Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АСПЕКТ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОБЛЕМА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даминова Юлдуз Салимовна

Данной статье рассматривается профессионально-педагогическая адаптация молодых специалистов, управление процессом адаптации в учреждениях профессиональных образований. Процессы демократизации жизни общества вызывают особую необходимость для серьёзных изменений в системе высшего и среднего специального профессионального образования с целью общекультурного, личностного и познавательного развития студентов. Осуществляется значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даминова Юлдуз Салимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article examines the professional and pedagogical adaptation of young specialists, the management of the adaptation process in the institutions of professional education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Даминова Юлдуз Салимовна, ст. преподователь Каршинский государственный университет, Узбекистан

Данной статье рассматривается профессионально-педагогическая адаптация молодых специалистов, управление процессом адаптации в учреждениях профессиональных образований.

Процессы демократизации жизни общества вызывают особую необходимость для серьёзных изменений в системе высшего и среднего специального профессионального образования с целью общекультурного, личностного и познавательного развития студентов. Осуществляется значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования.

Новые требование к профессиональному уровню молодого специалиста в современных условиях, необходимость устранения противоречий между теоретической подготовкой начинающего учителя и его готовностью к трудовой деятельности, исключение учитывать важности адаптационного периода для благополучного устройства молодого специалиста, недостаточность исследований по вопросу оказания методической и психологической поддержки начинающим молодым преподавателям - эти обстоятельства определяются актуальностью поднятого вопроса.

Вопросами исследования процесса молодых специалистов в сфере образования посвящено много работ, в которых авторы благодаря результатам исследований характеризуют основные причины, которые, испытують молодые специалисты в процессе начинающей стадии деятельности.

Профессиональная деятельность учителя на современном этапе предполагает высокую профессиональную мобильность, готовность к творческой самореализации, владение искусством профессионального общения, умение применять педагогические технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач [1].

Адаптация молодого специалиста - важный вопрос для любого руководителя, заинтересованного в том, чтобы вчерашний студент стал ответственным и профессиональным сотрудником. Особенно это актуально в сфере образования [2].

Возрастающие требования к профессиональному уровню молодого учителя в современных условиях, необходимость устранения противоречий между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности, недооценка важности адаптационного периода для успешности молодого специалиста, недостаточность исследований по вопросу оказания методической поддержки начинающим учителям - все эти обстоятельства определяют актуальность

поднятого вопроса [2]. А разработанная модель управления адаптацией молодых учителей в нашем общеобразовательном учреждении позволила разрешить обозначенную проблему и является фактором их ускоренного профессионального становления.

Проанализировав подходы к понятиям «профессиональная адаптация» и «управление», будем рассматривать управление профессиональной адаптацией молодых учителей как планируемый и регулируемый процесс создания условий по включению начинающего учителя в педагогическую среду, основываясь на учет обстоятельств социально-психологического, организационного и педагогического характера и диагностики возникших проблем, Что позволит добиться наиболее эффективного решения задач ускоренного профессионального становления молодых учителей в условиях общеобразовательных учреждений [2].

Существует ряд причин, влияющих на эффективность профессиональной адаптации молодых учителей в современных условиях:

-неготовность молодых педагогов к новым веяниям времени, требующих новых компетенций;

-существующие в образовательных учреждениях программы сопровождения начинающих педагогов не соответствуют современным условиям, не учитывают индивидуальные затруднения;

-молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы.

Профессиональная деятельность молодого преподавателя на современном этапе предполагает высокую профессиональную мобильность, готовность к творческой самореализации, владение навыками профессионального общения, умение применять педагогические технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач [3].

В этой связи особую актуальность приобретает не только проблема подготовки учителя, но и проблема его профессиональной адаптации, так как она является узловым моментом профессионального становления молодого специалиста, от которого зависит дальнейший профессиональный рост педагога [3].

В ходе анализа процесса профессиональной адаптации молодых специалистов в учреждениях профессионального образования могут использоваться такие методы, как наблюдение, анализ методических документов которое составляет молодой преподаватель, по результатам экспертного опроса, собеседованием и др.

В процессе исследований был проведен опрос выпускников вуза технического профиля, задачей которого являлось определение готовности молодых специалистов к трудовой деятельности по выбранной специальности. Результаты показали, что более половины опрошенных не затрудняются устроится работать по своей специальности, профессиональные на-

выки у которых отсутствует. Опрошенные проявили также на низкий уровень готовности и успешности на новый деятельности.

Таким образом, адаптация молодых специалистов в сфере профессионального образования является задачей требующей комплексных решений, процессом требующим педагогического- психологического подхода и объединения нескольких структур с целью наиболее эффективного достижения включения молодого специалиста в профессиональную среду. С помощью осуществления выше перечисленных аспектов адаптации молодых специалистов, можно существенно сократить сроки адаптации выпускников вузов - молодых специалистов к трудовой деятельности, уменьшить текучесть кадров и, в конечном итоге, эффективно используя человеческий капитал, увеличить производительность труда.

Проблема педагогически-психологической и профессиональной адаптации тесно связаны друг с другом и наравне важны для успешного осуществления трудовой деятельности молодого специалиста в профессиональных образовательных учреждениях. К решению этой проблемы необходимо обратит внимание. Приступить к решению проблемы в рамках сотрудничестве с учебными заведениями наблюдая за процессами адаптации молодых специалистов.

Список литературы

1. Колмогорова И.К. Организационно-педагогические аспекты адаптации Молодых специалистов к профессиональной деятельности Армия и общество. 2012. № 1

2. Родина Ирина Владимировна Модель управления адаптацией молодых учителей как фактор их ускоренного профессионального становления в общеобразовательном учреждении https://urok.1sept.ru/articles/667176

3. Хамидулина Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей современных социально-экономических условиях Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Кемерово 2000

4. Электронно методический журнал Педагогический дуэт Лучшие практики сопровождения молодых педагогов 2017

5. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9

6. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14

7. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаврило-ва И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23

8. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29

9. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35

Daminova Yu.S. Бе. lecturer Karshi state university. Uzbekistan

PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: This article examines the professional and pedagogical adaptation of young specialists, the management of the adaptation process in the institutions of professional education. Key words: adaptation, aspect, democratization, activity, document, education, process, professional, problem, specialization

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Ипполитова Наталья Викторовна, д.п.н., профессор (e-mail: inv_@mail.ru) Стерхова Наталья Сергеевна, студент

(e-mail: uliana@shadrinsk.net) Манакова Мария Михайловна, студент (e-mail: slav95ka@mail.ru) Шадринский государственный педагогический университет,

Шадринск, Россия

В статье на основе анализа понятий «программа», «авторская программа», «программа внеурочной деятельности», изучения содержания и функций нормативно-методических документов и материалов представляется авторское видение процесса проектирования программы кружковой работы с обучающимися подросткового возраста. Определены и выделены основные этапы, а также представлена характеристика каждого из выделенных этапов, входящего в содержание работы по проектированию программ подобного типа.

Ключевые слова: программа, виды программ внеурочной деятельности, авторская программа, программа внеурочной деятельности, проектирование, этапы проектирования программы кружковой работы, обучающиеся подросткового возраста и др.

Введение. Актуальной формой организации внеурочной деятельности с подростками является кружковая работа, являющаяся приоритетной у педагогов с давних времен, поскольку позволяет расширять кругозор учащихся, приобретать новые знания, грамотно организовать их досуг, без проблем привлекать к данной работе родителей и социальных партнеров, оказывающих существенную помощь педагогам в организации и проведении данного вида деятельности.

Однако не всегда педагоги компетентны в вопросах проектирования программ организации внеурочной деятельности с подростками, что объясняется разными причинами: неопытность; недостаточность научно-педагогической литературы, освещающей вопросы проектирования программ внеурочной деятельности; учет в программах данного вида психологических особенностей подростков и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.