Научная статья на тему 'Профессиональная педагогическая деятельность в аспекте вызовов образования XXI века'

Профессиональная педагогическая деятельность в аспекте вызовов образования XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / профессиональная педагогическая деятельность / профессиональные роли учителя / education / professional pedagogical activity / the professional role of the teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Н. Федорова

В статье рассматриваются социокультурная обусловленность профессиональной педагогической деятельности, ее функции в изменяющемся образовании в первой четверти XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Н. Федорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE ASPECT OF THE CHALLENGES OF EDUCATION IN THE XXI CENTURY

The paper discusses the social and cultural conditionality of professional pedagogical activity, its function in changing education in the first quarter of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Профессиональная педагогическая деятельность в аспекте вызовов образования XXI века»

УДК 373.1

Профессиональная педагогическая деятельность в аспекте вызовов образования XXI века

Е.Н. ФЕДОРОВА, к.п.н., проф.

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», (Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются социокультурная обусловленность профессиональной педагогической деятельности, ее функции в изменяющемся образовании в первой четверти XXI века.

Ключевые слова: образование, профессиональная педагогическая деятельность, профессиональные роли учителя.

Своеобразие профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер и является одной из наиболее смыслообразующих [1]. Ценности детерминируют профессиональную педагогическую деятельность, обеспечивая ее содержание и направленность, придавая смысл профессиональным действиям. На характер, содержание и динамику изменений профессиональной педагогической деятельности, становление ее смысловой парадигмы определяющее влияние оказывает специфика современных трансформаций образовательной действительности и педагогической реальности:

- изменяется жизненное пространство детства, где развивающаяся личность ребенка, подростка выступает активным субъектом освоения мира, и соответственно трансформируется ценностно-смысловое содержание детства (не «оградительное детство», а «детство ради детства», «достойное детство», «компетентное детство», «цифровое детство» и др.), формируются принципиально иные способы проживания ребенком, подростком собственного детства;

- ценности образования и соответственно ценности образовательной деятельности школы и педагогической деятельности учителя обретаются на пересечении двух векторов развития: глобального образовательного пространства и историко-культурного пласта образовательных и педагогических традиций;

- изменяется культурный, социальный и педагогический смысл образования, обновляется содержание его функций и понятийного поля;

- основным смыслом образовательной деятельности становится поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, уважение личности ребенка, подростка;

- расширяются границы образовательного пространства (не только фор-

мальное, но и информальное и неформальное образование, ИКТ-технологии, виртуализация образования);

- парадигма целей сменяется парадигмой ролей, обеспечивающих развивающейся личности включение в социокультурное пространство и формирование ее социальной мобильности ресурсами образования как социального лифта;

- качество образования рассматривается как важнейший компонент качества жизни человека и условие успешности личности в современном и будущем мире;

- ориентация на принципиально иной тип педагогической культуры - содействие в развитии сущностных сил личности ученика - приобрела характер доминирующего принципа в современной теории и практике образования.

Обозначенные выше позитивные тенденции системных изменений в образовании обусловливают принципиально иной, новый контекст эффективной профессиональной деятельности учителя как ключевой фигуры в инновационных процессах, определяющих вектор развития от «школы для всех» к «школе для каждого», «школе ответственного будущего».

Трансформируется миссия школы, расширяется парадигма социокультурных и педагогических ролей, которые она реализует. В связи с этим качественно иной характер приобретает уклад жизнедеятельности школы -единство и взаимообусловленность ее социокультурных и образовательных пространств, детерминируемых как спецификой образовательной деятельности, реализуемой в данной школе, так и ее «параллельной жизнью», скрытой реальностью школьной жизни.

В этих условиях изменяются не только социокультурная и профессиональная миссия, профессиональные роли учителя (тьютор, модератор, фа-силитатор), расширяются и обогащаются новым содержанием не только

виды и функции профессиональной деятельности учителя (педагогическое понимание, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическое содействие), но и организуемая и реализуемая педагогом образовательная деятельность как совокупность социокультурных практик, основу которых составляет принципиально иной образовательно-педагогический дискурс (ценности, смыслы, стратегии, характер и содержание взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на выборе, другодоминантности, диалоге, смыс-лотворчестве, рефлексии).

Как результат изменяется сам способ обучения (информационно-объяснительный сменяется деятельност-но-практическим), и соответственно изменяется позиция самого учителя в образовательном процессе как «посредника смысла» (А. Менегетти), «источника смысла» (В.П. Зинченко) для своих учеников, оказывая существенное влияние на их личностное развитие.

На смену знаниецентристскому (предметному) освоению учителем пространства профессиональной деятельности приходит новая стратегия глубинно-смыслового восприятия постижения профессиональной педагогической реальности. Учитель становится самостоятельным заявителем на реализацию государственного и общественного заказа в образовании, и его соответствие качеству этого заказа становится его личной проблемой.

Анализ психолого-педагогической литературы и специальных исследований свидетельствует о том, что внимание исследователей в настоящее время обращено на изучение профессионально-смыслового потенциала учителя как фактора его эффективной профессиональной деятельности в условиях системных изменений в образовании. Именно профессионально-смысловой потенциал учителя определяет твор-

G.8

История и педагогика естествознания

2■2017

ческую смысловую направленность его мировосприятия и миропонимания, действий и поступков, профессиональной мобильности и динамизма в современных условиях социокультурной трансформации российского общества (И.Э. Ярмакеев). Наиболее адекватными современной социокультурной ситуации, а также созвучными ее представлениям о личности как о неисчерпаемом потенциале разнообразной и свободной человеческой активности являются модели личности Б.С. Бра-туся, А.Г. Асмолова, Д.А. Леонтьева и Р.Х. Шакурова, в основу которых положены механизмы смысловой регуляции жизни и деятельности человека. Учеными отмечается, что социокультурные трансформации и системные изменения в образовании детерминируют формирование новых смыслов профессиональной деятельности учителя: академическая и профессиональная мобильность, вовлеченность в жизнь сообществ (школьного, профессионального, местного), самовыражение, равноправие, автономия и др.

В настоящее время на уровне педагогической науки и образовательной практики, в условиях глубоких системных изменений активно формируются предпосылки для специального изучения феномена «нового учителя для новой школы», теоретическую основу которого составляет смысловая парадигма профессиональной деятельности педагога, отражающая социальные ожидания, сформулированные в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога.

С позиций современной науки именно развитая профессионально-смысловая сфера личности учителя может стать основой целостности его личност-но-профессионального потенциала, интегрируя аксиологическую, потреб-ностно-мотивационную сферу, мировоззрение и самосознание, придавая единую смысловую направленность процессам личностно-профессиональ-ного самоопределения, самореализации и саморазвития педагога.

С другой стороны, смысловая парадигма профессиональной деятельности учителя, основанная на смысловом принципе становления и функционирования его личности и выдвигающая в качестве системообразующего начала ценностно-опосредованные профессионально-смысловые ориентации личности, позволяет более полно исследовать специфику содержания профессионально-смысловой сферы личности учителя, его профессионально-смысловой дискурс, сущностные и

структурно-содержательные особенности, интегративные, регулятивные и динамические функции применительно к ситуации системных изменений в образовании.

Теоретический анализ убеждает в том, что в современном человекозна-нии, в частности в философии, психологии, педагогике, накоплен определенный объем научных знаний, содержащих предпосылки решения проблемы формирования ценностей и смыслов жизнедеятельности человека. В гуманистической парадигме смысл рассматривается как процесс формирования универсальных ценностей и внутренней тенденции «стремления к смыслу» (А. Адлер, В. Франкл, К. Хор-ни); смысл изучается как одна из основных категорий психологии в контексте относительной независимости от внешнего и внутреннего (И.И. Чеснокова, В.Э. Чудновский); в гуманистической философии и психологии рассматриваются онтологические, феноменологические и деятельностные грани смысла (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, М.К. Ма-мардашвили, А. Маслоу, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, В. Франкл, М. Хайдег-гер, К. Ясперс и др.); аксиологический аспект смысложизненных ориентаций представлен, в частности, в работах (Т.К. Ахаяна, И.С. Батраковой, З.И. Васильевой, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяко-вой, А.П. Тряпицыной).

Интенсивное развитие смысловой педагогики призвано обеспечить интеграцию педагогического знания на основе понимания психологических и педагогических механизмов преобразования культуры в мир личности (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Е.А. Ямбург и др.).

В работах ученых отмечается, что признание человека субъектом общественной жизни, исторического процесса, собственного развития и жизни вообще, выдвижение в качестве целевого приоритета в образовании категории «развитие» требует обеспечить педагогические условия для реализации в системе подготовки педагогов механизмов становления профессионального сознания специалиста, центром которого выступают профессиональные смысловые образования его личности.

К настоящему времени в педагогической науке и практике сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для изучения и проектирования модели смысловой парадигмы профессиональной деятельности учителя в условиях системных изменений. В качестве главной тенденции, имеющей место в современных исследованиях, определяется движение педагогической мыс-

ли к признанию ценностно-смысловых начал в профессиональной подготовке специалистов как существенных оснований их профессионального развития.

Опираясь на анализ научных источников, мы приходим к убеждению, что исследование профессиональной деятельности учителя на основе смысловой парадигмы является весьма своевременным, так как сегодня под влиянием системных изменений в образовании наблюдается смена целевых приоритетов в школе, образовании в целом и в профессиональном труде педагога, в частности связанная с переходом от знаниевоцентристской (предметной) ориентации образовательной деятельности к дискурсивным образовательным практикам, основу которых составляет глубинно-смысловое постижение учителем педагогической действительности.

Таким образом, актуальность разработки проблемы смысловой парадигмы профессиональной деятельности учителя в условиях системных изменений в образовании а также совершенствования профессиональной подготовки педагогов в русле смысловой парадигмы мы рассматриваем в контексте гуманизации образования, в связи с усилением тенденции к все более глубокой ориентации на «собственно человека» (Д.И. Фельдштейн).

Значимость исследования содержания и технологий обновленного педагогического образования в этих условиях определяется творческой природой деятельности учителя как аксиологического феномена, интегрирующего в себе цивилизационный и гуманный аспекты жизнетворчества; понятиями «ценность» и «смысл», которые становятся ориентиром профессионального развития и саморазвития субъекта профессиональной педагогической деятельности при активной его включенности в разные виды социального творчества.

По мнению В.И. Андреева [2], лич-ностно значимые ценности обучающихся задают «внутреннюю систему координат» глубоко мотивированной, активной жизненной позиции и деятельности. Смысл определяется глубиной понимания одной и той же ценности, опытом познавательной, творческой деятельности и мировоззрением личности, он детерминирован внешними и внутренними факторами развития.

Полученные результаты исследования подтвердили значимость и необходимость дальнейшего раскрытия проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов, их ценностно-смысловых компетенций, детерминирующих процессы ценностно-смыс-

2■2017

История и педагогика естествознания

19

лового самоопределения педагога в профессиональной деятельности. В теории профессионального педагогического образования данный аспект, связанный с раскрытием сущности и содержания этого сложного процесса, с определением методологических подходов, принципов, содержания и педагогических технологий, с выявлением организационно-педагогических условий, не нашел должного освещения и не являлся предметом специального исследования.

В соответствии с теорией ценностных ориентаций (А.В. Кирьякова) изменение отношения к новым целям обеспечивается системными изменениями деятельности. Функциональный подход к исследованию профессионально-педагогической деятельности учителя позволяет содержательно иначе определить структурные компоненты и функциональные связи между ними, ориентируясь на изменения в социокультурной ситуации.

Таким образом, как утверждают Е.В. Пискунова и А.П. Тряпицына, в настоящее время чрезвычайно важным становится вопрос: как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, которое отвечает вызовам времени? [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов/н Д: Изд-во РГУ, 2003. 480 с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособ. Казань: Изд-во КФУ, 1996. 565 с.

3. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Моногр. / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 324 с.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE ASPECT OF THE CHALLENGES OF EDUCATION IN THE XXI CENTURY

1. Pirogovskaya St., 119991 Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

FEDOROVA E.N., Cand. Sci. (Ped.), Prof. Moscow State University of Education (1/1,

ABSTRACT

The paper discusses the social and cultural conditionality of professional pedagogical activity, its function in changing education in the first quarter of the XXI century.

Keywords: education, professional pedagogical activity, the professional role of the teacher. REFERENCES

1. Abakumova I.V. Obucheniye i smysl: smysloobrazovaniye uchebnom protsesse (Psikhologo-didakticheskiy podkhod) [Learning and meaning: the formation of the educational process (Psychological and didactic approach)]. Rostov on Don, RGU Publ., 2003. 480 p.

2. Andreyev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Innovatsionnyy kurs [Pedagogy of creative self-development. Innovative course]. Kazan, KFU Publ., 1996. 565 p.

3. Piskunova Ye.V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmeneniy professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti uchitelya [Social and cultural conditioning of changes in the teacher's professional and pedagogical activity]. St. Petersburg, RGPU im. A.I.Gertsena Publ., 2005. 324 p.

20

История и педагогика естествознания

2•2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.