УДК 37.04:378.6
Б01: 10.28995/2073-6401-2023-3-246-254
Профессиональная ориентация в сельскохозяйственном вузе
Ирина О. Шевченко Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, sheviren@yandex.ru
Аннотация. Анализируется состояние профориентационной работы в вузах, осуществляющих обучение по сельскохозяйственным специальностям. Для анализа было отобрано 14 вузов. На основе контент-анализа сайтов вузов, подсчета количества упоминаний в СМИ по ключевым словам и изучения научной литературы было выявлено, что вузы прикладывают много усилий для привлечения абитуриентов. Проводятся следующие профориентационные мероприятия: дни открытых дверей университета, профилирующие лекции, мастер-классы, квесты и конкурсы. Вузы участвуют в ярмарках специальностей, организуют экскурсии и выставки, проводят курсы для абитуриентов, сотрудничают со средствами массовой информации и ведут блоги в соцсетях.
Продвинутые вузы создают профильные аграрные классы, преподаватели университета ведут научные проекты школьников. Организуются чемпионаты и конкурсы, например «Юннат», "VetSkills" и др., региональные этапы Всероссийской олимпиады для школьников по профильным предметам, тематические образовательные интенсивы для школьников.
Но в результате кадровые проблемы сельского хозяйств не решаются: многие выпускники не работают по специальности. Для закрепления специалистов на селе необходимы воссоздание социальной инфраструктуры на селе (школы, больницы, клубы) и работа по повышению престижа сельского хозяйства как отрасли.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, сельскохозяйственный вуз, агрономия, ветеринария
Для цитирования: Шевченко И.О. Профессиональная ориентация в сельскохозяйственном вузе // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. Ч. 2. С. 246-254. Б01: 10.28995/20736401-2023-3-246-254
© Шевченко И.О., 2023
Vocational orientation in agricultural universities
Irina O. Shevchenko Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, sheviren@yandex.ru
Abstract. The article analyzes the situation in agricultural universities career guidance work. 14 universities selected to that end. Based on content analysis of university websites, counting the number of keyword mentions in the media and studying scientific literature, it was revealed that universities spend a lot of effort to attract applicants. The following career guidance events are held: university open days, profile lectures, master classes, quests and competitions. Universities participate in the speciality fairs, organize excursions and exhibitions, conduct courses for applicants, cooperate with the media and are blogging on social networks.
Advanced universities create specialized agricultural classes in schools; university professors supervise schoolchildren's scientific projects. Championships and contests are organized, for example, "Junnat", "VetSkills", etc., as well as regional stages of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in profile subjects, thematic educational intensives for schoolchildren.
But as a result, the personnel issues of the agriculture enterprises are not solved: many graduates do not work in their speciality. In order to retain specialists in rural areas, it is necessary to develop the social infrastructure in rural areas (schools, hospitals, clubs) and to make efforts to restore the prestige of agriculture as a whole.
Keywords: vocational orientation, agricultural university, agronomy, veterinary medicine
For citation: Shevchenko, I.O. (2023), "Vocational orientation in agricultural universities", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 3, part 2, pp. 246-254, DOI: 10.28995/2073-6401-2023-3-246-254
Введение
Под профессиональной ориентацией понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на помощь человеку в выборе профессии, профессиональном самоопределении и трудоустройстве с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда [Сергеев 2023]. Иными словами, профориентация - это система мероприятий по выявлению того, что может и хочет личность в профессиональном плане, и мероприятия по профориентации исходят из интересов личности.
Профориентация начинается в школе. В настоящее время проблемам выбора профессии придается серьезное значение, вплоть до принятия решений на государственном уровне:
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросве-щения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы... Единую модель профессиональной ориентации - профориентацион-ный минимум1.
Согласно экспертным оценкам, глобально существуют три модели профориентации: традиционная, индустриальная, постиндустриальная [Сергеев 2021]. Традиционная модель - это когда выбора, по большому счету, нет: сын кузнеца становится только кузнецом. В России это до сих пор кое-где существует. Например, в моногородах, где работу можно найти только на градообразующем предприятии. Или когда родители говорят: «У нас вся семья работает в полиции, значит, и тебе туда надо», и другие варианты даже не рассматриваются. Индустриальная модель профориентации -это когда человек выбирает из множества профессий и соотносит выбор со своими склонностями. Эта модель была распространена в ХХ в., до сих пор во многих странах она ключевая. В Германии, Швейцарии, Австрии, например, она хорошо работает. Постиндустриальная модель - это когда профессий как таковых нет, но есть человек со своими особенностями, на базе которых можно сформировать сложносочиненные компетенции и придумать на их основе уникальную профессию. Это большой вызов для проф-консультантов, когда нужно не профессию порекомендовать, а сформулировать сложную компетенцию и подумать, где она может быть востребована. Данные специалистов по профориентации пару лет назад продемонстрировали, что выборов по индустриальной модели становится меньше, она сужается, а постиндустриальная и традиционная, наоборот, расширяются2.
1 Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». URL.: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (дата обращения 15 июля 2023).
2 Мы, профориентологи, тоже в каком-то смысле про развивающее обучение // Skillbox Media. Образование 4.0. URL.: https://skillbox.ru/ media/education/interview-kirill-kuznetsov/ (дата обращения 15 июля 2023).
Сельскохозяйственные профессии - агрономы, ветеринары и др. - относятся к группе профессий «человек-природа» и предполагают работу в сельской местности в тесном взаимодействии с растениями или животными. Не всякий человек способен к такой деятельности, он должен любить природу, обладать глубокими знаниями в растениеводстве, животноводстве и, кроме того, обладать специфическими качествами: выносливостью, наблюдательностью, внимательностью [Тощенко 2022]. Кроме того, проживание в селе (деревне) предполагает сельский образ жизни, к которому горожанин может оказаться непривычным/не готовым. Поэтому с большей вероятностью останется работать на селе или вернется в село после получения образования местный житель, выходец из этих мест. Воспроизводство традиционной модели выбора профессии - как у родителей - в сельских семьях имеет большую вероятность. Или же выбор осуществляется подрастающим человеком самостоятельно, осознанно, но с желанием остаться на родине и заниматься сельскохозяйственным трудом. Мероприятия по профессиональной ориентации будут успешными при учете особенностей сельскохозяйственных профессий.
Отбор сельскохозяйственных вузов для исследования профориентации
Сельскохозяйственные вузы решают тотальную для всех регионов проблему дефицита квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, который особенно заметен в базовых профессиях - агрономы, ветеринары. Однако условия у всех вузов разные, и связано это не только с разными возможностями материального обеспечения учебного процесса, но и с ролью сельского хозяйства в регионе.
Всего в России 150 вузов с сельскохозяйственными специальностями (большая часть - аграрные вузы, и в части университетов есть с соответствующим профилем подготовки). С одной стороны, направление «Сельское и рыбное хозяйство» стабильно держит -ся на четвертом месте в рейтинге зачисления студентов, следуя за лидерами приема - «Здравоохранением», «Информатикой» и «Образованием». С другой стороны, «в обществе сформировался стереотип, что сельское хозяйство - это тяжелый труд с применением тяжелой и устаревшей техники и технологий, и, как следствие, снижается общее количество обучающихся в аграрных вузах. Численность бюджетных студентов за последние 30 лет сократилась с 261 тыс. до 165 тыс., то есть практически в 1,5 раза. Отмечается низкий балл ЕГЭ - если в Московской государственной академии
ветеринарной медицины он достигает 71 балла, то в Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии - 49 баллов. Мы видим уменьшение численности научно-педагогических работников - за последние 10 лет практически в два раза, удельный вес молодых работников до 40 лет составляет только 15,7%»3, - указывают эксперты.
Отдельного рейтинга аграрных вузов не существует. В любом случае лучшие еще можно назвать, а худшие - нет. Специфика сельского хозяйства в разных регионах существенно различается, вузы ориентируются на местные кадры и местные предприятия. Там, где сильное машиностроение, будет развита агроинженерия (механизация и автоматизация сельского хозяйства), соответственно, будет больше сильных абитуриентов и выпускников с более высокой зарплатой. Где развито химическое производство -будет специализация «агрохимия». А где-то больше животноводства, поэтому более развиты ветеринария и санитарно-ветери-нарная экспертиза.
Отбор вузов для исследования осуществлялся таким образом: было взято пять сильных, согласно Национальному агрегированному рейтингу, российских вузов (сайт Минсельхоза) и Ветеринарная академия им. Скрябина как флагман, три средних и пять слабых, точнее, пять вузов «снизу» по численности набора (не факт, что худшие, просто специальностей у них меньше и ресурсов, соответственно, тоже).
В первую сотню рейтинга вошли пять сельскохозяйственных вузов: 1) Российский государственный аграрный университет -Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева; 2) Ставропольский государственный аграрный университет; 3) Башкирский государственный аграрный университет; 4) Уральский государственный аграрный университет; 5) Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова.
Было принято решение считать лучшими эти пять специализированных сельскохозяйственных вузов, не-аграрные университеты (где агроспециалисты - побочный продукт) в анализ не включать.
Из вузов-«середнячков» были взяты: Красноярский государственный аграрный университет, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Донской государственный аграрный университет.
3 Эксперт: Численность бюджетных студентов в аграрных вузах РФ... // Агентство городских новостей. URL.: https://www.mskagency.ru/ materials/3016927 (дата обращения 10 июля 2023).
Из слабых (малочисленных) вузов было отобрано пять: Дагестанский ГАУ им. М.М. Джамбулатова, Вятский государственный агротехнологический университет, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, Ярославская государственная сельскохозяйственная академия.
Рейтинг сельхозвузов в самих регионах отражает степень престижности профессий аграрного сектора на фоне других профессиональных сфер деятельности региона. Так, в Смоленске СГСХА находится на 6-м месте из 9, в Махачкале Дагестанский ГАУ - на 7-м из 13, в Ростове-на-Дону Донской ГАУ - на 9-м из 19, Омский ГАУ - на 4-м из 19, Красноярский - 3-м из 14. Но рейтинг, составленный независимым агентством по баллам ЕГЭ, лишь косвенно отражает мотивированность абитуриентов. В любом вузе найдутся как целеустремленные, так и «случайные» студенты.
Факультет среднего профессионального образования (или техникум как структурное подразделение) есть в каждом крупном аграрном вузе. Со студентами СПО вузы также проводят профори-ентационную работу, но с точки зрения перспективы получения высшего образования школьники более перспективны, поскольку сдают ЕГЭ в обязательном порядке.
Профориентация в сельскохозяйственных вузах
Для анализа состояния профориентации в конкретных вузах были использованы следующие методы исследования: 1) контент-анализ сайтов вуза (качественный, содержание работы и мероприятия); 2) подсчет количества упоминаний в СМИ по ключевым словам: «профориентация», «агроклассы», «день открытых дверей», «олимпиады», «конкурсы для школьников», «ярмарка профессий»; 3) изучение научной литературы, статей в специализированных журналах и на профильных порталах.
В результате проведенного исследования были выявлены основные мероприятия по привлечению школьников, которые проводят все аграрные вузы: 1) Дни открытых дверей университета; 2) посещение школ города и, что важнее - районных центров своей области с информированием о вузе, мастер-классами преподавателей и студентов и др.; 3) участие в межвузовских профориентационных мероприятиях: ярмарке специальностей (варианты: ярмарке учебных мест, фестивале профессий «Мир профессий» и др.), организация экскурсий, выставок, «Уни-
верситетских суббот», «Профи-дебютов», и др.; 4) организация работы курсов подготовки учащихся к вступительным испытаниям; 5) сотрудничество с городским центром профориентации для школьников, организация квестов и прочих завлекательных мероприятий; 6) информирование в СМИ, а также посредством блога в соцсетях.
Более продвинутые вузы к вышеупомянутым формам работы добавляют: 1) создание профильных аграрных классов («Агро-классов») в базовых школах, межшкольных образовательных центрах, а также с проведением части занятий в лабораториях вузов и в онлайн-режиме. Проводятся слеты выпускников агроклассов; 2) участие преподавателей университета в научных проектах школьников, экспертно-консультативное обеспечение учителей школ по повышению эффективности проектно-иссле-довательской работы в рамках актуальных для вуза направлений; 3) организацию и проведение Всероссийской научно-практической конференции «На пути к познанию» (входит в федеральный перечень мероприятий); 4) организацию и проведение чемпионатов и конкурсов «Молодые профессионалы», «Юннат», «Молодые таланты», "VetSkШs", «АгроНТИ» (проект Национальной Технологической Инициативы) среди учащихся сел и малых городов; 5) организацию и проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады для школьников по профильным предметам (биология, физика, химия): 6) организацию и проведение тематических образовательных интенсивов для школьников во время каникул на выезде.
Далеко не каждый вуз ведет активную профориентационную работу, о чем свидетельствует степень насыщенности информационного пространства. Прежде всего вуз, заинтересованный в привлечении школьников, определяется по наличию программы профориентационной деятельности на сайте вуза, а также по количеству актуальных откликов в СМИ на ту или иную профори-ентационную акцию вуза.
Из 14 обследованных вузов такую развернутую программу на своем сайте имеют РГАУ-МСХА, Уральский и Смоленский вузы. О профориентационных мероприятиях для школьников Дагестанского ГАУ информации мало даже в прессе, и та в основном про общение руководства вуза с руководством районов. Также мало в Интернете таких сообщений о Саратовском и Ставропольском вузах, несмотря на развитую агроиндустрию в данных регионах.
Выводы
Аграрные вузы прилагают много усилий, чтобы привлечь абитуриентов, и в целом им это удается, хотя конкурсы при поступлении на сельскохозяйственные специальности невысокие.
Но в результате кадровые проблемы сельского хозяйства не решаются: многие выпускники не работают по специальности. Проблема закрепления специалистов на селе лежит в другой плоскости - необходимы воссоздание социальной инфраструктуры на селе (школы, больницы, клубы и т. д.) и работа по повышению престижа сельского хозяйства как отрасли.
Благодарности
Статья выполнена в рамках Государственного задания № 1021091313151-0-5.4.1 «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения (FSZG-2022-0001)».
Acknowledgments
Done within the framework of State Assignment No. 1021091313151-05.4.1 "Social Factors of Labor Productivity: Status, Issues, Solutions (FSZG-2022-0001)".
Литература
Сергеев 2021 - Сергеев И.С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 115-130. Б01: 10.24412/2307-42642021-01-115-130.
Сергеев 2023 - Сергеев И.С. Образовательная профориентация - методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 24-44. Б01: 10.52944/Р0ИТ.2023.52.1.002.
Тощенко 2022 - Тощенко Ж.Т. К классификации профессий: социотехнологи-ческое измерение (опыт методологического анализа) // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 66-76. БОТ: 10.31857/8013216250019104-7.
References
Sergeev, I.S. (2021), "Influence of the socio-cultural structure of the family on the professional self-determination of children and adolescents", Vocational Education and Labor Market, no. 1, pp. 115-130, DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-115-130. Sergeev, I.S. (2023), "Educational career guidance - Methodological basis of professional orientation work with children and youth", Vocational Education and Labour Market, vol. 11, no. 1, pp. 24-44, https://doi.org/10.52944/P0RT.2023.52.1.002. Toshchenko, Zh.T. (2022), "On professions classification. Socio-technological dimension (a methodological analysis)", Sociological Studies, no. 6, pp. 66-76, DOI: 10.31857/S013216250019104-7.
Информация об авторе
Ирина О. Шевченко, доктор социологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; sheviren@yandex.ru
Information about the author
Irina O. Shevchenko, Dr. of Sci. (Sociology), professor, Russian State University for the Humanities; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; sheviren@yandex.ru