Научная статья на тему 'Профессиональная педагогическая подготовка к работе в учреждениях интернатного типа: исторический опыт и современные проблемы'

Профессиональная педагогическая подготовка к работе в учреждениях интернатного типа: исторический опыт и современные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
61
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная педагогическая подготовка к работе в учреждениях интернатного типа: исторический опыт и современные проблемы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

М.В. БОБРОВА

АССИСТЕНТ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Новая рыночная экономика, интеграция в международное образовательное пространство, демократизация и гуманизация общественной жизни определили необходимость перехода к многоуровневой структуре профессионального высшего образования, которая повышает эффективность качества подготовки будущего специалиста.

Проблема повышения качества образования непосредственно связана с модернизацией Российского образования. Приоритетной целью модернизации образования является достижение мировых стандартов. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по специальности, готовых к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности. Модернизация образования, повышение его качества сопряжена с серьезными изменениями в системе подготовки специалистов в области образования, которые затрагивают структуру и содержание этой подготовки, способы и формы организации образовательного процесса и др.

Объективным требованием современного российского общества становится формирование такого качества как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности (3).

Это объективно необходимое качество предполагает смещение акцента на рынке труда со специалиста на сотрудника, обладающего определённой профессиональной специальной подготовкой, умеющего делать выбор, принимать самостоятельные решения, инициативного, способного к инновациям, готового к переменам (то есть к жизни в условиях перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой).

Просветова Т.С., в своей статье «Компетентностный подход как методологическая составляющая профессиональной педагогической подготовки» выделяет компетентность выпускника высшего учебного заведения, под которой понимаются интегративные характеристики качества подготовки специалиста. Компетентностая модель предполагает смещение акцента с академических норм оценки к внешней оценке профессиональной, личностной и социальной подготовки. Заявленные приоритеты должны учитываться как мировые тенденции отечественной педагогической, социально -педагогической наукой, потому что только в этом случае может быть развитие и самих наук, и практики.

В настоящее время в России высокий процент количества детей оставшихся без попечения родителей. Этот показатель является признаком крайнего неблагополучия страны. Дети, воспитывающиеся без должного попечения, пополняют ряды правонарушителей, алкоголиков, наркоманов. Положение детей-сирот и детей-беспризорников не может оставаться незамеченным. Средством решения этой проблемы рассматривается и процесс становления системы социальной помощи и социальной защиты населения, в целом и в частности социально неблагополучных детей, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в относительно новых для страны условиях демократических реформ и рыночной экономики.

Особого внимания государства требует система образовательных учреждений интернатного типа, подготовки специалиста для работы в данных учреждениях. Государство, безусловно, располагает достаточными возможностями для содержания, обучения, развития, воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но явной проблемой государственных интернатных учреждений является преобладание массовости, регламентированности, коллективности

в игровом, жилом, учебном пространстве. Кроме того, проблемой интернатных учреждений является и неготовность воспитателей к решению сложных социально-педагогических задач, так как их подготовка не соответствует специфике деятельности интернатных учреждений и предъявляемых в них требованиях к содержанию профессиональной педагогической подготовки. Эта проблема объясняется отсутствием специальной подготовки в системе профессионального высшего педагогического образования к работе с детьми - сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей.

Педагогам, пришедшим в интернатные учреждения, не хватает психолого-педагогического, социально-педагогического знания, знания индивидуально-личностных особенностей детей, специфики интернатных учреждений, умений применять педагогические технологии. В контексте решения данной проблемы представляется актуальным отечественный исторический опыт подготовки педагогических кадров в н.ХХ века для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты.

Исследование проблемы профессионального педагогического образования и подготовки учителей для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты детей проводилось с двух позиций. В первую очередь мы выделяем подготовку, проводившуюся через специальнопрофессиональные и низшие учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. Вместе с этим в профессиональной подготовке учителей заметное место занимали учительские семинарии министерства народного просвещения. Подготовкой сельских учительниц занималось женское училище при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме. Училище было организовано в 40 - х годах XIX века, почти одновременно с училищем нянь и училищем фельдшериц. Женское училище выполняли двуединую цель: во-первых, оно готовило воспитанниц к поступлению в училище нянь и фельдшериц, а во-вторых, занималось подготовкой сельских учительниц для школ воспитательного дома. По свидетельству источников, серьезные учебные и организационные преобразования произошли в училище с принятием 30 августа 1872 года Положения о сельских школах и учительских семинариях. Училище из одноклассного, с двумя отделениями, было преобразовано в трехклассное, с годичным курсом в каждом классе. Объем курса был расширен и увеличено число преподаваемых предметов, количество учащихся было доведено до 85. Воспитанницы, по окончании курса, поступали в училище нянь и фельдшериц или готовились в сельские учительницы-садовницы. Подготовка учительниц - садовниц предполагала увеличение срока пребывания в училище на 1, 5 года для занятий в практической школе при семинарии Лома. Воспитанницы посещали уроки старшего класса, одновременно изучали фребелевские игры, а также проводили занятия в детском саду.

Решением проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров воспитательные дома занимались еще в начале XIX века. Изучение источников позволило установить, что при Московском и Санкт-Петербургском воспитательных домах еще в 1806 и 1808 годах были открыты, соответственно годам, латинские классы для воспитанников и французские, немецкие - для воспитанниц. Латинские классы готовили воспитанников к поступлению в медицинскую академию и университет, а французские и немецкие классы готовили учительниц и воспитательниц (гувернанток). Подготовка учительниц начальных школ осуществлялась и через педагогические курсы.

Цель педагогических курсов заключалась в предоставлении лучшим выпускницам школ возможности продолжить обучение и получить свидетельство на звание учительницы начальных школ. Таким образом, Ведомство учреждений Императрицы Марии стремилось своими силами решить вопрос обеспечения педагогическими кадрами детских приютов, воспитательных и сиротских домов и учебных заведений при них. Этот процесс осуществлялся довольно успешно, особенно в столицах. Выпускники получали хорошую педагогическую и методическую подготовку. В некоторых случаях наблюдался даже избыток учителей, что приводило к закрытию учебных заведений. Так было, например, с женским училищем при Санкт-Петербургском воспитательном доме.

Подготовка учителей для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты осуществлялась и Министерством народного просвещения через учительские семинарии. Например, школы Московского воспитательного дома пополнялись учителями, закончившими курс учительских

семинарий этого Министерства. Источники свидетельствуют и об открытии при некоторых сельских приютах приходских школ грамоты, находившихся в ведении местного приходского священника, что дает основание утверждать о существовавшей возможности обеспечивать учебные заведения при детских приютах педагогическими кадрами за счет учительских школ Ведомства Православного Исповедания, готовивших учителей и учительниц для школ грамоты и для начальных училищ всех разрядов. Таким образом, профессиональная педагогическая подготовка для учреждений социальной помощи и социальной защиты России в начале XX века осуществлялась учительскими семинариями, специально-профессиональными низшими учебными заведениями Ведомства учреждений Императрицы Марии, женскими училищами, воспитательными домами, педагогическими курсами Министерства народного просвещения.

Профессиональная педагогическая подготовка для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты, изначально носившая общественный характер, в начале XX века становится государственно-общественной. Таким образом, вся педагогическая система сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Одной из приоритетных задач является развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами в области образовательной политики, обеспечения качества образования, а также его контроля и оценивания. Обеспечение качества образования дополнят профессиональные курсы, семинары, тренинги и т.д., которые могли бы брать на себя организации, общественные фонды, центры, работающие в области социальных вопросов.

Список литературы

1. Боброва М.В. Проблема подготовки педагогических кадров для системы учреждений социальной помощи и социальной защиты в России в начале XX века. / М.В. Боброва. // Профессиональная подготовка учительства: История, современность и перспективы. Пенза, 2006. - С. 203-208.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального педагогического образования. - М., 2005. - 22 с.

3. Просветова Т.С. Компетентностный подход как методологическая составляющая

профессиональной педагогической подготовки /Т.С. Просветова // Труды Всероссийской научно -практической конференции "Профессиональная подготовка учительства: история, теория,

практика", Пенза - 2006. - С.3 - 7.

4. Просветова Т.С. Интернатная педагогика: курс лекций /Т.С. Просветова //Воронеж: ВГПУ, 2005. -120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.