Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 29-34. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 29-34.
Научная статья УДК 378.1
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-19-29-34
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ: ОТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ К STEM-ОБУЧЕНИЮ
Пети Игоиевич Никитин
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация Статья посвящена особенностям междисциплинарного взаимодействия в обучении курсантов ведомственных вузов ФСИН России, а также возможностям реализации STEM-образования. Целью данной статьи является рассмотрение возможности реализации не только междисциплинарного подхода, но и STEM-обучения в профессиональной подготовке курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. При работе над статьей использованы такие методы исследования, как анализ научно-педагогических источников, изучение опыта ведомственного образования, обобщение. Деятельность уголовно-исполнительной является многогранной и охватывает знания из различных областей деятельности, устанавливая общее представление о сфере исполнения уголовных наказаний. По каждому профилю подготовки предусмотрено изучение большого количества специальных дисциплин, изучение которых осуществляется в определенной последовательности. Такой принцип обусловливается тем, что каждая изучаемая дисциплина направлена на формирование определенных компетенций, а уже сформированные компетенции способствуют качественному формированию новых компетенций. Автор полагает, что STEM-образование представляет собой объединение знаний из таких областей как естественные науки, технология, инженерия и математика. Объединяя знания из четырех областей научного познания, обучаемые способны увидеть общее представление о протекающих процессах в окружающем мире. Автор отмечает, что STEM-образование - это не просто междисциплинарное взаимодействие, а процесс образования, направленный на формирование компетенций при помощи моделирования реальной жизни. Отличием STEM-образования от междисциплинарного подхода является то, что обучение в STEM формате направлено не просто на объединение знания из разных дисциплин в одно целое, а на объяснение того или иного процесса с точки зрения дисциплин, составляющих STEM-образование. Возможность использования STEM-образования в обучении курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации позволит не только объединить знания различных дисциплин, изучаемых в вузах, но и установить между ними тесную взаимосвязь.
Ключевые слова: междисциплинарность, междисциплинарное взаимодействие, курсант, уголовно-исполнительная система, ведомственный вуз ФСИН России, STEM-образование, профессиональная подготовка
Для цитирования: Никитин П. И. Профессиональная подготовка курсантов ведомственных вузов фсин России: от междисциплинарности к stem-обучению // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 29-34. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-29-34
Original article
PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA: FROM INTERDISCIPLINARITY TO STEAM TRAINING
Pyotr I. Nikitin
Perm Institute of the Federal Penal Service, docent, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of interdisciplinary interaction in the training of cadets of departmental universities of the Federal Penal Service of Russia, as well as the possibilities of implementing STEM education. The purpose of this article is to consider the possibility of implementing not only an interdisciplinary approach, but also STEM education in the professional training of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. The analysis of scientific and
© Никитин П. И., 2024
pedagogical sources, the study of the experience of departmental education, generalization were used as research methods. The activity of the penitentiary is multifaceted and covers knowledge from various fields of activity, establishing a general idea of the sphere of execution of criminal penalties. Each training profile provides for the study of a large number of special disciplines, the study of which is carried out in a certain sequence. This principle is due to the fact that each discipline studied is aimed at the formation of certain competencies, and already formed competencies contribute to the qualitative formation of new competencies. The author believes that STEM education is a combination of knowledge from such fields as natural sciences, technology, engineering and mathematics. Combining knowledge from four areas of scientific knowledge, trainees are able to see a general idea of the processes taking place in the surrounding world. The author notes that STEM education is not just an interdisciplinary interaction, but an educational process aimed at the formation of competencies using real-life modeling. The difference between STEM education and an interdisciplinary approach is that STEM education is aimed not just at combining knowledge from different disciplines into one whole, but at explaining a particular process from the point of view of the disciplines that make up STEM education. The possibility of using STEM education in the training of cadets of departmental universities of the Federal Penal Service of Russia will not only combine the knowledge of various disciplines studied at universities, but also establish a close relationship between them.
Keywords: interdisciplinarity, interdisciplinary interaction, cadet, penal enforcement system, departmental university of the Federal Penal Service of Russia, STEM education, vocational training
For citation: Nikitin P. I. Professional training of cadets of departmental universities of the federal penal service of Russia: from interdisciplinarity to steam training. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:29-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-29-34
Введение
Подготовка к какой-либо деятельности или обучение какой-либо профессии всегда сложный и, как правило, продолжительный процесс. Такой процесс обычно сопровождается изучением большого количества информации, имеющей отношение к выбранной деятельности или профессии. Деятельность уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) определяется законодательством Российской Федерации в сфере уголовных наказаний и позволяет достичь цели, стоящей перед пенитенциарной системой. [Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 20221.
Достижение установленной цели возможно путем выполнения ряда задач, каждая из которых возлагается на структурные подразделения, составляющие УИС. Каждое структурное подразделение характеризует соответствующую специфику деятельности сотрудников УИС, с учетом которой определяется соответствующий профиль подготовки курсантов в образовательных организациях ФСИН России.
По каждому профилю подготовки предусмотрено изучение большого количества специальных дисциплин, изучение которых осуществляется в определенной последовательности. Такой принцип обусловливается тем, что каждая изучаемая дисциплина направлена на формирование определенных компетенций, а уже сформированные компетенции способствуют качественному формированию новых компетенций [Никитина 2017: 38]. Таким образом, при обучении курсантов в ведомственных вузах ФСИН России обращается большое внимание на междисциплинарное взаимодействие.
Основная часть
Идеи междисциплинарного взаимодействия появились со времен становления классической педагогики. Знаменитый основатель дидактики Я. А. Коменский рассуждал, что взаимодействующие между собой элементы должны также преподаваться во взаимодействии, тем самым он понимал, что целостность образовательного процесса напрямую зависит от взаимосвязей, установленных между различными учебными предметами [Константинов 1982: 138]. Идея Дж. Локка заключалась в том, что содержание образования может быть определено благодаря тому, что один предмет будет наполняться компонентами другого. И. Г. Песталоцци определил большое разнообразие взаимных связей между учебными дисциплинами. Он утверждал, что в сознании человека все предметы должны быть сгруппировано в такой связи, в которой они существуют в действительности. Он четко понимал, что целостность полученных знаний невозможна без тесного взаимодействия учебных предметов. Учения выдающихся дидактов нашли свое отражение в современной сфере образования.
Так междисциплинарному взаимодействию посвящены работы таких ученых как Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Я. А. Коменский, Д. Локк, Н. И. Попова, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский. В рамках образовательной деятельности ведомственных вузов правоохранительных органов междисциплинарному взаимодействию посвящены работы И. В. Малышевой, В. В. Варинова, А. Ф. Кузнецова, В. Г. Лупырь, Д. В. Литвина, А. В. Буданова, В. П. Вдовиченко, В. Г. Колюхова, А. Ф. Майданова, М. В. Мороз и др.
Как отмечает В. Г. Лупырь, междисциплинарное взаимодействие в образовательной деятельности способно усилить научность обучения, установить связь с практикой, повысить спектр восприятия полученных знаний, а также сделать их доступными и прочными. Кроме того междисциплинарное взаимодействие позволяет организовать подготовку специалистов с широким кругозором, тем самым уйти от узкоспециализированности и раздробленности наук [Лупырь 2008: 26].
Е. А. Глухова устанавливает, что междисциплинарные связи образуют единое интегрированное пространство вуза, а междисциплинарный обмен знаний формирует у обучаемых целостное представление об их будущей профессиональной деятельности, что в последующем способствует самостоятельному становлению личности на протяжении всей жизнедеятельности [Глухова 2010: 80]. По мнению Н. И. Биркуна, последовательное соединение различных дисциплин в единое целое образует единство образовательной программы [Биркун 2007: 29]. Отсутствие междисциплинарных связей может привести к дублированию изучаемого материала, а, как следствие, разобщенности усилий деятельности преподавателей.
Анализируя мнение вышеуказанных ученых, мы полагаем, что междисциплинарное взаимодействие является важным условием в образовательной деятельности образовательных учреждений, в том числе ведомственных вузов ФСИН России, так как данный процесс направлен на подготовку широкоспециализированных специалистов, способных к самостоятельному развитию. Кроме того, соглашаясь с мнением Тоболкиной И. Н. и Галкина Д. В., междисциплинарные связи способны не просто дублировать пройденный материал, а использовать его для синтеза новых знаний и закрепления изучаемого материала. [Бушковская 2009: 180].
Как показывает практика, знания курсантов, как правило, носят предметный характер, т. е. речь идет о знаниях в области конкретной дисциплины, а не в целом всей системы профессиональной деятельности. Также курсанты, обучающиеся по определенному направлению подготовки, во главе изучаемых дисциплин выделяют только те, которые, по их мнению, могут пригодиться в их дальнейшей профессиональной деятельности. В роли таких дисциплин курсанты выделяют именно те, которые формируют профессиональные компетенции. Однако УИС выдвигает свои требования к уровню подготовленности специалистов.
УИС можно сравнить с определенного рода организмом, состоящим из многочисленных, взаимодействующих между собой органов, обеспечивающих деятельность всей системы в целом. Например, невозможно представить надежную охрану исправительного учреждения без установленного порядка отбывания наказания осужденными внутри самого учреждения, а поддерживаемый порядок отбывания наказания без качественной воспитательной работы с осужденными.
Таким образом, для успешного выполнения поставленных задач, сотрудники УИС должны обладать наборами всех видов компетенций. Кроме того требования к уровню и качеству образования выдвигаются изменениями в социальной, экономической, культурной и информационной среде общества. Данные требования отражаются в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее -образовательные стандарты). В образовательных стандартах содержатся все виды компетенций (универсальные, общепрофессиональные и профессиональные), формирующие у будущих специалистов необходимые качества, способствующие достижению высоких показателей в их профессиональной деятельности [Малышева 2013: 120].
Деятельность ведомственных вузов ФСИН России направлена на реализацию требований, выдвигаемых пенитенциарным ведомством, а также содержанию образовательных стандартов. Совокупность указанных условий обуславливает использование междисциплинарного принципа при обучении курсантов. Междисциплинарное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам следует отнести то, что принцип междисциплинарности ориентирует преподавателя на изучение той или иной темы, опираясь на знания не только одной дисциплины, а с использованием знаний других дисциплин. Такой способ преподавания обеспечивает наиболее полное и широкое рассмотрение изучаемых понятий. Объединение разнообразных знаний способствует надежному их закреплению у курсантов, а как следствие качественному формированию определенных компетенций.
Несмотря на это, использование междисциплинарного принципа может быть не всегда возможным, так как некоторые темы в определенных дисциплинах могут иметь узкую направленность и не найти свое отражение в иных дисциплинах. Кроме того
междисциплинарный подход в большей степени имеет теоретический характер, тем самым его применение не всегда возможно при проведении практических занятий. С учетом вышеизложенного, появляется необходимость поиска альтернативного подхода обучения, применение которого было бы возможным на разных видах занятий, и в основе которого бы лежал принцип междисциплинарного взаимодействия. На сегодняшний день, одним из таких подходов является STEM-образование, которое хорошо зарекомендовало себя в зарубежных странах. STEM-образование представляет собой интеграцию в учебной деятельности таких областей как естественные науки (science), технология (technology), инженерия (engineering) и математика (mathematics) [Синельникков 2020: 59].
В одном из своих выступлениях генеральный директор американской компании MGA Entertainment Isaac Larian сказал, что STEM - это практически все, что нас окружает. Любое хобби или любая деятельность в определенной степени связано с наукой, инженерией, технологиями и математикой [Bray J.].
На первый взгляд покажется странным, какое отношение могут иметь перечисленные области знаний к деятельности уголовно-исполнительной системы. Для этого нам необходимо понять содержательную структуру STEM-образовании. Изначально использование STEM-образования было предназначено для обучения школьников, так как школьная программа обучения, основанная на раздельном изучении определенных предметов, не в полной мере способна развить у школьников навыки, необходимые современному обществу. Изучая по отдельности математику, физику, историю, химию и другие предметы, школьники получают разрозненную, непересекающуюся между собой информацию. Например, на уроках истории школьникам сложно определить возраст какого-то исторического деятеля, так как основной задачей является выучить его годы жизни. Кроме того, в традиционной школьной программе отсутствуют тесные взаимосвязи между теорией и практикой. Изучая материал учебника, ученики получают большой объем информации, которая в памяти ребенка надолго не задерживается, так как ему сложно ее сопоставить с окружающим миром.
Идея STEM-образования основывается на сочетании теоретических и прикладных навыков. Сочетание четырех областей познания позволяет получить определенную информацию и закрепить ее путем решения практической задачи. Естественные науки дают знания об окружающем мире, законах и явлениях природы, строении окружающих нас живых организмов и т. д. Технология дает возможность применить полученные научные знания на практике. Инженерия при помощи определенных материалов позволяет моделировать и визуализировать полученные знания. А познания математической области при выполнении определенных алгоритмов, способны повлиять на содержательную составляющую знаний, полученных при интеграции вышеуказанных областей знания.
STEM-образование основывается на следующих принципах: междисциплинарность и интегративность - объединение знаний из разных научных областей познания в одно целое, описывающее одно явление с разных точек зрения; практическое использование знаний -возможность применения полученных знаний при решении практических задач; креативность и критическое мышление - способность решать и находить решение практических задач разнообразными способами, уходя от стандартных алгоритмов. Используя идею STEM-образования мы полагаем, что данный подход, возможно использовать в образовательном процессе ведомственных вузов ФСИН России, если в качестве естественных наук мы будем использовать общественные науки, одной из отраслей которых являются юридические науки. Юридические науки представляют собой систему знаний о государственно-правовой деятельности, обеспечивающей регулирование общественных отношений и защиту интересов граждан. [Добрынина 2013].
Одним из элементов регулирования общественных отношений является процесс осуществления принудительной изоляции граждан, нарушивших правовой порядок государства. В свою очередь исполнение принудительной изоляции возлагается на уголовно-исполнительную систему. Следовательно, изучение деятельности УИС будет осуществляться юридическими науками.
Таким образом, STEM-образование в ведомственных вузах ФСИН России будет представлено в виде интеграции юридических наук, технологии, инженерии и математики. Междисциплинарное взаимодействие юридических наук позволит сформировать у курсантов всестороннее представление о деятельности УИС, а также на наиболее качественном уровне закрепить знания по соответствующему профилю подготовки. С точки зрения инженерии, полученные курсантами знания возможно визуализировать при помощи определенных инструментов в виде макетов, муляжей, образцов служебных документов и т. д.
Совокупность полученных знаний и визуальных образов той или иной сферы деятельности УИС будет сопровождаться определенными процессами, построение которых будет основано на выполнении определенных алгоритмов, представленных соответствующими технологиями. А математика позволит осуществлять корректировку технологических процессов, если внести соответствующие изменения в строение и содержание изучаемого предмета.
Отличием STEM-образования от междисциплинарного подхода является то, что обучение в STEM формате направлено не просто на объединение знания из разных дисциплин в одно целое, но и объяснение процессов, связанных с полученными знаниями, с точки зрения дисциплин, составляющих STEM-образование.
Заключение
Деятельность УИС является многогранной и охватывает знания из различных областей деятельности, устанавливая общее представление о сфере исполнения уголовных наказаний. Возможность использования STEM-образования в обучении курсантов ведомственных вузов ФСИН России позволит не только объединить знания различных дисциплин, изучаемых в вузах, но и установить между ними тесную взаимосвязь, а также закрепить их на практическом уровне. Установление взаимосвязи между изучаемыми дисциплинами будет способствовать более качественному формированию необходимых компетенций и достижению требований, предъявляемых к выпускникам ведомственных вузов.
Список литературы
1. Биркун Н. И. Реализация межпредметных связей при изучении общепрофессиональных дисциплин в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2007. 227 с.
2. Бушковская Е. А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения // Молодой ученый. 2009. № 5 (5). С. 178-182.
3. Глухова Е. А. Межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе : дис. ... кан. пед. наук, Челябинск, 2010. 208 с.
4. Добрынина Э. С., Скурихина Н. В. Характерные черты юридических наук // Студенческий научный форум : Материалы V Международной студенческой научной конференции. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013009299 (дата обращения: 12.11.2023).
5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М. : Просвещение, 1982. 524 с.
6. Лупырь В. Г., Щипин А. И. Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов // Психодидактика в правоохранительных органах. 2008. № 4(35). С. 25-27.
7. Малышева И. В. Межпредметные связи как основа междисциплинарных и межкафедральных мероприятий в вузах ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2013 № 4 (17). С. 118-126.
8. Никитина Т. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов ведомственных вузов в процессе самообразования // Полицейская деятельность. 2017. № 4. С. 32-47.
9. Синельникков И. Ю., Худов А. М. STEM как инновационная стратегия интегрированного образования: передовой опыт, перспективы, риски // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 3. С. 54-62.
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от
11.06.2022) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения 31.03.2023).
11. Bray J. STEM Education for Children: What to Consider. URL: https://medium.com/@jeannabrayn/stem-education-for-children-what-to-consider-7f643bf8a82f (дата обращения: 30.03.2023).
12. STEM education. URL: https://www.britannica.com/topic/STEM-education/STEM-education (дата обращения: 29.03.2023)
13. STEM Education. What Is It? URL: https://timedooracademy.com/blog/what-is-stem-education (дата обращения: 29.03.2023)
14. STEM School. Rich History of STEAM Education in the United States. URL: https://www.stemschool.com/articles/rich-history-of-stem-education-in-the-united-states (дата обращения:
09.03.2023)
15. What Is STEM Education? URL: https://www.worldatlas.com/articles/pg-editing-what-is-stem-education.html (дата обращения: 29.03.2023)
References
1. Birkun N. I. Realizatsiya mezhpredmetnykh svyazey pri izuchenii obshcheprofessional'nykh distsiplin v voennom vuze [Implementation of interdisciplinary connections in the study of general professional disciplines in a military university]. PhD thesis. Orel, 2007, 227 p. (In Russ.).
2. Bushkovskaya E. A. Mezhdistsiplinarnaya integratsiya kak fenomen filosofii i strategiya obucheniya [Interdisciplinary integration as a phenomenon of philosophy and teaching strategy]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2009, no. 5 (5), pp. 178-182. (In Russ.).
3. Glukhova E. A. Mezhpredmetnye svyazi kak sredstvo samoobrazovaniya studentov v vuze [Interdisciplinary connections as a means of self-education of students at the university]. PhD thesis, Chelyabinsk, 2010, 208 p. (In Russ.).
4. Dobrynina E. S., Skurikhina N. V. Kharakternye cherty yuridicheskikh nauk [Characteristic features of legal sciences]. Studencheskiy nauchnyy forum [Student Science Forum]. (In Russ.). Available at: https://scienceforum.ru/2013/article/2013009299 (accessed: 12.11.2023).
5. Konstantinov N. A., Medynskiy E. N., Shabaeva M. F. Istoriya pedagogiki [History of pedagogy]. Moscow, Prosveshchenie, 1982, 524 p. (In Russ.).
6. Lupyr' V. G., Shchipin A. I. Teoreticheskie osnovy mezhdistsiplinarnoy integratsii v boevoy podgotovke kursantov [Theoretical foundations of interdisciplinary integration in combat training of cadets]. Psikhodidaktika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychodidactics in law enforcement agencies]. 2008, no. 4(35), pp. 25-27. (In Russ.).
7. Malysheva I. V. Mezhpredmetnye svyazi kak osnova mezhdistsiplinarnykh i mezhkafedral'nykh meropriyatiy v vuzakh FSIN Rossii [Interdisciplinary connections as a basis for interdisciplinary and interdepartmental events in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute]. 2013 № 4 (17), pp. 118-126. (In Russ.).
8. Nikitina T. V. Formirovanie professional'noy kommunikativnoy kompetentsii kursantov vedomstvennykh vuzov v protsesse samoobrazovaniya [Formation of professional communicative competence of cadets of departmental universities in the process of self-education]. Politseyskaya deyatel'nost' [Police activities]. 2017, no. 4, pp. 32-47. (In Russ.).
9. Sinel'nikkov I. Yu., Khudov A. M. STEM kak innovatsionnaya strategiya integrirovannogo obrazovaniya: peredovoy opyt, perspektivy, riski [STEM as an Innovative Strategy for Integrated Education: Best Practices, Prospects, and Risks]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education]. 2020, no. 3, pp. 54-62. (In Russ.).
10. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 08.01.1997 N 1-FZ [Criminal Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 N 1-FZ]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (accessed: 31.03.2023).
11. Bray J. STEM Education for Children: What to Consider. URL: https://medium.com/@jeannabrayn/stem-education-for-children-what-to-consider-7f643bf8a82f (дата обращения: 30.03.2023).
12. STEM education. URL: https://www.britannica.com/topic/STEM-education/STEM-education (дата обращения: 29.03.2023)
13. STEM Education. What Is It? URL: https://timedooracademy.com/blog/what-is-stem-education (дата обращения: 29.03.2023)
14. STEM School. Rich History of STEAM Education in the United States. URL: https://www.stemschool.com/articles/rich-history-of-stem-education-in-the-united-states (дата обращения: 09.03.2023)
15. What Is STEM Education? URL: https://www.worldatlas.com/articles/pg-editing-what-is-stem-education.html (дата обращения: 29.03.2023)
Информация об авторе П. И. Никитин — преподаватель, кафедра режима и охраны в уголовно-исполнительной системе ФКОУ ВО, Пермский институт ФСИН России.
Information about the author P. I. Nikitin — Lecturer, Department of Regime and Security in the Penal System, Perm Institute of the Federal Penal Service.
Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 20.04.2024; принята к публикации 25.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 15.03.2024; approved after review on 20.04.2024; accepted for publication on 25.08.2024.