Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка учителей / технология / предметная область / школьный учитель / педагогика высшего образования / teacher training / technology / subject area / school teacher / pedagogy of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Вязьмин

В статье рассматривается профессиональная подготовка учителей технологии сквозь призму исторического развития дисциплины «Технология» и современной парадигмы образования. С учётом нынешней компетентностной парадигмы образования проведён анализ понятия «профессиональная подготовка учителей технологии». В рамках проведённого анализа были рассмотрены актуальные нормативно-правовые акты, такие как ФГОС и Профессиональный стандарт педагога, а также исследования современных учёных в области профессиональной подготовки педагогов. Проведён ретроспективный анализ развития содержания предмета «Технология» в общеобразовательной школе, на основе чего были выявлены детерминанты компонентов и последующего развития содержания данного предмета. На основе анализа современного учебного предмета «Технология» и проведённого ретроспективного анализа выявлены компоненты подготовки учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А А. Вязьмин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS IN THE CONTEXT OF A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE SUBJECT AREA “TECHNOLOGY” AND MODERN REALITIES

The article examines the professional training of technology teachers through the prism of the historical development of the discipline “Technology” and the modern paradigm of education. Taking into account the modern competence paradigm of education, the analysis of the concept of “professional training of technology teachers” is carried out. As part of the analysis, the current regulatory legal acts are considered, such as the Federal State Educational Standard and the professional standard of a teacher, as well as research by modern scientists in the field of professional training of teaching staff. Further, a retrospective analysis of the development of the content of the subject “Technology” in secondary schools is carried out, on the basis of which the determinants of the components and subsequent development of the content of this subject are identified. The analysis of the modern educational subject “Technology” and the conducted retrospective analysis help the researcher to determine components in training of Technology teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

References

1. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka. Voprosy psihologii. 1966; № 6: 62-68.

2. Gorlova N.A. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 -Pedagogicheskoe obrazovanie: v 2 ch. Moskva: Akademiya, 2013; Ch. 1.

3. Shinkorenko A.V. Ispol'zovanie interaktivnyh i mul'timedijnyh tehnologij na urokah AYa v nachal'nyh klassah. Pedagogika: tradiciii innovacii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 186-188. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5711/

4. Ajsner L.Yu., Bershadskaya S.V., Ajsner L.Yu. K voprosu ob innovacionnyh tehnologiyah obucheniya inostrannym yazykam. Nauka: opyt, problemy, perspektivyrazvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2013: 9-12.

5. Petuhova N.M. Rol' kontekstualizacii v obuchenii mladshih shkol'nikov anglijskomu yazyku. E-Scio. 2022; № 4 (67). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kontekstualizatsii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-angliyskomu-yazyku

6. Zhdanova S.N., Chirkova A.A. Interaktivnaya igra kak sredstvo formirovaniya sozidatel'nojpozicii podrostka. Cheboksary, 2019.

7. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

8. Rogova G.V., Vereschagina I.N. Obuchenie anglijskogo yazyka na nachal'nom 'etape v srednej shkole. Moskva, 2015: 21-28.

9. Kashlev S.S. Tehnologiya interaktivnogo obucheniya. Minsk: Belorusskij verasen', 2020: 260-275.

Статья поступила в редакцию 31.05.24

УДК 378

Vyazmin A.A., postgraduate, Department of Technology and Vocational Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy, South Federal University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: anton.vyazmin.97@mail.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS IN THE CONTEXT OF A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE SUBJECT AREA "TECHNOLOGY" AND MODERN REALITIES. The article examines the professional training of technology teachers through the prism of the historical development of the discipline "Technology" and the modern paradigm of education. Taking into account the modern competence paradigm of education, the analysis of the concept of "professional training of technology teachers" is carried out. As part of the analysis, the current regulatory legal acts are considered, such as the Federal State Educational Standard and the professional standard of a teacher, as well as research by modern scientists in the field of professional training of teaching staff. Further, a retrospective analysis of the development of the content of the subject "Technology" in secondary schools is carried out, on the basis of which the determinants of the components and subsequent development of the content of this subject are identified. The analysis of the modern educational subject "Technology" and the conducted retrospective analysis help the researcher to determine components in training of Technology teachers.

Key words: teacher training, technology, subject area, school teacher, pedagogy of higher education

А.А. Вязьмин, аспирант, Академия психологии и педагогики ФГОУВПО «ЮФУ», г. Ростов-на-Дону, E-mail: anton.vyazmin.97@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается профессиональная подготовка учителей технологии сквозь призму исторического развития дисциплины «Технология» и современной парадигмы образования. С учётом нынешней компетентностной парадигмы образования проведён анализ понятия «профессиональная подготовка учителей технологии». В рамках проведённого анализа были рассмотрены актуальные нормативно-правовые акты, такие как ФГОС и Профессиональный стандарт педагога, а также исследования современных учёных в области профессиональной подготовки педагогов. Проведён ретроспективный анализ развития содержания предмета «Технология» в общеобразовательной школе, на основе чего были выявлены детерминанты компонентов и последующего развития содержания данного предмета. На основе анализа современного учебного предмета «Технология» и проведённого ретроспективного анализа выявлены компоненты подготовки учителей технологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, технология, предметная область, школьный учитель, педагогика высшего образования

Актуальность темы данного исследования определяет трансформация предметной области «Технология», связанная, прежде всего, с научно-техническим прогрессом. Современная профессиональная подготовка учителей также претерпевает изменения, что мы можем видеть в процессе цифровизации образования и введения таких прогрессивных модулей обучения, как «Робототехника», «^-моделирование», также в ходе подготовки учителей и содержании предмета «Технология» в общеобразовательной школе (М.П Ершов, А.В. Литвин, В.И. Филиппов и др.). В профессиональной деятельности важную роль стал играть информационный фактор [1, с. 4], что повлияло на развитие профессиональной подготовки учителей технологии в новых условиях.

Понятие «профессиональная подготовка педагогов» фигурирует в учебных пособиях и монографиях общей и профессиональной педагогики (Абдудина О.А., Ипполитова Н.В., Сластёнин В.А., Дворянкина Е.К., Тряпицына А.П.). Как и любое узконаправленное понятие в педагогике, термин «профессиональная подготовка педагогов» трактуется исследователями довольно различно. Так, ряд ученых рассматривают его как процесс, который имеет свою цель, задачи и результат (Ю.Б. Дроботенко), или систему, цели которой довольно диффе-рентны в зависимости от содержания образования, элементы данной системы направлены на приобретение навыков для выполнения определённой работы (Н.В. Ипполитова).

Отсюда мы можем увидеть, как и развитие постиндустриального общества и вместе с ним образовательной парадигмы влияет на содержание технологического образования и структуру подготовки учителей технологии. Анализом содержания и развития систем трудового обучения занимались такие ученые, как Н.Н. Кузьмин, А.В. Плеханов, Р.Л. Доватор и др. Исследователями технологического образования были проанализированы зарубежные методики обучения ручному труду, среди которых финская система Отто Соломона, шведская, датская и отечественная система, разработанная К.Ю. Цирулем.

Таким образом, отечественной педагогической наукой был накоплен существенный опыт в сфере исследований профессиональной подготовки педагогов и развития технологического образования (А.М. Бондарева, Е.Н. Поп, О.В. Телегина, И.В. Толстоухова). Отметим, что на структуру профессиональной подготовки учителей технологии оказывают влияние современное развитие постиндустриального общества, нынешняя образовательная парадигма и содержательная трансформация предметной области «Технология» [2-13].

В рамках данной статьи рассмотрим профессиональную подготовку учителей технологии на основе ретроспективного анализа предметной области «Технология» и современной образовательной парадигмы, что позволит уточнить и исследовать:

- содержание понятия «профессиональная подготовка учителя технологии»;

- историческую трансформацию технологического образования;

- актуальное содержание предметной области «Технология».

Цель настоящей работы - определение содержания понятия «профессиональная подготовка учителя технологии» и его элементов в рамках современной парадигмы образования.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- уточнить содержание понятия «профессиональная подготовка учителя технологии»;

- через призму исторического развития рассмотреть содержание предметной области «Технология»;

- определить основные структурные элементы профессиональной подготовки учителя технологии.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение научной литературы, затрагивающей рассматриваемую проблематику;

- анализ опыта разработки и функционирования программы повышения квалификации для учителей технологии «Образовательная робототехника».

Научная новизна заключается в том, что профессиональная подготовка учителя технологии рассматривается через призму исторического развития предметной области «Технология».

Теоретическая значимость состоит в определении содержательных компонентов профессиональной подготовки учителей технологии в рамках современного образования.

Практическая значимость обеспечивается разработанной профессиональной программой повышения квалификации для учителей технологии, которая ориентируется на современные тенденции развития технологического образования и была утверждена на базе НОЦ ЮФУ.

Для выявления содержания понятия «профессиональная подготовка учителей технологии», в рамках современной компетентностной парадигмы образования проведём поэлементный анализ рассматриваемого понятия. Понятие «подготовка» в общем случае можно определить как совокупность знаний, накопленных в процессе обучения. В отрасли профессионального образования некоторые исследователи рассматривают подготовку как процесс, который соотносится с прикладными задачами образования, освоением социального опыта касательно решения будущих профессиональных задач. Предикат «профессиональный» можно связать со спецификой задач и развитием в профессиональной деятельности, т. е. с достижением профессиональности, под которой понимается способность человека взаимодействовать в мире профессии с учетом норм, требований, которые она предъявляет В контексте актуальных исследований в области педагогики термин «профессиональная подготовка педагогов» имеет множество трактовок. Тема профессиональной подготовки учителей фигурирует во многих современных исследованиях учёных (Ипполитова Н.В., Дроботенко Ю.Б., Абдуллина О.А., Сластёнин В.А. и др.). Так, Ипполитова Н.В. видит под профессиональной подготовкой будущих учителей понимает целостную педагогическую систему, обладающую свойствами единства элементов, связанных общей целью и единой внутренней организацией, в которую включены личностный аспект, когнитивный компонент, методологическая готовность, профессиональная подготовка, теоретическая подготовка [3, с. 2]. Дроботенко Ю.Б. проводит аспектный анализ рассматриваемого понятия, рассматривая сущностный и структурный аспекты, профессиональная подготовка учителей определяется ученым как процесс, детерминированный различного рода требованиями, среди компонентов отмечается психолого-педагогический, общенаучный и компоненты методической подготовки будущих учителей [4, с. 9]. Тряпицына А.П. и вовсе рассматривает профессиональную подготовку педагогов как динамичный конструкт, в содержании которого имеются дидактически переработанный социокультурный опыт и личностный опыт студентов [5, с. 3].

Таким образом, опираясь на исследования современных учёных и нормативно-правовые акты, в рамках данного исследования определим профессиональную подготовку учителей технологии как взаимосвязанную систему компонентов образовательного процесса, которые обусловливают различные рода детерминанты, среди которых современные нормативно-правовые акты, актуальные положения педагогической науки и содержание предметной области «Технология». Для того чтобы рассмотреть содержательные компоненты профессиональной подготовки учителей в рамках преподавания общеобразовательного предмета «Технология», проведём как ретроспективный анализ развития данной дисциплины, так и современное её предметное содержание.

Рассматривая предметное содержание профессиональной подготовки учителей технологии в историческом контексте, мы провели ретроспективный анализ развития содержания предмета «Технология». Развитие предмета труда можно отследить на опыте европейских образовательных систем XIX века. Сюда можно отнести разработки финского педагога У. Сингеуса, внедрение ручного труда во французские школы, разработки шведской системы ручного труда под руководительством Отто Соломона. Исторически первым как общеобразовательный предмет ручного труда был ведён в Финляндии в 1866 году. В него входили токарные, столярные, резные, кузнечно-слесарные и иные виды работ. Программой предусматривался 6-летний срок обучения, включающий в себя около семидесяти работ. Процесс изготовления изделий подразумевал отдельные операции и превращение этих операций в основной объект учебной деятельности учащихся [7, с. 22].

Особого внимания заслуживает шведская система обучения ручному труду, считавшаяся, по словам К.Ю. Цируля, в своё время одной из наиболее популярных. Ее основателем является Отто Соломон. В этой связи отметим методическую публикацию Отто Соломона «The teacher's handbook of Slojd: as practiced and taught at Nââs, containing explanations and details of each exercise with practical directions for making the models», в которой автор с первых страниц разграничивает процессы обучение труду и практику ремесленного труда [8, c. 16]. В данном практико-ориентированном пособии для учителей рассматриваются виды и физические свойства древесины, инструменты для работы с ее породами, детально описаны упражнения по обработке древесины. В конце пособия описаны алгоритмы изготовления моделей.

Одной из ключевых фигур в отечественной системе преподавания ручного труда стал К.Ю. Цируль - российский педагог, заложивший основы системы преподавания ручного труда в России. Проанализировав современные ему системы

обучения ручному труду, он создал отечественную систему трудового обучения. Отметим основные положения трудового обучения, заложенные К.Ю. Цирулем. В своей работе «Ручной труд в народной школе» исследователь отмечает, что обучение ручному труду носит цель привития общих навыков ручного труда, но не обучение определённому ремеслу, а необходимость привития детям самодеятельности, аккуратности и настойчивости. Проведя анализ систем обучения ручному труду начала XX века, можно утверждать, что ключевым фактором, определяющим содержание подготовки учителей труда на период конца XIX века - начало XX века, являлась индустриализация. Развивающимся странам были необходимы грамотные специалисты, которые могли бы проявить себя на производстве, в то же время трудовое обучение отходило от практики ремесленного обучения и кустарного производства.

В советский период развития российского государства содержательная трансформация предмета ручного труда и вместе с ним подготовки учителей-трудовиков была детерминирована, прежде всего, идеологией и ориентацией на политехническое образование. Уже в 1937 году трудовое обучение было отменено. В период Великой Отечественной войны усилия трудового обучения были направлены на решение фронтовых задач. С 1954-1955 учебного года данный предмет был восстановлен в 1-5-х классах, а с 1956-1957 учебного года - во всех остальных классах средней школы. Развитие содержания трудового обучения с 1956 по 1984 гг. можно охарактеризовать постепенным внедрением курсов «Основы производства», «Основы электротехники», «Машиноведение», «Сельское хозяйство» и др., с вариациями по количеству отводимых часов и упором на конкретную область в зависимости от намеченной стратегии партии. С 1974 года организовывались учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ. Начиная с 1984 г., проводились реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленные на качество трудового обучения [10, с. 2]. Ориентируясь на содержание трудового обучения в СССР, можно утверждать, что подготовка учителя труда советского времени отражала элементы индустриального общества, учитель был обязан в рамках своей профессиональной деятельности познакомиться с элементами промышленного производства, также иметь навыки дерево- и металлообработки, знать устройство и принципы работы электроприборов, организацию и работу учебно-производственных комплексов, это, в свою очередь, ставило необходимым условием ознакомление с промышленным производством.

С 1993 года предмет «Труд» был трансформирован в предмет «Технология», что отражало новые социально-экономические вызовы в подготовке педагогов.

Среди ключевых нововведений в концепции преподавания предмета были выделены следующие: проектная деятельность как ведущая форма учебной деятельности; применение программирования в учебной деятельности школьников, введение анализа больших данных и машинного обучения; применение ресурсов дополнительного образования в организации образовательного процесса.

Предметное содержание профессиональной деятельности современного учителя технологии можно найти в рабочих программах дисциплин и рекомендованных рабочих программах общего образования «Технология» с 1-4 и 5-9 классы. В примерной рабочей программе по предмету «Технология» с 5-9 классы можно найти упоминание о влиянии современных информационных технологий на человеческую деятельность, что отражается, в том числе, на структуре, цели и задачах преподавания предмета «Технология», а именно: формирование технологической грамотности обучающихся, овладения компетенциями для формирования культуры цифрового социума, формирование навыка применения цифровых инструментов и программных сервисов. В инвариативные модули программы входят «Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». В вариативные модули включены «Робототехника», <Ж-моделирование», «Прототипирование», «Макетирование», «Компьютерная графика», «Черчение», «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство» [12, c. 5-8]. Отсюда можно сделать вывод о расширении необходимых для изучения областей учителями технологии, связанных, прежде всего, с инновационным сектором производства и информационными технологиями. Исходя из вышеуказанного, отметим, что в содержательном аспекте современная профессиональная подготовка учителя технологии может включать в себя такие межпредметные дисциплины, как «Трёхмерное моделирование и прототипирование», «Образовательная робототехника», «Программирование микроконтроллеров», «Проектная деятельность».

Примером программы, включающей современные образовательные модули, является программа повышения квалификации «Образовательная робототехника», объёмом 72 часа, прошедшая апробацию на базе Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. Данная программа была разработана с учётом современных требований к профессиональной подготовке учителей технологии. Программа создавалась с учётом актуального содержания предмета «Технология», инновационных отраслей производства и развития информационных технологий. Перечислим следующие модули: основные принципы работы электронных устройств: конструкции языков программирования С++, Python; программирование роботов на основе платформ с открытым исходным кодом; проектирование типовых роботов. Изучение данных модулей было направленно также на формирование у слушателей межпредметных связей между

модулями программы. В ходе реализации данной программы был выявлен недостаточный уровень владения обучающимися базовым материалом, что может говорить о необходимости более глубокого ознакомления студентов с указанными модулями в рамках вузовской подготовки.

Исходя из вышесказанного, в рамках данной статьи определим профессиональную подготовку педагогов как взаимосвязанную систему компонентов, которые обусловливают различные рода детерминанты, среди которых современные нормативно-правовые акты, актуальные положения педагогической науки и содержание предметной области «Технология». Компоненты профессиональной подготовки учителей технологии представлены в табл. 1.

Таблица 1

Компоненты профессиональной подготовки учителей технологии

Группа компонентов Элементы группы

Нормативно-правовая - общепедагогические трудовые функции; - общепрофессиональные и профессиональные компетенции; - готовность к педагогическим и иным видам деятельности

Научно-педагогическая - личностный компонент в построении образовательной траектории; - методологическая готовность к организации научной деятельности; - общенаучный компонент

Предметно-содержательная - знание теории образовательной робототехники; - навыки работы с компонентами робототехнических устройств; - знание основ прототипирования и макетирования; - опыт работы с различными средствами 3Ю-моделирова-ния и системами САПР

Подводя итоги исследования, отметим, что актуальное содержание предметной области «Технология» подвержено влиянию нескольких факторов, среди которых развитие постиндустриального общества, цифровизация образования и положения нынешней образовательной парадигмы.

Библиографический список

С учётом данных факторов логично предположить и трансформацию профессиональной подготовки учителей технологии. Профессиональная подготовка учителей, трактуемая отечественными исследователями довольно диффе-рентно, может в общем случае быть определена как взаимосвязанная система компонентов образовательного процесса, которые обусловливают различные рода детерминанты, среди которых современные нормативно-правовые акты, актуальные положения педагогической науки также имеет свою цель и задачи. Рассматривая подготовку учителей технологии через призму актуальных нормативно-правовых актов, мы можем отметить формирование готовности к общепедагогической, проектной и другим видам деятельности, профессиональных компетенций.

Содержательные компоненты профессиональной подготовки учителей технологии мы можем определить также через ретроспективный анализ развития предметной области «Технология». Рассматривая содержательное развитие трудового обучения, можно говорить о закономерном процессе отделения технологического образования от ремесленного обучения с уклоном на развитие навыков и способностей обучающихся. Первые системы обучения ручному труду, такие как финская, основанная Отто Соломоном, и отечественная, созданная К.Ю. Цирулем, были ориентированы на овладение обучающимися навыками дерево- и металлообработки. Данные материалы являлись основными для производства того времени. Рассматривая опыт развития трудового обучения в СССР, можно отметить появление модулей машиноведения, электротехники и основ производства, что полностью коррелирует с развитием индустриального общества. Выявленные модули и направления подготовки лежат также в основе нынешнего общеобразовательного предмета «Технология».

Актуальные предметное содержание дисциплины «Технология» отражает развитие нынешнего постиндустриального общества, где одним из важнейших элементов становится информация и инновационные производства. Современный учитель технологии, исходя из современных требований, становится специалистом широкого профиля, владеющим основами наукоёмких дисциплин, способный решать задачи прикладного характера. Увеличение нагрузки и объём необходимой для изучения информации ставит вопрос, касающийся качества профессиональной подготовки учителей технологии. Анализ опыта реализации программы повышения квалификации по образовательной робототехнике также показывает необходимость более глубокого и практико-ориентированного погружения студентов в предметно-содержательные компоненты профессиональной подготовки.

1. Примерная рабочая программа общего образования: Технология (для 5-9 классов). 2021. Available at: https://fgosreestr.ru/uploads/files/4b916dc7c6a451ab3d3e4cb011d2d87e.pdf

2. Сергеев А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в условиях трансформации образовательных парадигм. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2011.

3. Ипполитова Н.В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013; № 2 (18): 17-24.

4. Дроботенко Ю.Б. Аспектный анализ понятия профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Russian Journal of Education and Psychology. 2015; № 12 (56).

5. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования. Universum: Вестник Герценовского университета. 2013; № 1.

6. ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/?ysclid=lwq9fn7rzt207215206

7. Дорошенко Ю.И. История обучения ручному труду в школах России (конец XIX - начало ХХв.): учебно-практическое пособие. Владимир: Издательство ВлГУ, 2021.

8. The teacher's handbook of Slojd: as practiced and taught at Nääs, containing explanations and details of each exercise with practical directions for making the models. Available at: https://archive.org/details/teachershandbo00salo1900/page/n15/mode/2up

9. Гребенев И.В., Сомова Д.В. Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015; № 3 (39).

10. Ряхимова Е.Г Трудовое обучение в истории отечественного образования. Вестник Московского университета МВД России. 2011; № 8.

11. Концепция преподавания учебного предмета «Технология». Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa?ysclid=lu8abib2b4589287822

12. Примерная рабочая программа основного общего образования «Технология». Available at: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-tekhnologiia?ysclid=lu9qogwwa7416809049

13. Антология педагогической мысли: в 3 т. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Составитель H.H. Кузьмин. Москва: Высшая школа, 1989; Т. 2.

References

1. Primernaya rabochaya programma obschego obrazovaniya: Tehnologiya (dlya 5-9 klassov). 2021. Available at: https://fgosreestr.ru/uploads/files/4b916dc7c6a451ab3d3e4cb011 d2d87e.pdf

2. Sergeev A.N. Tehnologicheskaya podgotovka buduschih uchitelej v usloviyah transformaciiobrazovatel'nyh paradigm. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2011.

3. Ippolitova N.V. Struktura i soderzhanie sistemy professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2013; № 2 (18): 17-24.

4. Drobotenko Yu.B. Aspektnyj analiz ponyatiya professional'noj podgotovki v pedagogicheskom vuze. Russian Journal of Education and Psychology. 2015; № 12 (56).

5. Tryapicyna A.P. Soderzhanie professional'noj podgotovki studentov - buduschih uchitelej k resheniyu zadach modernizacii obschego obrazovaniya. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2013; № 1.

6. FGOS 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 121 (red. ot 08.02.2021). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/?ysclid=lwq9fn7rzt207215206

7. Doroshenko Yu.I. Istoriya obucheniya ruchnomu trudu v shkolah Rossii (konec XIX - nachalo ХХ v.): uchebno-prakticheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2021.

8. The teacher's handbook of Slojd: as practiced and taught at Nääs, containing explanations and details of each exercise with practical directions for making the models. Available at: https://archive.org/details/teachershandbo00salo1900/page/n15/mode/2up

9. Grebenev I.V., Somova D.V. Trudovoe vospitanie v sovetskoj shkole: paradoksy stanovleniya i razvitiya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2015; № 3 (39).

10. Ryahimova E.G. Trudovoe obuchenie v istorii otechestvennogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011; № 8.

11. Koncepciya prepodavaniya uchebnogo predmeta «Tehnologiya». Available at: https://docs.edu.gov. ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa?ysclid=lu8abib2b4589287822

12. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya «Tehnologiya». Available at: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-tekhnologiia?ysclid=lu9qogwwa7416809049

13. Antologiya pedagogicheskoj mysli: v 3 t. Russkie pedagogi i deyateli narodnogo obrazovaniya o trudovom vospitanii i professional'nom obrazovanii. Sostavitel' H.N. Kuz'min. Moskva: Vysshaya shkola, 1989; T. 2.

Статья поступила в редакцию 08.06.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.