В.Н. Блохин, г. Горки, Беларусь
профессиональная подготовка экскурсовода и обеспечение основных принципов проведения
экскурсии
Сегодня экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении, и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную методику.
В основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом:
1. Научность - содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки.
2. Идейность - это объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам.
3. Связь теории с жизнью - материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.
4. Убедительность и доходчивость - эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для аудитории [1].
Особую роль играет качество подготовки профессионального экскурсовода. Эффективность использования разнообразного арсенала педагогических технологий, направленных на повышение качества психолого-педагогической подготовки экскурсоводов, снижается из-за отсутствия четких, научно обоснованных педагогических и иных требований к личности экскурсовода. Это обстоятельство с особой остротой ставит проблему педагогического проектирования, моделирования личности экскурсовода, стимулирует дополнительный научный поиск способов изучения уровня ее готовности к экскурсионной деятельности.
Еще А.С. Макаренко заметил, что ни одно педагогическое явление не рассматривается, никакая воспитательная деятельность невозможна без постановки развернутой цели. Эти цели должны выражаться в проектируемых качествах личности. Педагогическая практика подтверждает справедливость установки классика педагогики [3].
Подготовка современных специалистов в сфере туризма требует оперативного реагирования на потребность образовательного рынка, что предполагает постоянное
совершенствование как учебных планов и программ, так и коренной перестройки содержания подготовки экскурсоводов в системе туристического образования, направленной в первую очередь на:
- изучение глобальных, основополагающих учебных тем;
- интеграцию тем и проблем, относящихся к разным областям знаний (гуманитарных, экономических, технических и т.д.);
- использование принципа междисциплинарности;
- принцип насыщенности содержания специализированных курсов.
Однако педагогическая наука неадекватно реагирует на потребности практики. Так, отсутствуют исследования, направленные на разработку функциональной модели готовности специалиста к деятельности экскурсовода. В зарождающейся педагогике туризма до настоящего времени нет специальных исследований, раскрывающих закономерные связи и зависимости между формированием педагогически проектируемой личности экскурсовода и процессами его профессиональной подготовки, выявлением условий эффективности функционирования системы туристического образования. Отсутствие концептуальных схем и научно-методических разработок существенно снижает эффективность деятельности образовательных учреждений в сфере туризма, отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов отрасли.
Одним из организационно-педагогических путей совершенствования учебной работы может стать осуществление системы блочно-модульного обучения, которая может быть многоступенчатой, многоуровневой подготовкой кадров. Эта система предусматривает личностно-ориентированную подготовку специалистов, обеспечивающую гибкую систему содержания образования в соответствии с требованиями экономики, сферы туризма и изменениями в конъюнктуре рынка труда. также создаются рациональные условия для индивидуализации процесса обучения и подготовки кадров. личностный подход в обучении обеспечивает саморегуляцию, самоуправление, творческую деятельность студентов, повышает качество обучения, обеспечивает конкурентоспособность будущих специалистов.
Для преодоления сложившихся стереотипов в высшем профессиональном образовании необходимо изменить процесс обучения и подготовки экскурсоводов. Для этого нужно строить образовательный процесс с учетом культуротворчества профессиональной туристической деятельности, предусмотреть самореализацию педагогических устремлений, индивидуально формировать умения студентов.
Экскурсовод - это особый тип профессиональной деятельности, которому должна соответствовать определенная модель личности. Одной из задач подготовки экскурсоводов является формирование индивидуально-личностных, психологических, морально-нравственных качеств [2].
Стоит отметить, что эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объекта, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка экскурсии, создание благоприятных условий для восприятия материала. техника ведения экскурсии является составной частью профессионального мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы.
К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, движение от ав-
тобуса к объекту, расстановка группы у объекта, возвращение в автобус, соблюдение плана экскурсии, ответы на вопросы экскурсантов, использование индивидуального текста в ходе экскурсии, работа с микрофоном и т.д.
Экскурсовод, подойдя к группе, должен прежде всего познакомиться с группой. С этой целью он приветствует присутствующих, представляется, называет свою фамилию, имя, отчество, туристическую фирму, которая организует экскурсию. Затем должна быть озвучена тема экскурсии, перечисляются наиболее выдающиеся памятники и знаменательные места. Это должно заинтересовать экскурсантов.
Завершая вступление, экскурсовод излагает правила поведения участников экскурсии. Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся в экскурсионной практике правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Должна быть пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от которого во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты мысленно оценивают предстоящую экскурсию, экскурсовод же готовится заинтересовать собравшихся людей, планируя привлечь их внимание к теме.
При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.
Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсоводу. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за данный промежуток времени произойдет определенная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься в сюжет экскурсии.
У каждой темы - свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), то у одной и той же экскурсии будут разные вступления.
Экскурсоводу также необходимо внимательно следить не только за своей речью, но и за своими жестами, представляющими собой язык невербального общения, от которого в немалой степени зависит эффективность общения экскурсовода с группой. Правила сознательного, выразительного использования жестов схожи с правилами хорошего тона: с ними не рождаются, их вырабатывают, и они становятся нормой [1].
таким образом, обозначенные принципы образовательной и профессиональной деятельности экскурсовода должны стать залогом успеха и востребованности данного специалиста на современном рынке труда.
Литература
1. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - Москва, 2007. - С. 216.
2. Курило, Л.В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования /
Л.В. Курило. - М., 1998. - С. 236.
3. Фролов, А.А. А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания / А.А. Фролов,
Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород, 2007. - С. 361.