КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
2/2018 | 63
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Профессиональные дефициты и затруднения у начинающих учителей начальных классов
ЕГОРОВ
Игорь Александрович,
начальник отдела кадров и документооборота Московского государственного психолого-педагогического университета, магистрант Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, Москва
Аннотация
В статье на основе анализа научных публикаций и нормативных правовых актов обсуждается проблематика квалификации начинающих учителей начальных классов. Обосновывается актуальность и важность проведения новых исследований профессиональных дефицитов и затруднений у начинающих учителей начальных классов с разным уровнем базового педагогического образования
Ключевые слова:
учитель начальных классов, квалификация, профессиональный стандарт, федеральный стандарт, ФГОС, профессиональное развитие, педагогическое образование, организационно-педагогические условия, непрерывное образование
Одними из основных принципов государственной политики России в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование и единство образовательного пространства [1], т. е. каждому человеку должны быть обеспечены равные возможности для получения образования и соблюдены единые требования к квалификации учителя, в том числе «вчерашнего» выпускника. Согласно некоторым гипотезам, учитель начальных классов со средним профессиональным образованием (выпускник педагогического колледжа) более готов к осуществлению профессиональной деятельности, что называется, здесь и сейчас, чем учитель с высшим образованием (выпускник высшего учебного заведения), однако с точки зрения их готовности к профессиональному развитию картина диаметрально противоположна. Если такое положение дел соответствует действительности, вполне резонно ставить вопрос о несоблюдении указанных выше основных принципов государственной политики России. Очевидно, это требует отдельного изучения.
Анализ современных исследований профессионального уровня учителей, в том числе учителей начальных классов, показывает, что их профессиональная компетентность непостоянна и требует непрерывного совершенствования. Для повышения своего профессионального уровня учителю необходимо использовать достижения науки и передовой опыт коллег. Профессионально компетентный педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности [10; 13].
Любая деятельность, направленная на совершенствование профессиональной компетентности, начинается с выявления профессиональных затруднений, однако практика показывает, что, несмотря на разнообразие предложений на рынке повышения квалификации (иных форм профессионального совершенствования), большой процент учителей начальных классов предпочитают стационарные курсы для освоения общих подходов без осуществления личностного выбора [21]. В настоящее время продолжает развиваться неформальное и спонтанное (информальное) образование, в связи с чем отмечается
Егоров И. А. Профессиональные дефициты и затруднения у начинающих учителей начальных классов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 2. — С. 63-68.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
наличие недобросовестных участников на рынке образовательных услуг, что, в свою очередь, ведет к появлению «псевдоквалификаций» [9].
В данных условиях трудно переоценить важность грамотной работы администрации школы по организации профессионального совершенствования педагогов. Администрация школы должна вести целенаправленную систематическую работу с педагогическими кадрами — создавать условия для совершенствования профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей качество учебно-вспомогательного процесса, высоких образовательных результатов у учащихся. Образовательные организации и система повышения квалификации (в широком смысле) должны включать педагогов в рефлексивный анализ их собственной деятельности и поощрять творческий поиск способов решения профессиональных задач. Профессиональному развитию молодого педагога, его профессиональному самосохранению, поддержанию адекватной деятельности и удовлетворенности трудом способствует организация администрацией школы его психолого-педагогического сопровождения [13]. Отмечается, что даже лучшие будущие педагоги нуждаются в специальном организованном введении в профессиональную деятельность, результатом которого является не только эффективная профессионализация молодых педагогов, но и снижение их оттока из образовательных организаций в первые годы работы [14].
Апробация применения профессионального стандарта педагога в субъектах РФ показывает, что он может быть полноценным управленческим инструментом только при условии координации программ среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительных профессиональных программ, использования различных механизмов оценки квалификации педагогов и их применения при принятии управленческих решений [8]. Еще одним результатом апробации профессионального стандарта педагога стала выявленная необходимость существенно изменить, а в ряде случаев разработать новые содержание, инструментарий, нормативно-правовую документацию и методические рекомендации по оценке квалификации выпускников педагогических программ, включая программы дополнительного профессионального образования (профессиональный экзамен), а также персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов на основе выявленных в ходе оценки квалификации дефицитов компетенций [12].
Непрерывность профессионального роста является неотъемлемой частью профессионального развития для представителей практически любой профессии (квалификации). Для педагогов, в том числе учителей начальных классов, непрерывность профессионального роста установлена законодательно: педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень, осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и т. д., а образовательная организация, в свою очередь, обязана создавать условия и организовывать дополнительное профессиональное образование для своих работников [1]. На непрерывный характер образования и необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей традиционно указывают и такие авторитетные ученые-педагоги, как
Л. П. Крившенко [16, с. 33], П. И. Пидкасистый [17, с. 65-66] и др. Также необходимо отметить важность получения обратной связи об имеющихся профессиональных дефицитах и рекомендаций по выстраиванию траектории дальнейшего профессионального роста. Такую обратную связь могут давать педагоги-коллеги, администрация образовательной организации, независимая профессиональная оценка и т. д. [11].
Подготовка учителей начальных классов традиционно ведется на уровнях высшего образования и среднего профессионального образования (программах подготовки специалистов среднего звена). Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], квалификационному справочнику [3] и профессиональному стандарту педагога (воспитатель, учитель) [2] учителем начальных классов может быть лицо как со средним профессиональным образованием, так и с высшим образованием. Высшее образование имеет целью подготовку высококвалифицированных кадров, среднее профессиональное образование — специалистов среднего звена [1]. Таким образом, государством на нормативном уровне подтверждается имеющаяся у их квалификаций равнозначность в части профессионально значимого исходного минимума. Однако не менее очевидна и неравнозначность их квалификаций в целом, в том числе значимых для дальнейшего профессионально-личностного роста.
Подтверждение данного факта можно найти в научной литературе. Так, отмечается, что учитель начальных классов — бакалавр теоретически подготовлен значительно сильнее учителя со средним профессиональным образованием, но в то же время уровень их подготовки к профессиональной деятельности сопоставим (подготовка бакалавра при этом имеет более гибкий, вариативный характер). Учитель начальных классов со средним профессиональным образованием практико-ори-ентирован, однако в современном мире он является менее конкурентоспособным, чем учитель с высшим образованием, в связи с дефицитами таких качеств, как мобильность, адаптивность к качественно новой ситуации [20]. Снижение адаптационных возможностей, ограничение возможностей для продолжения образования, личностная стагнация и деградация, ограничение творческих способностей и т. д. — это те риски практико-ориентированного образования, которые отмечаются в профессиональной научно-педагогической литературе вне зависимости от специальностей и профессий [19, с. 166-172]. Студенты педагогического вуза по сравнению со студентами педагогического колледжа демонстрируют более высокий уровень профессионального педагогического мышления. Подготовка учителя в системе среднего профессионального образования изначально направлена на практико-ориентированную подготовку специалиста, обладающего конкретными знаниями и умениями по определенной квалификации, тогда как бакалавриат предполагает обучение специалиста с общепедагогической подготовкой и только затем углубленное изучение предметных дисциплин [15].
Отмечается и то, что кажущиеся очевидными необходимые изменения в системе среднего профессионального образования (в целях устранения выявляемых недостатков) могут снизить эффективность сложившейся системы подготовки учителей со средним профессиональным
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
образованием [8]. При этом стоит отметить, что учителя с не сложившимся саморазвитием во взаимодействии с другими людьми могут проявлять прямолинейность, упорство в отстаивании собственного мнения, демонстрировать поведение, соответствующее их собственным установкам, ценностям [18].
Анализ требований к результатам освоения образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах [4], высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [5], высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [6], высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [7], в целом подтверждает основной тезис о большей готовности начинающего учителя начальных классов со средним профессиональным образованием приступить к профессиональной деятельности, что называется, здесь и сейчас. Это связано с его изначальной практико-ориентированностью, к примеру, владением компетенциями: проводить уроки; проводить внеурочные занятия; проводить внеклассные мероприятия и т. д. В то время как для начинающего учителя начальных классов с высшим образованием, подготовка которого ведется в более классическом варианте, даже в программах, заявляемых как практико-ориентированные, результаты формулируются более широко (к примеру, компетенции: способность организовывать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность; способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся и т.д.). Между тем сравнение, например, компетенции «Способность к самоорганизации и самообразованию» в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования с компетенцией «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования не позволяет однозначно согласиться с тезисом о меньшей готовности к профессиональной адаптации и развитию учителя со средним профессиональным, чем учителя с высшим образованием.
Таким образом, очевидно, что необходимо более детальное исследование как отмечаемых профессиональных дефицитов и затруднений у начинающих учителей начальных классов с разным уровнем базового педагогического образования, так и подходов, методов, применяемых в различных образовательных организациях при создании организационно-педагогических условий профессиональной деятельности учителей, их эффективности. Такое исследование вполне может показать, эффективна ли в настоящее время работа по совершенствованию профессиональной квалификации педагогов.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) // Российская газета. — 2012. — № 303.
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 05.08.2016) // Российская газета. — 2013.- № 285.
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (в ред. от 31.05.2011) // Российская газета. — 2010. — № 237.
4. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» (в ред. от 25.03.2015) // Российская газета (специальный выпуск). — 2015. — № 13/1.
5. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201601140005.
6. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (в ред. от 20.04.2016) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201601220007.
7. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201603090029.
8. Андреева С. Ю., Бутенко А. В. Региональная модель введения профессионального стандарта педагога в Красноярском крае // Психолого-педагогические исследования. — 2016. — Т. 8. — № 2. — С. 56-64.
9. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. — 2013. — № 5. — С. 100-106.
10. Долгова Т. С. Учитель начальных классов в современной школе // Образование и наука в современных условиях. — 2015. — № 2. — С. 71-73.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
11. Егоров И. А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9.- № 3. — С. 149-155.
12. Забродин Ю. М., Сергоманов П. А. Основные итоги апробации и первых этапов внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 2. — С. 44-58.
13. Ковалев В. П., Леснов А. А., Корочкова Н. Н. Работа администрации общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 40-47.
14. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — С. 41-57.
15. Неустроева А. Н. Становление и развитие профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования в Якутии // Вестник Якутского государственного университета. — 2009. — Т. 6. — № 1. — С. 70-78.
16. Педагогика: Учебник / под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2009. — 432 с.
17. Педагогика: Учебное пособие/ под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008. — 430 с.
18. Пешкова Н. А. Изучение уровня самомониторинга у учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития // Развитие профессионализма. — 2016. — № 1. — С. 93-94.
19. Профессиональная педагогика / под общ. ред. В. И. Блинова: учебное пособие для вузов: в 2 ч. — М.: Изд-во «Юрайт», 2017. — Ч. 1. — 374 с.
20. Слинкин С. В., Феденко Н. С. Подготовка учителя младших классов в условиях развития российской системы уровневого педагогического образования // Вестник Тюменского государственного университета. — 2009. — № 5. — С. 42-49.
21. Чипышева Л. Н. Проектирование программы самообразования учителя начальных классов в условиях введения профессионального стандарта педагога // Педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 114-124.