Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете'

Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1530
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / "УДЕРЖАНИЕ" ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИИ / "HOLDING" TEACHERS IN THEIR PROFESSION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHING STAFF / PRESTIGE OF PROFESSION OF A TEACHER / IMPROVEMENT OF FORMS AND METHODS OF TEACHING PEDAGOG / SYSTEM OF FURTHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная И.Ф.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей в современных условиях, анализируются роль и задачи классических университетов в данном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN CLASSICAL UNIVERSITY OF FUTURE TEACHING STAFF

The paper problems of improving system of professional education of future teachers in modern situation are described, role and objects of classical universities in this process are analyzed

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете»

УДК 371(075)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КЛАССИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

И.Ф. Бережная

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей в современных условиях, анализируются роль и задачи классических университетов в данном процессе

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, престиж профессии учителя, совершенствование форм и методов обучения педагогов, система повышения квалификации, «удержание» педагогов в профессии

Развитие общества напрямую зависит от культурного и интеллектуального капитала отдельного человека. Поэтому образование - это важнейшее условие экономического роста, научного прогресса. Так, экономисты подсчитали, что в результате поддержки и внедрения эффективной системы образования развитые страны получают до 40% валового национального продукта. А один доллар, вложенный в образование, дает не менее 3-6 долларов прибыли [1, с. 482-485]

К проблемам образования обращено внимание государственных деятелей, ученых, педагогов и широкой общественности, так как образование является важным средством государственного строительства, оно оказывает решающее влияние на продуктивность национальной экономики, обеспечивает успехи в развитии науки, в технологических преобразованиях, в отношениях человека и окружающей среды. С системой образования сталкивается каждый гражданин государства в разные периоды своей жизни и поэтому каждый заинтересован в том, чтобы система образования была максимально эффективной. Необходимо отметить, что качество образования напрямую влияет на престиж страны, что позволяет обеспечивать конкурентноспособность

государства на мировом рынке и привлекать финансовые инвестиции за счет

высококвалифицированных кадров.

Как и что можно сделать для того, чтобы система образования выполняла эти функции?

Решение этого вопроса во многом зависит от того, кто и как работает с нашими детьми, какие педагоги входят в классы, какие идеи они несут будущему поколению россиян.

В связи с этим проблема повышения качества профессиональной подготовки учителя приобретает архиважное значение!

Не смотря на то, что значение роли учительства трудно переоценить, в последнее время система педагогического образования

Бережная Ирина Федоровна - ВГУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: beregn5 5 @mail.ru

постоянно подвергается нападкам с разных сторон. Количество педагогических вузов сокращается, многие из них признаются неэффективными, хотя сами критерии оценки их деятельности у многих ученых вызывают сомнение.

Сегодня в обществе идет обсуждение проекта Концепции поддержки развития педагогического образования. (См.: Документы с сайта МИНОБРНАУКИ Проект концепции поддержки развития педагогического

образования). В этом документе приведены следующие цифры: «в 2008 году подготовку учителей осуществляли 196 вузов, в том числе 70 - педагогических, в 2012 году - 167 вузов, в том числе в 48 - собственно педагогических». Количество бюджетных мест в педагогических вузах сократилось более чем в два раза. В проекте концепции заговорили о «существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники».

Такая ситуация обусловлена рядом факторов. К ним можно отнести и материальное положение учителя (хотя надо признать, что в последнее время заработная плата учителям, в том числе и молодым, начинающим, существенно повышена), и низкий престиж профессии учителя, и отсутствие карьерных перспектив. До последнего времени у учителей не было стимула к творческой деятельности, использованию инновационных методов и средств обучения и воспитания, отсутствовал выбор в вопросе повышения квалификации (где, когда и как проходить курсы повышения квалификации). И совсем уже непостижимым становятся участившиеся случаи насилия, нападения на учителей.

В связи со сложившейся ситуацией необходимо выделить три группы проблем, требующих незамедлительного решения.

Первая группа проблем связана с отношением общества к учителю. В последние годы престиж профессии учителя резко упал, это связано с существенным оттоком лучших кадров

из школы в 90-е - первой половине нулевых годов, что повлекло за собой резкое снижение качества обучения школьников, не говоря уже о воспитании - даже самые хорошие педагоги в 90-х не знали, на каких идеалах воспитывать детей. Глубокий кризис в духовной сфере, охвативший нашу страну, в первую очередь коснулся детей и подростков. Что в этой ситуации можно было требовать от школы?

В связи с этим сегодня остро стоит проблема повышения престижа педагогической профессии, такой важной для настоящего и будущего нашей страны. Для этого необходимо организовать целенаправленную кампанию в средствах массовой информации. Ни для кого не секрет, что сегодня телевидение, газеты, журналы создают крайне негативный образ учителя, раздувают скандалы вокруг школы, выискиваются факты, которых, к сожалению, немало, говорящих о некомпетентности учителя. Контент-анализ некогда очень популярной газеты «Комсомольская правда» за три месяца показывает, что 83% публикаций о школе - это критика работы самих школ и учителей. Еще 15 % - это сетования по поводу детей, «не те дети пошли, и жестокие, и глупые, и наркоманы и т.д.» Так и напрашивается вопрос - кто ж виноват в этом? И только одна статья за три месяца была посвящена анализу интересного педагогического опыта.

Нам представляется, что такая подача информации в СМИ не совсем объективно отражает сегодняшнее положение дел в школе. Бывая в школе на практике со студентами, мы с уверенностью можем говорить, что и сейчас в школах есть прекрасные учителя и замечательные уроки, и хорошо организованная и продуманная воспитательная работа. Администрацией г. Воронежа и Воронежской области делается очень многое для поддержки учителей. Третий год действует Областной совет молодых учителей, который ежегодно проводит форум молодых, в рамках которого проходит конкурс «Мои инновации в образовании», совсем недавно прошла IV педагогическая Ассамблея «Сквозь призму педагогических идей» и т.д. Об этом пишется очень мало и как-то без энтузиазма.

Еще один аспект данной проблемы -феминизация учительской профессии. В воспитании молодого поколения, особенно подростков и юношей и девушек, роль мужчины очень важна. Не вдаваясь в рамках данной статьи в анализ гендерных особенностей профессии педагога, хотелось бы подчеркнуть, что приход мужчин в школьные классы мог бы существенно повлиять на микроклимат школы и педагогических коллективов, способствовать тому, чтобы воспитательная работа была интереснее и многообразнее, сделать более

привлекательной работу в школе для молодых педагогов и многое другое.

Вторым важным направлением в решении этой группы проблем будет приток в школу молодых, хорошо подготовленных учителей. Но это, во-многом, будет зависеть от того, как и насколько эффективно будут решены проблемы качественной подготовки учителя и стимулирования их профессиональной деятельности.

Вторая группа проблем как раз связана с совершенствованием профессиональной

подготовки учителей. И здесь проект Концепции предлагает ряд мер, которые при создании условий, действительно будут способствовать повышению качества педагогических кадров. На наш взгляд, заслуживает поддержки многие предложения. Это касается разработки таких стандартов высшего педагогического

образования, которые обеспечили бы «возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата (включая прикладной бакалавриат, универсальный бакалавриат), магистратуры (включая

профессиональную магистратуру) и

аспирантуры», а также «моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающих новые формы практики, механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования», разработки и реализации «программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников ведущих российских университетов,

трудоустраивающихся в муниципальные учреждения образования».

Совершенно очевиден позитивный потенциал данных предложений, хотя многое остается неясным.

Например, что такое «прикладной» бакалавриат и «универсальный»? На научно-методическом совете Воронежского

государственного университета ученые пришли к выводу, что качественная подготовка учителя в рамках бакалавриата, тем более прикладного, маловероятна. Связано это с ограниченными сроками обучения и в связи с этим недостаточным количеством часов, отводимых в новых стандартах, на психолого-педагогическую подготовку будущих учителей.

В чем суть «профессиональной магистратуры»? Если с многоуровневой подготовкой как-то разобрались, то, что такое «многоканальная подготовка» не совсем понятно, также как и «новые формы практики».

Безусловно, мы за сетевое взаимодействие различных образовательных учреждений, тем более за грантовую и методическую поддержку выпускников, важно

определить механизмы реализации данных предложений (кто, как и из каких средств будет осуществлять эту поддержку?).

Также в проекте Концепции упоминается «педагогическая интернатура». Непонятно, что имеется в виду, при том, что существует магистратура и аспирантура.

Более конкретно звучат предложения разработки «программ педагогической подготовки для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности», открытия «магистратур для подготовки учителей-методистов и управленцев, в которых приоритетный прием на бюджетные места будет осуществляться для работающих в системе образования». В этом, процессе на наш взгляд, важнейшую роль должны сыграть классические университеты. Традиционно классические университеты готовили учителей, но в последние годы лишь немногие факультеты оставили своим выпускникам возможность получения профессии педагога. В Воронежском государственном университете всего лишь на четырех факультетах из восемнадцати в стандартах запланированы часы на изучение психологии и педагогики, но при этом в дипломе не предусмотрено запись о праве работы в школе. Известно, что предметная подготовка выпускников университета осуществляется на высоком уровне, необходимо дать желающим стать педагогами возможность изучить психолого-педагогические дисциплины, пройти педагогическую практику в достаточной объеме и получить диплом учителя. Центром такой подготовки может стать кафедра педагогики или специально созданный Центр педагогической подготовки, который на межфакультетской основе будет осуществлять и координировать эту деятельность.

Такой опыт, например, имеется в Московском государственном университете, где создан факультет педагогического образования, куда зачисляются желающие из числа студентов других факультетов МГУ для подготовки к преподавательской работе параллельно с изучением выбранной области науки. Студентам, выполнившим учебный план факультета педагогического образования, наряду с основной квалификацией, присваивается квалификация "Преподаватель".

Параллельная подготовка к

преподавательской деятельности на факультете предусматривается также для магистров и аспирантов различных факультетов МГУ с присвоением квалификации "Преподаватель высшей школы".

В подобном центре (факультете) в классическом университете можно реализовывать и образовательные программы по освоению

«дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной квалификации (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения)» или уже после окончания университета, в период педагогической деятельности. Это касается кадров управленческого звена системы образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, педагогов по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагогов системы дополнительного и дошкольного образования и т.д. Об этом говорится в проекте Концепции. Все хорошо понимают, какое сегодня, когда в обществе нарастают социальные проблемы,

исключительное значение имеет

профессиональная подготовка таких

специалистов! К тому же это расширит возможности выпускников в трудоустройстве, повысит их конкурентоспособность.

Еще одна очень важная проблема, которая должна и частично решается в классическом университет - это психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы.

В вузах работают ученые, исследователи, внесшие большой вклад в различные отрасли науки. Но в тоже время они не всегда уделяют достаточное внимание процессу преподавания. Это важно особенно сегодня, когда в педагогической практике внедряются активные формы и методы обучения, широко используются информационные технологии, компьютерные обучающие программы, вводится on-line обучение, приветствуются различного рода инновации. Поэтому однозначной поддержки в проекте Концепции заслуживает предложение организации и «проведения на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также ведущих международных центров педагогического образования программ дополнительного профессионального

образования (стажировки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям». Мы думаем, что ВГУ вполне может стать таким центром.

Третья группа проблем связана с «удержанием» учителей в профессии, стимулированием их «обучения через всю жизнь», что должно сопровождаться повышением материального вознаграждения - магистр должен зарабатывать больше, чем бакалавр, кандидат наук больше, чем магистр; особо должна стимулироваться научно-исследовательская

работа учителя. Поэтому так важно предложение, содержащееся в проекте Концепции, о

необходимости включения «в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре». Это общемировая практика, и это действительно является мощным стимулом для работающего педагога.

Университеты также могут

способствовать решению проблем, связанных с «образованием через всю жизнь», т.е. с повышением квалификации учителей.

В этом вопросе учителям должно быть предоставлено право выбора - будут ли это курсы повышения квалификации или дальнейшее обучение в магистратуре или аспирантуре, выбор самих курсов (по содержанию и по месту расположения; к примеру, на базе Института повышения квалификации или в университетах, как это делается в США - университет - цент образования для всех, на протяжении всей жизни).

Следует продумать и возможности профессиональной карьеры учителя, ведь психологи утверждают, что молодые люди уходят из школы не столько из-за денег, сколько из-за отсутствия перспектив роста.

Что вызывает сомнения и возражения при прочтении проекта Концепции поддержки развития педагогического образования и, на наш взгляд, недопустимо. Это, прежде всего, мысль об увеличении практического компонента подготовки будущего учителя за счет сокращения теоретических курсов. Российское образование всегда было сильно своей фундаментальной подготовкой, формированием у студентов базовых знаний, так необходимых для дальнейшего обучения и самообразования. По всей видимости, необходимо найти оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки будущего учителя.

Воронежский государственный университет

Сомнения вызывает и привлечение студентов к «самостоятельной педагогической деятельности (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями». На наш взгляд, это будет, с одной стороны, отнимать огромное количество времени у студента, (тем более, что все это записывается) и соответственно отвлекать его от занятий. С другой, неизвестно, как это скажется на качестве знаний учеников.

В проекте Концепции предлагается введение квалификационного экзамена на основе нового профессионального стандарта педагога и предполагается, что данная мера «упростит вход в профессию и позволит оценить качество подготовки». Конечно, эта мера позволила бы окончательно решать вопрос о том, может или не может тот или иной выпускник работать в школе. Но сегодня, когда профессия учителя не является престижной, и выпускники не очень стремятся попасть работать в школу, этот экзамен может стать дополнительным препятствием на пути выпускника к педагогической деятельности.

Таким образом, классический университет может и должен стать центом инновационной профессиональной подготовки учителей, осуществляющим как фундаментальную теоретическую подготовку учителя и формирующим его готовность к научно-исследовательской работе в области педагогики и психологии, так и прикладную подготовку, формирующим готовность к практической деятельности через включение его сначала в квазипрофессиональную деятельность, а затем систему практик, обеспечивающих решение этой проблемы.

Литература

1. Полежаева О. А. Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики [Текст] / О. А. Полежаева // Молодой ученый. — 2012. — №5.- с. 482-485.

PROFESSIONAL EDUCATION IN CLASSICAL UNIVERSITY OF FUTURE TEACHING STAFF

I.F. Berezhnaya

The paper problems of improving system of professional education of future teachers in modern situation are described, role and objects of classical universities in this process are analyzed

Key words: professional training of future teaching staff, prestige of profession of a teacher, improvement of forms and methods of teaching pedagog, system of further training, «holding» teachers in their profession

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.