Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНВАЛИДОВ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНВАЛИДОВ / SOCIAL SECURITY OF PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIAL ECONOMIC SECURITY OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесникова О.А., Фирсова Ю.А.

Рассмотрены основные категории социальной сферы (социальное обеспечение, социальная защита). На основе анализа правовых документов соотнесены понятия «социальная защита населения», «социальная защита инвалидов». Дано авторское определение социально-экономической безопасности инвалидов, раскрыты факторы, влияющие на их социально-экономическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колесникова О.А., Фирсова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ECONOMIC SECURITY OF PEOPLE WITH DISABILITIES

This article describes the basic categories and measures of social services (social protection and social security). Based on analysis of legal documents such concepts as «social protection of the population», «social protection of people with disabilities» are discussed. The author 's definition of social economic security of people with disabilities is given and factors affecting disabled social economic security are disclosed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНВАЛИДОВ»

уДК 331.5

социально-экономическая безопасность инвалидов

О. А. Колесникова, Ю. А. Фирсова

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 15 апреля 2014 г.

Аннотация: рассмотрены основные категории социальной сферы (социальное обеспечение, социальная защита). На основе анализа правовых документов соотнесены понятия «социальная защита населения», «социальная защита инвалидов». Дано авторское определение социально-экономической безопасности инвалидов, раскрыты факторы, влияющие на их социально-экономическую безопасность.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальная защита, социальная защита инвалидов, меры социальной защиты инвалидов, социально-экономическая безопасность инвалидов.

Abstract: this article describes the basic categories and measures of social services (social protection and social security). Based on analysis of legal documents such concepts as «social protection of the population», «social protection of people with disabilities» are discussed. The author's definition of social economic security ofpeople with disabilities is given and factors affecting disabled social economic security are disclosed.

Key words: social protection, social security, social security of people with disabilities, social economic security of people with disabilities.

Трудоустройство инвалидов как граждан, испытывающих трудности в поиске работы, является одним из приоритетных направлений в государственной политике социальной защиты и занятости инвалидов.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн инвалидов. Из 2,57 млн инвалидов трудоспособного возраста работают только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,75 млн человек, или 68,1 % от численности инвалидов в трудоспособном возрасте [1].

По прогнозным оценкам служб занятости, наметившийся за последние годы экономический рост повлечет стойкую потребность экономики как в специалистах в области высоких технологий, производства и управления, так и в рабочих кадрах различной квалификации. Одним из резервов кадрового потенциала выступают люди с ограниченными возможностями здоровья.

В любом обществе присутствуют определенные социально-экономические угрозы, риски. Угроза болезни и травмы, безработица и снижение конкурентоспособности на рынке труда, снижение трудоспособности и утрата средств к существованию способны дестабилизировать состояние любого человека. Важнейшей задачей государства становится выработка эффективной социальной поли-

© Колесникова О. А., Фирсова Ю. А., 2014

тики, направленной на снижение и предупреждение социальных рисков, создание условий для обеспечения социально-экономической безопасности населения, особенно людей с ограниченными возможностями здоровья.

Исполнительная и законодательная власть российской федерации осуществляют постоянный поиск эффективных форм привлечения людей с ограниченными возможностями в экономику страны, которые вносят свой посильный вклад в решение трудовых задач. При создании необходимых условий труд инвалидов мало отличается количеством и качеством от труда обычных работников, что позволяет восполнять кадровый дефицит и улучшать экономическое состояние самих инвалидов.

Изучение зарубежного и отечественного опыта социальной политики говорит о том, что социальная сфера постоянно развивается. Изменяются приоритетные направления социальной политики, однако цель остается неизменной - это улучшение здоровья нации, обеспечение достаточного дохода, социальной защиты в целом, создание благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Впервые термин «социальная защита» был введен в законе «О социальной защите США» 1935 г., на законодательном уровне определившем новый для государства социальный институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной

Ассамблеей ООН в 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [2]. Позднее, в 1952 г., Международной организацией труда (МОТ) принята Конвенция № 102, содержавшая концепцию социальной защиты.

В развитии социальной защиты в отечественной истории прослеживается несколько этапов, на периодизацию которых существуют различные точки зрения. На наш взгляд, наиболее подробная периодизация данного процесса отражена в работе М. В. Фирсова [13]:

— архаический период: родоплеменные и общинные виды помощи и взаимопомощи у славян до X в.;

— период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII в.;

— период церковно-государственной помощи с XIV по XVII в.;

— период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;

— период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в.;

— период государственного обеспечения с 1917 по 1991 г.;

— период социальной работы с начала 1990-х гг. по настоящее время.

До 1912 г. социальное обеспечение охватывало военнослужащих и чиновников. С принятием законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев» перечень категорий граждан, получавших материальную помощь, расширился. Ими стали трудящиеся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Тем не менее доля затрат на социальное обеспечение и страхование в структуре расходов государственного бюджета составляла только 2,5 %.

В настоящее время право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации [4]. Провозглашая себя социальным государством, правительство определяет стратегию социального развития государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека. В качестве основных форм социального обеспечения законодательством устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия, компенсационные выплаты. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Подобные гарантии находят свое развитие в действующем законодательстве, а именно в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О занятости населения в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в региональном, внутриведомственном законодательстве и др.

Четкое определение понятия «социальное обеспечение» в законодательстве отсутствует.

В научной литературе понятие «социальное обеспечение» авторы формулируют по-разному, в зависимости от того, какие признаки понятия принимаются за базовые. Например, М. О. Буянова, С. И. Кобзева, 3. А. Кондратьева, К. Н. Гусов и другие под социальным обеспечением определяют «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» [5]; систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях.

А. М. Литовских, И. К. Шевченко рассматривают социальное обеспечение как систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных случаях, установленных законом [6].

Фактически социальное обеспечение в нашей стране отражает деятельность государства по материальному обеспечению граждан (пособиями, пенсиями, денежными компенсациями), нематериальной поддержке (в виде льгот, социальной помощи, социального обслуживания), предусмотренны-

ми законодательством. Данная формулировка находит свое отражение в энциклопедическом словаре конституционного права, в котором социальное обеспечение - это «специальный вид деятельности государства, направленный на предоставление денежных пособий, иных материальных услуг и видов помощи гражданам, имеющим на это право по закону» [7].

В отечественной экономической литературе понятие «социальная защита» возникло с началом перехода экономики страны от плановой к рыночной с 90-х гг. XX в. Анализ научной литературы по экономике, социологии и социальному праву показывает отсутствие единой концепции в понимании категорий «социальное обеспечение» и «социальная защита» в данной сфере, раскрывает значительные расхождения в толковании и употреблении этих понятий. Это обусловлено как относительно короткой историей употребления понятия «социальная защита» в российской федерации, так и сложностью протекающих в стране экономических и социальных процессов, в результате чего содержание данного понятия многими авторами интерпретировалось по-разному.

Нечеткость в разграничении понятий социальной защиты и социального обеспечения приводит к противоречивым суждениям. По мнению

B. В. Антропова, «социальная защита - более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями». В то же время автор утверждает, что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальное обеспечение» [8].

Некоторые авторы рассматривают «социальную защиту» как содействие человеку или группе людей в преодолении трудной жизненной ситуации [9]. Это такое социальное действие или система действий, направленных не только на поддержку людей, но и на устранение источников возникновения трудных жизненных ситуаций. Некоторые исследователи пренебрегают данной категорией, оставаясь в рамках традиционного для российской федерации «социального обеспечения» [10].

Нам ближе всего формулировка отечественных ученых - Л. Н. Анисимова, Н. Е. Борисовой,

C. В. Комарова и других, согласно которой «социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и

экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней и иных институтов, а также систему социальных служб, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемого уровня жизни населения, в соответствии с конкретными условиями общественного развития» [11].

Термин «социальная защита» широко используется в действующем законодательстве. Опираясь на тексты нормативно-правовых актов рф, можно сказать, что социальная защита населения - это комплекс мер, направленный на предупреждение реализации социальных рисков, а также на компенсацию неблагоприятных последствий реализации социальных рисков. Список мер определяется законодательством в зависимости от социальной группы, на которую направлены меры социальной защиты, ее правовой роли и категории социального риска.

По закону «О социальной защите инвалидов в российской федерации» социальная защита инвалидов - «система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [12].

Опираясь на официальное определение, можно утверждать, что в определении социальной защиты инвалидов существует неточность. Это обусловлено отсутствием единого системообразующего основания в определении комплекса мер социальной защиты инвалидов. В формулировке представлены экономические и правовые меры, выделенные в зависимости от сферы деятельности государства в вопросах социальной защиты, а также указаны меры социальной поддержки, определяемые на основе вида социальных выплат инвалидам.

Действующим законодательством пенсионное обеспечение исключено из системы мер социальной поддержки («социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения» [12]). Однако в случае инвалидности его можно также отнести к категории социальных гарантий, поскольку выплачивается инвалидам в качестве компенсации их трудового заработка в зависимости от группы инвалидности.

В соответствии с законодательством «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [13] пенсия предоставляется в целях компенсации заработка. Исходя из этого пенсия является не помощью, а содержанием граждан. По мнению Т. В. Яцученко [14], если исходить из содержания законодательного определения этих понятий, то социальная защита инвалидов представляет собой «гарантированные гарантии» (система гарантированных государством мер, направленных на обеспечение гарантий, условий, установленных законом).

При соотношении выводов о смысле законодательных понятий «социальная защита» и «социальная защита инвалидов» необходимо отметить, что понятие «социальная защита инвалидов» отражает признаки общего понятия социальной защиты и представляет собой комплекс мер, направленных на компенсацию неблагоприятных последствий, возникших в результате реализации такого социального риска, как нарушение здоровья.

Нами систематизированы существующие современные направления экономической, социальной и правовой защиты инвалидов, а также предложены дополнительные меры экономической защиты (табл. 1).

К числу предложенных дополнительных экономических мер социальной защиты нами отнесены: целевое финансирование индивидуальных

программ реабилитации инвалидов, которые получает инвалид при освидетельствовании, разработка и финансирование региональных целевых программ содействия занятости инвалидов, создание регионального фонда содействия занятости инвалидов, предоставление средств трудовой адаптации и льготных кредитов инвалидам, организующим собственное производство, а также работодателям, создающим специальные рабочие места для инвалидов.

Анализ мер социальной защиты инвалидов показал, что вопросы социальной защиты инвалидов регулируются нормами различных отраслей права: права социального обеспечения, административного, трудового права и др.

Так, нормами права социального обеспечения регулируются такие меры, как материальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание инвалидов. Вопросы обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих инвалидов, и предоставления льгот по оплате коммунальных услуг регулируются нормами жилищного права. Правовые нормы по поводу организации и осуществления образовательного процесса людей с ограниченными возможностями реализуются законодательством в сфере образования. Трудовое право отражает процесс организации необходимых для инвалидов условий труда. Меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социаль-

Т а б л и ц а 1

Характеристика мер социальной защиты инвалидов

Меры социальной защиты инвалидов Характеристика

Правовые - законотворческая деятельность в сфере обеспечения социальной и экономической стабильности (безопасности); - формирование правового поля, в котором обеспечивается равенство инвалидов наряду с остальными социальными группами; - законодательное обеспечение экономических, социальных, медицинских мероприятий, положенных в основу комплекса социальной и профессиональной реабилитации инвалидов

Экономические - пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты, осуществляемые пенсионным фондом; - предоставление льгот инвалидам по коммунальным и прочим платежам; - государственное финансирование индивидуальных программ реабилитации; государственное финансирование сети реабилитационных учреждений и их развитие; - разработка и реализация программ содействия занятости инвалидов: квотирование существующих и создание новых рабочих мест для инвалидов

Социальные - создание системы коммуникаций и транспортной доступности для инвалидов, имеющих особые потребности в передвижении и самообслуживании; - формирование и обеспечение системы непрерывного профессионального образования, в том числе используя современные информационные технологии; - финансирование лечения, а также обеспечение техническими средствами реабилитации, предназначенными для компенсации утраченных функций организма

ной инфраструктуры, получению информации и другие отражены в административном и других отраслях права.

Проведенный анализ мер социальной защиты инвалидов позволяет утверждать, что среди направлений деятельности значительную долю составляют меры активной поддержки, однако не все они выполняются в полной мере.

Так, основополагающей концепцией социальной защиты инвалидов выступает профилактика инвалидности и реабилитация граждан. Именно реабилитация должна стать основным инструментом по устранению и компенсации ограничений жизнедеятельности инвалида. Однако в связи с ограниченностью финансовых ресурсов, средства, распределяемые государством, идут на материальное обеспечение инвалидов, а не на их реабилитацию. Таким образом, система практически формирует и поддерживает пассивное поведение человека с инвалидностью, а меры по ее преодолению во многом не осуществляются.

Нередко не исполняется индивидуальная программа реабилитации инвалидов, а разработанный комплекс реабилитационных мероприятий не учитывает пожеланий самих инвалидов в отношении собственной нуждаемости в тех или иных формах и видах реабилитации и, следовательно, эффективность реабилитационного процесса для ведения полноценной социально-экономической жизни оценивается ими невысоко.

Система адекватного включения инвалидов в образовательный процесс во многом не налажена. По закону об образовании, вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. [15], государственным приоритетом становится инклюзивное образование, предполагающее обучение детей с ограниченными возможностями в обычном учебном заведении, а не в специализированном. Организация образовательного процесса инвалидов наравне с группой здоровых людей в современных российских условиях представляется крайне сложной.

Рациональная организация образовательного процесса, использование здоровьесберегающих педагогических технологий выступают основными требованиями, предъявляемыми к обучению людей с ограниченными возможностями. Значительную роль в этой области играют дидактические и раздаточные материалы, используемые в обучении инвалидов различных нозологических групп.

Восстановление прежних и развитие новых профессионально значимых качеств, знаний, способностей, трудовых навыков у слабослышащих

обучающихся сопряжено с увеличением использования дидактического и раздаточного материала, позволяющего усваивать максимальный объем информации через зрительное восприятие. Слабовидящий человек нуждается в специализированной литературе от традиционного чтения по Брайлю до современных технологий чтения посредством ау-диокниг. В настоящее время таким фондом и технологическими возможностями не обладает ни одно образовательное учреждение, кроме специализированных.

Актуальным остается направление по созданию доступной транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Современный транспорт не может отвечать требованиям доступности, так как не адаптирован к потребностям всех категорий населения, к которым относятся и инвалиды, и категории маломобильных граждан, учитывая, что потребность в адаптации транспорта испытывают около 30 % населения регионов России.

Следующее приоритетное направление мер социальной защиты инвалидов - адаптация объектов социальной инфраструктуры. Адаптация под потребности инвалидов заключается не только в строительстве пандуса для доступа в здание. Она содержит комплексный подход, предусматривающий оборудование путей движения по прилегающей территории, обустройство подъемников, пандусов для доступа, оборудование зон оказания услуг, санитарно-гигиенических комнат, лифтов (если оказание услуг производится на 2-м и последующих этажах), указатели и обозначения для слабовидящих граждан и др.

Обострение социальных процессов в связи с развитием рыночной экономики в России еще в первой половине XX в., влияние фундаментальных изменений в характере общественных взаимоотношений в различных сферах, а также формирование ряда общественных угроз (экономических, демографических, экологических и др.) обусловили необходимость привлечения внимания к проблемам социально-экономической безопасности инвалидов (СЭБ инвалидов).

Современные исследования по вопросам безопасности отражают несколько основных подходов к толкованию смысла понятия «безопасность». По толковому словарю С. И. Ожегова, «безопасность» - это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [16]. Данный подход дословно относит «безопасность» к состоянию, при котором отсутствует опасность. Такое описание еще называют безопасностью в узком

смысле этого слова. В целом данное определение представляется достаточно условным, поскольку в реальной жизни ситуации с абсолютным отсутствием угроз практически невозможны.

Более жизненным представляется широкое значение безопасности. Оно основывается на фактическом взаимодействии индивидов с множеством обстоятельств и факторов, оказывающих на них дестабилизирующее влияние. Предотвращение и нейтрализация воздействий, причиняющих ущерб существованию, благополучию и нормальному функционированию людей, социальных объектов, равно как и поддержка их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений, дает представление о безопасности в более широком толковании.

Важнейшим условием вовлечения инвалидов в экономическую и социальную жизнь, а также в развитие человеческих ресурсов выступает ликвидация барьеров, препятствующих социально-экономической безопасности людей с ограниченными

возможностями. Нами проанализированы и сгруппированы факторы, оказывающие дестабилизирующее действие на развитие социально-экономической безопасности инвалидов. Группы факторов и их значения приведены в табл. 2.

Существующая система социальной защиты не полностью отражает все стороны жизнедеятельности инвалида и в полной мере не обеспечивает его социально-экономической безопасности. Термин «социально-экономическая безопасность инвалидов» до настоящего времени не имеет четкой формулировки.

Авторами предлагается следующее определение социально-экономической безопасности инвалидов. Под социально-экономической безопасностью инвалидов понимается совокупность факторов, характеризующихся устойчивыми показателями, удовлетворяющими основные жизненные потребности людей с инвалидностью.

Для обеспечения социально-экономической безопасности инвалидов необходимо совершенст-

Наименование Содержание

Нормативно-правовые факторы - отсутствие законодательства, регламентирующего вопросы СЭБ инвалидов; - несовершенство действующего законодательства по социальной защите, касающегося реабилитации инвалидов; - несогласованность действий различных ведомств и организаций в вопросах социально-экономической безопасности инвалидов

Социально-экономические факторы - недостаточная реформированность сферы труда и занятости инвалидов; - большая дифференциация региональных рынков труда; - усиление миграционных потоков; - непринятие инвалидов со стороны общества из-за их длительной изолированности и существующих стереотипов; - отсутствие системы подготовки кадров и недостаток квалифицированных кадров при работе с инвалидами; - недостаточное финансирование адаптации рабочих мест для инвалидов; - неадаптированность российской системы образования под особые потребности инвалидов, медленное развитие систем переобучения, переподготовки и повышения квалификации инвалидов; - отсутствие отвечающей потребностям инвалидов транспортной и коммуникационной системы, невысокая мобильность инвалидов; - негибкость налоговой системы при принятии инвалида на работу в случае организации инвалидом собственного дела; - отсутствие механизмов координации бюджетов различных уровней для обеспечения СЭБ инвалидов; - неразвитость реабилитационных учреждений и недостаточное государственное финансирование реабилитации и лечения инвалидов

Производственно-технологические факторы - неразвитость технических средств реабилитации для адаптации инвалидов к самостоятельной социальной и экономической деятельности; - низкий уровень разработанности инженерно-технологических подходов к адаптации быта и рабочего пространства инвалидов; - недостаточное развитие производства и модернизации технических средств реабилитации и обеспечения их доступности

Т а б л и ц а 2

Факторы, влияющие на социально-экономическую безопасность инвалидов

вование практически всех звеньев существующей системы социальной защиты инвалидов и взаимодействия социальных институтов, деятельность которых направлена на достижение социально-экономической безопасности населения.

Граница СЭБ инвалидов определяется набором индикаторов, отражает их положение в обществе, степень социально-экономической независимости, а также общее состояние и поведение населения. Среди них: уровень инвалидизации населения, доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, степень выполнения индивидуальных программ реабилитации, численность трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, удельный вес объектов социальной инфраструктуры, отвечающих требованиям доступности для инвалидов и др. Указанные индикаторы фиксируют состояние социальной сферы, в динамике характеризуют качество мер по обеспечению социально-экономической безопасности инвалидов.

Двигателем экономического развития выступают социальные группы, способные к труду. Одна из таких - люди с ограниченными возможностями здоровья. Целью обеспечения социально-экономической безопасности инвалидов становится повышение экономического и социального благополучия как самих индивидов, так и государства в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов / Министерство труда и социальной защиты РФ. - Электронные текстовые данные - 2013. - Режим доступа: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/migration/12

2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Фирсов М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

4. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом

Воронежский государственный университет

Колесникова О. А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: OAKolesnikova@mail.ru

Тел.: 8 (473) 266-54-72

Фирсова Ю. А., аспирант кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: julia_firsova@inbox.ru

Тел.: 8 (473) 266-74-10

поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Право социального обеспечения : учебник / под ред. К. Н. Гусова. - М. : ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. -328 с.

6. Литовских А. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие / А. М. Литовских, И. К. Шевченко. - Таганрог : Изд-во ТРТУ 2003. - 135 с.

7. Энциклопедический словарь конституционного права / сост. А. А. Избранов. - Минск : Изд. В. М. Суров, 2001. - Режим доступа: http://pravo.freecopy.ru/search. PhP

8. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В. В. Антропов. - М. : Экономика, 2006. - 271 с.

9. Лазарев В. Н. Социальные основы местного самоуправления / В. Н. Лазарев. - Белгород : Логия, 2004.

- 298 с.

10. Замараева З. П. Социальная защита : учеб. пособие / 3. П. Замараева. - Пермь, 2009. - 244 с.

11. Трудовое и социальное право России : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. Л. Н. Анисимова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

- 432 с.

12. о социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 с изм. и доп.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 02.07.2013). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Яцученко Т. В. Пределы правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов нормами права социального обеспечения / Т. В. Яцученко // Вестник НГУЭУ - 2009. - № 2. - С. 171-178.

15. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 01.09.2013). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ИТИ Технологии, 2005. - 917 с.

Voronezh State University

Kolesnikova O. A., Doctor of Economic Sciences, Professor of the Labour Economies and Management Bases Department

E-mail: OAKolesnikova@mail.ru

Tel.: 8 (473) 266-54-72

Firsova. Yu. A. Post-graduate Student of the Labour Economics and Management Bases Department

E-mail: julia_firsova@inbox.ru

Tel.: 8 (473) 266-74-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.