Морозов А.В.
д.п.н., профессор, гл.н.с. НИИ ФСИН России ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, преподаватель высшей школы, профессиональное развитие, цифровизация, креативность, подготовка кадров, творческий потенциал, самосозидание.
Keywords: digital educational environment, high school teacher, professional development, digitalization, creativity, training, creative potential, self-creation.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с последующими изменениями) «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» [14].
Статус научно-педагогических работников раскрывается в ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с последующими изменениями) [14].
Требования к квалификации профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения изложены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее по тексту - ЕКС), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [12].
Постоянная и своевременная актуализация ЕКС сегодня не представляется возможной, в силу чего его положения с завидной регулярностью отстают от потребностей развивающегося образовательного социума, в особенности, учитывая ориентацию на цифровизацию.
Бурное развитие цифровизации в нашей стране, обусловленное целями и задачами, изложенными в Национальных проектах «Цифровая экономика» [11] и «Образование» [10] (в рамках которого реализуется отдельный Федеральный проект «Цифровая образовательная среда») на период 2018-2024 гг., невозможно без подготовки соответствующих кадров, имеющих не только высокий уровень общего и специального образования, но и определённый набор личностных качеств, обеспечивающих их успешность в решении поставленных задач и способствующих качественному выполнению этих задач. В процессе проведённого нами исследования были выделены личностные качества современного преподавателя высшей школы, наиболее востребованные, по мнению респондентов, в условиях цифровой экономики, среди которых: креативность, коммуникабельность, адаптируемость, стрессоустойчивость, мобильность и др.
Не претендуя на полное и исчерпывающее рассмотрение всех перечисленных нами приоритетных личностных качеств, которыми должен обладать современный преподаватель высшей школы, чуть ниже мы остановимся более подробно на одном из них - том, которое, по нашему мнению, является одним из самых важных и ключевых в педагогической профессии.
Цифровое образовательное пространство призвано создать условия, благодаря которым как педагогическому корпусу, так и обучающимся - будущим молодым специалистам - то есть абсолютно всем, без исключения, субъектам образовательного процесса должны быть обеспечены весомые преференции, являющиеся основой конкурентных преимуществ, позволяющих овладеть системой опережающих знаний, востребованных «здесь и сейчас», а также в течение всей последующей жизни. Повсеместное внедрение цифровой экономики, как отмечают участники проведённого нами опроса, чревато развитием коллизии, обусловленной, с одной стороны, ростом уровня безработицы, а с другой -растущей потребностью и необходимостью обучения, всё в большей степени трансформирующегося в режим «онлайн».
В условиях формирования цифровой экономики в качестве одного из ключевых аспектов модернизации отечественного образования рассматривается развитие цифровых образовательных технологий [3], предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса, самым непосредственным образом оказывающих влияние на изменение мировоззрения, системы ценностей, установок субъектов образовательного процесса. Цифровые образовательные технологии способствуют эффективному развитию социальной и творческой активности всех субъектов образовательного процесса, независимо от их социального статуса, возраста и пола.
Творческий потенциал, являясь неотъемлемой составляющей, обеспечивающей успешность и эффективность профессиональной педагогической деятельности современного специалиста, работающего в высшей школе, проявляясь в самых неожиданных, порой абсолютно нестандартных ситуациях, выступает в качестве многофакторного и многокомпонентного явления [6]. Будучи весьма специфическим, трудно уловимым и, как правило, неподдающимся какой-либо количественной оценке или банальному математическому подсчёту уникальным сочетанием профессиональных и личностных способностей и качеств, креативность позволяет педагогу творить и создавать объективно и (или) субъективно новое в окружающем мире и, в первую очередь, в процессе своей преподавательской практики [5].
Выступая в роли субъекта творческой педагогической деятельности, современный преподаватель высшей школы, успешно освоивший образовательную программу в самом престижном учебном заведении, имеющий в своём арсенале великолепный набор самых востребованных, престижных и элитных компетенций, вряд ли будет способен достичь истинных высот педагогического мастерства при отсутствии у него креативности.
Проблема формирования креативности, профессиональной компетентности педагога, его профессионального развития, профессионально-личностного саморазвития и др. рассмотрены в целом ряде работ отечественных исследователей [1; 2; 9; 13].
В качестве одной из важнейших задач психологизации образования с учётом процесса цифровизации образовательного пространства, мы видим самоактуализацию преподавателя, являющейся для него реальной осознанной ценностью.
Сегодня уже на этапе подбора педагогических кадров необходимо проводить изучение личностных особенностей, учитывать их согласование/рассогласование с требованиями профессиональной деятельности и возможностями человека в ней участвовать [8]. В условиях цифровизации образовательного пространства важно подчеркнуть особое место профессиональной подготовки молодых специалистов, адаптированных к системе цифровой образовательной среды и способных к её развитию и полноценной интеграции в образовательный процесс [7].
Современные условия развития высшего образования в Российской Федерации характеризуются массовым внедрением различных инновационных образовательных технологий [4].
Среди них, в первую очередь, можно выделить такие как:
• сетевые формы реализации образовательных программ;
• использование дистанционных образовательных технологий и цифрового обучения;
• расширение общественного (общественно-профессионального) участия в оценке деятельности и управлении ООО и многое другое.
Решать задачи, обусловленные массовым внедрением различных инновационных образовательных технологий, предстоит, в первую очередь, современным преподавателям высшей школы.
Таким образом, возникает необходимость пересмотра сложившейся системы профессиональной подготовки и дальнейшего профессионального развития преподавателя вуза: развитие креативности, как основной педагогической компетенции, становится главной целью на протяжении всего периода подготовки и становления педагога высшей школы.
Список литературы
1. Дергунова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2009. - № 3. - С. 35-39.
2. Корсаков Ю.В. Профессиональное развитие педагога // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. - Т. 1, № 3(4). -С. 33-35.
3. Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой учёный. 2018. - № 31. - С. 3-7.
4. Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2015. - С. 487-493.
5. Морозов А.В. Креативность как детерминанта успешной профессиональной деятельности современного педагога высшей школы // Функционирование славянских и других языков и литератур в контексте языковой ситуации Республики Молдовы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной дню славянской письменности / Гл. ред. Л.В. Бойко-ва. - Комрат: КГУ, 2018. - С. 104-109.
6. Морозов А.В. Креативность как основа творческой компетентности современного специалиста // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. - № 3. - С. 73-76.
7. Морозов А. В. Творческое мышление в профессиональной деятельности современного педагога высшей школы // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. 2: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 140-143.
8. Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.
9. Морозов А.В. Формирование креативности педагога в условиях непрерывного образования. - М.: ИГУМО, 2003. - 192 с.
10. Национальный проект «Образование» на 2018-2024 гг. - http://www.econom22.ru/pnp/ natsionalnye-proekty-programmy/Образо вание.р(!£
11. Национальный проект «Цифровая экономика» на 2018-2024 гг. - https://strategy24.ru/rf/projects/project/ view?s1ug=natsiona1-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika&category=communication
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». - https://rg.ru/ 2010/10/20^^-^^1
13. Сергеева Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - http://science-education.ru/ru/artic1e/view?id=18933
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - https://dokumenty24ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.htm1