Библиографический список
1. Ciulla J.B. Ethics: The heart of leadership // Maak Th., Pless N.M. Responsible Leadership in Business. London; New York, 2006. P. 42-54.
2. George B. Authentic Leadership: rediscovering the secrets to creating lasting value. San Francisco, 2003.
3. Кузес Дж.М., Потер Б.З. Вызов бросают лидеры. М., 2002.
V.P. Bukin
Professional Orientation,
Working Conditions
and Labor Contents of Young
People in the Russian Province
The problems of socio-professional orientation, prestigious professions, fields of activity which attract young people most in the Republic of Mordovia, Penza and Ulyanovsk Regions, are studied on the basis of sociological research. The results of the analysis are compared with the All-Russian data. The results of the investigation of young people’s satisfaction with labor activity are sited.
Key words and word-combinations: youth, labor, employment, profession, professional orientation.
На основе социологических исследований рассматриваются проблемы социально-профессиональной ориентации, престижности профессий, сферы деятельности, которые привлекают молодежь в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях. Итоги анализа представлены в сравнении с общероссийскими данными. Приведены результаты изучения удовлетворенности молодежи в сфере трудовой деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: молодежь, труд, занятость, профессия, профессиональная ориентация.
УДК 316.334.52 ББК 60.561.23
В.П. Бунин
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА МОЛОДЕЖИ
РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ
^Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Вместе с тем профессиональные намерения значительной части учащихся и студентов зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Профориентация молодежи по своей сути является общественно значимой, то есть социальной проблемой, для решения которой усилий работников общего и профессионального образования явно недостаточно. Ее сущность как социально-экономической проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудо-
вых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. При этом важно учитывать региональные особенности.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, необходимо в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) юноши и девушки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества:
1) принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении не только удовлетворить своим выбором личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
2) принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;
3) принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения;
4) принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные запросы личности, потребность в жилье, отдыхе и другом.
Таким образом, система профориентации предстает как организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и учебных заведений, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения молодежи в интересах личности и общества.
Исследуя проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи, необходимо учитывать, что «в обстановке затяжного экономического кризиса и резкого падения производства произошло снижение авторитета рабочих профессий, кроме профессий сферы обслуживания, возрос интерес молодежи к получению профессий юриста и экономиста, дающих возможность применения полученных знаний в предпринимательской деятельности, а также в сфере свободных профессий, в получении рабочего места в высокооплачиваемом слое специалистов» [1, с. 327]. С учетом изложенного важно рассмотреть, какие профессии и сферы деятельности больше всех привлекают молодежь в современных условиях. Для этого следует обратиться к данным различных социологических исследований.
Наиболее яркая тенденция, выявленная в ходе социологического исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» [2], проведенного в 2007 г. Институтом социологии РАН, - значительное расширение спектра престижных профессий. Если в 1997 г. 89% молодежи среди наиболее престижных профессий выбирали специальности в области юриспруденции или финансового сектора, то десять лет спустя таковых оказалось только 63%. Зато теперь в число наиболее престижных профессий попадают и менеджеры, и ученые, и программисты. Таким образом, можно говорить об изменении самого понятия престижности в глазах молодежи.
Если в прошлом десятилетии престижность оценивалась, как правило, по возможности получения высоких доходов, то теперь престиж все больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Так, число тех, кто среди престижных профессий упомянул работу в области государственной власти, возросло за эти годы с 10 до 17%. В то же время число тех, кто хотел бы занять просто любую руководящую должность, снизилось за прошедшее десятилетие с 10 до 6% [2, с. 12]. Таким образом, можно констатировать, что государству удалось повысить престиж работников государственного аппарата, и, вероятно, это позволит привлечь молодых специалистов в государственное управление и муниципалитеты.
Трансформация экономических и социальных основ трудовых отношений в России привела к тому, что возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.
В современных условиях существуют различные формы нестандартных трудовых отношений, отклоняющихся от «классического» типа занятости: сверхурочная, временная, случайная, вторичная, неформальная занятость. В процессе изучения нестандартных форм занятости в Саратовской области нами были выявлены формы вторичной занятости, теневые формы, трудовые миграции [3]. Социологический анализ показал, что лишь 15,7% респондентов полагают, что человек не должен быть привязан к одному месту работы и совместительство может открыть новые перспективы. Для двух третей участников опроса это лишь источник дополнительного заработка. Более четверти опрошенных (28%) готовы заниматься временной работой. Рассматривая указанные формы нестандартной занятости, можно сделать вывод, что они в основном связаны с работой в неформальном секторе экономики и в сфере услуг. Именно сектор услуг генерирует, как правило, нестандартные рабочие места, которые в первую очередь востребованы молодежью [3, с. 110-112].
Данные социологического исследования «Российская молодежь в регионах «скромного» достатка: каковы жизненные перспективы?», проведенного с участием автора, позволяют получить представление о том, какие сферы деятельности привлекают молодежь Республики Мордовия, Пензенской и Ульяновской областей [4, с. 36-65]. Следует отметить, что указанные регионы находятся в географическом центре Среднего Поволжья, имеют сходные природные и социальноэкономические условия: площади территории, численности и структуры населения (в том числе молодежи), экономику индустриально-аграрного характера, сравнительно высокий удельный вес сельского населения (свыше 30%), сопоставимые величины регионального прожиточного минимума, среднедушевых доходов и бюджетной обеспеченности населения, социальной инфраструктуры.
Анализ полученных данных (рисунок) свидетельствует, что на первом месте по привлекательности у молодежи в исследуемых нами регионах находится частное предпринимательство. Так считают более трети (37,5%) опрошенных. Оно более привлекательно для учащейся и студенческой молодежи (44,2%), а у работающей молодежи эта оценка значительно ниже - 32,9%. Примечательно, что привлекательность предпринимательства в анализируемых регионах значительно выше, чем в целом по России. В настоящее время, как показывают данные, полученные Институтом социологии РАН, только 9% молодых росси-
ян признают занятие бизнесом престижным против 13% в 1997 г. Вместе с тем в целом молодые россияне считают, что занятие бизнесом может принести быстрый материальный достаток наряду с профессиями финансиста, экономиста, бухгалтера и банковского работника.
другое
управление
искусство
частное
предпринимательство
сельское хозяйство здравоохране ние образование транспорт строительство промышленность
Й'!
аз
«27і.
Сферы деятельности, более всего привлекающие молодежь, %
На втором месте по привлекательности для молодежи указанных субъектов Федерации находится сфера управления. Этой области деятельности отдают предпочтение 35,1% респондентов, среди учащихся и студентов - 41,3%, а среди работающих значительно меньше - 29,8%. Полученные данные практически полностью совпадают с показателями Института социологии РАН. В целом по России наибольшее желание работать в органах государственной власти имеют студенты техникумов, училищ и колледжей (36%), студенты вузов (34%), а также молодые россияне, которые в настоящий момент не учатся и не работают (37%). Те, кто уже работает, гораздо реже, как и в наших регионах, проявляют интерес к работе в государственных органах власти -только 26% из них хотели бы получить такую работу.
Итак, интерес к работе в органах власти и управления со стороны молодежи России в целом свойствен на настоящий момент той ее части, которая вообще работы не имеет, и значительно снижается среди тех, кто уже где-то работает.
Третью позицию по привлекательности занимает сфера образования (23,5%). Она предпочтительна для каждого четвертого работающего (26,5%), а для учащихся и студенческой молодежи она привлекательна только для каждого пятого респондента (20,4%). Это, видимо, связано с тем, что профессия педагога низкооплачиваема и мало востребована во всех трех исследуемых регионах.
Спортивная деятельность привлекает почти каждого пятого респондента
35
413
29,8
14,3
44
16
30
(18,5%) и находится на четвертом месте по престижности среди указанных сфер деятельности. Пятую позицию в этом ранжированном ряду занимает сфера промышленности (18,4%), далее идут искусство (14,9%), транспорт (14,2%), наука (12,7%), строительство (12,6%), здравоохранение (11,9%), сельское хозяйство (8,8%), другие сферы деятельности (3,3%).
Из представленных данных можно сделать вывод, что сфера материального производства в два с лишним раза менее привлекательна и престижна, чем предпринимательство. При этом строительство и сельское хозяйство занимают последние позиции. В то же время именно эти сферы ощущают значительный дефицит кадров и, как показывает практика последних лет, для их развития необходимы не только материальное стимулирование, но и повышение престижности рабочих и инженерно-технических специальностей за счет проведения комплексных мероприятий по профессиональной ориентации молодежи.
В связи с изложенным, на наш взгляд, особую актуальность приобретает деятельность, направленная на повышение качества профессионального образования как важнейшего условия профессиональной социализации молодого поколения. Исходя из этого, было изучено, как развиты у молодежи профессионализм, насколько зависит от этого успех в жизни и какие есть для этого возможности. Как показали результаты исследования, основная масса молодых людей довольно высоко оценивают свои возможности по реализации себя в выбранной профессии. Более четверти опрошенных (25,9%) считают их хорошими, значительно больше половины (57,5%) - удовлетворительными и только каждый шестой (16,6%) - плохими.
Кроме того, была изучена оценка молодыми людьми развитости у них профессионализма. Молодежь дает, на наш взгляд, объективную оценку своему профессионализму. У работающих респондентов профессионализм более развит. Каждый пятый (20,3%) считает собственные профессиональные качества сильно развитыми, 67,2% - достаточно развитыми, 12,5% - слабо развитыми. Учащиеся и студенческая молодежь, которая, как правило, еще окончательно не реализовала себя в профессии, демонстрируют более скромную оценку. Только 15,3% опрощенных считают, что профессиональные качества у них развиты сильно, тогда как 62,3% - достаточно развиты и 22,5% - слабо развиты.
Высокий профессионализм, несомненно, является одним из важных условий, необходимых для того, чтобы добиться успеха в жизни. Такое мнение высказали 70,0% всех опрошенных респондентов. Это качество находится на втором месте после целеустремленности, предпочтение которой отдали 82,3% молодых людей.
В таком же порядке было изучено мнение молодежи о ситуации, которая у них складывается на работе.
С незначительной разницей оценивают сложившуюся на работе ситуацию как хорошую представители работающей и студенческой молодежи (39,7 и 35,4% соответственно). 52,2% работающих и 45,5% обучающихся во всех формах обучения считают, что она у них удовлетворительная. Как плохую оценивают ее 8,2% работающих и в два с лишним раза больше (19,2%) учащихся и студентов.
Известно, что успех в жизни зависит от многих условий. Респондентам было предложено оценить эти условия по десяти позициям, в том числе какую роль
в обеспечении успеха в жизни играет трудолюбие. Анализ полученных результатов свидетельствует, что главными условиями успеха в настоящей жизни молодежь считает личную целеустремленность и амбиции (75,9%), влиятельные связи (74,7%), способности человека (71,2%), трудолюбие (70,0%). Как видно, трудолюбие ставится на четвертое из десяти условий и занимает одну из главных позиций в реализации жизненного успеха. При этом полученные данные свидетельствуют, что мнение работающей и учащейся молодежи в целом по отношению к трудолюбию резко не отличается.
Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде размеров заработной платы, условий и графика труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры. Это актуализирует проблему удовлетворенности различными сторонами трудового процесса (таблица).
Ответы на вопрос об удовлетворенности молодежи указанными аспектами трудового процесса, %
Аспект трудового процесса Вполне удовлетворяет Отчасти удовлетворяет Совсем не удовлетворяет Трудно ответить
Условия труда 40,5 44,8 11,1 3,6
Заработок 14,8 43,0 39,4 2,8
График работы 49,5 38,0 10,4 2,0
Содержание работы Отношения 51,5 38,6 5,8 4,1
с руководителем 61,1 29,0 6,1 3,8
Отношения с коллегами 78,3 18,0 1,4 2,3
Менее всего работающую молодежь удовлетворяет размер заработка (14,8%), более всего - отношения с коллегами (78,3%). Другими словами, респонденты вполне удовлетворены психологическим микроклиматом в коллективе, отчасти содержанием и графиком работы, в меньшей степени - условиями труда на рабочем месте и совсем не удовлетворены его оплатой. Относительно высокий процент удовлетворенных взаимоотношениями с руководителем (61, 1 %) позволяет предположить, что опрошенные не видят прямой зависимости между уровнем своей зарплаты и работой руководства или, точнее «не обижаются на руководство».
На основе приведенных данных можно сделать вывод, что молодежь российской провинции прагматично и целенаправленно относится к выбору профессии. Ее привлекают сферы деятельности, которые дают возможность реализовать в современных условиях жизненные планы, обеспечить карьеру, материальное и социальное благополучие, - предпринимательство, сфера управления и образования. Исходя из этого, полагаем, что государственная политика, нацеленная на обучение студенческой молодежи предпринимательству, расширение деятельности малых предприятий в области профессионального образования, может открыть новые перспективы для самоопределения молодежи в сфере труда и занятости, что особо важно в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Д.А. Шахов
Как показало наше и другие исследования, у современных молодых людей не пользуется особой популярностью сфера материального производства. В связи с этим необходим комплекс мер со стороны органов государственного и муниципального управления, образования и общественности по повышению престижности технических специальностей. На наш взгляд, для этого следует в системе общего образования расширить обучение учащихся естественным наукам - математике, физике, химии, более конкретно и целенаправленно производить трудовое обучение.
Инновации в системе профессионального образования должны быть направлены на внедрение в учебный процесс не только информационных и дистанционных технологий обучения, но и его обеспечение современным лабораторным и высокотехнологичным оборудованием, в частности в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Библиографический список
1. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.
2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М., 2007.
3. Букин В.П., Розеватов ГА. Нестандартная занятость в современных условиях // Вестн. Поволж. акад. гос. службы. 2007. № 13.
4. Российская молодежь в регионах «скромного» достатка: каковы жизненные перспективы?: аналит. докл. по результатам социол. исследования [подготовлен в сотрудничестве с Институтом социологии РАН и представительством фонда им. Фридриха Эберта в РФ]. Пенза; Саранск; Ульяновск, 2005.
D.A. Shakhov
Internet Advertising and the State: Directions of Institutionalization Cooperation
Internet advertising is represented as a phenomenon in society life. Peculiarities of state structures’ participation in the formation of the Internet advertising industry are analyzed.
Key words and word-combinations: Internet advertising, the state, state-private partnership.
Интернет-реклама представлена как явление в жизни общества. Анализируются особенности участия государственных структур в формировании индустрии Интернет-рекламы.
Ключевые слова и словосочетания: Интернет-реклама, государство, государственно-частное партнерство.
УДК 316.33 ББК 60.56
Д.А. Шахов
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА И ГОСУДАРСТВО: НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
И нтернет-реклама как явление в России зародилась в 1997 г. [1] и сразу же привлекла к себе интерес различных, в зависимости от направлений научного поиска, исследователей. Для социологии как предмет анализа она выступает в форме целенаправ-