Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В ЭПОХУ «ЦИФРЫ»'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В ЭПОХУ «ЦИФРЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения и воспитания по технологии / методика профессионального обучения / учитель технологии / предмет «Технология» / цифровой образовательный контент / цифровые образовательные продукты / цифровые образовательные платформы / профессиональные компетенции / трудовые функции / оценка результатов обучения / оценка сформированности компетенций / teaching and learning technology methodology / professional teaching methodology / technology teacher / subject “Technology” / digital educational content / digital educational products / digital educational platforms / professional competencies / labor functions / assessment of learning outcomes / assessment of competence formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Соловьева

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с формированием готовности бакалавров педагогического образования – будущих учителей технологии к их профессиональной деятельности в эпоху цифровой трансформации экономики. В условиях пристального внимания к роли технологического образования как необходимого условия технологического и инновационного развития экономики страны данная проблема малоизучена и требует дальнейших исследований. В работе представлен опыт преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания по технологии» с применением современных информационных технологий, программных средств, цифровых инструментов для формирования востребованных в настоящее время профессиональных компетенций, отражающих трудовые функции и трудовые действия будущего педагога-предметника по актуализированной рабочей программе. Автором предложены формулировки профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, отражающих трудовые функции будущего учителя предметника – учителя технологии; составляющих компетенций, показатели оценки результатов и их индикаторы. В работе также представлены оценочные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Б. Соловьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHER FOR THE IMPLEMENTATION OF LABOR FUNCTIONS IN THE DIGITAL ERA

The article deals with the actual problem associated with the formation of readiness of bachelors of teacher education – future teachers of technology (workshop) for their professional activities in the era of digital transformation of the economy. With close attention to the role of technological education as a prerequisite for technological and innovative development of the country’s economy, this problem is little studied and requires further research. The paper presents the experience of teaching the discipline “Methods of Teaching and Education in Technology” using modern information technology, software, digital tools to form currently demanded professional competencies, reflecting the labor functions and labor actions of the future teacher-subjects under the updated work program. The author proposes the wording of: professional competencies based on professional standards, reflecting the labor functions of the future subject teacher – teacher of technology; components of competencies, indicators of results assessment and their indicators. The work also presents assessment tools.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В ЭПОХУ «ЦИФРЫ»»

ленного производства. В них просто исчезла необходимость. С наступлением нарциссической культуры профессиональные корпорации учителей и преподавателей, исследователей и полицейских, врачей и социальных работников ведут «арьергардные бои», отстаивая свое право навязывать людям свои нормы поведения. Однако чем дальше, тем больше эти нормы размываются, несмотря на федеральные государственные образовательные стандарты, пропагандистские телепередачи и постоянное совершенствование административного и уголовного кодексов... Нарциссическая культура радикально меняет ситуацию. Мнение эксперта теперь ничем не лучше мнения популярного актера, журналиста или телевизионного ведущего. К тому же нарциссическая культура захватывает и самих ученых: для оценки их «масштаба» применяется индекс Хирша и другая наукометрия» [6, с. 89-90]. Новые стандарты жизни изменяют и самого человека, стремящегося адаптироваться к текучей реальности. Именно это свойство реальности описывали многие философы, утверждавшие вслед за Гераклитом основную закономерность мира - «все течет, все изменяется». Следовательно, идеология образования должна создаваться в каждый исторический период и учитывать его особенности. В противном случае система образования не имеет ясного представления о субъекте образования, о его системе ценностей и мировоззрении.

Особое место в идеологии образования принадлежит личности самого педагога, от профессиональных качеств которого зависит конечный результат образовательного процесса. Трудности, возникающие в субъектно-субъектных отношениях в ходе педагогической деятельности, как правило, связаны с тем, что педагог и ученик ожидают друг от друга определенного типа поведения и, разочаровавшись в своих ожиданиях, часто проявляют агрессию. Полагаем, что причины подобных противоречий кроются гораздо глубже, чем принято считать. Они в метафизических основаниях культуры, которые в силу своей имманентности трудно поддаются рациональной экспликации. Скрупулезно анализируя сам процесс педагогической деятельности, а также его участников, часто упускают из вида ее философские аспекты, которые и составляют основу идеологии образования. Например, философское учение о человеке уже в прошлом веке отказалось от господствующей картины человека как активного познающего субъекта. Пришлось признать, что человек современный - это потребитель в классическом смысле этого слова, ожидающий, что образование - это очередная услуга, которую ему оказывает общество. Без адекватных исходных представлений о человеке невозможно построить правильную педагогическую теорию. Конечно, по отношению к педагогам, к их уровню профессиональной подготовки требования остаются довольно высокими. Так, исследуя тему качества современного образования, известный отечественный педагог пишет, что «учителю необходимо проанализировать его педагогический ресурс: что именно он с помощью имеющихся у него средств можете внести в развитие организованности, компетентности учащихся как общешкольные цели. Вероятно, при этом он должен также обдумать, что он хотел бы внести своего в имеющуюся учебную программу и обосновать необходимость этого» [7, с. 11]. Но такой образ педагога предполагает и соответствующую вторую сторону образовательного процесса - стремящегося к знаниям обучающегося. В случае же когда идеология не соответствует существующей ре-

Библиографический список

альности, как утверждал американский экономист и педагог Питер Друкер, «культура съедает стратегию на завтрак».

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, система образования без ясно сформулированной идеологии образования испытывает трудности методологического характера, так как неопределенными остаются основные метапедагогические категории. Перефразируя известную формулу И. Канта, можно утверждать, что педагогика без идеологии образования слепа, а идеология образования без конкретного педагогического содержания пуста.

Во-вторых, философские основания педагогической деятельности - это не метафизическое дополнение к практической части педагогики, носящее рекомендательный характер, а основной «каркас», на котором и строится вся педагогическая деятельность. Другое дело, что в ежедневной практике философские основания не всегда находятся в центре внимания педагогов. Они выступают своеобразной «заставкой», на фоне которой и разворачивается весь образовательный процесс.

В-третьих, актуальной является задача по определению сущности субъекта педагогической деятельности. Если с педагогами все относительно понятно: их деятельность регламентируется ФГОС и другими законами, то обучающиеся не «стеснены» подобными рамками, и их отношение к образовательному процессу в основном зависит от их общей культуры, сформированной в детские годы. Если сегодня педагог имеет дело с человеком нарциссической культуры, то должны измениться и методы обучения, созданные еще в рамках традиционной (патриархальной) культуры. Главное отличие современной системы образования от классической, на наш взгляд, - это ясное осознание обучающимися своих прав и полное их безразличие к своим учебным обязанностям. Очевидно, что прав без обязанностей не бывает, следовательно, идеология образования должна отражать и правовую сторону педагогической деятельности и освободить, в конце концов, педагогов от толпы совершенно не интересующихся науками бездельников, слоняющихся по учебным аудиториям в поисках приключений.

Теоретическая значимость работы заключается в философской рефлексии проблем современной педагогики. Результаты исследования представляют особый интерес для педагогики, психологии, философии образования, которые в конечном счете решают задачи воспитания личности человека и могут быть использованы в педагогической деятельности и воспитательной работе, что указывает на практическую значимость работы. В целом обсуждаемая тема является междисциплинарной и выступает предметной областью для всех наук, изучающих социально-педагогические, философские и другие аспекты образовательной деятельности.

Следует отметить, что основная цель работы достигнута, философский анализ идеологических принципов образования проведен, поставленные задачи решены.

Дальнейшее исследование сформулированной в данной статье темы может быть связано со сравнительным анализом идеологии образования с основными элементами педагогической науки, такими как история педагогики, дидактика, методология, теоретическая и практическая педагогика.

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995.

2. Мах Э. Познание и заблуждение. Москва: Бином, 2003.

3. Иванов А.В., Фотиева И.В. Современное университетское образование: административно-бюрократический произвол и его последствия. Идеи и идеалы. 2020; № 4: 113 - 128.

4. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. Москва: Главная редакция восточной литературы, 1988.

5. Дугин А.Г Археомодерн. Москва: Арктогея, 2011.

6. Ореховский П.А., Разумов В.И. Наступление нарциссической культуры: последствия для образования, науки и политики. Идеи и идеалы. 2021, № 3: 84 - 102.

7. Сериков В.В. Управление качеством образования. Творческая педагогика. 2010, № 4: 5 - 22.

References

1. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva: Shkola-Press, 1995.

2. Mah 'E. Poznanie izabluzhdenie. Moskva: Binom, 2003.

3. Ivanov A.V., Fotieva I.V. Sovremennoe universitetskoe obrazovanie: administrativno-byurokraticheskij proizvol i ego posledstviya. Ideiiidealy. 2020; № 4: 113 - 128.

4. Scherbatskoj F.I. Izbrannye trudy po buddizmu. Moskva: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1988.

5. Dugin A.G. Arheomodern. Moskva: Arktogeya, 2011.

6. Orehovskij P.A., Razumov V.I. Nastuplenie narcissicheskoj kul'tury: posledstviya dlya obrazovaniya, nauki i politiki. Ideiiidealy. 2021, № 3: 84 - 102.

7. Serikov V.V. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. Tvorcheskaya pedagogika. 2010, № 4: 5 - 22.

Статья поступила в редакцию 08.12.21

УДК 378

Solovyova I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia),

E-mail: soliribor@yandex.ru

PREPARATION OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHER FOR THE IMPLEMENTATION OF LABOR FUNCTIONS IN THE DIGITAL ERA. The article deals with the actual problem associated with the formation of readiness of bachelors of teacher education - future teachers of technology (workshop) for their professional activities in the era of digital transformation of the economy. With close attention to the role of technological education as a prerequisite for technological and innovative development of the country's economy, this problem is little studied and requires further research. The paper presents the experience of teaching the discipline "Methods of Teaching and Education in Technology" using modern information technology, software, digital tools to form currently demanded professional competen-

cies, reflecting the labor functions and labor actions of the future teacher-subjects under the updated work program. The author proposes the wording of: professional competencies based on professional standards, reflecting the labor functions of the future subject teacher - teacher of technology; components of competencies, indicators of results assessment and their indicators. The work also presents assessment tools.

Key words: teaching and learning technology methodology, professional teaching methodology, technology teacher, subject "Technology", digital educational content, digital educational products, digital educational platforms, professional competencies, labor functions, assessment of learning outcomes, assessment of competence formation.

И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: soliribor@yandex.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В ЭПОХУ «ЦИФРЫ»

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с формированием готовности бакалавров педагогического образования - будущих учителей технологии к их профессиональной деятельности в эпоху цифровой трансформации экономики. В условиях пристального внимания к роли технологического образования как необходимого условия технологического и инновационного развития экономики страны данная проблема малоизучена и требует дальнейших исследований. В работе представлен опыт преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания по технологии» с применением современных информационных технологий, программных средств, цифровых инструментов для формирования востребованных в настоящее время профессиональных компетенций, отражающих трудовые функции и трудовые действия будущего педагога-предметника по актуализированной рабочей программе. Автором предложены формулировки профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, отражающих трудовые функции будущего учителя предметника - учителя технологии; составляющих компетенций, показатели оценки результатов и их индикаторы. В работе также представлены оценочные средства.

Ключевые слова: методика обучения и воспитания по технологии, методика профессионального обучения, учитель технологии, предмет «Технология», цифровой образовательный контент, цифровые образовательные продукты, цифровые образовательные платформы, профессиональные компетенции, трудовые функции, оценка результатов обучения, оценка сформированности компетенций.

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что наша страна находится на пути становления цифрового общества, и это требует подготовки нового поколения специалистов, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность в цифровом пространстве инновационной экономики. Подготовка кадрового потенциала должна начинаться с общеобразовательной школы, с предметной области «Технология». Важность изучения технологии, формирования технологической грамотности, технологической культуры - культуры преобразующей деятельности - нашло отражение в концепции технологического образования, где предметная область «Технология» представляется важнейшим элементом, организующим ядром для овладения компетенциями, в том числе метапредметными в мире технологий (материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных), овладения навыками XXI века [1]. Новый взгляд на технологическое образование нашел отражение в ФГОС основного общего образования, который предусматривает (путем включения в программу технологии модулей) достижение результатов по формированию «представлений о современном уровне развития технологий и понимание трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ... приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации» [2, с. 120-121], «умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания» [2, с. 121]. Таким образом, основной целью и задачами обновленной в содержательном плане предметной области «Технология» является формирование качеств личности и глобальных компетенций, необходимых «для человека цифрового социума» [3, с. 5].

Профессиональная деятельность учителя предмета «Технология» и педагога дополнительного (технологического) образования требует от выпускника вуза подготовки к осуществлению трудовых функций, обладания актуальными предметными компетенциями. Поэтому приобретение знаний и навыков в сфере информационных и «сквозных» технологий бакалаврами педагогического образования профилей «Технология» и «Дополнительное образование (технологическое)» является основополагающим в его будущей успешной профессиональной деятельности.

В связи с этим целью исследования является разработка методики формирования готовности будущего учителя предмета «Технология» к осуществлению своих трудовых функций в современных условиях цифровизации экономики страны и реализация разработанной методики в практической деятельности.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие - сформулировать профессиональные компетенции, отражающие в себе трудовые функций учителя предмета «Технология», с учетом их востребованности при реализации смешанного обучения и необходимой технологической подготовки обучающихся для цифровой экономики; разработать содержание дисциплины «Методика обучения и воспитания по технологии» в свете цифровой трансформации образования; разработать диагностический инструментарий оценки сфор-мированности профессиональных компетенций; провести апробацию разработок в учебном процессе.

Научная новизна исследования заключается в разрешении противоречия между потребностью в подготовке будущих учителей технологии к реализации трудовых функций в современных условиях цифровизации экономики страны и

недостаточной методико-технологической разработанностью способов её достижения.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования другими вузами, ведущими подготовку учителей технологии.

При разработке основных образовательных программ в АГГПУ им. В.М. Шукшина в соответствии с ФГОС ВО 3+ к обозначенным компетенциям был добавлен список профессиональных компетенций с учетом направленности программы подготовки бакалавров на конкретные области знания [4] и в соответствии с ФГОС ВО 3++ «на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников» [5, с. 7].

В соответствии с поставленной целью и задачами была актуализирована рабочая программа дисциплины «Методика обучения и воспитания по технологии» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) профили «Технология» и «Дополнительное образование (технологическое)» для студентов, обучающихся по старому и новому ФГОС ВО, в свете цифровой трансформации образования. Были дополнены (конкретизированы) ранее сформулированные профессиональные компетенции через результаты обучения и показатели оценки результатов с уточнением применяемых современных информационных технологий, программных средств, цифровых инструментов.

ПК-1 - компетенция, связанная с предметом «Технология», звучит следующим образом: «Способен и готов осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ предметной области «Технология». Составляющие компетенции (дескрипторы) дополнены в знаниях информационных технологий, программных средств, цифровых инструментов: «ПК-1.1 - знание методики преподавания предметной области «Технология» (с применением современных информационных технологий, программных средств, цифровых инструментов (Google-документы, тексты, электронные таблицы, презентации; PowerPoint, Miro, интерактивной рабочей тетради Skysmart, Google Hangouts Meet, Zoom, BigBlueButton (BBB), ^О MOODLe; YouTube); нормативных документов, размещенных на официальном сайте Министерства просвещения, Консультант. Знать возможности интернет-ресурсов и программных продуктов для решения профессиональных задач), условий выбора образовательных технологий в соответствии с планируемыми образовательными результатами обучения; характеристик личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в контексте обучения школьному предмету «Технология», курсу и внеурочной деятельности; методов и приемов контроля, оценивания и коррекции результатов обучения; требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; необходимых средств обучения (в том числе цифровых) и их дидактических возможностей».

Как следствие дополнения показателей компетенции индикаторами показателей оценки обозначенного результата, помимо заявленных ранее в рабочей программе:

1. Перечисляет концептуальные положения и требования к организации образовательного процесса в предметной области «Технология», определяемые ФГОС основного общего образования и другими нормативными документами, размещенными на официальном сайте Министерства Просвещения, Консультант, YouTube.

3. Рассказывает про формы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, методические закономерности их выбора, особенностях частных методик обучения технологиям обработки различных материалов. Рассказывает о возможностях интернет-ресурсов, программных продуктов, цифровых инструментов для решения профессиональных задач (Google-до-кументы, тексты, электронные таблицы, презентации; PowerPoint, Miro, интерактивная рабочая тетрадь Skysmart, Google Hangouts Meet, Zoom, BigBlueButton (BBB), СДО MOODLe; YouTube, официальные сайты ведомств).

7. Дает определения понятий средств обучения (в том числе цифровых) и их дидактических возможностей.

В результате обучения, связанном с формированием умений, дополнением стало уточнение цифровых продуктов: «уметь разрабатывать методическое обеспечение и дидактические средства обучения по предмету, курсу и внеурочной деятельности (применяя такие программные продукты, как Google-документы, тексты, электронные таблицы, презентации; PowerPoint, СДО MOODLe);...». И, соответственно, в показателях оценки результатов «применяет такие программные продукты, как Google-документы, тексты, электронные таблицы, презентации; PowerPoint, СДО MOODLe».

В части результатов обучения, связанных с «владеть», в показателях оценки результатов были дополнены фразами:

- осуществляет поиск информации посредством электронных ресурсов (YouTube), официальных сайтов различных ведомств (Министерства просвещения и др.);

- осуществляет обмен информацией с применением Google-доку-ментов, текстов, электронных таблиц, Miro, Google Hangouts Meet, Zoom, BigBlueButton (BBB), СДО MOODLe;

- осуществляет визуализацию данных с презентацией (Google-презен-тации, PowerPoint).

Для достижения обозначенных результатов обучения, связанных с ПК-1, в лекционный блок введена тема «Информация в системе образования (официальные сайты Министерства Просвещения, Консультант, YouTube)». В теме «Концептуальные положения теории технологической подготовки в школе» предполагается рассмотрение причин необходимости актуализации предметной области «Технология» в эпоху цифровизации и, как следствие, утвержденных нормативных документов, размещенных на официальных сайтах. Были добавлены следующие вопросы:

- цели и задачи формирования у молодежи технологической культуры в эпоху индустриализации 4.0 и цифровой экономики. Этапы цифровой зрелости государства;

- новая концепция преподавания предметной области «Технология» и основополагающие для неё документы, размещенные на официальном сайте Министерства просвещения;

- виды технологий, обозначенные в Национальной технологической инициативе (НТИ) и в Концепции технологического образования (цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами).

В следующей теме рассматриваются новые учебники по технологии, утвержденные в федеральном перечне учебников, в которых предусматривается изучение 3Д-моделирования и прототипирования, промышленного дизайна, компьютерного черчения, технологий цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивных технологий, нано-технологий, робототехники и системы автоматического управления, технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительства, транспорта, агро- и биотехнологий, обработки пищевых продуктов, технологий умного дома и интернета вещей, СМИ, рекламы, маркетинга).

В тему о характеристике профессионально-педагогической деятельности и требованиях к личности учителя технологии добавлена информация о нормах поведения педагогов в Интернете. Также были актуализированы темы, связанные с новыми формами обучения (это «Проведение уроков в онлайн-форма-те с использованием Google Hangouts Meet, Zoom, BigBlueButton (BBB), СДО MOODLe»); электронными дидактическими средствами обучения PowerPoint, Google-презентации, а также интерактивной рабочей тетрадью Skysmart.

Одним из условий успешной реализации трудовых функций будущим учителем технологии является его готовность к руководству проектной деятельностью обучающихся, которая обеспечивается, прежде всего, усвоением специальных знаний и наличием собственного опыта по проектированию изделий различного назначения [6]. В том числе цифровых продуктов. Для организации работы над коллективными и индивидуальными проектами рассматриваются такие цифровые продукты, как Google-продукты (презентации, тексты, электронные таблицы) и интерактивная доска Miro для создания планов-графиков выполнения этапов работ с указанием сроков и ответственных. Такая организация занятий с большой вовлеченностью студентов в совместную поисково-исследовательскую деятельность по решению актуальных профессиональных задач позволяет подготовить будущего учителя с необходимым набором компетенций.

Для формирования умений и владений по ПК-1 на лабораторных занятиях предусматриваются работы с официальными сайтами (Например: Изучить федеральный перечень учебников по технологии, адаптированных в соответствии с новыми целями и задачами предметной области «Технология» в эпоху цифровизации экономики РФ, размещенном на официальном сайте Министерства просвещения), работа в командах с использованием Google-табли-цы (Например: Сравнить УМК, утвержденные в ФПУ. Сравнительный анализ представить в Google-таблице). В рамках «Project-based education» - «Работа в командах по проектированию образовательного контента по одному из разделов выбранного УМК по технологии для нового поколения обучающихся (поколения Z) на платформе MOODLe c обязательным планированием использования электронной рабочей тетради Skysmart» и далее обязательная апробация контента - «Проведение занятий в соответствии с технологическими картами и с применением разработанных дидактических средств на платформе MOODLe».

В рамках самостоятельной работы студентам предлагается прослушать ряд видеолекций Иннополиса (таких, например, как «Цифровая экономика», «VUCA-мир и цифровая экономика», «Предпосылки цифровизации системы образования», «Интерактивная доска Miro» и др.), размещенных на YouTube, для дальнейшего обсуждения на аудиторных занятиях, написания комментария в YouTube и в MOODLe в разделе «Форум». Для работы в MOODLe рекомендуется электронный учебник для начинающих; для работы в Zoom - электронная инструкция.

Для выполнения курсовых работ предлагаются темы по организации учебного процесса по технологии и в учреждениях дополнительного образования детей с использованием такого программного продукта, как Canva, позволяющего выполнять различные графические элементы; интерактивной доски Miro; интерактивной рабочей тетради Skysmart; средства виртуальной (дополненной) реальности и различные другие цифровые продукты, в первую очередь российской разработки.

Также в рамках самостоятельной работы рекомендовано участие в актуальных вебинарах (например, на «Учитель. Club»), позволяющих «держать руку на пульсе» и быть в курсе возможностей применения информационных технологий, мессенджеров, социальных сетей и современных цифровых продуктов в педагогической деятельности.

В список рекомендуемой основной и дополнительной литературы в описываемой рабочей программе дисциплины были добавлены учебное, учебно-методическое пособие и практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности для педагогического образования, размещенные в электронной библиотечной системе IPR BOOKS. Но печатные и оцифрованные издания в любом случае будут запаздывать с актуальной информацией, поэтому в «базу данных информационно-справочных и поисковых систем», помимо уже используемых и добавленной научно-образовательной платформы «Открытое педагогическое образование», предлагается включить платформу Skysmart, открытые онлайн-уроки «Проектория», «Учитель Club» и др.

Для оценки уровня сформированности знаниевого компонента профессиональных компетенций, конкретизированных с позиции применения современных информационных технологий, программных средств по внесенным в программу лекционным темам, к уже имеющимся электронным тестам курса на платформе MOODLe был добавлен ряд заданий, а также дополнен список вопросов к экзамену. Например, к тестовым вопросам добавлены следующие:

1. Характерные черты VUCA-мира - ...

1) изменчивость, неожиданность, сложность, неоднозначность;

2) изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность;

3) изменчивость, неопределенность, смелость, неоднозначность;

4) изменчивость, неопределенность, сложность, убыточность.

2. Что является рынком НТИ?

1) кибернет;

2)технет;

3) нейронет;

4) энерджинет.

3. К сквозным технологиям относятся..

1) технологии проводной связи;

2) большие данные;

3) нейротехнологии;

4) виртуальная реальность.

4. Принципы гуманизма, соблюдение которых необходимо при внедрении цифровых технологий:

1) нравственное развитие личности; соблюдение правовых и моральных норм общества; бережное отношение к общественным ценностям;

2) гарантии основных прав человека; поддержка слабых; возможность формирования социальных и нравственных качеств личности, позволяющих самореализовываться, используя общественные ценности;

3) ценность жизни; нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства; правовые свободы;

4) личность - главная ценность в обществе; бережное отношение к окружающей среде; обеспечение свободы слова в обществе.

5. Этап цифровой зрелости России:

1) дистанционное государство;

2) открытое государство;

3) цифровое государство;

4) электронное государство.

6. Виды технологий, обозначенные в Национальной технологической инициативе:

1) природоподобные технологии;

2) социальные технологии;

3)технологии здоровьесбережения;

4) интеллектуальные производственные технологии;

5) цифровые технологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) современные технологии сферы услуг

7. Новые направления в программах по технологии в эпоху цифровизации экономики РФ:

1) 3D-моделирование, прототипирование;

2) робототехника и системы автоматического управления;

3) строительство;

4) транспорт;

5) агро- и биотехнологии.

Экзаменационные вопросы дополнены следующими вопросами:

1. Цифровые инструменты в педагогической деятельности учителя технологии.

2. Возможности цифровых инструментов.

3. Проведение онлайн-уроков по технологии при помощи Zoom, Google Hangouts Meet, BigBlueButton (BBB).

4. Возможности и функции программного продукта Miro.

5. Возможности и функции Google-документов, текстов, электронных таблиц, презентаций.

6. Возможности и функции СДО MOODLe.

7. Возможности и функции Power Point.

8. Возможности и функции интерактивной рабочей тетради Skysmart и т.д.

Разработанный и апробированный будущими учителями технологии и

дополнительного (технологического) образования цифровой образовательный контент на платформе MOODLe с использованием разнообразных цифровых инструментов - это та практико-ориентированная составляющая, которая позволит оценить компетенции в частях «уметь» и «владеть». Оценка «отлично» выставляется в случае, если «при разработке образовательного контента использованы разнообразные цифровые продукты. Раздел программы по технологии представлен в полном объеме. Студент уверенно владеет информацией». Критерием оценки «хорошо» является следующее: «При разработке образовательного контента использованы цифровые продукты. Раздел программы по технологии представлен в полном объеме. Студент демонстрирует значительное понимание проблемы». Оценка «удовлетворительно» ставится, если «при разработке образовательного контента использовано небольшое количество цифровых продук-

Библиографический список

тов. Раздел программы по технологии представлен частично». И оценка «неудовлетворительно» - в случае «отсутствия работы».

Актуализированная рабочая программа дисциплины «Методика обучения и воспитания по технологии» была представлена на защиту перед экспертами Университета Иннополис, получила высокую оценку и была рекомендована к внедрению в учебный процесс подготовки будущих учителей технологии в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Разработанные студентами электронные образовательные ресурсы - их профессиональный инструмент для работы в современной цифровой школе. Эти ресурсы они апробируют при прохождении производственной педагогической практики, при введении демонстрационного экзамена (который предлагается ввести как целесообразное завершение этой практики на последнем курсе вместо дифференцированного зачета) после корректировки (в случае такой необходимости) могут быть представлены к защите. Цифровой контент - гибкий ресурс, который может постоянно пополняться и совершенствоваться. Помимо этого, введение командного формата работы позволило студентам освоить принципы выполнения коллективной работы, основы деловой этики.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. На современном этапе цифровизации экономики страны необходима целенаправленная подготовка кадров, способных к реализации своих трудовых функций. В первую очередь это будущие педагоги. Одним из условий успешности этого процесса является изменение методики представления материала с уклоном на практическое применение современных информационных технологий, программных средств, цифровых инструментов. В связи с эти был решен ряд поставленных задач, и цель исследования достигнута. Представленная формулировка профессиональных компетенций, содержание дисциплины, типовой оценочный материал могут быть использованы и при переходе к подготовке будущих учителей на основе единого подхода к структуре и содержанию - ядра педагогического образования, в разработке которого было принято активное участие (в части разработки предметно-методического модуля по профилю) в составе рабочей группы. Данная работа не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Это лишь один из вариантов её решения. Мы ни в коем случае не ставим точку в этой работе. Ничто так не постоянно в нашей жизни, как «изменения». Появление новых цифровых продуктов, интенсивное освоение уже существующих, помимо названных, позволит сделать процесс подготовки будущего учителя технологии и дополнительного (технологического) образования, адаптированного к новым условиям неопределенности, намного эффективнее. Поэтому в дальнейшем перспективным представляется исследование проблемы на материале других учебных дисциплин, выявление общих (универсальных) формулировок профессиональных компетенций инвариантных и вариативных профессионально-методических модулей, отражающих предметную область, и индикаторов готовности будущего учителя технологии к выполнению трудовых функций в эпоху цифровизации образования и экономики в целом.

1. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Банк документов официального сайта Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d 9563f114aea8106c9a2aa/

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. Официальный интернет-портал правовой информации. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000l202107050027

3. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Технология». Сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Available at: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г N 91. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г N 125 (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf

6. Панчук Т.А., Соловьева И.Б. Формирование готовности будущего учителя технологии к проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 1: 108 - 110.

References

1. Koncepciya prepodavaniya predmetnojoblasti «Tehnologiya» vobrazovatel'nyh organizaciyah RossijskojFederacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nyeprogrammy. Bank dokumentov oficial'nogo sajta Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

3. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya predmeta «Tehnologiya». Sajt FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO». Available at: https:// edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09 fevralya 2016 g. N 91. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. N 125 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Redakciya s izmeneniyami N 1456 ot 26.11.2020. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf

6. Panchuk T.A., Solov'eva I.B. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya tehnologii k proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 1: 108 - 110.

Статья поступила в редакцию 06.01.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.