Научная статья на тему 'Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства'

Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябинова Светлана Валентиновна

Данная статья отражает вопрос специфики профессионального становления будущих художников декоративно-прикладного искусства на занятиях живописи. Определены компоненты и стадии профессионального становления. Намечены пути более эффективного решения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства»

4. Мащбиц, Е. И Психолого - педагогические аспекты компьютеризации [Текст] / Е. И. Мащбиц // Вестник Высшей школы. - 1986. - № 4. - С. 22-28

5. Оробинский, А. М. Основы информационно-педагогической компетентности преподавателя вуза, http://rspu.edu.ru.

6. Отставнов, М. Почем свобода для государства? [Текст] / М. Отстанов. // Компьютерра. - 2003. - № 3 (478). - 21 с.

7. Талызина, Н. Ф, Внедрению компьютеров в учебный процесс - научную основу [Текст] / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. - 1985. - № 12. -С. 34-38.

8. Федоров, А. И. Информационные технологии в образовании: теоре-тико - методологические и социокультурные аспекты [Текст]: Монография, /

А, И, Федоров. - Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. ~ 224 с.

УДК 378.147

С. В, Рябинова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, определяют изменения в отечественной системе образования. Сегодня обществу нужны высококвалифицированные специалисты, профессионалы, которые обладали бы необходимой компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. В последнее время возрос спрос на специалистов в области декоративно-прикладного искусства. В связи с этим модернизация высшего образования направлена на введение новых специальностей, одна из которых «Художник ДЛИ».

Перед художественным образованием стоит задача подготовить такого специалиста, который бы не только имел знания по теории и истории искусств, не только владел умениями и навыками изображения действительности, но и глубоко понимал, чувствовал сущность творчества. В подготовке художника ДПИ к творческой деятельности большое значение имеет формирование представлений о художественном образе, об особенностях декоративного творчества, профессиональной компетентности, осознанного отношения к закономерностям творческой деятельности в искусстве,

В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема профессионального становления будущего художника ДПИ. Профессиональное становление личности рассматривали в своих трудах такие ученые как Э. Ф. Зеер, Е. А, Климов, Т. В, Кудрявцев, Л. М. Митина, Н. Я. Сайгушев,

В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др. Отдельные вопросы профессионального становления специалистов в области декоративно-прикладного искусства рассматривались в науке относительно профессии учителя ИЗО и ДПИ. Вопросы профессиональной направленности отражены в работах М. В. Соколова, В. В. Фокина, П. Э. Хрипунова; различные аспекты творческой самореализации - в работах О. С. Базылева, О. В. Вандьплевой, Б. JL Каган-Розенцвейг; вопросы развития творческого потенциала и творческих способностей раскрыты в трудах Р. А. Гильман, И. В. Лапчинской и др. Все эти работы имеют важное теоретическое и практическое значение. Проблема, заключающаяся в разработке путей, условий, способов успешного профессионального становления будущего художника ДПИ не получила в педагогической литературе достаточного теоретического обоснования и эффективного практического осуществления.

Видный исследователь профессионального становления личности

Э, Ф. Зеер, вывел несоответствие в системе профессиональной подготовки студентов вузов, а именно противоречие между целью обучения и результатами профессиональной подготовки. Цель обучения - освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат подготовки - освоение профессиональной деятельности [1, с. 50-51], Ученый видит разрешение данного противоречия в изменении деятельности обучаемых с учетом ее становления, поскольку реализация развивающейся профессионально ориентированной деятельности обуславливает выбор адекватных технологий обучения.

Конечной целью современного профессионального обучения в вузе является формирование личности специалиста, обладающего определенным уровнем профессионального сознания. Мы согласны с М. О. Суриной и А. А. Суриным, которые считают, что «вузовская подготовка как высшая степень профессионального обучения должна быть направлена на овладение студентами методами профессиональной деятельности, позволяющими формировать определенные способы специализированного мышления. Для этого необходима перестройка обыденного мышления студентов, начиная с первых стадий обучения. Начало такой перестройки должно быть связано не с изложением и накоплением определенного объема информации, а с постановкой и решением профессиональными методами деятельности» [5, с. 263-264]. .

В связи с этим актуальным на сегодняшний день является адаптация учебных программ и методов обучения к определенной профессиональной деятельности. В этой связи предполагается поиск и внедрение в учебный процесс новых критериев в целях и задачах обучения, новых принципов и новых методик преподавания конкретного предмета.

Живопись, наряду с рисунком и композицией, является одной из базовых дисциплин в системе подготовки художников ДПИ. Курс живописи

направлен на комплексное изучение цвета, его эмоционально-образного воздействия и смысловой содержательности. Разрабатывая основы методики преподавания живописи для разных направлений, следует исходить из того, что нецелесообразно по одинаковой программе обучать живописи студентов разных художественных специальностей. На это указывают государственные стандарты, а также опыт ведущих учебных заведений, готовящих специалистов декоративно-прикладного искусства, например, МВХПУ (б. Строгановское), ЛВХПУ им. Мухиной [2; 3]. Кроме этого одной из основных задач методики обучения живописи для будущих художников ДПИ является определение различных особенностей и свойств декоративности как особого способа художественно-образного мышления. Это связано со спецификой профессиональной деятельности, которая заключается в преобразовании объективной реальности в условно-плоскостные изображения. Следовательно, необходимо сформировать у будущих художников ДПИ плоскостно-орнаментальное видение натуры, чтобы научиться претворять богатейшие впечатления от окружающей действительности в произведения декоративно-прикладного искусства.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем профессиональное ста-новление будущих художников декоративно-прикладного искусства как динамический процесс развития и саморазвития личности при освоении декоративной деятельности. В результате данного процесса обогащается профессиональная направленность, формируется опыт и профессиональная компетентность, развиваются профессионально важные качества.

Рассмотрим структуру профессионального становления будущих художников ДПИ (рис. 1).

Профессиональная направленность является своеобразной «энергетической» составляющей профессионального становления. Основу профессионального становления будущего художника ДПИ, находящую непосредственное выражение в профессионально-художественной направленности, составляет специфическая система мотивов. В нашем исследовании мы выделяем широкие социальные мотивы, которые выражаются в осознанности значимости декоративной деятельности, интересе к ней, а также профессиональные ценности художника. Профессиональная направленность характеризуется мотивами предпочтения профессии художника ДПИ другим профессиям.

Рис. 1. Структура профессионального становления будущих художников ДЛИ.

Неотъемлемой частью профессионального становления является совершенствование профессиональной компетентности. Э. Ф. Зеер выделяет основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности - обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм [1, с. 54]. Профессиональная компетентность будущих художников ДЛИ на занятиях живописи должна включать в себя знания, умения и навыки в области: 1) создания художественного образа; 2) специфического языка декоративного искусства.

Важнейшими составляющими, психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Профессиональные важные качества многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. При выявлении профессионально важных качеств будущих художников ДПИ мы остановились на развитом художественно-образном мышлении и продуктивном воображении, а также трудолюбии.

Профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни, поэтому в этом процессе можно выделить стадии. .

Нами выделены и даны характеристики трем стадиям профессионального становления будущего художника ДПИ, при этом главный акцент сделан на стадии профессиональной подготовки на занятиях живописи, которая делится на три этапа. .

1 стадия - оптация (довузовская подготовка).

Работа на подготовительных курсах позволяет заложить основные знания, умения и навыки изобразительной грамоты. Связь с художественными учреждениями региона (ДХШ, училища, художественные студии и школы искусств) позволяет последить довузовскую подготовку будущих абитуриентов.

2 стадия - профессиональная подготовка.

1 этап - адаптационный -1 курс. На этом этапе корректируются знания и умения изобразительной грамоты студентов, в соответствии с требованиями конкретного вуза, а также происходит обогащение новыми знаниями в области основ цветоведения и колорита в живописи. Доминанта на работу с изобразительными средствами живописи.

2 этап - базовый - 2-3 курсы. Это основной этап, на котором закладываются основы специфики декоративной живописи. Доминанта на работу с выразительными средствами создания декоративного художественного образа. Ведущим жанром на 1-2 этапах является натюрморт, Его простота и доступность позволяет решать весь комплекс учебно-творческих задач. Именно на натюрморте студенты изучают основы теории живописи и цветоведения, выразительные возможности акварели и гуаши. Кроме овладения профессиональными навыками натюрморт предоставляет студентам большие возможности для творчества. -

3 этап — закрепляющий - 4—5 курсы. На этом этапе студенты решают те же учебно-творческие задачи, но уже в портретном жанре. Задания всех этапов выстроены с учетом их усложнения, некоторые темы повторяются, но рассматриваются с новой точки зрения. Это способствует обогащению представлений студентов, а также закреплению полученных ранее знаний, умений и навыков.

3 стадия — профессиональная адаптация (послевузовская подготовка). ,

Связь с выпускниками позволяет последить их дальнейшее профессиональное становление. Необходимо, чтобы молодой специалист имел возможность повысить свою квалификацию или получить в случае необходимости профессиональную переподготовку.

Проходя вышеперечисленные стадии профессионального становления, будущий специалист в области декоративного искусства формируется как личность, как профессионал. У него возникает более устойчивая мотивация предпочтения декоративной деятельности, Во время обучения в вузе студент приобретает знания, умения и навыки будущей профессии, при этом получают активное развитие профессионально важных качеств. Хотелось бы отметить, что становление специализированного мышления и способностей проходит медленно и непродуктивно, если творческая деятельность проходит в своем формировании эмпирический, а не теоретический путь.

«Управляемая подготовка к творческой деятельности способствует формированию представлений профессионального класса, свертыванию умственных действий, овладению методами деятельности и становлению на этой основе специализированного сознания и способностей» [5, с. 332]. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и, в конечном счете, инициируют перестройку всей структуры личности.

Сформировать выпускника, который будет востребован на современном рынке труда можно только при условии совместной работы всего преподавательского коллектива, единых критериев оценок и общего понимания целей и задач обучения. Вокруг проектного обучения должен интегрироваться весь комплекс предметов и дисциплин, необходимых для формирования специалиста. Академическая живопись, являясь частью общехудожественного базиса профессионального образования художников ДПИ, должна быть адаптирована к специфике профессионально-декоративной деятельности.

В Магнитогорском государственном университете на факультете изобразительного искусства и дизайна уже 7 лет ведется работа по данному направлению. Начиная с разработки отдельных упражнений, затем семестровых комплексов учебно-творческих заданий, далее методического пособия «Декоративность в живописи» [4], а также диагностических тестов, нами была разработана авторская программа курса «Живопись» для групп со специализацией «Художник ДПИ» (1—5 курсы). Основанием программы стали требования Государственного Образовательного Стандарта и опытно-экспериментальных наработок. Она направлена на то, чтобы развить у ■ студента активный взгляд на натуру, его видение, для того, чтобы от пассивного списывания натуры перейти к художественному выражению формы.

Приоритетность эмоциональных задач часто отводит на второй план проблемы пространства, предметности или конкретности. Условность как способ образного решения задач по живописи заключается в выявлении цвето-ритмической основы натурной постановки, в плоскостной трактовке формы, отхода от натурного цвета в целях поиска колористического строя живописного произведения, применение метода творческой интерпретации натуры для выявления художественного замысла. В своей творческой практике художники декоративно-прикладного искусства вынуждены выражать свой замысел, используя Ограниченное количество цветов, что обусловлено особенностями технологического процесса. В программе делается ставка на посильное создание художественного образа, при сочетании изобразительности с декоративной выразительностью, но с преобладанием последней.

На рис. 2. показана структура содержания курса «Живопись». В ней отражены изучаемые жанры искусства; основные материалы, их распределение по семестрам; определены главные цели каждого, семестра.

Рис. 2. Структура содержания курса «Живопись».

Как видно на рис. 2. ведущим жанром является натюрморт. Его простота и доступность позволяет решать весь комплекс учебно-творческих задач. Именно на натюрморте студенты изучают основы теории живописи и цветоведения, выразительные возможности акварели и гуаши. Кроме овладения профессиональными навыками натюрморт предоставляет студентам большие возможности для творчества. Далее, на старших курсах, студенты решают те же учебно-творческие задачи, но уже в портретном жанре. Задания выстроены с учетом их усложнения, некоторые темы повторяются, но рассматриваются с новой точки зрения. Это способствует обогащению представлений студентов, а также закреплению полученных ранее знаний, умений и навыков. Принципиальным положением данной программы является:

1. Введение композиционно-творческих заданий по формированию художественно-образного мышления студентов.

2. Серия заданий по овладению спецификой декоративного языка.

На наш взгляд, с первого же курса, наряду с учебными задачами должны быть включены композиционно-творческие (например, придумать, представить, вообразить, интерпретировать, задать и т. д.), которые носили бы проблемный характер. Проблемность в художественной деятельности - это раскрытие сути построения художественного образа; методов, приемов и способов работы над художественным решением посредством глубокого анализа и постижения закономерностей, свойственных художественному образу. Мы считаем, что задача является проблемной, если в ней присутствует три компонента: художественно-образный, композиционный и изобразительный. По сути, первый и второй компонент - показатель работы над

выразительными средствами, а третий - изобразительная грамота. Следует заметить, что при организации учебно-творческой деятельности студентов следует на первый план выдвигать задачи продуктивные и творческие, а все остальные решаться в их контексте. Это позволяет сохранить для каждого цикла занятий высокую роль смыслов и целей, при этом освоение операционно-технических аспектов формируемой деятельности становится осмысленным и внутренне мотивированным. .

Разнообразие живописных техник, освоение неизвестных приемов и способов декоративной живописи, погружение в творческий процесс создания художественного образа, вариативность являются движущей силой, побуждающей студентов к продуктивной творческой деятельности. В результате студенты осваивают такие элементы языка декоративности, как обобщенность цвето-тональных пятен, лаконичность решения пространства и объемов, силуэт, ритмика линий и пятен и т. д. .

Данная программа апробирована в Магнитогорском государственном университете на факультете изобразительного искусства и дизайна на занятиях живописи в группах по специализации «Художник ДПИ». Практический опыт показал, что повысился интерес к живописи, проблемам декоративного искусства; более эффективно происходит процесс формирования художественно-образного мышления и продуктивного воображения; знания специфики декоративного языка напрямую отразились на качестве, как живописных работ, так и проектах; повысилась творческая активность студентов (всероссийские, зональные, вузовские выставки).

Таким образом, необходимо, чтобы практические занятия были максимально приближены к конкретному виду деятельности, осваиваемому в процессе вузовской подготовки, т.е. направлены на создание его изоморфной модели. В этом случае появляется возможность направить деятельность студентов на освоение принципиальных позиций профессионального метода, а в процессе обучения происходит смещение внимания с «продукта» на «средства» специализированной деятельности. Овладение условным декоративным языком на занятиях живописи позволяет студентам «открыть» перспективы для более широкого применения полученных знаний в художественной практике, что во многом определяет успех в их профессиональном становлении.

Библиографический список

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском): Методические материалы ВННИТЭ, 1991, - 180 с.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. Мухиной. Методические материалы ВИИИТЭ, 1990, - 100 с.

4. Рябинова, С. В. Декоративность в живописи [Текст]: Методическое пособие

/ С. В. Рябинова. — Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 27 с. '

5. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». [Текст] / М. О. Сурина, А, А. Сурин. - Москва: ЙКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 352 с.

УДК 34.09

М. Б. Муртазаееа

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследования, посвященные поиску причин благополучия и высокого уровня жизнитраждан в различных государствах мира, приводят к выводу о том, что они зависят от высокого уровня и качества образования. В связи с этим ведутся поиски более совершенных и качественных форм образования, одной из которых является гимназия.

Как известно, основной целью гимназического образования как классического было воспитание ума и воли молодежи независимо от того, какую область знаний изучает и к какой профессии готовит. Целью гимназического образования в России было «приготовление юношества к университетским наукам, которые по склонности оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает совершенствовать себя в университете» [1, с. 125].

Соответственно гимназическое образование России получило элитный характер, ориентированность на подготовку более способной молодежи к продолжению университетского образования, общекультурный и развивающий характер содержания и методов. Анализ источников досоветского периода позволяет выделить ряд традиционных факторов становления и развития гимназического образования в России:

- запросы и интересы наиболее обеспеченной части граждан-страны и передовой части педагогического сообщества;

- статус наиболее приемлемой формы закрепления и передачи образцового социокультурного мирового опыта;

- возможность обеспечения более высокого уровня образования и развития способностей молодежи;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.