силах в контроле над собственными мыслями и чувствами (24,9% - 82%).
По мере освоения профессии у курсантов растет уровень рефлексии, способность анализировать свои действия, брать на себя ответственность за решение проблем и отвечать за свои поступки. Все это позволяет рассматривать наличие рефлексивных умений как предпосылку самоактуализации, личностного и профессионального роста.
Таким образом, по результатам тестирования было выявлено, что процесс вхождения в профессию у курсантов проходит с положительной динамикой, но уровень профессиональной самоидентификации на первом и втором курсах обучения остается сравнительно низким. Для многих курсантов младших курсов характерны низкая самооценка, отсутствие уверенности в правильности выбора профессии. Только начиная с третьего года обучения (когда в системе подготовки ключевую роль занимает изучение специальных дисциплин) профессиональная самоидентичность и самоотношение к выбранной профессии заметно возрастают.
Таблица 3
Исследование самоотношений будущих летчиков по методике В.В. Столина, С.Р. Пантелеева
Вид самоотношения 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
S - интегральное чувство «за» или «против» 27,2% 59% 74% 91%
I - самоуважение 22,4% 50% 70% 91%
II - аутосимпатия 21,1% 45% 66% 94%
III - ожидаемое отношение от других 15,1% 38% 50% 63%
IV - самоинтерес 19,4% 34% 58% 86%
1 - самоуверенность 28,6% 34% 69% 87%
2 - отношение других 18,9% 26% 17% 56%
3 - самопринятие 18,9% 19% 54% 76%
4 - саморуководство 24,9% 27% 67% 82%
5 - самообвинение 50% 30% 40% 19%
6 - самоинтерес 22,1% 26% 48% 68%
7 - самопонимание 24,7% 37% 63% 88%
Мы еще не готовы сделать окончательные выводы, исследование продолжается, но предварительные результаты позволяют говорить, что раннее погружение будущих летчи-
ков в профессию будет содействовать стремлению к профессиональной и личностной самореализации, повышению уровня самоидентификации.
^Ш ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм как предиктор адаптации к профессиональному будущему личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: мат-лы 23-й Междунар. научно-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 375-378.
3. Зеленко Н.В., Науменко А.А. Технологии виртуальной реальности в профессиональном становлении и самоидентификации будущих летчиков // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 71, ч. 3. С. 35-37.
4. Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов//Научный диалог. 2018. № 12. С. 452-464. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-452-464.
5. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). URL: https://studfile.net/preview/3800114/page:2/ (дата обращения: 05.08.2021).
6. Тест Куна-Макпартленда «Кто Я» (модификация Т.И. Румянцевой). URL: https://vsetesti. ru/424/ (дата обращения: 05.08.2021).
7. Тест-опросник «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). URL: http://www.miu.by/ kaf_new/mpp/167.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
8. Шнейдер Л.Б. Методика исследования профессиональной идентичности. URL: https:// psytests.org/projective/mipi-run.html (дата обращения: 10.09.2021).