УДК 331.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В СФЕРУ ТРУДА
Ю. А. Фирсова
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 9 июня 2015 г.
Аннотация: рассмотрены основные направления работы в области профессиональной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, показан опыт профессиональной реабилитации инвалидов на примере Воронежской области.
Ключевые слова: инвалидность, профессиональная реабилитация, занятость инвалидов, специальные рабочие места.
Abstract: article describes the main areas ofwork in the field of professional rehabilitation and integration of disabled people into the society, studies the experience ofprofessional rehabilitation ofpeople with disabilities according to the example of the Voronezh region.
Key words: disability, professional rehabilitation, employment ofpeople with disabilities, special jobs.
Необходимость интеграции инвалидов в общество в целях решения проблем социальной недостаточности, бедности, недоступности объектов инфраструктуры отражена в положениях Конвенции ООН «О правах инвалидов», к которой в 2008 г. присоединилась и Россия.
Согласно тексту Конвенции [1] к инвалидам относятся люди, имеющие устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне со здоровыми гражданами.
При этом Конвенция констатирует, что инвалидность - эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, происходящего между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими гражданами [1].
Одним из основных положений Конвенции о правах инвалидов является право людей с ограниченными возможностями на профессиональную реабилитацию, включающую профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, психологическую поддержку, социальную и медицинскую помощь, гарантии трудоустройства, что значительно ускоряет процесс их интеграции в общество.
© Фирсова Ю. А., 2015
За последние 15 лет общее число инвалидов в стране увеличилось более чем в два раза и в 2014 г. составило 12,9 млн человек. Ежегодно статус инвалида приобретают около 3,5 млн человек, в том числе более 1 млн человек - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста [2].
Актуальна эта проблема и для Воронежской области, численность инвалидов в которой составляет более 243 тыс. человек (около 10 % населения региона), из них около 45 % - это инвалиды трудоспособного возраста. Однако доля работающих инвалидов составляет лишь 30 % от общей численности инвалидов трудоспособного возраста [3]. Высокая инвалидизация населения и низкая занятость людей с ограниченными возможностями требуют решения проблемы их профессиональной реабилитации как средства профессионального самоопределения, социально-экономической безопасности и интеграции в общество. Решение проблемы интеграции инвалидов в общество видится через совершенствование системы профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов.
В международной практике профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья есть множество примеров их эффективной интеграции в сферу труда. Зачастую это достигается путем обеспечения экономической заинтересованности в трудоустройстве самих инвалидов. Опыт Германии на пути к интеграции инвалидов в общество сводится к значительному
увеличению материального дохода инвалида по сравнению с социальным пособием по инвалидности. Такой подход в Российской Федерации трудно реализуем в силу ряда экономических и социальных причин, таких как:
- сложившихся в регионе невысоких заработных плат по профессиям, доступным для инвалидов;
- необходимость создания специальных рабочих мест для людей, имеющих серьезные нарушения здоровья, требующих дополнительных материальных затрат на их создание;
- отсутствие полной информации о возможностях инвалида, предубеждение работодателей о сниженной работоспособности инвалида и, как следствие, невысокая конкурентоспособность граждан данной категории на рынке труда.
В то же время граждане с инвалидностью боятся потерять государственную поддержку в виде пенсии по инвалидности после прохождения профессиональной реабилитации и восстановления своей трудоспособности. По этой же причине наметилась тенденция к увеличению числа инвалидов II группы в общей структуре инвалидности, обусловленная более высоким размером пенсии и установленных льгот [4]. Однако именно доход от трудовой деятельности, а не социальные выплаты, должен стать основным средством к существованию для людей с ограниченными возможностями. Только через эффективную профессиональную реабилитацию и занятость достигается полноценная интеграция человека в общество путем увеличения материальной обеспеченности инвалида и членов его семьи, укрепления социальных контактов, в том числе возможности улучшить собственное здоровье за счет более дорогих медикаментов и затрат на лечение.
В начале 1990-х гг. в Воронежской области на основе изучения международного опыта по комплексной реабилитации инвалидов и их подготовке к труду было создано реабилитационное учреждение, помогающее инвалидам наиболее эффективно интегрироваться в общество в новых экономических условиях.
С тех пор прошло более 20 лет, и за эти годы мероприятия социальной и профессиональной реабилитации получили свыше 20 тыс. человек. Мониторинг качества предоставления профреаби-литационных услуг, проводимый БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», показывает, что значительное число выпускников впоследствии
трудоустроились (около 40 %) и (или) используют полученные профессионально-трудовые навыки в повседневной жизни.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется из регионального бюджета, за счет фонда социального страхования и обязательного пенсионного страхования.
Деятельность реабилитационного центра организована таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленные Президентом Российской Федерации цели [5]:
- совершенствовать методы профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- реализовывать специальные программы проф-обучения (переобучения) инвалидов с учетом их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- содействовать трудоустройству инвалидов и создавать условия для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста» оказывает реабилитационные услуги гражданам трудоспособного возраста с установленной учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидностью согласно выданным им индивидуальным программам реабилитации инвалида (ИПРи) или программам реабилитации пострадавшего от несчастного случая на производстве или вследствие профессионального заболевания (ПРП).
Социально-психологическое и медицинское сопровождение начинается с первого визита в Центр и продолжается в ходе всего реабилитационного процесса (сроком до 6 месяцев).
На подготовительном этапе гражданин, имеющий инвалидность, регистрируется в учреждении, получает необходимую информацию и консультации. Осуществляется медицинское наблюдение и психологическая диагностика, профориентация с учетом медицинских показаний и противопоказаний, а также изучение психологических склонностей, интересов инвалида к определенному виду деятельности. После определения совместно с психологом, специалистом по профориентации профессии (профессий), наиболее подходящих для инвалида, осуществляются профпробы в специально созданных мастерских производственного обучения на специальных рабочих местах. Системная
Ю. А. Фирсова
работа специалистов различных областей помогает определить наиболее оптимальный выбор профессии, специальных условий труда, сроков обучения и трудовой адаптации на рабочем месте.
Основной этап реабилитационной работы заключается в осуществлении мероприятий по профессиональному обучению (переобучению) и трудовой адаптации, а также социальной реабилитации, направленной на восстановление способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности.
Завершающий этап заключается в подведении итогов профессиональной реабилитации, выдаче свидетельства установленного образца и консультации по вопросам трудоустройства. На протяжении ряда лет в сотрудничестве с органами занятости населения в Воронежской области реализуются различные программы, направленные на повышение уровня занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство инвалидов чаще всего осуществляется на специально создаваемые рабочие места с учетом специфики инвалидизирующего заболевания и характера выполняемой работы.
Так, по итогам 2014 г. за счет программно-целевого финансирования было оснащено 329 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. В программе участвовали 227 работодателей, из которых 38 % - представители производственных предприятий, 54 % - сферы услуг и 8 % - бюджетных учреждений.
Практический опыт профессиональной интеграции инвалидов в общество показал, что материальное стимулирование работодателей к найму граждан с трудовыми ограничениями показывает хорошие результаты. Данная поддержка заключается в компенсационных выплатах на покрытие издержек на заработную плату инвалида, если по со стоянию здоровья и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалид нуждается в сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительных перерывах, уменьшении объема выполняемых работ с сохранением полной оплаты труда.
Затраты на покрытие издержек на заработную плату инвалида составляют до 35 % от фактически начисленных сумм с шестимесячным периодом их предоставления. Конкретный размер компенсационных выплат устанавливается для каждого инвалида отдельно в зависимости от режима работы и объема выполняемых трудовых операций.
Данная мера управления занятостью инвалидов призвана облегчить период адаптации на специальном рабочем месте как самого инвалида, так и его нанимателя. Таким образом, процедура интеграции инвалида в трудовой коллектив происходит психологически более безболезненно и менее затратна в материальном плане.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными объемами финансирования из бюджетов всех уровней, проблема интеграции инвалидов остается до конца нерешенной. Важнейшей социальной задачей остается создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического окружения, здравоохранения, образования, информации и связи.
В настоящее время правительством Воронежской области формируется единая региональная система управления трудовым потенциалом инвалидов, включающая структуры органов социальной защиты, в том числе БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», центры занятости населения, учреждения здравоохранения, физической культуры, медико-социальной экспертизы, работающие с данной категорией населения по конкретным направлениям.
Высокая инвалидизация населения, стойкость и сложность нарушений функций организма ставят возможности реабилитации в ранг важнейших направлений деятельности государства в отношении инвалидов.
Продолжающаяся последовательная работа по профессиональной реабилитации и интеграции инвалидов в сферу труда позволяет улучшить качество их жизни, обеспечить социальную и экономическую независимость, нивелировать последствия инвалидности, связанные с ограничением жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция о правах инвалидов : принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
2. Общая численность инвалидов в Российской Федерации по группам инвалидности / Положение инвалидов / Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. - 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
3. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Доступная среда» : постановление правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1194 (в ред. от 31.12.2014).
4. Колесникова О. А. Достойный труд для инвалидов / О. А. Колесникова, С. А. Осипов // Вестник Воронеж-
ского института высоких технологий. - 2014. - № 12. - С. 147-150.
5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Воронежский государственный университет Фирсова Ю. А., аспирант кафедры экономики труда и основ управления
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 266-74-10
Voronezh State University
Firsova U.A., Post-graduate Student of the Labour Economics and Bases of Management Department E-mail: [email protected] Теl.: 8 (473) 266-74-10