Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2011 № 2 (7)
22.00.00 Социологические науки
УДК 316.3
Т.А. Крупа
Крупа Татьяна Альбертовна - канд. социол. наук, доцент кафедры отечественной истории ДВГТУ, г. Владивосток. E-mail: rom3111970@yandex.ru
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье анализируются ценностные и духовно-нравственные характеристики современных студентов. Рассматривается влияние потребительского общества на молодежь. Анализируется шкала престижности профессий и сфер занятости. На основе результатов социологического опроса делаются выводы о том, какие из современных и исторических героев являются для студентов самыми значимыми фигурами.
Ключевые слова: духовные ценности, материальные ценности, престижная профессия, герой нашего времени, значимая личность.
Tatyana A. Krupa,
Far-Eastern National Technical University, Vladivostok, Russia
CHANGE THE SPIRITUAL DEVELOPMENT STUDENT YOUTH IN CONDITION CONSUMER SOCIETY
Valuables and spiritual-moral features modern student are analysed In article. The influence consumer society is considered on youth. It Is analysed scale of prestige's professions and spheres to employment. On base on sociological questioning are done findings - what personality from our time and who from history heroes for students are most significance figure.
Key words: spiritual value, material value, prestigious profession, hero of our time, significance personality.
Изменения в экономическом и культурном пространстве России в последние десятилетия стали причиной для серьезных перемен в духовном развитии студенческой молодежи. Переоценка ценностей, происходящая из поколения в поколение, - процесс вполне естественный, новое время всегда диктует
новые установки и правила, в связи с чем формируется иной взгляд на окружающую социально-культурную действительность. В таком случае обществу важно установить контроль над процессом деформации в ценностных ориента-циях молодежи, предупредить общую социальную апатию, бездуховность, не допустить падения престижа честного труда.
Общество суперпотребления, в рамках которого мы существуем, диктует свои жесткие правила. В такой социальной ситуации в среде молодежи потребительские настроения выходят на первый план, становясь основной ценностью. Содержание рекламы ориентировано в большей степени на молодежь. Рекламная информационная среда излишне настойчиво пытается навязать принятие завышенных эстетических, физических и утилитарных стандартов. Ежедневно мы видим и слышим, что обладанию некой вещью сопутствуют «восхищенные взгляды и восторг», «необходимо иметь не просто автомобиль, а суперавтомобиль», «не просто телефон, а супертелефон», «тогда ты станешь успешным, уникальным, обновленным, перед тобой откроются широкие возможности». Такое содержание рекламы способствует развитию у молодежи стремления выработать и принять жизненные установки, которые позволили бы им найти свое место в окружающей действительности, где на первое место выходит постоянное стремление к потребительскому самосовершенствованию.
Ценности и духовно-нравственные ориентации молодежи являются постоянным объектом научного внимания. В частности, такие ученые, как В.Е. Семенов и О.Л. Трахтенберг, изучали эту проблему в ряде регионов Российской Федерации [2; 4]. Исследование, осуществленное автором в среде студенческого сообщества Дальневосточного государственного технического университета -это вклад в информационную базу подобных работ. Опрос, посвященный ценностным и духовно-нравственным ориентациям современных студентов, проводился в 2008-2009 гг. в Институте механики, автоматизации и передовых технологий и Институте инженерной и социальной экологии. Всего опрошено 120 человек в возрасте 17-19 лет, из них юношей - 75 %, девушек - 25 %. Преобладание юношей объясняется технической направленностью обучения в ДВГТУ.
Первая часть опроса связана с такими понятиями, как престиж и значимость, то есть определением, что, по мнению студентов, является наиболее престижным: материальные или умственно-нравственные, духовные ценности? Обладание престижной профессией является своеобразным «пропуском» к успешной, обеспеченной жизни, в этом убеждены большинство опрошенных. 26 % студентов на первое место поставили престижную профессию; 22 % -нравственные качества (доброта, душевность, отзывчивость), посчитав их наиболее престижными; 17 % на первый план поставили деньги; 15 % - умственные способности; 13 % - материальные ценности; 2 % не ответили, а 5 % высказали собственное мнение, считая, что престиж человека зависит от его места в обществе, личного мнения, физических качеств, достойного поведения и образа жизни. В целом, понятие престижа для большинства опрошенных студентов связано с деньгами, материальными ценностями и престижной профессией, которые дают право занимать первые позиции. Высокие умственные способности и нравственные качества выбрали меньшинство студентов. Этого и следовало ожидать: в обществе суперпотребления деньги и материальные блага - это доступ к престижному потреблению, что и соответствует ценностям и ориента-циям молодежи.
Поскольку четверть опрошенных поставили престижную профессию на первое место, возникает вопрос, какая именно профессия в их представлениях является таковой? Вопрос был открытым, поэтому 20 % не назвали конкретную профессию, а описали ее, считая, что занятие престижной профессией должно доставлять удовольствие, она должна быть высокооплачиваемой и востребованной. 20 % в качестве престижной указали профессию инженера (опрос проводился среди представителей инженерных специальностей, поэтому такого результата следовало ожидать). Положительным моментом можно считать то, что выбранную для обучения специальность студенты считают престижной. Сгруппировав все ответы студентов по профессиональному признаку и сферам деятельности, можно сделать вывод о престижности профессий в сфере бизнеса и предпринимательства (22 %), о значимости просто «высокооплачиваемой
профессии» без уточнения названия (20 %). Также считается престижной государственная служба (10 %), хотя она в два раза уступает место предпринимательству. Профессия юриста и занятость в силовых структурах разделили место в рейтинге популярности, набрав по 6 % каждая. Занятость в сфере образования и науки оценена низко - 2 % (см. табл.).
Рейтинг престижности профессий и сфер занятости, %
Профессии и сферы занятости %
Бизнес и предпринимательство 22
«Высокооплачиваемая профессия» 20
Инженер 20
Государственная служба 10
Силовые структуры 6
Юриспруденция 6
Наука и образование 2
Прочее 4
Итак, по мнению многих студентов, престижно быть бизнесменом, предпринимателем, директором фирмы, менеджером, управляющим, банкиром. Структура ответов вполне предсказуема, окружающая социальная реальность такова, что молодежь убеждена, что именно эти профессии могут им обеспечить достойное потребление. К тому же герои таблоидов и новостей разного характера - это олигархи и топ-менеджеры, чей высокий уровень потребления часто становится предметом обсуждения и информационного тиражирования.
Однако массовое увлечение коммерциализацией может иметь и обратную сторону. В странах с развитой рыночной экономикой слой предпринимателей не является преобладающим в структуре занятости населения, предприниматели составляют не более 6-12 % [1, с. 30]. Как правило, в сфере развитой экономики не нужно чрезмерное количество коммерсантов, предпринимателей и бизнесменов. В нашей стране в рыночные взаимоотношения вовлечены миллионы молодых людей, которые имеют опыт участия в мелочной перепродаже, и эти псевдоделовые навыки вряд ли будут востребованы цивилизованным обществом.
В связи с этим существует опасность возникновения «потерянного поколения», не нашедшего себя в профессиональной среде и в обществе [3, с. 234].
Необходимо отметить, что набирает популярность государственная служба. Есть молодые люди, которые считают достойными должности чиновников и депутатов, что вполне логично, т. к. это дает возможность высоких заработков, а зарплата чиновников и депутатов неоправданно выше доходов остальных категорий населения, что и создает ореол престижности этих сфер занятости для молодежи.
Итак, большинство опрошенных хотят быть бизнесменами и чиновниками, непопулярными при этом считаются рабочие профессии, как квалифицированные, так и неквалифицированные. Массовая занятость гастарбайтеров в сфере физического труда снизила уважение к рабочим профессиям разной направленности. При остром дефиците квалифицированных рабочих кадров эти профессии для молодых людей являются непривлекательными. Так, к числу непрестижных отнесен труд электриков, сварщиков, слесарей, водителей (10 %). Однако столько же процентов ответов относится и к специальностям, требующим высокой квалификации - юристам, экономистам (10 %), видимо, в связи с переизбытком этих специальностей на рынке труда. Ответы 35 % респондентов относительно непрестижности профессий мусорщика, уборщика, дворника следует считать проявлением интеллектуальной незрелости опрошенных, т.к. при опросе акцентировалось внимание на том, что нужно указывать профессии, требующие квалификации и при этом не считающиеся молодежью престижными.
К общей интеллектуальной незрелости опрошенных следует также отнести отсутствие ответов и шуточные ответы (соответственно у 16 и 9 % респондентов). В целом, результат опроса вполне ожидаем и обусловлен тем, что в ходе реформ отжила идеология особой общественной значимости труда и трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, быть рабочим стало непрестижно. Произошла замена героев труда эталонными героями общества суперпотребления.
Вопрос о «герое нашего времени» вызывает интерес на любом этапе развития общества. Студентам задавался открытый вопрос: «Кого вы считаете героем нашего времени»? Оказалось, что 30 % не могут дать точного ответа и назвать конкретных героев: 9 % из них считают, что таковых нет вообще, 13 % не дали ответа, а 8 % ответили шуткой. Лишь одну личность можно обозначить вполне ясно - это В.В. Путин, он получил 32 % голосов. У разномастной компании актеров, телеведущих и шоуменов 13 % голосов, среди них М. Задорнов, С. Зверев, М. Галустян, К. Собчак, С. Безруков и др. Оставшиеся 25 % ответов трудно привести к одному знаменателю, но это тоже своеобразный коктейль из политиков, спортсменов и олигархов.
Исследование, проведенное в 2008-2009 гг., показало, что герои у молодежи все же есть. Если сравнивать данные этого исследования с данными исследования, проводившегося в Петербурге в 2002-2006 гг., то 82 % опрошенных петербуржцев вообще не смогли назвать конкретных героев. 70 % опрошенных владивостокских студентов все же дают конкретный ответ на поставленный вопрос.
В петербургском опросе героем нашего времени был назван В. Путин, получив 5 % голосов [2, с. 37]. В нашем опросе он получил 32 %. Если петербургский опрос о герое нашего времени дал расплывчатый результат, большинство респондентов не могли назвать конкретных героев, то «герой» нашего опроса приобрел вполне ясные очертания в лице В. Путина, с одной стороны, но с другой - собирательный образ «героя» нашел себя в разномастной публике современных актеров, политиков и шоуменов.
Какое место в системе ценностей студентов занимает история, значат ли для опрошенных что-либо ее герои - разобраться в этом пытались с помощью вопроса: «Кого из исторических личностей вы считаете самой значительной фигурой в российской истории?». Только 10 % респондентов не дали ответа; Петра I назвали 37 %; 11 % - В. Ленина; 6 % - Ивана Грозного; 5 % - Иосифа Сталина; 31 % респондентов указали на исторические личности - полководцев, реформаторов, ученых, руководителей государства на разных этапах развития
России. «Герой нашего времени» (В. Путин) и названные исторические личности - это смелые реформаторы, иногда с присутствием диктаторских тенденций, пытавшиеся каждый по-своему модернизировать российское государство. Для студентов они - значительные фигуры, поэтому можно сделать вывод о значимости исторических знаний в духовной жизни респондентов, т.к. в современных условиях девальвации духовно-нравственных ценностей можно было прогнозировать отсутствие ответа на поставленный вопрос, но этого не произошло.
С какими категориями связаны мечты 17-летних молодых людей - идеальными или материальными? Была попытка выяснить это с помощью вопроса «О чем вы мечтаете в своей дальнейшей жизни?». Выяснилось, что мечты лежат в прагматично-меркантильной плоскости. Был составлен рейтинг позиций, которые представляют собой мечту современной 17-летней молодежи. Рейтинг выстроен по убывающей шкале: работа - семья - высшее образование - деньги -хорошая беззаботная жизнь - любовь/счастье/благополучие - автомобиль -жилье - бизнес - путешествия/отдых - уехать за границу - стать депутатом, олигархом - здоровье - успех. Триада «работа - семья - высшее образование» является преобладающей, здесь имеются уточнения «престижная, высокооплачиваемая, интересная работа» - 42 % голосов отдано этой позиции. Семья в этой системе ценностей стоит на 2-м месте (26 %). Идеальные компоненты «любовь/счастье/благополучие» занимают промежуточное положение, находясь в середине рейтинга, и стоят позади денег, а здоровье - на последних позициях.
В структуре опроса была попытка дать студентам возможность смоделировать свое будущее с помощью вопроса «Кем вы видите себя через ближайшие 10 лет?». Затруднились дать ответ 30 %. Остальные мечтают стать «хорошими, высокооплачиваемыми, востребованными специалистами (22 %); к ним примыкают 21 %, которые видят себя «самодостаточными, успешными, обеспеченными людьми»; девушки представляют себя женами и матерями (10%); бизнесменами, предпринимателями и олигархами хотели бы стать 9 %; инженерами - 8 %.
Итак, опрос показал, что нравственные качества: доброта, душевность, отзывчивость - в системе ценностей стоят не на последнем месте, но и не на первом, они уступают позиции престижной профессии и высокостатусному положению в обществе. В рейтинге престижности на первый план вышли бизнесмены, предприниматели и представители других высокооплачиваемых профессий, профессия инженера в понимании опрошенных сегодня тоже является достойной. Не престижным оказался труд рабочих и высококвалифицированных рабочих в том числе. Потребительско-рыночная среда способствовала тому, что молодежь перестала уважительно относиться к этим профессиям. Героем нашего времени в глазах респондентов стал собирательный образ из шоуменов, артистов, политиков и олигархов, более конкретные очертания «героя» получил действующий премьер-министр В. Путин. Мечты опрошенных лежат в плоскости из трех составляющих: работа - семья - высшее образование. Радует то, что семья в системе ценностей не на последнем месте, а на почетном втором, печально, что здоровье на последнем месте.
Итоги опроса вполне ожидаемы и предсказуемы. В условиях рыночной экономики и потребительского общества формируется соответствующая общественная среда, в которой нужно быть успешным, самодостаточным, о чем и мечтают молодые люди 17-19 лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова. М. : Социум, 2005. 318 с.
2. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007.№ 4. С. 37-43.
3. Социология молодежи / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д. : Феникс, 2001. 345 с.
4. Трахтенберг О.Л. Социальное развитие молодежи в реформируемом обществе // Вестник ИрГТУ. 2004. № 3 (19). С. 149-154.