Научная статья на тему 'Историография и современное состояние проблемы подготовки педагогических кадров для системы социальной помощи и защиты ребенка'

Историография и современное состояние проблемы подготовки педагогических кадров для системы социальной помощи и защиты ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историография и современное состояние проблемы подготовки педагогических кадров для системы социальной помощи и защиты ребенка»

Н. В. Анненкова

ИСТОРИОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА

Изучение истории педагогического образования имеет значение для дальнейшего совершенствования процесса подготовки профессиональных кадров. В России наблюдались периоды активного изучения проблемы образования учителей и периоды отхода от решения вопросов целенаправленной подготовки специалистов в области педагогики. Вместе с тем следует признать, что не все вопросы в истории педагогического образования получили научное освещение. Многие проблемы истории совершенствования форм и методов, содержания обучения и воспитания будущих учителей в сфере социальной защиты ребенка в системе образования стоят на повестке дня.

Вторая половина XIX — начало XX вв. — это период кульминационного развития отечественной педагогической мысли по проблеме профессиональной педагогической подготовки. Именно в этот момент поднимается вопрос о тех знаниях, которыми должен обладать педагог. Кроме научных сведений, необходимых учителю для сообщения своим ученикам, выделяются специальные знания о процессах воспитания и обучения, знания, которые помогают учителю с большей успешностью влиять на своих питомцев. О профессиональном и социальном назначении учителя говорили Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Каптеров, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, которые продолжили разработку педагогического наследия В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского.

В начале становления и развития педагогического образования проблема профессиональной подготовки учителя к воспитательной работе с детьми не выделялась из общего контекста профессионально-педагогического образования учителя, являясь составной частью его общепедагогической подготовки. Однако в связи с созданием специальных воспитательных учреждений для беспризорных детей и подкидышей возникает реальная потребность введения в общий блок психолого-педагогической подготовки учителя отдельных элементов специальных знаний, соответствующим образом сориентированных на специфику деятельности данных учреждений.

Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Однако реальная деятельность общества по оказанию помощи обездоленным детям имеет в России глубокие исторические корни.

Основные идеи и принципы социально-педагогической теории и практики для русского общества всегда были естественны. В силу исторических обстоятельств становления и развития российского общества отличительными чертами духовной жизни в России являлись антропологизм, гуманизм и социальный активизм, в соответствии с которыми все интересы, основные формы жизнедеятельности человека рассматривались как средство, результат

© Н. В. Анненкова, 2009

обстоятельств, религиозной веры и государственной политики, а в качестве принципов жизни проповедовались соборность, деятельное отношение к себе и людям и т. п.

В культуре русского народа еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах проявления милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

В известном памятнике древнерусской культуры и педагогики «Поучение детям» Владимира Мономаха говорилось о необходимости связи воспитания с практическими потребностями человека, обосновывалась идея деятельного отношения к жизни. По мысли Владимира Мономаха, приучение детей преодолевать трудности и иные жизненные ситуации требует не только просто послушания, но и активности и трудолюбия, без чего нельзя говорить о достоинстве и чести человека. В «Поучении... » содержится мысль о том, что успех воспитания зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств. Владимир Мономах призывал заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.

В период 1Х-ХУ1 вв. благотворительность заключалась в деятельности отдельных лиц и церкви и не входила в обязанности государства. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. В отличие от западной, русская церковь взяла на себя выполнение трех важнейших функций: обучения, лечения, призрения.

Монастыри и крупные храмы в России обязательно содержали больницы, богадельни или приюты. Среди священников было много таких, которые жизнь и деяния посвящали помощи людям. Так, вызывают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, служивший людям верой и правдою в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, следовать достойным образцам поведения, относиться уважительно к людям, заботиться о детях, быть милосердным и любить ближнего.

Традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и князей, народ не оставался безучастным к судьбам сирот. Сложившаяся еще в догосу-дарственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Они следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития.

К началу XVI в. наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих. Призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления, в частности, был создан Церковный патриарший приказ, который ведал сиротскими делами. При Алексее Михайловиче были созданы приказы общественного призрения сирот, а также «сирых и убогих».

В 1682 г. был издан указ Федора Алексеевича об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и занятиям, которые «во всяких случаях нужны и потребны». С его именем связывают начало истории призрения детей

в России. Открываются первые социальные учреждения, происходит зарождение государственных форм призрения.

Государственный масштаб воспитание детей-сирот приобрело в XVIII в. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Екатерина Великая реализовала замысел Петра I, построив вначале в Москве (1763), а потом в Петербурге (1772) императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев». В середине XVIII в. в Москве открывается государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г. в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая.

Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В докладе императору (1797) она обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала отдавать сирот на воспитание в «государевы деревни» в крестьянские семьи. За их воспитанием и содержанием был установлен инспекторский надзор. Этим было положено начало системе воспитания сирот в семьях. А чтобы воспитатели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские классы в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. После ее смерти (1854), было создано Ведомство учреждений императрицы Марии. Оно занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. В этот же период начинают создаваться общественные организации, работавшие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием.

В России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

В конце 30-х гг. XIX в. были созданы Московский и Гатчинский сиротские институты. По инициативе придворного И. И. Бецкого были открыты воспитательные дома и строго сословные учебные заведения: Смольный институт благородных девиц, Сухопутный кадетский корпус. Известностью в то время пользовался и приют принца П. Г. Ольденбургского в Петербурге.

В XIX в. жизнь в приютах строилась в соответствии с «Положением о детском приюте», которое было написано князем В. Ф. Одоевским. В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно присматривать за детьми и заботиться об их воспитании. «Детские книжки для воскресных дней» стали пособием для воспитательниц сиротских приютов и воспитательных домов. В них давались педагогические рекомендации воспитательницам. Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблицы складов», «Наказ лицам, непосредственно заведующими детскими приютами», «Руководство для гувернанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» написаны В. Ф. Одоевским специально для воспитательниц приютов и воспитательных домов.

Во второй половине XIX в. в связи с бурным развитием общественно-педагогической мысли и формированием основ системы профессионально-педагогического образования в поле профессиональной подготовки учителя обозначилась необходимость специального педагогического образования, сложились условия для выделения педагогики в отдельную отрасль научных знаний (П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.). К. Д. Ушинский утверждал, что для воспитания молодого поколения требуются

большое терпение и специальные знания. Каждый учитель, отмечал Н. И. Пирогов, не может забывать, что воспитывают учащихся не только преподавание, но и его личные качества, поведение. Необходимость специальной подготовки педагогических кадров в России возникает и становится наиболее актуальной в середине XIX в.

Система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX в. представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, существовала «Кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был произведен первый набор студентов по специальности « Общественное призрение».

Идеи социально-педагогической защиты семьи и ребенка в нашей стране воплотились в массовой практике воспитания: в народной педагогике, идеях народничества и гуманизма, благотворительности. Вопросы защиты ребенка, необходимость подготовки специалистов к этой деятельности нашли отражение в трудах и практической деятельности многих ученых, просветителей и педагогов (К. Н. Вентцеля, П. Ф. Лесгафта, М. С. Лунина, М. М. Мана-сеина, Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Н. И. Пирогова, С. А. Рачинского, Н. К. Рериха, В. Я. Стоюнина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, П. А. Флоренского и др.). Многие из них разрабатывали соответствующие программы по подготовке школьных учителей или сами брались за реализацию идеи подготовки педагогических кадров для различных типов школ и видов образовательных учреждений.

Д. И. Писарев в статьях «О „Журнале для воспитания“», «О „Русском педагогическом вестнике“», «Наша университетская наука», «Педагогические софизмы», «Школа и жизнь», в рецензии на сочинение Ф. Фенелона «О воспитании девиц» писал о необходимости изучения ребенка и защиты его прав.

Закладываются основы российского профессионально-педагогического образования, создается «Проект учительской семинарии» и готовится записка в Министерство народного просвещения «О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте» (К. Д. Ушинский). Высказывается мысль о том, что учреждения, ставящие целью осуществление специальной педагогической подготовки учителей средних школ, должны быть организованы при университетах на педагогических факультетах, а при них должны быть созданы гимназии для практических упражнений кандидатов на учительство (П. Ф. Каптеров). При Петербургском психоневрологическом институте и училище для глухих открываются краткосрочные курсы для работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии (А. Ф. Остроградский, Л. Г. Оршанский).

В XIX в. было положено начало традиции соединения обучения с жизнью, наполнения его содержания идеями гражданственности и социальной активности. Одним из известных педагогов России, Н. И. Пироговым, в начале 60-х гг. был поставлен вопрос об изменении содержания образования в соответствии с тенденциями развития науки и общества. Практический опыт работы многих педагогов по защите прав ребенка, оказанию помощи семье свидетельствует о жизнеспособности российских традиций гуманистической педагогики.

К. Д. Ушинскому принадлежит особая заслуга в создании отечественной гуманистической педагогики. Он утверждал, что гуманные социальные отношения являются

условием воспитания высокой нравственности подрастающего поколения. К. Д. Ушинский выдвигает гуманность как норму поведения в демократическом обществе. Гуманизм в его понимании — это признание свободы и прав каждой личности, уважение человеческого достоинства, равенства людей перед законом. Уважение к ребенку К. Д. Ушинский считал необходимой основой обучения, признавая, что дитя — самостоятельная личность и требует признания за ней прав и «покровительства законов». Человек, приступающий к великому делу воспитания, обязан верить в «святость детства».

П. Ф. Лесгафт создает антропологическую характеристику «школьных типов» детей, имеющих «уклонения от нормы». Он открывает двухгодичные курсы для подготовки руководителей физических упражнений и ведет широкую просветительскую деятельность среди населения на курсах усовершенствования офицеров, врачей, на естественном факультете Петербургского университета.

В исследовании проблемы профессионального педагогического образования и подготовки учителей для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты детей мы выделяем роль специальных профессиональных и низших учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии. Заметное место в профессиональной подготовке учителей занимали учительские семинарии Министерства народного просвещения.

Подготовкой сельских учительниц занималось женское училище при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме. Заведение было организовано в 40-х гг. XIX в. и готовило воспитанниц к поступлению в училище нянь и фельдшериц, занималось подготовкой сельских учительниц для школ воспитательного дома.

Профессиональной подготовкой педагогических кадров воспитательные дома занимались еще в начале XIX в. При Московском и Санкт-Петербургском воспитательных домах в 1806 и 1808 гг. были открыты латинские классы для воспитанников и французские, немецкие — для воспитанниц.

Подготовка учительниц начальных школ осуществлялась и через педагогические курсы. Ведомство учреждений Императрицы Марии стремилось своими силами решить вопрос обеспечения педагогическими кадрами детских приютов, воспитательных и сиротских домов и учебных заведений при них. Этот процесс осуществлялся довольно успешно, особенно в столицах. Выпускники получали хорошую педагогическую и методическую подготовку.

Подготовка учителей для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты осуществлялась и Министерством народного просвещения через учительские семинарии. Например, школы Московского воспитательного дома пополнялись учителями, окончившими курсы учительских семинарий этого министерства.

С 1885 г. учебная часть сиротских отделений при богоугодных заведениях стала подчиняться контролю учебного ведомства. В частности, «право непосредственного заведования учебной частью сиротских домов и назначения в них преподавателей» вместо земств отдавалось Министерству народного просвещения. При этом оказывалось предпочтение учителям, закончившим учительские семинарии этого же ведомства.

Источники свидетельствуют об открытии при некоторых сельских приютах приходских школ грамоты, находившихся в ведении местного приходского священника. Это дает основание утверждать, что существовала возможность обеспечивать учебные заведения при детских приютах педагогическими кадрами за счет учительских школ Ведомства Православного Исповедания, готовивших учителей и учительниц для школ грамоты и для начальных училищ всех разрядов.

Профессиональная педагогическая подготовка для учреждений социальной помощи и социальной защиты в России к началу XX в. осуществлялась учительскими семинариями, специально-профессиональными низшими учебными заведениями Ведомства учреждений императрицы Марии, женскими училищами, воспитательными домами, педагогическими курсами Министерства народного просвещения.

Профессиональная педагогическая подготовка кадров для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты, изначально носившая общественный характер, в начале XX в. становится государственно-общественной.

В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране были решены такие социально-педагогические задачи, как ликвидация неграмотности и беспризорничества, создание новой по содержанию системы образования, которая была доступна на бесплатной основе каждому члену общества, введение всеобщего среднего образования. Государство заботилось о социально обездоленных детях, число которых в результате острейших социальных катаклизмов резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних — острейшие социальные и педагогические проблемы того периода — требовали своего решения. Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались т. н. соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

Развивается педология, задача которой состояла в том, чтобы на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д. Научные труды А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, Л. С. Выготского и многих других раскрывали достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков и получили международное признание.

С 30-х гг. в сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей классовыми. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.

Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям в годы Великой Отечественной войны — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется).

В 60-70 гг. XX в. в педагогической науке и практике наметился поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании. Развитие системы воспитания и обучения детей и молодежи в советский период происходило в условиях жесткого партийно-государственного регулирования всех сторон жизни общества, приоритета общественного над личным, что сужало гуманистическое и демократическое содержание господствовавшей в советский период системы обучения и воспитания, сдерживало развитие индивидуального начала, в известной

степени даже деформировало такие позитивные в целом идеи, как гармоничное и всестороннее развитие личности, принципы социально-политической активности и коллективной солидарности, требование морального кодекса «человек человеку друг, товарищ и брат». Многое в содержании педагогики носило конкретно-исторический характер и нуждалось в уточнении, обновлении и переработке, замене новыми подходами, формами и средствами.

Глубокие социальные потрясения, происходящие в обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. В результате этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии и т. д.

В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. Вопросы защиты прав детей нашли свое отражение во многих отраслях законодательства: семейном, гражданском, образовательном, о социальном обеспечении и здравоохранении, трудовом, уголовном, уголовно-процессуальном, административном, уголовно-исправительном.

Однако провозглашенные гарантии прав детей могут быть реализованы только при принятии соответствующих отраслевых нормативно-правовых актов, устанавливающих четкий правовой механизм их применения. Вопросами социальной защиты и поддержки детства занимаются различные министерства и ведомства. Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия, и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

В России по западному образцу создаются посты Уполномоченных по правам ребенка. Его обязанности заключаются в том, чтобы, выступая представителем интересов всех детей, сосредоточивать свою деятельность главным образом на информировании общественности и формировании соответствующего общественного мнения.

В нашем обществе возрождается благотворительность. Она становится мощным инструментом реализации социальной политики в стране. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку населению.

В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «Социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии.

Официальное учреждение нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований как в сфере деятельности новых кадров, так и в их подготовке. Последние годы характеризуются тем, что после 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

В современных условиях потребность в социально-педагогической теории выросла, потому что, с одной стороны, активизируется роль социальных факторов в жизни общества

и отдельных людей, а с другой — не уменьшается, а увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите вообще, в оказании социально-педагогической помощи в частности. В российском обществе происходит распад семей, растет число обездоленных детей. Ситуация требует активизации работы всего общества, специалистов в области воспитания и обучения по разработке социально-педагогической теории и практики применительно к современному этапу развития общества.

Сегодня можно констатировать тот факт, что не только детям, попавшим в социально опасное положение и нуждающимся в помощи взрослых, но практически всему детскому населению необходима забота, охрана их прав со стороны социума. Эту миссию могут выполнить только государственные институты — образовательные учреждения. Социальноэкономическое положение, морально-нравственный климат современной России вызывают необходимость доверить, обязать, переложить на плечи педагога образовательного учреждения функции постоянного контроля за реализацией прав ребенка. Школьный учитель в силу экономических, политических и нравственных причин может быть гарантом обеспечения нормальных условий для развития личности растущего человека.

Можно утверждать, что к подобным функциям и деятельности наш учитель не готов, т. к. его профессионально никто и никогда этому не учил. У нас есть опыт теоретической и практической подготовки школьных работников к воспитательной деятельности (классных руководителей). Однако социально-педагогическую деятельность они не осваивали, а последние 15 лет на государственном уровне было сделано все, чтобы школа отказалась от воспитательной работы. Попытка переложить воспитательную функцию на плечи семьи привела к социальной катастрофе.

Проводящаяся в последние годы подготовка специалистов в области социальной защиты детского населения, в том числе и педагогической, получает системное теоретическое обоснование. Мы рассматриваем подготовку педагогов в сфере защиты прав ребенка как комплексный образовательный процесс, в котором обучение, воспитание, развитие (саморазвитие) человека представляют неразрывное единство, и отмечаем необходимость проведения более глубокого теоретического анализа этого процесса с учетом специфики содержания самой подготовки по социально-педагогической защите ребенка.

Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении в современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны, вхождения России в мировое сообщество, принятия Россией Конвенции о правах ребенка становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.