Научная статья на тему 'Связь структуры логических уровней в процессе становления профессиональной самоидентичности будущих психологов'

Связь структуры логических уровней в процессе становления профессиональной самоидентичности будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / СТРУКТУРА ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ / SELF-IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY / SUBJECTIVE EXPERIENCE / STRUCTURE OF LOGICAL LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубряк Таисия Юрьевна

В статье представлены результаты исследования, демонстрирующие ключевые параметры изменений личностной и профессиональной самоидентичности студентов-психологов на протяжении обучения в вузе и корреляции между этими параметрами. Выяснена целесообразность использования структуры логических уровней для анализа и формирования личностной и профессиональной самоидентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF LOGICAL LEVELS’ STRUCTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article presents research results demonstrating key change parameters of personal and professional self-identity of students-psychologists during the period of education at a higher educational institution and correlation between these parameters. Expediency of logical levels’ structure use for analysis and formation of personal and professional self-identity has been found.

Текст научной работы на тему «Связь структуры логических уровней в процессе становления профессиональной самоидентичности будущих психологов»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

СВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Бубряк Таисия Юрьевна

преподаватель кафедры психологии, Мукачевский государственный университет,

Украина, г. Мукачево E-mail: taja-bubrjk@yandex. ru

CORRELATION OF LOGICAL LEVELS’ STRUCTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY FORMATION

OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

В статье представлены результаты исследования, демонстрирующие ключевые параметры изменений личностной и профессиональной самоидентичности студентов-психологов на протяжении обучения в вузе и корреляции между этими параметрами. Выяснена целесообразность использования структуры логических уровней для анализа и формирования личностной и профессиональной самоидентичности.

The article presents research results demonstrating key change parameters of personal and professional self-identity of students-psychologists during the period of education at a higher educational institution and correlation between these

Бубряк Т.Ю. Связь структуры логических уровней в процессе становления профессиональной самоидентичности будущих психологов //

Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1581

Bubryak Taisiya

Lecturer of Psychology Department, Mukachevo State University, Mukachevo, Ukraine

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

parameters. Expediency of logical levels’ structure use for analysis and formation of personal and professional self-identity has been found.

Ключевые слова: самоидентичность; профессиональная самоидентичность; субъективный опыт; структура логических уровней.

Keywords: self-identity; professional self-identity; subjective experience; structure of logical levels.

Приоритетной задачей высшего образования является развитие личности будущего специалиста, ведь активное становление профессиональной самоидентичности будущих психологов происходит во время обучения в вузе. Вместе с тем потребность в самосознании и понимании собственной роли в жизни и обществе продолжают быть актуальными и требовать качественного решения на личностном уровне. При таких условиях становится, как никогда, важной потребность в понимании природы самоидентификации личности вообще и становлении профессиональной самоидентичности психолога частности. Это связано с особой ролью психолога в среде, где саморазвитие становится требованием современности, личность нуждается в профессиональной поддержке и сопровождении в процессе самоактуализации, поисков ответа на вопрос «Кто я?».

Цель исследования — выявить связь и значимость (логических уровней) факторов в становлении профессиональной самоидентичности будущих психологов.

Психологами и философами ХХ века осуществлен целый ряд исследований самосознания и идентичности (М. Боришевский, Ю. Бромлей, П. Гнатенко, Э. Эриксон, М. Мид, Ж. Пиаже, В. Столин, Л. Шнейдер и др.). Среди предложенных многими отечественными и зарубежными исследователями концепций мы обратили внимание на подход Грегори Бейтсона, что касается различения уровней контекста в структуре субъективного опыта человека. Данный подход получил развитие и применение

в работах Роберта Дилтса и известен сейчас как модель «Логических уровней». Данную модель структуры логических уровней мы использовали для анализа и формирования самоидентичности будущих психологов, что, по нашему мнению, позволяет целостно и исчерпывающе описать принципиально разные контексты, в которых происходит становление самоидентичности студента. Формирование профессиональной самоидентичности студентов-психологов, таким образом, должно выглядеть как естественный процесс интеграции структуры субъективного опыта студентов, где каждый следующий уровень является обобщением предыдущего. Существенным является то, что каждый уровень среди указанных представляет собой множество однородных для психики объектов, которые нельзя свести к объектам других уровней: окружение, поведение, способности, ценности и убеждения, идентичность, миссия.

В статье представлены результаты эмпирического исследования и общий анализ факторов формирования самоидентичности студентов-психологов, которые указывают на наличие и важность в этом процессе параметров всех шести логических уровней: от окружения к миссии. Выборку составили в общем 90 студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов специальности «Практическая психология» Мукачевского государственного университета. В ходе исследования были использованы следующие методики, которые дают возможность показать основные параметры самоидентичности будущих психологов и взаимосвязи между ними в процессе обучения в вузе: тест «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд), тест-опросник самоотношения (В. Столин, С. Пантелеев), тест самоактуализации (Э. Шостром), методика диагностики личностного эгоцентризма (Н. Фетискин), методика исследования профессиональной идентичности (Л. Шнейдер).

Применение данных методик обусловлено тем, что каждая из них исследует структуру самоидентичности, а все они вместе позволяют отчетливо показать параметры изменений личностной и профессиональной самоидентичности будущих психологов на протяжении обучения в вузе,

которые принадлежат к разным логическим уровням. Также важны некоторые корреляции между показателями приведенных методик, позволяющие сделать выводы о значимости разных факторов в процессе становления самоидентичности будущих психологов. Такие выводы важны для дальнейших исследований темы самоидентичности профессионала психологической сферы и могут служить основой разработки методологии формирования профессиональной самоидентичности будущих психологов в процессе их обучения в вузе. Обращаясь к анализу результатов, остановим свое внимание на тех результатах исследования по данным методикам, которые обнаружили значимые корреляции. В таблице приведены результаты корреляций между показателями различных методик, которые демонстрируют значимые связи между различными параметрами, существенными в процессе формирования личностной и профессиональной самоидентификации будущих психологов во время их обучения в вузе. Как будет показано ниже, данные параметры соответствуют практически всем логическим уровням.

Таблица 1.

Корреляции между показателями различных методик

Шкала 1 Шкала 2 R P

Шкала III — ожидаемое отношение от других. (Тест-опросник самоотношения B. Столина, C. Пантелеева) Социальное-Я. (Тест «Кто я?» М. Куна) 0,346 0,01

Методика диагностики личностного эгоцентризма Н. Фетискина Социальное-Я. (Тест «Кто я?» М. Куна) 0,300 0,01

Шкала познавательных потребностей. (Тест самоактуализации Е. Шостром) Физическое-Я. (Тест «Кто я?» М. Куна) 0,325 0,01

Рефлексивное-Я. (Тест «Кто я?» М. Куна) 0,293 0,01

Методика диагностики личностного эгоцентризма Н. Фетискина -0,314 0,01

Шкала самоуважения. (Тест самоактуализации Е. Шостром) Шкала IV — самоинтерес. (Тестопросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева) 0,348 0,01

Шкала 6 — самоинтерес. (Тестопросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева) 0,348 0,01

Шкала ценностной ориентации. (Тест самоактуализации Е. Шостром) Шкала 6 — самоинтерес. (Тестопросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева) 0,315 0,01

Шкала IV — самоинтерес. (Тестопросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева) 0,345 0,01

Шкала представления о природе человека. (Тест самоактуализации Е. Шостром) Социальное-Я. (Тест-самоописание «Кто я?» М. Куна) 0,342 0,01

Сначала обратим внимание на все без исключения параметры, присутствующие в таблице. Их набор соответствует вышеописанным логическим уровням, а именно:

1. Уровень окружения представлен параметром «Физическое Я» (Тест «Кто я?» М. Куна), который описывает внешние (субъективные или фактические) характеристики личности, которые участники исследований считают характеристическими им самим и существенными в самопрезентации.

2. Поведение и состояние. Данный уровень представлен в таблице параметром «Эгоцентризм» (методика диагностики личностного эгоцентризма Н. Фетискина), который описывает уровень внимания к собственным потребностям, состояний и интересов, а также параметром «Самоинтерес» (шкала 6, тест-опросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева), который измеряет степень выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого и выражает состояние личной заинтересованности в себе самом на поведенческом уровне.

3. Способности. Данному уровню соответствует параметр «Ожидаемое отношение от других» (шкала III, тест-опросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева), которая показывает, как по мнению испытуемых относятся

к ним окружающие, какими их видят и как оценивают. То есть речь идет о качествах и способностях, которыми, по нашему мнению, наделяют нас окружающие, и мы учитываем эти способности, оценивая себя. Также до уровня способностей можно отнести такой параметр, как «Самоинтерес» (шкала IV, тест-опросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева), поскольку он, кроме поведенческих описаний (как по шкале 6, самоинтерес, той же методики), содержит также описания и оценки собственных способностей и качеств. Параметры «Рефлексивное Я» (тест самоописание «Кто я?» М. Куна) и «Самоуважения» (тест самоактуализации Е. Шостром) также касаются уровня способностей, поскольку содержат описание личностных качеств, отвечающих на вопрос «какой?» — веселый, ленивый, способный, талантливый и т. д.

4. Ценности и убеждения. Данному уровню соответствуют следующие

параметры: шкала ценностной ориентации и шкала познавательных

потребностей (тест самоактуализации Е. Шостром), которые описывают ценностные параметры самоотношения к себе как к человеку, самоактуализирующемуся, а также важность познавательных ценностей в процессе становления личностной самоидентичности студента.

5. Идентичность. Этот уровень представлен параметром «Социальное Я» (тест-самоописание «Кто я?» М. Куна), содержащим описания социальных ролей через которые испытуемый описывает и идентифицирует себя. Данный параметр коррелирует с другими в трех случаях, что говорит о его значимости и важности в процессе нашего исследования. То есть можно говорить о том, что уровень идентичности, уровень ролей действительно существенно связан с параметрами других логических уровней.

6. Миссия. Этот уровень в таблице представлен в шкале представлений о природе человека (тест самоактуализации Е. Шостром), где речь идет о констатации «Кем в действительности является человек, а кем нет?», или по природе человек вообще хорош или зол. Это демонстрирует, в частности, перспективу видения личностью себя самой в идеальном

состоянии, так как показывает представление об универсальной роли человека на земле, что не может не соотноситься с пониманием собственной роли и значения самого себя в большем, чем Я сам, контексте. Также «Рефлексивное Я» (тест «Кто я?» М. Куна) содержит описания себя через экзистенциальные параметры универсального характера, которые нельзя иногда отнести к конкретному описанию себя, но которые могут касаться «человека вообще» и, соответственно, меня самого в общечеловеческом контексте.

Таким образом, исследуя факторы развития самоидентичности будущих психологов, мы, очевидно, сталкиваемся с параметрами всех шести логических уровней, которые связаны между собой определенными корреляционными связями.

Отметим некоторые существенные корреляции и опишем возможные причины найденных связей. Так наблюдается корреляция между шкалой ожидаемого отношения от других (тест-опросник самоотношения В. Столина, С. Пантелеева) и показателем социального Я (тест-самоописание «Кто я?» М. Куна) (R = 0,346). Поскольку последний параметр олицетворяет собой многообразие социальных ролей, то неудивительно, что он соотносится с ожиданиями личности положительного отношения от окружающих. Развитие осознания собственных социальных ролей, их оценка и переоценка, название, как в процессе персональной психологической работы над собой, так и в парной и групповой коммуникации, является важным инструментом становления и формирования самоидентичности будущего психолога. Поскольку методика М. Куна больше связана с содержанием наших представлений о себе, оценками и ролями, а тест самоотношения Столина-Пантелеева касается эмоционального отношения к себе самому и внутренней «культуры себя самого», то значение данной корреляции в том, что тренировать адекватность ожиданий личности от окружения можно, применяя практики ролевого взаимодействия, олицетворение и переживания ролей других людей, осознание себя и собственного влияния в различных коммуникативных

ситуациях как в тренировочном пространстве, так и непосредственно в «живом» взаимодействии между участниками учебного процесса в вузе.

Также наблюдается прямая корреляция между параметрами эгоцентризма (Н. Фетискин) и социальным Я (тест «Кто я?» М. Куна) (R = 0,300), что говорит о взаимосвязи между осознанием собственных социальных ролей и способностью сосредотачиваться на собственных потребностях, желаниях и интересах. От количества и качества наших взаимодействий в различных системах идентификаций, то есть от умения управлять собственными ролями, зависит глубина внимания и качество отношения студентов к себе самим. Благодаря этому личность студента способна в достаточной мере сконцентрироваться на собственных потребностях и интересах, что является залогом психической стабильности и профессиональной адекватности.

Шкала познавательных потребностей теста самоактуализации (Е. Шостром) коррелирует с такими параметрами, как «Физическое Я» (R = 0,325) и «Рефлексивное Я» (тест «Кто я?» М. Куна) (R = 0,293). Этот факт говорит о крайней мере того, что физическое самоописание и рефлексивная способность к прямой идентификаций или экзистенциальным характеристикам влияет на то, как формируется познавательная способность самоактуализирующейся личности. Это может быть использовано как фактор специального формирующего воздействия для развития самоидентичности будущих психологов. Использование физических параметров самоописания в специальных телесных практиках (индивидуальных и групповых), обращение к уникальному экзистенциальному опыту личности, анализ состояний и переживаний «высшего порядка» может способствовать развитию познавательной способности вообще и желанию лучше познать самого себя в частности.

Корреляция между шкалой самоуважения в тесте самоактуализации (Е. Шостром) и параметром «Самоинтерес» (шкалы IV и 6 в тесте-опроснике самоотношения В. Столина, С. Пантелеева) (в обоих случаях R = 0,348) объясняется тем, что заинтересованность в самом себе, интерес к собственным

мыслям и чувствам, внутреннего мира и самовыражения, готовность общаться с самим собой, уверенность в собственном интересе для других является залогом самоуважения на пути становления личности, поиска и создания собственной самоидентичности. Итак, в процессе подготовки будущих психологов для развития их самоуважения очень важно стимулировать самоинтерес студентов, предлагать практики, позволяющие по-новому раскрыть разнообразные черты их личности. То, что подогревает интерес студента к самому себе, станет основой его будущей уверенности в себе и в собственной профессиональной готовности.

Наблюдается также корреляция шкалы ценностной ориентации теста самоактуализации (Е. Шостром) с параметрами «самоинтерес IV» (R = 0,315) и «самоинтерес 6» (R = 0,345) теста-опросника самоотношения (В. Столин, С. Пантелеев). Это значит, что самоинтерес является основой для формирования ценностей самоактуализирующейся личности, как истина, красота, целостность, уникальность, совершенство, порядок, простота, игра, самодостаточность и т. д. Развивая самоинтерес, можем поддержать в студентах процесс нахождения указанных ценностей в себе самих, что является залогом того, что процесс саморазвития станет для них увлекательным, интересным и приведет их к самоактуализации и достигнутой положительной самоидентичности.

Наблюдается обратная корреляция (R = -0,314) между шкалой

познавательных потребностей в тесте самоактуализации (Е. Шостром) и показателем эгоцентризма личности (Н. Фетискин), который свидетельствует о том, что чрезмерная сосредоточенность на себе, своих потребностях, чувствах и интересах может тормозить познавательный интерес в процессе самоактуализации. И хотя именно фокус внимания на своих переживаниях предоставляет личности возможность отслеживать изменения состояний, мотивации, направления мышления или творческого поиска, но все же направить этот вектор на исследование себя, самопознание и саморазвитие является существенной задачей в процессе обучения студентов-психологов.

Чтобы помочь делать открытия относительно себя самого, окружающего мира и людей, следует использовать практики, предотвращающие чрезмерную эгоцентрическую направленность, они способствуют открытости миру и людям, поддерживают здоровый коммуникативный вектор и активизируют наблюдательность и эмпатию.

Наблюдается также корреляция между шкалой представлений о природе человека теста самоактуализации (Е. Шостром) и таким параметром, как социальное Я (тест «Кто я?» М. Куна) (R = 0,342). Здесь важно, что наши представления о том, какой на самом деле человек, опираются на разнообразие и качество проживания тех социальных ролей, которые нам доступны в опыте и осознании, и зависят от них. Благодаря целенаправленной работе в тренинговом пространстве, можно естественным образом развивать такой фактор самоактуализации, как широта и глубина представлений о природе человека, предоставляя возможность через вопросы, разнообразные «управляемые» самоописания или ролевые упражнения анализировать собственный внутренний мир и значимые для личности роли и отношения.

Обобщая выше описанные корреляции, отметим некоторые существенные особенности, касающиеся взаимосвязей между параметрами различных логических уровней. Так, данные корреляции указывают на наличие следующих связей между существенными для формирования самоидентичности студентов-психологов параметрами: уровень окружения связан с уровнем ценностей; уровень поведения — с уровнем способностей, ценностей и идентичности; уровень способностей соотносится с уровнем ценностей, идентичности и миссии; уровень ценностей связан с тремя предыдущими уровнями — способностей, поведения и окружения; уровень идентичности непосредственно касается окружения, способностей и миссии; миссия связана с идентичностью и способностями.

Список литературы:

1. Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии раз ума: избранные статьи по психиатрии. / Г. Бейтсон // Пер. с англ. Д.Я. Федотова. М.: КомКнига, 2005. Изд.2. — 248 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. К.: Наукова думка, 1989.

3. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс // Пер. с англ. В.П. Чурсина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 192 с.

4. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М., 2002. — C. 29—31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.