Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов полевых специальностей средствами и методами физической культуры'

Профессиональная подготовка студентов полевых специальностей средствами и методами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ / ХАРАКТЕР ТРУДА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / PROFESSIONAL TRAINING / FIELD SURVEY / NATURE OF LABOR / PHYSICAL EDUCATION / INSTRUCTIONAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / LABOUR EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Илья Александрович, Руденко Геннадий Викторович

В статье рассматривается подход к профессиональной подготовке студентов полевых специальностей с использованием средств физической культуры на учебных занятиях и практиках. Программа занятий построена на основе факторов, отражающих условия и характер труда специалистов-геологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of students of field specializations by means and methods of physical education

The paper studies an approach to professional training of students of field-work specializations with usage of means of Physical Education during in-class training sessions and instructional trainings. The syllabus is designed basing on factors which reflect specific conditions and nature of geological activities

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов полевых специальностей средствами и методами физической культуры»

И. А. Панченко, Г. В. Руденко

(Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПОЛЕВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается подход к профессиональной подготовке студентов полевых специальностей с использованием средств физической культуры на учебных занятиях и практиках. Программа занятий построена на основе факторов, отражающих условия и характер труда специалистов- геологов

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Реальная оценка сегодняшней ситуации побуждает искать новые подходы к качественному изменению состояния всей системы образования в России. Оно должно отвечать современному развитию экономики и готовить специалистов к инновационной деятельности в различных отраслях.

Профессиональной подготовке будущих специалистов различных отраслей в процессе обучения студентов технических вузов уделяется достаточно внимания. Однако вопросы организации и содержания учебных занятий по курсу физической культуры студентов ряда технических специальностей не разработаны. В связи с этим на кафедрах физического воспитания учебные занятия строят без учета особенностей и условий будущей профессиональной деятельности обучающихся. Нами проведено анкетирование кафедр физического воспитания более 20 технических вузов Санкт-Петербурга (опрошено 138 преподавателей). Лишь в 10 вузах в качестве наиболее важных задач физического вос-

питания преподаватели отмечают необходимость получения студентами специальных прикладных знаний, умений и навыков, необходимых в их будущей трудовой деятельности. В большинстве вузов нет достаточной четкости, обоснованности, целенаправленности в выборе средств физического воспитания. Выбор видов спорта как средства профессиональной подготовки студентов четко определен лишь в 5 из 20 вузов. В остальных в программу занятий включены виды спорта исходя из спортивной специализации преподавателей. Общей тенденцией для вузов является отсутствие специальных учебных планов и программ.

В Санкт-Петербургском государственном горном институте используются виды спорта, которые являются профессионально-прикладными для конкретной профессии или группы профессий. Такими видами для студентов геологоразведочного факультета являются альпинизм, скалолазание, все виды туризма, ориентирование. Данные виды наиболее соответствуют специфике полевых специальностей.

Условия труда в геологической отрасли в последние годы существенно претерпели изменения. Созданы предпосылки к дальнейшему повышению производительности и качества изыскательских работ и измерений. Внедрение лазерной, гироскопической и дальномерной техники значительно повысило эффективность и безопасность полевых работ. Однако полевые профессии остаются одними из самых сложных, напряженных и опасных, а требования, предъявляемые к развитию психических и физических качеств специалистов, все еще остаются весьма высокими.

Условия работы инженера-геолога определяются совокупностью различных факторов: метеорологических, географических, биологических, санитарно-гигиенических, производственных и психологических [5].

Инженерно-геологические работы в полевых партиях и экспедициях, на строительстве промышленных и жилых объектов, мостов, тоннелей, дорог и других сооружений связаны с активным воздействием на работающих метеорологических факторов - температуры воздуха, осадков, грозовых разрядов, селей, наводнений, туманов.

Производство полевых работ в высокогорных районах связано с пониженным барометрическим давлением, вызывающим «горную болезнь». Интенсивная солнечная радиация приводит к ожогам глаз и кожи. Естественные препятствия горного рельефа, лавины и камнепады, бурные горные реки, селевые потоки, ледовые трещины и горные обвалы представляют опасность для здоровья и жизни работающих в горах. Как показывает практика, опасности зависят не только от характера природных условий, но и от незнания этих условий и недостаточного опыта работающих.

Производство полевых работ в пустынях и полупустынях также сопряжено с определенными трудностями - это отсутствие дорог, высокая температура почвы, малое количество ориентиров, отсутствие осадков, интенсивная испаряемость. Не менее трудны и опасны полевые работы в тайге. Отсутствие троп и дорог, непроходимые провальные болота, вечная мерзлота, мари создают для геологов большие сложности.

Особую трудность представляют изыскательские работы в горной тайге, где приходится передвигаться исключительно звериными тропами. Для безопасной и успешной работы в тайге инженер-геолог должен быть физически развит, уметь преодолевать лесные завалы, лазать по деревьям, ходить по болотам, уметь ориентироваться на местности, вьючить лошадей, организовывать бивуак.

Утомительны и опасны геологические работы в тундре, где безопасность работ во многом зависит от умения преодолевать естественные препятствия, от закаленности организма. Преодоление водных преград требует от геолога развития прикладных навыков, необходимых для постройки и управления маломерными (на 4-6 чел.) плавсредствами, организации и наведения переправ (1).

Сложные условия труда геолога накладывают на его организм значительные нагрузки. Это подтверждают результаты проведенного анкетного опроса специалистов-геологов, студен-тов-практикантов и профессорско-преподавательского состава специальных кафедр Горного института на предмет утомляемости в процессе работ (табл.1). Как видим, специалисты геологического профиля отметили наибольшую

утомляемость мышц ног и спины, зрительного анализатора и общее утомление. Утомление слухового анализатора отмечается у специалистов, работающих в карьерах и в шахтных забоях, при повышенном уровне шума. Утомление нервной системы в конце полевого сезона происходит в связи с длительным пребыванием геологов в условиях производственного дискомфорта и производством работ, связанных с риском, опасностью и большой ответственностью за жизнь и здоровье людей. Резкое утомление важнейших функциональных систем человека в результате длительного воздействия на организм неблагоприятных факторов производства и внешней среды ведут к профессиональным заболеваниям и производственному травматизму. Исследования уровня развития профессионально важных качеств геологов показали, что существующая система организации физического воспитания будущих специалистов геологического профиля с использованием только профилированных видов спорта не отвечает все возрастающим требованиям современного производства и не ведет к снижению усталостных характеристик важнейших функциональных систем организма.

Сформулированные в результате опросов требования к развитию профессионально важных качеств инженеров геологического профиля позволили поставить задачи профессиональной подготовки:

1) воспитание общей, силовой и специальной выносливости, взрывной и быстрой силы, быстроты реакции, общей ловкости, координации, точности дозированных движений;

2) повышение неспецифической устойчивости и выносливости к дискомфортным условиям внешней среды, высоким и низким температурам, резким перепадам температур, воздействию излучений и другим неблагоприятным метеорологическим и производственным факторам;

3) развитие наблюдательности, функций внимания (объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость), оперативной и долговременной памяти, глазомера, оперативного мышления;

4) воспитание волевых качеств (смелость, решительность, самообладание);

5) обучение прикладным знаниям, умениям и навыкам.

Занятия по физической культуре для студентов геологического факультета разделены на два раздела:

- общая физическая подготовка (ОФП);

- профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Таблица 1

Показатели утомляемости специалистов-геологов (в %)

Наступление утомления

Показатели в конце в том числе в конце в том числе в конце в том числе

рабочего сильное рабочей сильное полевого сильное

дня утомление недели утомление сезона утомление

Зрительный анализатор 83,1 27,2 85,7 28,5 88,3 34,4

Слуховой анализатор 12,3 3,3 13,5 4,6 14,3 5,2

Мышцы спины 77,9 21,4 81,2 34,0 82,5 25,3

Мышцы ног 37,7 11,1 39,0 11,7 40,9 13,0

Мышцы рук 86,3 27,3 87,7 29,9 90,9 30,5

Нервная система 26,0 11,0 42,9 14,9 83,8 34,4

Общее утомление 77,2 11,0 83,1 16,2 86,4 24,0

Занятия по первому разделу проводятся на основе избранных видов спорта, культивируемых в институте - волейбол, баскетбол, футбол, плавание, виды единоборств и другие. В данном разделе исключаются виды прикладной направленности для геологических специальностей (альпинизм, скалолазание, виды туризма, ориентирование). Сдаются контрольные нормативы по общефизической подготовке.

По второму разделу занятия проводятся по программе, разработанной с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов-геологов. При этом упомянутые выше прикладные виды включены в раздел как обязательные.

Зачетные требования второго раздела включают:

- выполнение физкультурно-контрольных нормативов на специальных полосах препятствий;

- зачет по теоретическому разделу;

- выполнение зачетных упражнений профессионально-прикладного характера.

Такой вариант организации занятий для студентов геологического факультета предусматривает получение комплекса знаний, умений и навыков прикладного характера, связанных с длительным пребыванием человека в диском-

фортных условиях, овладение необходимыми приемами и способами безопасного выполнения профессиональных действий.

Анализ результатов работы показал, что объема занятий по курсу «Физическая культура» недостаточно для формирования профессионально важных качеств, умений и навыков выпускников геологических специальностей.

Многолетний опыт профессиональной подготовки студентов полевых специальностей позволяет сделать вывод о том, что данное направление должно быть обоснованно наполнено и правильно организовано, отражая особенности деятельности по максимуму факторов и параметров, в числе которых: условия и характер труда; режим труда и отдыха; особенности динамики работоспособности специалиста в процессе трудовой деятельности; специфика профессионального утомления и заболеваемости.

Организованная соответственно этим факторам профессионально-прикладная подготовка студентов предполагает формирование наряду с физическими способностями и качествами ряда психофизиологических свойств организма и личности студента, способствующих эффективности его работы по специальности.

Литература

1. Горелов А. А. Безопасность человека в природных условиях. -СПб: СПбГАК, 2004. - 141 с.

2. Евсеев Ю. И. Педагогическое проектирование профессионально ориентированного физического воспитания студентов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №1. -С.47-50.

3. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 1983. - 250 с.

4. Матвеев Л. П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7.

5. Минаев Г. А. Охрана труда на топографических работах. - М.: Недра, 1983. - С.115-117.

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 1997. - №6. - С.35-44.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М., 2005. - 336 с.

8. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетент-ностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов.- М. ; Уфа, 2005. - С.10-20.

9. Ильинич В. И. Факторы, определяющие содержание ППФП студентов, обучающихся на ветеринарном и зооинженерном факультетах // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №9.

10. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

11. Курамшин Ю. Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе : учеб.-методич. пособие.

- СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2006. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.