Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к работе с подростками "группы риска"'

Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к работе с подростками "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / RISK GROUP / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / TRAINING FOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна

В статье раскрывается сущность работы с детьми «группы риска». Особое внимание уделено подготовке студентов педагогических вузов, как будущих педагогов, к работе с детьми данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students of pedagogical universities to work with teenagers "groups of risk"

The article reveals the essence of working with children of "risk group". Special attention is paid to preparing students pedagogicheskih universities as future teachers to work with children in this category.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к работе с подростками "группы риска"»

5. Кочетов, А.И. Формирование творческих качеств будущего учителя / А.И. Кочетов. - Рязань, 1978. - 215 с.

УДК 378

Л.И. Пономарева, г. Шадринск

Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к работе с подростками «группы риска»

В статье раскрывается сущность работы с детьми «группы риска». Особое внимание уделено подготовке студентов педагогических вузов, как будущих педагогов, к работе с детьми данной категории.

Группа риска, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка студентов.

L. I. Ponomarevü, Shadrinsk

Training of students of pedagogical universities to work with teenagers "groups of risk"

The article reveals the essence of working with children of "risk group". Special attention is paid to preparing students pedagogicheskih universities as future teachers to work with children in this category.

Keywords: risk group, psychological-pedagogical support, training for students.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» представляет собой одно из важных направлений профессиональной деятельности не только социальных педагогов и психологов образовательных организаций, но и рядовых учителей. Данное направление получило распространение сравнительно недавно, и было обусловлено негативными социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в различных социальных сферах жизни общества. В результате подростки оказались в более жестких условиях социализации. В числе факторов, препятствующих полноценному процессу социализации, выступили: снижение нравственного потенциала личности, искажение ценностной сферы и идеалов, политическая нестабильность, социальная напряженность, низкий уровень материального благосостояния людей, безработица, криминализация общества, снижение роли института семьи в воспитании детей, уровня психологической защищенности и др., что, в конечном счете, привело к росту количества детей «группы риска» [2].

В этой связи знание проблем подростков для определения системы превентивной и своевременной помощи семьям и детям, относящимся к «группам риска» приобретает особую значимость и актуальность.

Особое внимание социальных педагогов, психологов, классных руководителей должно быть обращено на предупреждение деструктивных форм поведения детей «группы риска».

Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24.07.1998 года (ред. от 02.12.2013) принимается за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации». В указанную категорию подпадают дети:

- оставшиеся без попечения родителей;

- инвалиды;

- с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

- жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- оказавшиеся в экстремальных условиях;

- жертвы насилия;

- отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

- проживающие в малоимущих семьях;

- с отклонениями в поведении;

- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Следовательно, «подростки «группы риска»» - категория детей, которые

находятся под воздействием или угрозой воздействия негативных факторов. Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории [2].

Проблемы педагогического сопровождения, его организация и содержание рассматриваются в работах М.Р. Битяновой, О.С.Газмана, С.Г. Косарецкого, В.Е. Летунова, И.А. Липского, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Л.М. Шипицыной, И.С. Якимской и др. По мнению учёных, сопровождение способствует успешной социальной адаптации и социализации личности подростка.

Важное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой, Н. Лумана, А. Стоунера и др. Проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашли отражение в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других. Пути и средства предупреждения отклонений в поведении детей исследовали А.И. Кочетов, С.А. Беличева, A.C. Белкин, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, И.С. Кон, Р.В. Овчарова и другие.

В рамках указанных исследований сопровождение подростков в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого из них в ситуациях школьного взаимодействия.

Таким образом, подготовку педагогов к работе с детьми «группы риска» можно определить как систему профессиональной деятельности педагога, направленную на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации подростка, а так же адаптации его к образовательному процессу, и интеграции в социокультурную среду образовательной организации.

При подготовке студентов педагогических вузов к работе с подростками «группы риска» можно выделить следующие направления:

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.

- создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с ними (развивающие занятия, организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении - помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.

- создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель помочь создать для ученика соответствующие условия обучения и общения (1).

Готовность педагога к работе с детьми «группы риска», как справедливо полагает М.И. Рожков, подразумевает реальное содействие подростку в преодолении возникающих у него трудностей. Эти трудности могут быть обусловлены конфликтной ситуацией со сверстниками и взрослыми, трудностями достижения цели, сложностями при выполнении возложенных на него обязанностей и др. [2].

Особенно важна роль социально-педагогического сопровождения подростков в переходный период, поскольку кризисные явления этого возраста связаны не только с его новообразованиями (стремление стать взрослым, самооценка, самосознание), но и с характером отношений со сверстниками и взрослыми. Кризисные явления, возникающие за счет неравномерного и ускоренного развития организма подростка, делает этот возраст трудным, уязвимым для окружающих и для них самих [3].

Хотя в этом возрасте семья по-прежнему занимает важное место в социально-педагогическом сопровождении, на первый план выходят межличностные отношения с референтной группой сверстников. Поэтому педагогу важно оказывать влияние на ценностные и референтные ориентации подростков, изучать их межличностные отношения, определять способы влияния на их выбор.

Для того чтобы поднять роль семьи в воспитании детей важно: создать условия для повышения уровня родительской компетентности через психолого-педагогическое сопровождение разных типов семей, разработать специальные программы обучения в рамках образовательного пространства школы, создать институт семейного педагога, деятельность которого была бы направлена на нейтрализацию факторов риска, существующих в семье и др.

В исследовании К.В. Уфаева выявлена взаимосвязь между характером общения подростка, его отношениями со значимыми людьми и включенностью в различные виды школьной деятельности. Комментируя сложившуюся ситуацию, автор приходит к выводу о том, что нарушения различных видов отношений подростка с окружающими выступает препятствием на пути его включения в различные виды деятельности, и тем самым ослабляют полноценное протекание процессов социализации. При этом у подростков с нарушениями в общении оказываются существенно занижены показатели по самопринятию, самоуверенности, саморуководству и самоценности и, напротив, завышены самообвинение и внутренняя конфликтность [4].

Таким образом, подготовка студентов педагогических вузов к работе с подростками «группы риска» предполагает учет следующих принципов: единства норм и требований, прав и ответственности со стороны всех субъектов, участвующих в социально-педагогическом сопровождении школьника, непрерывности, открытости и конфиденциальности; сотрудничества, педагогического оптимизма и перспективы, принятия ребёнка и его родителей такими, какие они есть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова, М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битиярова. - М., 1998. - 234 с.

2. Подготовка будущих педагогов к социально-педагогическому сопровождению подростков «группы риска» : коллект. моногр. / И.Ю. Блясова, Н.В. Бякова, Л.И. Пономарева ; Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск : Шадринский Дом Печати, Каргапольский фил., 2015. - 240 с.

3. Рожов, М.И. Организация воспитательного процесса в современной школе : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Владос. 2000. - 48 с.

4. Уфаев, К.В. ^циально-педагогическое сопровождение подростков с нарушениями общения в условиях общеобразовательной школы : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / К.В. Уфаев. - СПб., 2005. - 149 с.

УДК 94(571)

В.Д. Пузанов, г. Шадринск

Русское заселение Южного Зауралья (XVII - начало XVIII в.)

В статье исследуется процесс заселения русскими Южного Зауралья в XVII - начале XVIII в. В середине XVII в. началась русская колонизация бассейна р. Исети. В 60 - 80-е гг. XVII в. происходит заселение Среднего Притоболья. Новые южные территории Зауралья заняли ведущую роль в зерновом производстве Сибири.

Колонизация, город, уезд, воевода, казаки, крестьяне.

V.D. Puzanov, Shadrinsk

Russian population of South Ural (XVII - beginning of XVIII

century)

The article investigates the process of settlement of the South Russian Trans-Urals in the XVII -beginning of XVIII century. In the middle of XVII century began Russian colonization of the Iset River. In the 60 - 80th. XVII century settlement occurs Middle Tobol. New Southern Territories Zauralye took a leading role in grain production in Siberia.

Keywords: colonization, the city, the county, the governor, the Cossacks, peasants.

После Смуты началось движение русской колонизации из городов Сибири в ближайшие районы. Колонизация Сибири развивалась по традиционной для русских модели заселения новых территорий. Новые поселения строились обычно у рек, первоначально ближайших к уездному центру, а затем все более и более дальних. В первой половине XVII в. основным районом русской колонизации стал бассейн реки Туры и ее притоков Тагила, Ницы и Пышмы на протяжении от Верхотурья до Тюмени. К югу от Туры по р. Исети условия для земледелия были намного более благоприятными, чем даже по р. Туре. Однако до середины XVII в. крестьянство не переселялось на р. Исеть по причине высокой опасности набегов кочевников. Группы крестьян, приходившие на р. Исеть для временных промыслов, даже в середине XVII в. часто подвергались нападениям небольших отрядов Кучумовичей и ойратов [4, с. 183].

Характерно, что еще в 1640-е гг. данная территория рассматривалась русским населением Сибири в качестве далекой окраины. В житии старца Далмата сохранились свидетельства представлений этого периода. Когда после ухода из Невьянского монастыря старец Далмат искал самого уединенного места для монашеского подвига,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.