Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация современного общества / профессиональная подготовка / студенты / высшее образование / профессионально важные и социально значимые качества будущих специалистов / образовательный процесс вузов / риски образовательной профессионализации / modernization of modern society / professional training / students / higher education / professionally important and socially significant qualities of future specialists / educational process of universities / risks of educational professionalism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье представлен теоретический анализ и обобщение передового опыта, связанного с профессиональной подготовкой студентов в аспекте преобразований современного общества. Представлены основные вызовы современности. Определена необходимость обновления содержания профессиональной подготовки студентов с учетом опережающего характера образования, трансформации представлений о профессионализме выпускников вузов и обновленных результатах обучения профессии. Выделены обновленные контексты организации профессиональной подготовки студентов с позиции полипарадигмальности преобразований современного общества (укрепление и сохранение базовых основ традиционной русской культуры и духовности; нацеленность на непрерывное образование, профессиональный рост и развитие профессионально-личностных качеств студентов; осмысление своей полезности для постиндустриального общества и выбранной сферы труда; развитие обновленных учебных умений молодых людей, связанных с самоорганизацией, самоконтролем, самореализацией, самоутверждением, самосозиданием, самоформированием; видоизменение взаимодействия преподавателей и студентов от субординации к диалогу). Обозначены направления и пути повышения престижа профессиональной подготовки студентов с учетом минимизации возникающих рисков в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis and generalization of best practices related to the professional training of students in the aspect of transformings modern society. The main challenges of our time are presented. The need to update the content of professional training of students was determined, taking into account the advanced nature of education, the transformation of ideas about the professionalism of university graduates and the updated results of vocational training. Updated contexts of the organization of professional training of students were highlighted from the standpoint of the polyparadigmality of transformings modern society (strengthening and preserving the basic foundations of traditional Russian culture and spirituality; focus on continuing education, professional growth and the development of professional and personal qualities of students; understanding its usefulness for post-industrial society and the chosen sphere of work; the development of updated educational skills of young people related to self-organization, self-control, self-realization, self-approval, self-vision, self-formation; modifying the interaction of teachers and students from subordination to dialogue). Directions and ways to increase the prestige of professional training of students are outlined, taking into account the minimization of emerging risks in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

В этой связи необходимо, при проектировании магистерских программ, программ повышения квалификации педагогических кадров, вносить в содержание данной подготовки информацию о сущности сократической беседы, её исторических корней возникновения, методики организации на занятиях, целесообразность применения. При этом в рамках изучения учебных дисциплин педагогика, педагогика высшей школы, современные педагогические технологии и др. в рамках лекционного материала формировать знания о сущности сократической беседы, а на семинарских занятиях отрабатывать навыки её проведения, используя групповую работу.

Выводы. Подводя итог, отметим, применение технологии сократических семинаров способствует развитию у обучающихся критического мышления, креативности, критического чтения и рефлексии, упражняют устную речь и умение слушать, кроме всего формируется умение работать в команде.

Но не стоит забывать, что исторически сократический метод нес в себе не только гносеологические, но и воспитательные цели. Метод Сократа имеет этическую и природу и воспитывает душу, поэтому необходимо, чтобы участники были правдивыми и честно верили в то, что они говорят.

Литература:

1. Бурдин, М.В. Психологическое консультирование и психотерапия: технология сократического диалога / М.В. Бурдин, Е.С. Игнатова. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2019.-88 с.

2. Вяткина, А.Г. Сократический метод в контексте проблемы образования / А.Г. Вяткина // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. - 2019,- №19. - С. 17-23

3. Губайдуллина, М.С. Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров / М.С. Губайдуллина, О.П. Черных // Манускрипт. - 2018. - №10 (96). - С. 77-81

4. Гусева, Е.В. Метод сократического диалога и его роль в преподавании дисциплин гуманитарного цикла / Е.В. Гусева // Социальные отношения. - 2019. - №1 (28). - С. 20-29

5. Игропуло, И.Ф. Проектирование магистерской программы по направлению "педагогическое образование" в контексте методологии TUNING [опыт Северо-Кавказского федерального университета) / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд [и др.] // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). - С. 26-28

6. Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Т.П. Айсувакова, Н.Н. Биктина, [и др.] / Том 29. - Воронеж, 2010.-237 с.

7. Новая философская энциклопедия. Том 1: А-Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч,-ред. совет.: B.C. Степин [и др.]. - Москва: Мысль, 2000. - 721 с.

8. Оксененко, А.К. Сократический метод: обучение через обсуждение проблем / А.К. Оксененко // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер - 2020): сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. - Москва: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. - №1. - С. 70-73

9. Платон. Апология Сократа: Критон; Протагор / Платон; [пер. с древнегреч. М. Соловьева, В. Соловьева]. - Москва: ЭКСМО, 2015.- 127 с.

10. Полышин, Д.А. Сократический диалог в современной педагогической практике / Д.А. Полышин // Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической конференции. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - С. 249-251

11. Сорокопуд, Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. - 2012. - № 6. - С. 284-287

11. Суханова, Н.П. Сократический метод как прообраз эвристического обучения / Н.П. Суханова // IX Садыковские чтения «Философия и творчество в информационном обществе». - Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. -№1. - С. 65-70

12.Filimonyuk, Г.А. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / Г.А. Filimonyuk, Г.У. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] II Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Педагогика

УДК 37.047

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ и обобщение передового опыта, связанного с профессиональной подготовкой студентов в аспекте преобразований современного общества. Представлены основные вызовы современности. Определена необходимость обновления содержания профессиональной подготовки студентов с учетом опережающего характера образования, трансформации представлений о профессионализме выпускников вузов и обновленных результатах обучения профессии. Выделены обновленные контексты организации профессиональной подготовки студентов с позиции полипарадигмальности преобразований современного общества (укрепление и сохранение базовых основ традиционной русской культуры и духовности; нацеленность на непрерывное образование, профессиональный рост и развитие профессионально-личностных качеств студентов; осмысление своей полезности для постиндустриального общества и выбранной сферы труда; развитие обновленных учебных умений молодых людей, связанных с самоорганизацией, самоконтролем, самореализацией, самоутверждением, самосозиданием, самоформированием; видоизменение взаимодействия преподавателей и студентов от субординации к диалогу). Обозначены направления и пути повышения престижа профессиональной подготовки студентов с учетом минимизации возникающих рисков в сфере высшего образования.

Ключевые слова: модернизация современного общества, профессиональная подготовка, студенты, высшее образование, профессионально важные и социально значимые качества будущих специалистов, образовательный процесс вузов, риски образовательной профессионализации.

Annotation. The article presents a theoretical analysis and generalization of best practices related to the professional training of students in the aspect of transformings modern society. The main challenges of our time are presented. The need to update the

content of professional training of students was determined, taking into account the advanced nature of education, the transformation of ideas about the professionalism of university graduates and the updated results of vocational training. Updated contexts of the organization of professional training of students were highlighted from the standpoint of the polyparadigmality of transformings modern society (strengthening and preserving the basic foundations of traditional Russian culture and spirituality; focus on continuing education, professional growth and the development of professional and personal qualities of students; understanding its usefulness for post-industrial society and the chosen sphere of work; the development of updated educational skills of young people related to self-organization, self-control, self-realization, self-approval, self-vision, self-formation; modifying the interaction of teachers and students from subordination to dialogue). Directions and ways to increase the prestige of professional training of students are outlined, taking into account the minimization of emerging risks in the field of higher education.

Key words: modernization of modern society, professional training, students, higher education, professionally important and socially significant qualities of future specialists, educational process of universities, risks of educational professionalism.

Введение. Социокультурные, геополитические и технологические трансформации современного общества, инновационное развитие экономики, динамичная конъюнктура рынка труда, изменение содержания традиционных квалификаций, профессий и занятости определяют постоянно обновляющиеся образовательные требования и условия осуществления профессиональной подготовки студентов вузов с позиции существенных изменений ее целевых ориентиров, роли и задач модернизации системы образования Российской Федерации.

Постиндустриальному социуму в условиях стремительных перемен (глобализация; информатизация всех сфер жизнедеятельности; изменение характера труда с акцентом на его интеллектуализацию) необходимы молодые специалисты из системы высшего образования, нацеленные на постоянное самообразование и самосовершенствование, освоение новых профессиональных компетенций, «навыков будущего» в аспекте преобразований и изменяющегося технологического уклада общества знаний. То есть востребованы выпускники образовательных организаций высшего образования, профессионально компетентные, конкурентоспособные, высокомобильные, инновационные, инициативные, ответственные, эмпатийные, организованные, оптимистичные, командно-нацеленные, коммуникабельные, гармонично сочетающие профессионально важные и социально значимые специально-деловые, личностные и нравственные качества.

Обозначенные преобразования современного общества, связанные изменением структуры экономики и занятости, характера труда и зависимого от уровня развития средств производства, а также социокультуры социума требуют повышения и побуждают по-иному рассмотреть проблему профессиональной подготовки студентов с учетом опережающего характера образования, трансформации представлений о профессионализме выпускников вузов и обновленных результатах обучения профессии, расширения и варьирования сфер творческого самоосуществления молодых людей.

Изложение основного материала статьи. Социокультурные, экономические, политические, демографические и технологические преобразования современного общества принципиально изменяют роль профессиональной подготовки студентов вузов, формирования их профессиональной компетентности и транспрофессионализма, профессиональной мобильности и активной профессионально-личностной позиции в реализации накопленных в вузах фундаментальных и междисциплинарных знаний, умений и навыков, развития способности работать в условиях инновационности современной социально-профессиональной практики. Обновление содержания профессиональной подготовки студентов современных вузов необходимо для прогрессивного развития всех сфер общественной жизни, роста национальной конкурентоспособности и процветания российского общества.

В постиндустриальном социуме интеллект и образованность выпускников вузов выступают фундаментальной основой успешного освоения профессии, относятся к разряду национальных богатств, а степень профессионально-личностного становления, обширность и гибкость профессиональной подготовки, инновационность мышления, устремленность к командотворчеству, склонность к инициативе и креативному неординарному решению сложных комплексных задач, коммуникационная компетентность, мотивированность на непрерывное самообразование и саморазвитие, на достижение акме профессиональных и социальных вершин - превращается в значимые факторы прогрессивного развития общества в ответ на вызовы современности [3; 6].

Важным для исследуемой проблемы выступили научные труды следующих исследователей: Г.И. Пичугиной [7] (рассматривающей инновационные подходы к профессиональной подготовке студентов в условиях преобразования общества с позиции изменения дидактических подходов к организации образовательного процесса, реализации педагогических технологий деятельностного типа, 2016 г.); Н.И. Рыжовой, Н.И. Башмаковой, О.Н. Громовой [8] (отражающих основные тренды аксиологизации профессиональной подготовки студентов, 2016 г.); А.И. Тимонина [10] (определяющего основные направления и стратегии управления многообразием личностных, институциональных и средовых ресурсов в ходе социально-педагогического обеспечения профессионального становления обучающихся с учетом вызовов современности, 2008 г.); В.А. Стародубцева [9] (обосновывающего усиление практико-центрированного обучения в системе высшего образования с учетом использования вариативных профессиональных проб, отражающих функционал будущей трудовой деятельности студентов, 2021 г.); Л.А. Апанасюк, Ю.А. Яблонских, И.П. Шишковской [1] (описывающих современные требования к профессиональной подготовке студентов вузов в контексте модификации содержания опережающего образования в соответствии с вызовами времени и практико-ориентированной направленностью, 2022 г.); Н.В. Кузнецовой, М. Габдиева, И.П. Шишковской [4] (анализирующих специфику и модификационные преобразования в содержании профессиональной подготовки студентов вузов в контексте оптимального использования цифровых технологий и ресурсов для результативной реализации трудовых функций и действий в образовательной и профессиональной сфере, 2022 г.).

Актуализируют вопрос профессиональной подготовки студентов в аспекте преобразований современного общества проблемы несогласованности системы образования и рынка труда в рамках: серьезного дисбаланса между профессиональным и личностным потенциалом молодых людей и требованиями инновационной экономики (А.Ю. Мягков); передачи студентам специализированно-профессиональной совокупности знаний вне подготовки к выходу на рынок труда и фрагментарной практико-ориентированности профессиональной подготовки (О.Л. Ромашова); недостаточной реализации системы содействия трудоустройству студентов, включая развитие института наставничества и реализации программы организации стажировок в контексте сотрудничества университетов с организациями (A.M. Барлуков, Е.Д. Нимаева).

Нами выделены обновленные контексты организации профессиональной подготовки студентов с позиции полипарадигмальности преобразований современного общества:

- укрепление и сохранение базовых основ традиционной русской культуры и духовности, определяющей основные нормативы, установки, профессиональные универсалии специалистов нового времени в ходе такой «системы профессиональной подготовки, при которой приоритетной образовательной целью будет служить формирование

ценностно-смысловой сферы личности студентов - открытой, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма» [8, С. 40];

- нацеленность на непрерывное образование, профессиональный рост и развитие профессионально-личностных качеств молодых людей в контексте осмысленного и заинтересованного отношения к получению образования в высшей школе; формирование устремленности студентов к полноценной реализации своих способностей и возможностей, творческому осуществлению в профессии, успешности построения в перспективе карьеры в выбранной области труда и достижению успеха во всех сферах практики (полифункциональная профессиональная готовность);

- осмысление своей полезности для постиндустриального общества и выбранной сферы труда, ориентир на создание и внедрение инноваций; развитие ответственности за себя, свои поступки, прогнозирование последствий профессиональных действий, творческой реализации профессиональных задач и оперативного принятия решений по отношению к производству, окружающим людям и миру в целом;

- развитие обновленных учебных умений, связанных с самоорганизацией, самоконтролем, самоменеджментом, самореализацией, самопрезентацией, самоутверждением, самосозиданием, самоформированием студентами себя как профессионалов с учетом вовлеченности в процесс обучения в вузах (студентоцентрированность), активизации их позиций и стратегий действий по отношению к происходящим изменениям в современном социуме и производстве;

- «видоизменение взаимодействия преподавателей и студентов от субординации к диалогу; интенсификация всех уровней образовательного процесса на основе автоматизации информационно-методического обеспечения; развитие нового типа мышления студентов, соответствующего потребностям и запросам информационного общества; активизация субъектной позиции студентов в сфере информатизации и информационного общения» [4, С. 202].

В ходе обновленного содержания профессиональной подготовки студентов вузов необходимо отказаться от чрезмерной прагматизации транслируемых когнитивных конструктов и технологических навыков в связи с их быстрым «устареванием и обесцениванием» в условиях прогресса научно-технической революции. При этом у выпускников вузов должно быть сформированно научно обоснованное, целостное, системное, гуманистическое, синергийное, нацеленное на будущее и экологосообразное мировоззрение [5].

В плане изменения содержания профессиональной подготовки студентов в аспекте учета основных сфер преобразований современного общества значимым выступает: «признание ценности личностного разнообразия и различий, а также провозглашения важности равноправия, образования, основанного на соблюдении прав человека, и создания нового образовательного этоса, в котором нет места предрассудкам; разработки различных учебных планов и структур / методов оценки, чтобы каждый студент мог добиваться прогресса в обучении со своей собственной скоростью; создание стимулирующей и заинтересовывающей образовательной среды» [5, С. 53-54]. При этом может использоваться модель четырехмерного образования XXI в.: «1) знания («Что мы знаем и понимаем» - междисциплинарность; классические и инновационные предметы); 2) навыки («Как мы используем наши знания» - креативность, критичность, мышление, коммуникации, сотрудничество); 3) характер («Как мы ведем себя и вовлекаемся в мир» - осознанность, любознательность, жизнестойкость, нравственность, лидерство); 4) метаобучение («Как мы размышляем и адаптируемся» - метапознание, установка на развитие)» [2, С. 26; 11].

Выводы. Таким образом, теоретический анализ и обобщение передового опыта позволили констатировать, что профессиональная подготовка студентов в аспекте преобразований современного общества, протекания модернизационных процессов в российской системе образования определяет направления образовательного процесса на подготовку выпускников образовательных организаций, востребованных инновационным рынком, с развитыми навыками XXI века, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, фундаментальными знаниями, профессионально значимыми и социально востребованными качествами и чертами характера, склонными к креативному решению вариативных профессиональных задач в условиях неопределенности.

Литература:

1. Апанасюк, Л.А. Современные требования к профессиональной подготовке выпускников вузов / Л.А. Апанасюк, Ю. А. Яблонских, П.П. Шишковская // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 12-15

2. Гулецкая, Е.А. Навыки человека XXI века в школьном образовании / Е.А. Гулецкая // Пачатковая школа. - 2020. -№ 4. - С. 23-29

3. Даутова, О.Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии / О.Б. Даутова. - СПб.: «КАРО», 2018. - 172 с.

4. Кузнецова, Н.В. Специфика профессиональной подготовки студентов вузов в условиях информатизации общества / Н.В. Кузнецова, М. Габдиев, П.П. Шишковская // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 202-205

5. Навыки XXI века: модель подготовки современного специалиста: учебно-методическое пособие / Под ред. И.С. Макарьева. - СПб.: ГАПОУ МТКим. адмирала Д.Н. Сенявина, 2021.-240 с.

6. Пак, Л.Г. Теоретические основы социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов / Л.Г. Пак, Е.Г. Каменева, Л.А. Кочемасова, Ю.А. Соколова // Инновации в образовании. - 2021. -№ 11.- С. 24-35

7. Пичугина, Г.А. Инновационные подходы к профессиональной подготовке студентов в условиях преобразования общества / Г.А. Пичугина // Science & Technologies. -2016. - № 8. - С. 60-64

8. Рыжова, Н.И. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей / Н.И. Рыжова, Н.И. Башмакова, О.Н. Громова // Наука и школа. -2016. - № 1.-С. 37-46

9. Стародубцев, В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе / В.А. Стародубцев // Высшее образование в России, - 2021. - № 5. - С. 75-87

10. Тимонин, А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в условиях социокультурной трансформации современного общества / А.И. Тимонин // Казанский педагогический журнал. - 2008. -№ 10. - С. 20-23

11. Фадель, Ч. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха [пер. с англ.] / Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг; Благотвор. Фонд Сбербанка «Взгляд в будущее». -М.: Точка, 2018. -240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.