Научная статья на тему 'Профессионализм педагога-практика как неотъемлемый образовательный ресурс в подготовке специалистов творческой направленности'

Профессионализм педагога-практика как неотъемлемый образовательный ресурс в подготовке специалистов творческой направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГ-ПРАКТИК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALISM / EXPERT TEACHER / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ARCHITECTURAL AND ART ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шенцова Ольга Михайловна, Булычева Светлана Васильевна

В статье рассматриваются специфика практико-ориентированной педагогической деятельности на архитектурно-художественных направлениях обучения в вузе, направленная на практическую реализацию студенческих проектов. Особое внимание уделено анализу профессионализма современного педагога-практика, как неотъемлемого образовательного ресурса в подготовке специалистов творческой направленности, который обеспечивает эффективность архитектурно-художественной деятельности студентов, направленной на практическую реализацию своих проектов. Выявленная проблема является на сегодняшний день актуальной и требует более детального теоретического и практического изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALISM OF THE TEACHER-PRACTICE AS AN INTEGRAL EDUCATIONAL RESOURCE IN THE TRAINING OF CREATIVE SPECIALISTS

In article are considered the specifics of practice-oriented pedagogical activity on the architectural and art directions of training in higher education institution directed to implementation of student's projects. Special attention is paid to the analysis of professionalism of the modern expert teacher as integral educational resource in training of specialists of creative orientation which provides efficiency of the architectural and art activity of students directed to implementation of the projects. The revealed problem is relevant today and demands more detailed theoretical and practical studying.

Текст научной работы на тему «Профессионализм педагога-практика как неотъемлемый образовательный ресурс в подготовке специалистов творческой направленности»

Педагогика

УДК 378.146:7.07

кандидат педагогический наук, доцент Шенцова Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" (г. Челябинск); кандидат физико-математических наук, доцент Булычева Светлана Васильевна

Федеральное государственное бюджетное обазовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова" (г. Магнитогорск)

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА-ПРАКТИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются специфика практико-ориентированной педагогической деятельности на архитектурно-художественных направлениях обучения в вузе, направленная на практическую реализацию студенческих проектов. Особое внимание уделено анализу профессионализма современного педагога-практика, как неотъемлемого образовательного ресурса в подготовке специалистов творческой направленности, который обеспечивает эффективность архитектурно-художественной деятельности студентов, направленной на практическую реализацию своих проектов. Выявленная проблема является на сегодняшний день актуальной и требует более детального теоретического и практического изучения.

Ключевые слова: профессионализм, педагог-практик, педагогическая деятельность, архитектурно-художественная деятельность, образовательный процесс, самореализация.

An^taUm. In article are considered the specifics of practice-oriented pedagogical activity on the architectural and art directions of training in higher education institution directed to implementation of student's projects. Special attention is paid to the analysis of professionalism of the modern expert teacher as integral educational resource in training of specialists of creative orientation which provides efficiency of the architectural and art activity of students directed to implementation of the projects. The revealed problem is relevant today and demands more detailed theoretical and practical studying.

Keywords: professionalism, expert teacher, pedagogical activity, architectural and art activity, educational process, self-realization.

Введение. Сегодня в России все активнее набирает обороты реформирование системы образования. Судя по последним мероприятиям, которые проводятся государственными деятелями, чиновниками и как сейчас модно говорить "эффективными менеджерами" в сфере образования цифровая трансформация образовательных учреждений - вопрос решенный. Значимость и авторитет педагога как профессионала уходит на второй план. Все чаще педагогическая деятельность педагогов-теоретиков заменяется цифровыми технологиями (дистанционными курсами, видеолекциями, презентациями). Но посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Как бы руководящие слои в сфере образования ни хотели перевести образовательный процесс на уровень тотальной цифровизации, они сталкиваются с тем, что каждый вид профессиональной деятельности имеет свою специфику и все образовательные программы состоят из нескольких учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный), которые включают в себя соответствующие дисциплины. И соответственно некоторые из них содержат больше времени на изучение теоретического материала и преподаются в большинстве своем на первых курсах обучения, а некоторые содержат больше практики и изучаются на старших курсах обучения. Однако содержание и качество образовательных программ пока не ориентированы на ответственность за применение результатов обучения на практике [31. Базой для нашего исследования выступают творческие направления подготовки в области архитектуры, искусства и дизайна, основу которой составляют архитектурно художественные проектные дисциплины и входят они в профессиональный учебный цикл.

И здесь возникает проблема преподавания этих дисциплин. Констатирующий эксперимент показал, что данные дисциплины в большинстве своем преподают преподаватели, которые совсем не имели профессионального творческого опыта и относятся к группе педагогов-теоретиков. В итоге студенты получают обширный объем теоретического материала, который не всегда должным образом закрепляется на практике. И как результат, работодатель получает выпускника - архитектора, дизайнера или художника, который не имеет практического опыта в профессиональной архитектурно-художественной деятельности, а теоретических знаний недостаточно для начала плодотворной трудовой деятельности.

Актуальность исследования на методическом уровне обусловлена следующим противоречием: потребность общества в практико-ориентированных кадрах в архитектуре и смежных художественно-проектных областях и отсутствие системы преподавания архитектурно-художественных дисциплин, основанной на личном примере профессиональной архитектурно-художественной деятельности педагога.

Гипотеза исследования. Архитектурно-художественная деятельность студентов, обучающихся на архитектурно-художественных направлениях в вузах будет эффективней если в основу организации образовательного процесса будет положено преподавание профессиональных дисциплин педагогами-практиками в области архитектуры, дизайна и искусства, которые являются действующими и практикующими специалистами в своей области, ориентированное на мотивацию студентов к профессиональной творческой самореализации.

Объектом исследования выступает педагогическая деятельность на архитектурно-художественных направлениях обучения в вузе.

Предметом исследования выступает специфика практико-ориентированной педагогической деятельности на архитектурно-художественных направлениях обучения в вузе, направленная на профессиональную творческую самореализацию студентов.

Цель исследования - выявить специфические особенности практико-ориентированной преподавательской деятельности на архитектурно-художественных направлениях обучения в вузе, направленная на профессиональную творческую самореализацию.

Изложение основного материала статьи. В рамках заявленной темы исследования мы обратились к вопросу о связи теории и практики в педагогической деятельности. С давних времен считалось, что без теории нет практики, без практики нет теории. К.Д. Ушинский, рассматривая вопрос о связи теории и практики воспитания, писал: "Деятельность человека как человека всегда проистекает из источника сознательной воли, из разума; но в области разума факт сам по себе есть ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание» [41. Из чего можно сделать вывод, что именно деятельностный подход является связующим звеном межу теорией и практикой, так как любая деятельность представляет из себя систему последовательных задач, вытекающих при решении друг из друга. Именно в сознании человека происходит взаимодействие теории и практики при выполнении определенной деятельности.

В ранних исследованиях [6, 7] нами были выделены особенности образовательной художественно-творческой деятельности студентов, которые мы применили и дополнили к архитектурно-художественной деятельности в силу их содержательного единства (далее АХД), которые обусловлены спецификой деятельности и условий, в которых она протекает:

- АХД студентов в массе своей проходит в условиях образовательного процесса больших университетов (классических, гуманитарных, технических и других профилей) и носит познавательный характер, подчиняясь учебным целям. Еще в 2013 году профессор МАРХИ Метленков Н.Ф. в своей статье писал "архитектурные школы ... стали силовыми технологиями поглощаться большими строительными или техническими университетами ... Такой опыт ведет во-первых, к выравниванию индивидуальных особенностей творческих школ и, тем самым, — к снижению уровня их креативности, а во-вторых, к насильственному переводу архитектурного образования с рельс повсеместно распространенного «воспитательного процесса» на рельсы «образовательного процесса" [1, с. 21, 22];

- наличие взаимосвязи образовательного процесса с процессом АХД. Образовательный процесс является базой для АХД, а процесс АХД является необходимым условием эффективности архитектурно-художественного обучения;

- АХД является аудиторной и протекает в основном в форме практических занятий, которые включены в обязательный учебный план в профессиональный цикл, а поэтому АХД регламентируется и направляется педагогами;

- АХД также является внеаудиторной, является частью самостоятельной работы, которая так же предусмотрена учебным планом и рабочими программами по соответствующим дисциплинам. Она также проходит в форме посещения выставок, творческих встреч, конкурсов и участия в них, которая не регламентируется, но также направляется педагогами;

- цель АХД студентов - развитие объемно-пространственного, художественного мышления студентов, получение профессиональных знаний и развитие профессионально-важных качеств, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности;

- в процессе творческого процесса у студентов формируется творческая самостоятельность, инициативность, способность к творческому решению практических и теоретических задач АХД;

- конечный продукт АХД студентов необязательно обладает социальной ценностью и новизной, хотя продуктивный компонент будет присутствовать, но может и не осознаваться;

- многочисленные методики, на которых строится обучение АХД в вузе, являющейся базовой в профессиональной подготовке будущих архитекторов, дизайнеров, художников исходят из анализа профессиональной АХД и эффективных приемов и методов творческой деятельности практикующих специалистов в области архитектуры, дизайна и искусства.

В рамках исследования мы обратились к определению термина "педагогический профессионализм". В педагогической науке существуют различные трактовки данного термина (М.А. Викулина, С.И. Иванова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Морозов, И.Ф. Харламов, Е.Н. Шиянов и др).

А.В. Морозов и Л.Н. Самборская в своем исследовании отмечают, что "В современном ментальном понимании феномена «профессионализм», как правило, используют ряд дефиниций, обозначающих достаточно высокий уровень теоретических Казанский педагогический журнал №6, 2018 44 знаний индивида, подкреплённый необходимым набором профессионально-важных практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности, предъявляемые той или иной конкретной профессиональной деятельностью" [2, с. 441.

Мы склонны придерживаться формулировки, данной В.А. Сластёниным, в которой понятие «педагогический профессионализм» используется для определения уровня квалификации педагога-практика. По мнению В.А. Сластёнина и других ученых основу педагогического профессионализма составляют как теоретическая, так и практическая подготовки и выделяют научно-теоретическую и практическую компетентность как основу педагогического профессионализма [51. Поэтому феномен "педагогический профессионализм" предполагает высокий уровень профессиональной педагогической компетентности и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций, находить оптимальные способы их решения, в способности самостоятельного решения педагогической задачи, опираясь на теоретическое осмысление собственной деятельности.

Так в чем же, на наш взгляд, заключается педагогический профессионализм педагога-практика в области архитектуры, дизайна и искусства. В свете выделенных особенностей АХД были выделены преимущественные особенности педагогической деятельности педагога-практика:

- постоянный контроль изменений законодательной базы и нормативной литературы, современных тенденций течений в области архитектуры, дизайна и искусства и умение быстро реагировать на эти изменения, внедряя новые знания в образовательный процесс;

- возможность передать свои профессиональные навыки в процессе преподавания АХД, дать студентам профессионально интересную и полезную информацию из собственной профессиональной практики и предоставить тонкости и нюансы профессиональной работы;

- более тесное общение со студентами на занятиях по причине повышенного интереса студентов к реальной профессиональной деятельности и показа педагогом реальной картины работы по специальности;

- возможность предоставления для АХД студентов всех необходимых рабочих документов, материалов, актуальных в том регионе, городе, где происходит обучение;

- владение актуальной информацией, педагог-практик быстрее поможет найти конкретную проблему и указать пути ее решения;

- возможность демонстрации студенту специфики работы по специальности в реальных условиях путем проведения экскурсии в архитектурное бюро, мастерскую, где педагог работает в свободное от образовательного процесса время, показа мастер-класса в условиях своего рабочего места;

- возможность предоставления студентам базы практики для выполнения совместных и индивидуальных творческих проектов;

- способность более четко определить задачи работы по специальности и тем самым подготовить студентов к реалиям будущей профессиональной деятельности;

- использование педагогом-практиком теоретических знаний на практике;

- возможность в трудоустройстве выпускника и дальнейшего консультирования в профессиональной деятельности с целью адаптации выпускника к изменениям условий профессиональной деятельности.

Преподавание профессиональных дисциплин педагогами-практиками мы связываем с мотивацией студентов к профессиональной творческой самореализации. Основной базой, подготавливающей студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в области архитектуры, дизайна и искусства, является выполнение проектных работ на занятиях по профильным дисциплинам, типовые программы по которым дают только общие направления, этапы последовательного изучения теоретического материала и выполнения практического задания. Содержание дисциплин, изучающих основы архитектуры, дизайна, рисунка, живописи, моделирования и другие включает такие модули и блоки как проектирование интерьеров, проектирование ландшафта, проектирование мебели и оборудования, создание живописных, графических, скульптурных станковых и академических произведений.

Существует множество факторов и условий, влияющих на формирование саморазвития, самореализации и профессиональной компетентности студентов в период обучения в вузе, среди которых особое место занимает внутренняя мотивация профессиональной творческой самореализации, одним из методов которой является практическая реализация архитектурно-художественных проектов студентов в процессе обучения.

Творческая самореализация обучающихся в образовательном процессе понимается учеными [9]:

- как процесс и уровень сознательного, по собственной инициативе, стремления к самовыражению и реализации своих возможностей в течение теоретической и практической подготовки в вузе;

- как потребность, форма и результат активности развитой личности, ее вклад во всеобщий культурно-исторический процесс обмена сущностными силами между индивидами, условие развития человечества.

В рамках нашего исследования мы определили самореализацию будущих специалистов в области архитектуры и искусства как целенаправленное, сознательное, стремление к реализации своих творческих способностей обучающихся творческой направленности в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Не последнюю роль в процессе самореализации студента играет педагог практик, который владея практическим опытом работы с заказчиком, выполнения реального проекта, продвижения его и в конечном счете авторского надзора при реализации проекта может дать правильное направление студенту, оказать компетентную помощь в реализации своего творческого проекта. Иногда педагог-практик выступает в роли соавтора, реализуя тем самым принцип сотрудничества в образовательном процессе, который подразумевает рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения, при котором педагог и студент являются равноправными субъектами творческого процесса. Такой предусматривает отказ от авторитарности и переход к демократическому стилю общения со студентами, к поддержке и мотивации студентов к профессиональной творческой самореализации [7].

Приведем пример сотрудничества педагога-практика и студентов при создании и реализации архитектурно-дизайнерского проекта на практике. Профессор кафедры архитектуры Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России Казанева Екатерина Константиновна, являясь практикующим архитектором г. Магнитогорска в рамках договора о сотрудничестве с администрацией города и по заказу ректората и мэрии совместно со студентами кафедры разработали серию архитектурно-дизайнерских проектов общественных пространств города Магнитогорска. Уже реализованы проекты сквера "Университетский" возле МГТУ им. Г.И. Носова (рис. 1), реконструкции центрального парка "Тыл фронту", сквера им. Б. Ручьева. Проекты пешеходной аллеи вдоль пр. К.Маркса от ул. Труда до ул. Завенягина и Экологического парка (самого масштабного по объему и затратам) уже находятся в процессе реализации. Проекты выполнялись в рамках курсового проектирования, не нарушая образовательной программы, и практическая профессиональная деятельность профессора Казаневой Е.К. помогла в реализации данных проектов.

Рисунок 1. Курсовой проект "Дизайн архитектурной среды университетского сквера "Университетский" МГТУ имени Г.И. Носова" и его реализация. Студенты 5 курса Олевская А., Воловьева А., рук. профессор, к. арх. Е.К. Казанева, г. Магнитогорск

В результате такого сотрудничества с преподавателем-практиком студенты получили возможность самореализовать себя на практике как профессионалов и стимул к дальнейшему творческому развитию. Педагогом же в образовательном процессе были целенаправленно организованы такие условия, при которых создана возможность достичь значительных результатов в АХД как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Выводы. В ходе исследования была доказана гипотеза, что преподавание профессиональных дисциплин педагогами-практиками в области архитектуры, дизайна и искусства, которые являются действующими и практикующими специалистами в своей области, ориентированное на мотивацию студентов к профессиональной творческой самореализации, положенное в основу организации образовательного процесса по архитектурно-художественным направлениям дает положительный результат в АХД студентов и делает ее эффективной. Также были выявлены особенности образовательной АХД студентов и принципиальные особенности преподавательской деятельности педагога-практика.

Литература:

1. Метленков Н.Ф. Пути совершенствования архитектуры и архитектурного образования в современной стране // Профессиональное образование. Столица. №11. 2013. С. 19-24, с. 21, 22

2. Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды // Казанский педагогический журнал. № 6. 2018. С. 43-48

3. Плотникова Г.Г. Подготовка управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2014. № 6 (115). С. 134-138.

4. Связь теории и практики в педагогике [Электронный ресурс] URL: https://megalektsii.ru/s9406t6.html (дата обращения 13.08.2019)

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 С. 348 c.

6. Шенцова О.М. Сотворчество как необходимое условие развития интереса к художественно-творческой деятельности // Актуальные вопросы образования и науки. 2018. № 3(65). С. 79-86

7. Шенцова О.М. Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов: дисс. ... к.пед.н. Магнитогорск, 2003.

8. Шенцова О.М. Профессиональное становление архитекторов в условиях российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 7. С. 85-90.

9. Shentsova O.M., Bekkerman P.B., Besedina I.V., Demenev D.N., Tolpinskaya T.P. Psychological-pedagogical aspect of creative self-realization in the context of personal and professional formation of a specialist in the field of culture and art // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2018. Т. 8. № S-SPTMSPCL. С. 2024-2031

Педагогика

УДК: 377

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Акбарова Залия Шамсуновна

Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент Воднева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Псковский государственный университет» (г. Псков)

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКИ)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос модернизации среднего специального образования. Модернизация возможна за счет обновления содержания образования и применения технологий профессионально ориентированного обучения. Одной из инновационных технологий обучения является имитационное моделирование. В статье обсуждаются возможности использования имитационного моделирования при обучении математике будущих специалистов судовождения.

Авторы статьи представляют результаты эксперимента по апробации имитационного моделирования при обучении математике для решения практикоориентированных задач при подготовке судоводителей.

Ключевые слова: имитационное моделирование, практикоориентированное обучение, профессионально ориентированное обучение, специалист среднего звена, интерактивные технологии.

An^tatton. The article deals with the modernization of secondary special education. Modernization is possible by updating the content of education and the use of technologies of vocational training. One of the innovative forms of training is simulation modeling. The article discusses the possibility of simulation modeling using in teaching mathematics to future specialists of navigation.

The authors of the article present the results of an experiment on testing simulation modeling in teaching mathematics to solve practice-oriented problems in the preparation of skippers.

Keywords: simulation modeling, practice-oriented learning, professionally-oriented training, mid-level specialist, interactive technology.

Введение. Для экономического и социального развития России особо остро требуются высококвалифицированные кадры по разным областям науки и техники. В связи с этим вопрос повышения качества образования, в том числе в системе среднего профессионального образования как никогда высок. Следует также отметить, что в современных рыночных условиях одни профессии быстро устаревают, появляются новые, для некоторых профессий изменяется система организации труда. Если раньше можно было приобрести одну профессию на всю жизнь и повышать квалификацию один раз в пять лет, то сегодня необходимо быть готовым к профессиональному саморазвитию в постоянно меняющихся условиях.

Сегодня работодателям необходимы специалисты, способные самостоятельно принимать ответственные производственные решения, умеющие реагировать на изменения и умеющие включаться в производственные процессы, а также способные осуществлять практическую деятельность в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и производственных требований. Поэтому одной из важнейших задач профессионального образования является, на наш взгляд, формирования у студентов мотивации к будущей профессиональной деятельности, что, несомненно, будет способствовать осознанности выбора профессии, направленности на ее целенаправленное освоение, а также формированию профессиональных компетенций. Перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования стоит непростая задача -подготовка высококвалифицированного специалиста, мотивированного к профессии, компетентного, конкурентноспособного на рынке труда. Поиск современных эффективных технологий обучения при подготовке таких специалистов среднего звена обусловил проведение исследования по данной теме.

Изложение основного материала статьи. Изучение исследований по проблеме подготовки технических специалистов среднего звена показало, что традиционная модель подготовки таких специалистов вызывает трудности в выполнении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами, а также работодателями. Так, было обнаружено, что при подготовке специалистов среднего звена при освоении общеобразовательных дисциплин часто не учитывается специфика и связь данной дисциплины с будущей профессией, не всегда рассматривается необходимость формирования у них компетенций для решения профессиональных проектно-исследовательских задач, характерных для будущей профессиональной деятельности [3; 6; 7]. Считаем, при изучении общеобразовательных дисциплин студентами среднего звена технического профиля при традиционной модели подготовки такого специалиста недостаточно учитывается и применяется потенциал прикладных исследовательских заданий. В связи с этим необходима модернизация специального содержания и активное внедрение интерактивных технологий для профессионально ориентированного обучения.

Для решения поставленных задач было проведено теоретико-экспериментальное исследование, которое способствовало решению проблемы необходимости связи теории и практики, а именно: проведена модернизация подготовки будущего специалиста технического профиля с использованием потенциала общеобразовательных дисциплин, в основе освоения которых прикладной характер исследовательских заданий и применение инновационных технологий обучения.

Методологической основой нашего теоретико-экспериментального исследования стали идеи компетентностного подхода (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, А.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Сериков и др.), контекстного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.