ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 9)
УДК 351.74 Манукян Алинэ Романовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Manukian Aline Romanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
VOCATIONAL TRAINING IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена необходимостью научного анализа качественных характеристик профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и профессиональной подготовки кадров. Автором показано, что в современных условиях систематическое повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств сотрудников органов внутренних дел являются насущной потребностью органов внутренних дел для успешного выполнения задач по борьбе с преступностью.
Ключевые слова:
профессиональные знания, органы внутренних дел, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, организация и проведение учебного процесса, подготовка кадров, сотрудники органов внутренних дел.
Summary:
The relevance of the article is determined by the need to research qualitative characteristics of the professional activity of police officers and the issues of vocational training. The author shows that in the modern conditions the systematic improvement of professional and business skills of police officers has become an urgent need of internal affairs bodies for the successful accomplishment of the crime prevention tasks.
Keywords:
professional knowledge, internal affairs bodies, vocational training, professional competence, organization and management of the educational process, personnel training, employees of internal affairs bodies.
Решающую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране, несмотря на недостатки социально-экономического развития общества и государства, коррупцию, высокий уровень преступности в стране, пробелы и коллизии в законодательстве, управлении, играла и продолжает играть личность сотрудника органов внутренних дел. Личностные качества сотрудников ОВД становятся фактором национальной безопасности, что предопределяет настоятельную потребность с первых дней их обучения и службы создать такую культурную среду, которая бы максимально стимулировала развитие интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.
Именно поэтому руководство страны посредством Министерства внутренних дел РФ в качестве приоритетных направлений работы называет кардинальное улучшение работы с кадрами. Никакие результаты нельзя улучшить, не повысив качество и уровень профессионализма, самоотдачу личного состава на службе. Поэтому в управленческой деятельности органов внутренних дел особое место занимает воспитательная работа с личным составом. От воспитательной работы в органах внутренних дел зависят уровень развития личности сотрудника, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а следовательно, и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие [1].
В связи с проведением реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации роль воспитательной работы значительно возросла, поскольку повысились требования к профессиональному уровню и личностным качествам руководителей и сотрудников полиции.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», определяющий основные направления реформирования органов внутренних дел, определяет конкретные требования к работе российских полицейских, их профессиональным и личностным качествам, специальной и психологической подготовленности к службе, сопряженной с риском, высокими физическими и психическими перегрузками, обусловленными ситуациями экстремальности и напряженности, негативно влияющими на поведенческие реакции сотрудников и их эмоциональное состояние.
Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел ведется на основе и в соответствии со ст. 38 ФЗ «О полиции». Ввиду строгой и четкой регламентации профессиональной деятельности данной категории лиц именно систему дополнительного образования на сегодняшнем этапе следует считать основным рычагом внедрения в практическую деятельность [2]. В связи
- isa -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
с чем следует определить основные цели и задачи, стоящие перед системой дополнительного образования сотрудников полиции, и связать их непосредственно с должностными обязанностями.
Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является точка зрения, согласно которой под эффективностью индивидуальной воспитательной работы как системы мер воспитательного воздействия понимаются выраженные в объективных показателях оценки результатов деятельности ответственных за воспитание сотрудников лиц по выполнению их функциональных задач.
Основополагающим фактором эффективной профессиональной подготовки является ориентация всех форм, методов и инструментов на такие цели и задачи, которые не просто декларируются в отчетах, докладах и программах деятельности органов внутренних дел, а реально обеспечивают максимально возможное удовлетворение индивидуальных профессиональных, образовательных, психологических и духовно-нравственных потребностей сотрудников.
На сегодняшний день в соответствии с требованиями Министерства внутренних дел России необходимо определить основополагающие роль и цель профессиональной подготовки сотрудников полиции следующим образом: это активное глубокое и творческое восприятие и аккумуляция полного объема знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессионально важных задач, соответствующих социальному заказу общества [3].
Анализ тематики профессиональной подготовки сотрудников полиции с узкодисциплинарных позиций влечет возможность исключения из нее вопросов, без учета которых проводимый анализ будет сведен к набору стандартных инструментальных решений в рамках той или иной системы знаний. В то время как междисциплинарный (комплексный) подход способен внести значимый вклад в поиск интегративного подхода к содержанию и организации профессиональной подготовки, анализу эффективности личностно ориентированных методов:
- объяснить и обобщить принципы профессиональной подготовки;
- разработать комплексный инструментарий деятельности;
- проанализировать способности ответственных работников;
- обеспечить высокий уровень эффективности [4].
Однако в связи с тем что возможные сдвиги в свойствах личности за короткий срок обучения трудно определимы, при разработке программно-методической документации не рекомендуется выделять воздействия на личность сотрудника.
Обоснованное определение содержания профессиональной подготовки позволит обеспечить единый подход к составлению программно-методической документации, высокое качество и эффективность при использовании в процессе деятельности.
Ссылки:
1. Манукян А.Р. Повышение эффективности функционирования вузовских филиалов // Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты) : материалы междунар. науч.-практ. конф. 10-11 апреля 2011 г. Пенза ; Ереван ; Прага, 2011. С. 172-173.
2. Манукян А.Р. Основные проблемы совершенствования индивидуально-воспитательной работы с личным составом в ОВД // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. 2013. № 4. С. 1026-1030.
3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции // Бизнес в законе. 2014.
4. Ардавов М.М. Возраст как фактор эффективности деятельности оперативного работника // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 812.