Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка художника для производства на основе компетентностного подхода'

Профессиональная подготовка художника для производства на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Максим Владимирович, Соколова Марина Станиславовна

В статье рассматривается моделирование процесса подготовки художника по металлу с учетом изменяющегося социального заказа. Авторы анализируют основные требования художественной промышленности к профессиональным умениям и владениям выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Максим Владимирович, Соколова Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка художника для производства на основе компетентностного подхода»



I

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Соколов Максим Владимирович, Соколова Марина Станиславовна, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

E-mail: maxma63@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается моделирование процесса подготовки художника по металлу с учетом изменяющегося социального заказа. Авторы анализируют основные требования художественной промышленности к профессиональным умениям и владениям выпускников вуза.

Ключевые слова: художник декоративно-прикладного искусства,

художественная промышленность, модель подготовки бакалавра, рисунок, живопись, проектирование, требования к выпускнику.

Создание модели педагогической деятельности художника декоративноприкладного искусства направления Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы должно основываться на четко разработанной методике преподавания общепрофессиональных, специальных дисциплин в их взаимосвязи и с учетом современного заказа художественного производства. Построение аргументированной модели, выпускающей специалистов-

бакалавров для художественной промышленности, в этой связи вызывает ряд обоснованных трудностей.

Существует общепринятое мнение в художественной среде, что достаточно научить студента рисунку, живописи, композиции, и он станет художником. Конечно, этому учить будущих художников для производства необходимо. Однако если выпускник не будет знать технологию обработки металла, не будет профессионально владеть проектной деятельностью, и работой в мастерских, то из него никогда не получиться художника по металлу, способный разработать и выполнить в материале художественное изделие. Тем более что этим задачи художника декоративно-прикладного искусства не ограничиваются [2, 3].

Современный подход в высшем образовании ориентированный на компетенции призван в первую очередь сблизить требования, которые

733

о

Щ SCIENCE TIME Щ

выстраивает вуз и кафедры и требованиями производства [6]. Выпускник вуза сталкивается с тем, что учебные задачи были или слишком облегчены в сравнении с реалиями на рабочем месте, или достаточно обобщенными и потому размытыми. Построение отдельные курсов, имеющих определяющее значение для формирования специалистов-профессионалов, также должно быть согласовано с будущим работодателем. Однако и внутри самого учебного плана возникают разногласия между преподавателями при выстраивании приоритетов в знаниях, умениях и владениях в рамках одной конкретной дисциплины.

Фундаментальные дисциплины, образующие основу подготовки дизайнера и художника декоративно-прикладного искусства - это рисунок, живопись, композиция и проектирование. Традиционно на этих дисциплинах решались свои собственные задачи, направленные на развитие общехудожественных умений и владений, а также специальных владений.

Так в рисунке и живописи приоритетными задачами всегда были решение пространства, предметности и конкретности. На решение этих проблем отводилось огромное количество времени, в процентном отношении к задачам декоративных и задач цвето-ритмического построения. Такого рода _ распределение задач оправдывалось недостаточной общехудожественной подготовкой первокурсников.

По современным стандартам время, выделяемое на аудиторную работу со студентами, резко сократилось, по сравнению со стандартами специалитета. Такое положение требует пересмотра иерархии задач по базовым дисциплинам. Самое главное состоит в том, что их нужно выстроить приближенно к будущей профессии выпускников.

Художник декоративно-прикладного искусства в своей творческой практике выражает своей замысел, свое образное решение объекта, используя ограниченное количество цветов. Особенность построения объектов в живописном плане не требует иллюзорного объемного решения. Наоборот в большинстве предметов ДПИ цвет решается плоскостно [5]. С этих позиций нам близка точка зрения на преподавание живописи для художников декоративного искусства исследователя С.В. Рябиновой, которая обосновывает изменения приоритетности задач в живописи со смещением в сторону решения задач создания декоративного художественного образа. [4, с.291].

В рисунке внимание уделяется в первую очередь силуэтно-пятновому решению предметов, где тональное решение позволяет передать пространство [1]. Однако будущий специалист в области декоративного искусства в первую очередь должен решать конструктивные и творческие задачи. Каждый эскиз профессионала художника ДПИ предполагает последующее переведение в материал. В зависимости от технологических особенностей это изделие может быть выполнено в технике ювелирной, кузнечной, эмальерной, выпиловки и

734

о

Щ SCIENCE TIME Щ

других. Таким образом, встает вопрос о смещении задач в сторону конструктивного построения предметов с легкой светотенью, передающей иллюзию объема. Такой рисунок в большей степени будет помогать в последствие на проектировании или эскизировании реальных объектов.

Исходя из заказа художественной промышленности, можно

сформулировать современные требования к художнику декоративноприкладного искусства (художник по металлу). Он должен уметь следующее.

1. Творчески: разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения; решать композиционные, колористические и технические задачи; подходить к объекту - обеспечивать взаимосвязь градостроительных, архитектурно-планировочных и социологических факторов в процессе проектирования; осуществлять экспериментальные и перспективные разработки, определяющие основные направления декоративно-прикладного искусства и культуры исполнения изделий.

2. Профессионально: воспроизводить изобразительными средствами

предлагаемые модели и образцы; выполнять макеты и готовые произведения в материале; учитывать особенности и технические свойства применяемых материалов; пользоваться техническими средствами и вспомогательными инструментами.

3. Работая в коллективе: принимать участие в подготовке заданий на проектирование новых объектов и образцов; работать совместно с конструкторами и технологами; сотрудничать с творческими работниками культуры и искусства.

4. Внедряя проекты и образцы в производство: рассчитывать

экономическую эффективность технических решений и предложений; планировать и организовывать художественно-технологические процессы изготовления изделий; создавать произведения и промышленные образцы; производить необходимые расчеты, сообразуясь с конкретными

производственными условиями; осуществлять авторский надзор.

5. В научно-исследовательской деятельности: сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческих исканий; применять рациональные приемы поиска, отбора, систематизации и использования информации; пользоваться методической и научной литературой по профилю подготовки и смежным вопросам.

В целом программы и учебные планы не дают целостного представления о выпускнике-художнике декоративно-прикладного искусства как творческой личности, как профессионале. Однако это требует художественная практика.

Мы подойдем к этому вопросу с позиций и конкретизации модели подготовки бакалавра через призму триады «знания, умения, владения». В нашей педагогической проблеме эту триаду мы пересмотрим с позиций связи

о

Щ SCIENCE TIME Щ

ремесла и художественного творчества. Обработка металла - искусство достаточно древнее. И опыт его отделки и использования в художественных изделиях накопленный с одной стороны тысячелетиями развития этого искусства, а с другой стороны личный педагогический и художественный опыт позволили разработать и внедрить в практику преподавания методику обучения художественной обработки металла.

Профессия художника по металлу - это, прежде всего профессионализм в овладении свойствами и декоративными возможностями материала из которого создается произведение прикладного искусства. Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств металла, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах для решения художественнокомпозиционных задач. Освоение каждого нового технологического приема расширяет и обогащает изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческих замыслов, облегчает поиск наиболее выразительной и адекватной содержанию художественной формы.

Мастера, работающие в области художественной обработки металла, кроме изучения самих металлов, должны знать другие материалы, нередко _ используемые в сочетании с металлом (эмаль, драгоценные камни, чернь, дерево, пластмассы и т. п.). Немаловажное значение имеет для художника овладение различными способами отделки готовых изделий. Нахождение выразительных соотношений матовых и блестящих поверхностей, различных фактур, применение всевозможных покрытий (оксидировок, патин, и т.п.) которые позволяют художнику достигать необходимой выразительности и желаемой цельности всего произведения [5].

Способность предвидеть художественные эффекты, получаемые на всем протяжении процесса изготовления изделия из металла, причем эффекты, заведомо не очевидные, порою непредсказуемые, — одна из главных черт художника по металлу как профессионала. И эта профессиональная черта недоступна без огромного комплекса знаний в области материалов и технологий, поскольку именно совокупность химического и физического состава материалов, способов и приемов их обработки.

Тем не менее, формально приобретенные знания ничего не значат без подкрепления их владениями. В основе художественной обработки металла лежит ремесленничество, рукоделие, рукотворчество. Отсюда необходимость целого комплекса упражнений в процессе учебы и постоянный труд в дальнейшем, на практике. Профессиональные умения, приобретаемые как в результате учебы, так и в результате дальнейшей работы конкретны.

Рассматривая владения как компонент вышеупомянутой триады, мы оговоримся, что в художественном творчестве они приобретают конкретный профессиональный смысл. Мы вкладываем в это понятие иное содержание,

о

Щ SCIENCE TIME Щ

истекающее из самой сути профессии художника прикладного искусства.

Параллельно-опережающее развитие, с одной стороны, цивилизации, а с другой стороны, культуры, приводит, к их вечному противоречию в истории прикладного искусства. На любом этапе многотысячелетнего формирования искусства на первый план выдвигались то технические достижения общества (например, открытие новых металлов), то культурные достижения (например, стиль модерн в искусстве). Такое противоречие в скрытом виде существует у нас и сегодня. Оно заключается в наличии двух позиций, двух противоположных отношений к прикладному искусству. Одна из точек зрения ориентируется на массовое воспроизводство, и в этом она близка к идеологии дизайна. Представителями такой позиции выступают художники-промышленники. Другая позиция отстаивается художниками индивидуалами. Она заключается в том, что важен уникальный художественный эффект, который может получиться не только закономерно, из знаний и опыта художника, но и случайно.

С профессионально-педагогической точки зрения наличие таких разногласий оказывается очень существенным. Возникают простые вопросы. Может ли художник, не освоивший сложное ремесло, надеяться на получение _ действительно художественного результата? Мы считаем, что ответ на этот вопросы однозначен: художник, не изучивший секреты ремесла, не умеющий предугадывать результат технологического процесса, далек от профессионализма. Конечно, бывает так, что художник, экспериментируя, не всегда получает ожидаемый результат, не всегда может преодолеть противоречие между замыслом и технологическими возможностями его реализации. Однако мастер по металлу отлично знает, чего он хочет добиться, способен проанализировать источник неудач, найти необходимое решение и оценить положительный результат. Критерием этого и является профессиональное владение, формируемое годами сопоставления личного творчества художника с мастерами прошлого, введения себя в историко-культурный процесс существования своей профессии, осмысления своего и чужого образнохудожественного и технологического опыта и его осознания в собственных работах. В содержание этого термина мы вкладываем весь опыт искусства, опыт технологии этого искусства, его идеалы, и аспекты социологизации личности художника.

Таковы отправные предпосылки построения модели обучения студентов, будущих художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (художественный металл). Ключевой смысл — это многосторонний охват учебных задач.

737

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Литература:

1. Белый В.М., Савельева О.П. Научные основы методике обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: учебное пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2013 - 110 с.

2. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Методические материалы. - М.: ВНИИТЭ. 1990. - 100 с.

3. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском). Методические материалы. - М.: ВНИИТЭ. 1991. - 180 с.

4. Рябинова С.В. Профессиональное становление будущих художников ДПИ в процессе вузовской подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -

№ 15.- С. 287-294.

5. Соколов М.В., Соколова М.С. Орнамент и металлическое кружево русских мастеров: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. □ 144 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (квалификация

(1 т

(степень) «бакалавр»). - М., 2011 приказ № 1875.

738

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.