Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА'

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / DISABILITY / VOCATIONAL REHABILITATION / EMPLOYMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фирсова Ю.А.

В статье рассматриваются основные пути повышения уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL MEASURES OF ASSISTANCE OF EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE OF WORKING-AGE

This article considers the main ways of increasing the employment rate of disabled people of working age in order to attract additional labor resources in the economy.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 331.5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

Ю. А. Фирсова

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 16 марта 2016 г.

Аннотация: в статье рассматриваются основные пути повышения уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны.

Ключевые слова: инвалид, профессиональная реабилитация, содействие занятости инвалидов, трудовые ресурсы.

Abstract: this article considers the main ways of increasing the employment rate of disabled people of working age in order to attract additional labor resources in the economy.

Key words: disability, vocational rehabilitation, employment of people with disabilities, human resources.

Труд играет решающую роль в развитии общества. Для каждого его члена он является определенным фактором существования и самоутверждения людей как полезных членов общества, источник материального благосостояния и экономической стабильности. Конституцией Российской Федерации право на труд закреплено за каждым гражданином [1, с. 15]. Однако на рынке труда существуют такие категории населения, которые в силу низкой конкурентоспособности, специфики рабочей силы остаются невостребованными. Это в значительной степени относится к инвалидам (людям с ограниченными возможностями здоровья). В свете принятия и ратификации Кон -венции ООН о правах инвалидов [2], Правительством Российской Федерации взят курс на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества.

Динамика численности инвалидов в Российской Федерации приведена на рисунке.

На 1 января 2016 г. по данным Пенсионного фонда Российской Федерации в нашей стране насчитывается 12,4 млн инвалидов, в том числе:

- 1,25 млн человек имели I группу инвалидности;

- 6,04 млн человек - II группу инвалидности;

- 4,49 млн человек - III группу инвалидности

[3].

Численность инвалидов в трудоспособном возрасте составила 3,8 млн человек, или 30 % от

© Фирсова Ю. А., 2016

Рисунок. Численность инвалидов (тысяч человек -левая ось), общий коэффициент распространенности инвалидности (на 1000 человек - правая ось)

общей численности инвалидов. В структуре инвалидов трудоспособного возраста более 80 % составляют инвалиды, имеющие II и III группы инвалидности (40,8 и 42,2 % соответственно).

По официальным оценкам уровень инвалиди-зации в Российской Федерации примерно равен аналогичному показателю других развитых стран, однако доля занятых инвалидов в нашей стране намного ниже среднеевропейского уровня. Так, в Европе доля трудоустроенных инвалидов составляет около 50 %, тогда как в Российской Федерации - 28,2 % (1,1 млн человек) в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в 2015 г. составил

65,3 %. Наиболее активными на рынке труда являются инвалиды, имеющие III группу инвалидности, на них приходится около 2/3 всех работающих инвалидов в трудоспособном возрасте.

В отношении инвалидов, имеющих трудовые показания, государством разработан комплекс мер социальной поддержки, обеспечивающий возможность допустимого для них труда на обычных и специализированных (адаптированных под особые трудовые возможности) рабочих местах.

По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, «...решению проблемы обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами должны содействовать продуманная политика привлечения в страну рабочей силы, а также меры активной государственной социальной политики и политики в области занятости, направленные на максимальную мобилизацию внутренних резервов предложения на рынке труда. К ним следует отнести, в том числе, увеличение доли занятых среди инвалидов...» [4, с. 35]. Таким образом, автор рассматривает инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте и желающих приступить к трудовой деятельности, в качестве наиболее приоритетной категории инвалидов, так как именно они являются одним из основных источников восполнения рабочей силы наряду с выходящей на рынок труда молодежью.

При разработке мер профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:

- тяжесть и специфику инвалидизирующего заболевания;

- реабилитационный прогноз инвалида (полное или частичное восстановление нарушенных функций организма);

- образовательный уровень и наличие профессиональных качеств и навыков;

- необходимость профессионального обучения и переобучения вследствие инвалидности и потребности рынка труда в рабочих кадрах;

- потребность инвалида в особых условиях и характере труда.

Решение проблемы эффективного трудоустройства инвалидов требует системного подхода [5]. Во-первых, необходимо создание условий, обеспечивающих доступность получения реабилитационных услуг, в том числе профессионального образования, для инвалидов различных нозологических групп (с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Меры профессиональной реабилитации инвалидов призваны повысить качество рабочей силы инвалидов, их конку-

рентоспособность на рынке труда по сравнению с другими категориями безработных и обеспечить экономику страны дополнительной рабочей силой.

Во-вторых, необходимо обеспечить доступность транспортной и социальной инфраструктуры для инвалидов, имеющих ограничения в передвижении [6]. Зачастую данная категория населения не имеет возможности беспрепятственно добраться до места работы, хотя профессиональный уровень и потенциал инвалида отвечает всем требованиям работодателя.

В-третьих, необходимо создание условий, привлекающих работодателей принимать на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этими мерами могут стать: льготное налогообложение для предприятий, на которых трудятся инвалиды; возмещение затрат на специализацию рабочего места работника-инвалида; полное или частичное возмещение расходов на заработную плату работника-инвалида и др.

Последовательная работа государства по повышению доступности объектов социальной инфраструктуры и качества услуг для инвалидов способствует росту их экономической активности. Граждане с инвалидностью стремятся получить реабилитационные услуги, включающие профессиональную ориентацию, профподготовку (переподготовку), содействие в трудоустройстве, трудовую адаптацию. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости, возрос с 35 до 42 %, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы на специально оборудованные рабочие места трудоустроились более 1,7 тыс. человек [3]. Однако общий уровень занятости инвалидов остается крайне низким (по сравнению с развитыми европейскими странами - ниже более чем в 1,5 раза).

В целях выработки системных подходов к профессиональной реабилитации и занятости инвалидов автор предлагает следующее.

1. На основе международных Конвенций и Рекомендаций разработать Концепцию профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в Российской Федерации. Целью указанной Концепции будет формирование системы регулирования занятости инвалидов, закрепляющей основные направления государственной политики в области реабилитации и занятости инвалидов, механизм реализации мероприятий профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов,

Ю. А. Фирсова

источники финансирования мероприятий, направленных на профреабилитацию и трудоустройство инвалидов.

2. В целях реализации норм Конвенции ООН о правах инвалидов включить во все государственные программы мероприятия по созданию доступной инфраструктуры, безбарьерной среды, учитывающей потребности инвалидов различных нозологических групп. Данная мера может также включать обучение сотрудников государственных и муниципальных учреждений работе с такой категорией лиц, как инвалиды. Нередко непрофессионализм, отсутствие сурдопереводчиков и негативный настрой со стороны специалистов различных служб и ведомств снижают качество предоставления государственных и социальных услуг инвалидам.

3. Создать Единый федеральный перечень инвалидов в целях совершенствования системы учета инвалидов, включающий сведения о поле, возрасте, уровне образования, группе инвалидности и степени ограничений жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, потребности в мероприятиях социальной, профессиональной, медицинской реабилитации.

Введение единой системы учета инвалидов позволит отображать и передавать информацию о проведенной медико-социальной экспертизе гражданина в качестве инвалида, прохождении им в последующем реабилитационных мероприятий и их результатах. Таким образом, удастся оценить работу различных министерств и ведомств по реабилитации инвалидов на региональном уровне и в целом по стране.

4. Принять меры по совершенствованию взаимодействия различных ведомств, включающих органы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, занятости населения, социальной защиты, а также других организаций и ведомств, заинтересованных в профессиональной реабилитации инвалидов. Для этого в регионах необходимо выработать и принять Порядок межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов, обеспечивающий преемственность и непрерывность предоставления реабилитационных услуг и повышающий качество реабилитационного процесса в целом.

5. Развивать комплекс мер интеграции и реинтеграции инвалидов трудоспособного возраста в сферу труда, включающий совершенствование

системы квотирования рабочих мест, принятие целевых программ профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, в том числе на специальные (адаптированные к потребностям инвалидов) рабочие места, совершенствование механизма трудоустройства инвалидов, пострадавших на производстве, развитие предпринимательства инвалидов.

Предложенные дополнительные меры повышения эффективности профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов тесно связаны с целью создания действенной системы реабилитации инвалидов, направленной на обеспечение социально-экономической безопасности инвалидов и их полноценной интеграции в общество. Для этого требуется значительная законодательная работа, научные исследования, распространение и внедрение передовых форм и методов реабилитационной работы, а также финансирование реабилитационных мероприятий. Тем не менее реализация указанных мер, по мнению экспертов, способна привлечь в производственную деятельность по меньшей мере до 2 млн неработающих инвалидов трудоспособного возраста, способных внести свой посильный вклад в развитие экономики страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М. : Юрид. лит., 2009. - 64 с.

2. Конвенция о правах инвалидов : принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. - Режим доступа: http://ombudsmanspb.ru/files/ files/OON_02_site.pdf

3. Федеральная служба государственной статистики / Официальная статистика / Население : Положение инвалидов. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/

4. Некипелов А. Д. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике : автор. доклад / А. Д. Некипелов, В. В. Ивантер, С. Ю. Глазьев. - М., 2013. - 93 с. - Режим доступа: http://www.ras.ru/FStorage/ Download.aspx?id=8723ae9d-383c-4404-b602-e17eab2 c5b88

5. Колесникова О. А. Достойный труд для инвалидов / О. А. Колесникова, С. А. Осипов // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2014. - № 12. - С. 147-150.

6. Колесникова О. А . Социально-экономическая безопасность инвалидов / О. А. Колесникова, Ю. А. Фирсова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2014. - № 2. - С. 42-48.

Воронежский государственный университет Фирсова Ю. А., аспирант кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: julia_firsova@inbox.ru Тел.: 8 (473) 266-74-10

Voronezh State University

Firsova U.A., Post-graduate Student of the Labour Economics and Bases of Management Department E-mail: julia_firsova@inbox.ru Теl.: 8 (473) 266-74-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.