УДК 331.5
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА
Ю. А. Фирсова
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 16 марта 2016 г.
Аннотация: в статье рассматриваются основные пути повышения уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны.
Ключевые слова: инвалид, профессиональная реабилитация, содействие занятости инвалидов, трудовые ресурсы.
Abstract: this article considers the main ways of increasing the employment rate of disabled people of working age in order to attract additional labor resources in the economy.
Key words: disability, vocational rehabilitation, employment of people with disabilities, human resources.
Труд играет решающую роль в развитии общества. Для каждого его члена он является определенным фактором существования и самоутверждения людей как полезных членов общества, источник материального благосостояния и экономической стабильности. Конституцией Российской Федерации право на труд закреплено за каждым гражданином [1, с. 15]. Однако на рынке труда существуют такие категории населения, которые в силу низкой конкурентоспособности, специфики рабочей силы остаются невостребованными. Это в значительной степени относится к инвалидам (людям с ограниченными возможностями здоровья). В свете принятия и ратификации Кон -венции ООН о правах инвалидов [2], Правительством Российской Федерации взят курс на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества.
Динамика численности инвалидов в Российской Федерации приведена на рисунке.
На 1 января 2016 г. по данным Пенсионного фонда Российской Федерации в нашей стране насчитывается 12,4 млн инвалидов, в том числе:
- 1,25 млн человек имели I группу инвалидности;
- 6,04 млн человек - II группу инвалидности;
- 4,49 млн человек - III группу инвалидности
[3].
Численность инвалидов в трудоспособном возрасте составила 3,8 млн человек, или 30 % от
© Фирсова Ю. А., 2016
Рисунок. Численность инвалидов (тысяч человек -левая ось), общий коэффициент распространенности инвалидности (на 1000 человек - правая ось)
общей численности инвалидов. В структуре инвалидов трудоспособного возраста более 80 % составляют инвалиды, имеющие II и III группы инвалидности (40,8 и 42,2 % соответственно).
По официальным оценкам уровень инвалиди-зации в Российской Федерации примерно равен аналогичному показателю других развитых стран, однако доля занятых инвалидов в нашей стране намного ниже среднеевропейского уровня. Так, в Европе доля трудоустроенных инвалидов составляет около 50 %, тогда как в Российской Федерации - 28,2 % (1,1 млн человек) в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в 2015 г. составил
65,3 %. Наиболее активными на рынке труда являются инвалиды, имеющие III группу инвалидности, на них приходится около 2/3 всех работающих инвалидов в трудоспособном возрасте.
В отношении инвалидов, имеющих трудовые показания, государством разработан комплекс мер социальной поддержки, обеспечивающий возможность допустимого для них труда на обычных и специализированных (адаптированных под особые трудовые возможности) рабочих местах.
По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, «...решению проблемы обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами должны содействовать продуманная политика привлечения в страну рабочей силы, а также меры активной государственной социальной политики и политики в области занятости, направленные на максимальную мобилизацию внутренних резервов предложения на рынке труда. К ним следует отнести, в том числе, увеличение доли занятых среди инвалидов...» [4, с. 35]. Таким образом, автор рассматривает инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте и желающих приступить к трудовой деятельности, в качестве наиболее приоритетной категории инвалидов, так как именно они являются одним из основных источников восполнения рабочей силы наряду с выходящей на рынок труда молодежью.
При разработке мер профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:
- тяжесть и специфику инвалидизирующего заболевания;
- реабилитационный прогноз инвалида (полное или частичное восстановление нарушенных функций организма);
- образовательный уровень и наличие профессиональных качеств и навыков;
- необходимость профессионального обучения и переобучения вследствие инвалидности и потребности рынка труда в рабочих кадрах;
- потребность инвалида в особых условиях и характере труда.
Решение проблемы эффективного трудоустройства инвалидов требует системного подхода [5]. Во-первых, необходимо создание условий, обеспечивающих доступность получения реабилитационных услуг, в том числе профессионального образования, для инвалидов различных нозологических групп (с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Меры профессиональной реабилитации инвалидов призваны повысить качество рабочей силы инвалидов, их конку-
рентоспособность на рынке труда по сравнению с другими категориями безработных и обеспечить экономику страны дополнительной рабочей силой.
Во-вторых, необходимо обеспечить доступность транспортной и социальной инфраструктуры для инвалидов, имеющих ограничения в передвижении [6]. Зачастую данная категория населения не имеет возможности беспрепятственно добраться до места работы, хотя профессиональный уровень и потенциал инвалида отвечает всем требованиям работодателя.
В-третьих, необходимо создание условий, привлекающих работодателей принимать на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этими мерами могут стать: льготное налогообложение для предприятий, на которых трудятся инвалиды; возмещение затрат на специализацию рабочего места работника-инвалида; полное или частичное возмещение расходов на заработную плату работника-инвалида и др.
Последовательная работа государства по повышению доступности объектов социальной инфраструктуры и качества услуг для инвалидов способствует росту их экономической активности. Граждане с инвалидностью стремятся получить реабилитационные услуги, включающие профессиональную ориентацию, профподготовку (переподготовку), содействие в трудоустройстве, трудовую адаптацию. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости, возрос с 35 до 42 %, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы на специально оборудованные рабочие места трудоустроились более 1,7 тыс. человек [3]. Однако общий уровень занятости инвалидов остается крайне низким (по сравнению с развитыми европейскими странами - ниже более чем в 1,5 раза).
В целях выработки системных подходов к профессиональной реабилитации и занятости инвалидов автор предлагает следующее.
1. На основе международных Конвенций и Рекомендаций разработать Концепцию профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в Российской Федерации. Целью указанной Концепции будет формирование системы регулирования занятости инвалидов, закрепляющей основные направления государственной политики в области реабилитации и занятости инвалидов, механизм реализации мероприятий профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов,
Ю. А. Фирсова
источники финансирования мероприятий, направленных на профреабилитацию и трудоустройство инвалидов.
2. В целях реализации норм Конвенции ООН о правах инвалидов включить во все государственные программы мероприятия по созданию доступной инфраструктуры, безбарьерной среды, учитывающей потребности инвалидов различных нозологических групп. Данная мера может также включать обучение сотрудников государственных и муниципальных учреждений работе с такой категорией лиц, как инвалиды. Нередко непрофессионализм, отсутствие сурдопереводчиков и негативный настрой со стороны специалистов различных служб и ведомств снижают качество предоставления государственных и социальных услуг инвалидам.
3. Создать Единый федеральный перечень инвалидов в целях совершенствования системы учета инвалидов, включающий сведения о поле, возрасте, уровне образования, группе инвалидности и степени ограничений жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, потребности в мероприятиях социальной, профессиональной, медицинской реабилитации.
Введение единой системы учета инвалидов позволит отображать и передавать информацию о проведенной медико-социальной экспертизе гражданина в качестве инвалида, прохождении им в последующем реабилитационных мероприятий и их результатах. Таким образом, удастся оценить работу различных министерств и ведомств по реабилитации инвалидов на региональном уровне и в целом по стране.
4. Принять меры по совершенствованию взаимодействия различных ведомств, включающих органы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, занятости населения, социальной защиты, а также других организаций и ведомств, заинтересованных в профессиональной реабилитации инвалидов. Для этого в регионах необходимо выработать и принять Порядок межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов, обеспечивающий преемственность и непрерывность предоставления реабилитационных услуг и повышающий качество реабилитационного процесса в целом.
5. Развивать комплекс мер интеграции и реинтеграции инвалидов трудоспособного возраста в сферу труда, включающий совершенствование
системы квотирования рабочих мест, принятие целевых программ профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, в том числе на специальные (адаптированные к потребностям инвалидов) рабочие места, совершенствование механизма трудоустройства инвалидов, пострадавших на производстве, развитие предпринимательства инвалидов.
Предложенные дополнительные меры повышения эффективности профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов тесно связаны с целью создания действенной системы реабилитации инвалидов, направленной на обеспечение социально-экономической безопасности инвалидов и их полноценной интеграции в общество. Для этого требуется значительная законодательная работа, научные исследования, распространение и внедрение передовых форм и методов реабилитационной работы, а также финансирование реабилитационных мероприятий. Тем не менее реализация указанных мер, по мнению экспертов, способна привлечь в производственную деятельность по меньшей мере до 2 млн неработающих инвалидов трудоспособного возраста, способных внести свой посильный вклад в развитие экономики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М. : Юрид. лит., 2009. - 64 с.
2. Конвенция о правах инвалидов : принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. - Режим доступа: http://ombudsmanspb.ru/files/ files/OON_02_site.pdf
3. Федеральная служба государственной статистики / Официальная статистика / Население : Положение инвалидов. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/
4. Некипелов А. Д. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике : автор. доклад / А. Д. Некипелов, В. В. Ивантер, С. Ю. Глазьев. - М., 2013. - 93 с. - Режим доступа: http://www.ras.ru/FStorage/ Download.aspx?id=8723ae9d-383c-4404-b602-e17eab2 c5b88
5. Колесникова О. А. Достойный труд для инвалидов / О. А. Колесникова, С. А. Осипов // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2014. - № 12. - С. 147-150.
6. Колесникова О. А . Социально-экономическая безопасность инвалидов / О. А. Колесникова, Ю. А. Фирсова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2014. - № 2. - С. 42-48.
Воронежский государственный университет Фирсова Ю. А., аспирант кафедры экономики труда и основ управления
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 266-74-10
Voronezh State University
Firsova U.A., Post-graduate Student of the Labour Economics and Bases of Management Department E-mail: [email protected] Теl.: 8 (473) 266-74-10