Научная статья на тему 'Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи'

Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
713
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / STUDENTS / PROFESSIONAL ACTION / PROFESSIONAL AND JOB RELATIONS / PRESTIGE OF PROFESSIONS / MODERN RUSSIAN SOCIETY / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковзиридзе Манана Акакиевна

Рассматриваются профессионально-трудовые отношения молодежи в условиях современного российского общества. На основе данных государственной статистики анализируется положение молодежи в Российской Федерации, дается развернутый анализ тенденций и факторов формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи на современном этапе; приводятся обобщенные результаты исследования в рамках диссертационной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковзиридзе Манана Акакиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FACTORS OF PROFESSIONAL ACTION FOR STUDENTS

The article covers a youth professional and job relations in modern Russian Society. The author represents state statistic data related with Russian youth and data of her dissertation research. Showed data helps to analyze a tendency and motivation factors for youth professional action in modern society.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи»

М.А. Ковзиридзе

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

КОВЗИРИДЗЕ Манана Акакиевна - старший преподаватель кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) (e-mail: kov-manana@yandex.ru)

Аннотация. Рассматриваются профессионально-трудовые отношения молодежи в условиях современного российского общества. На основе данных государственной статистики анализируется положение молодежи в Российской Федерации, дается развернутый анализ тенденций и факторов формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи на современном этапе; приводятся обобщенные результаты исследования в рамках диссертационной работы.

Ключевые слова: студенческая молодежь, профессиональная деятельность, профессионально-трудовые отношения, престиж профессий, современное российское общество, безработица.

В современной России существенно изменились ценности, установки и специфика профессионально-трудовой мотивации российской студенческой молодежи. Положение, складывающееся в последние годы на российском рынке труда, достаточно напряженное и, учитывая ситуацию общемирового экономического кризиса, характеризуется тенденциями к ухудшению. Особенно остро в российском обществе стоит проблема занятости молодежи. Так, по данным государственной статистики, треть общего числа безработных составляет молодежь в возрасте от 16-ти до 29-ти лет1. С каждым годом увеличивается численность молодых людей, обреченных на «потенциальную» безработицу. В первую очередь это касается тех из них, кто выбрал престижные, интеллектуальные, но избыточные на современном рынке труда профессии. По данным исследований НИЦ Института молодежи, только четверть молодых россиян не беспокоит угроза безработицы, 70% работающей молодежи опасаются потерять работу2. В условиях кризиса расширяются масштабы регистрируемой и скры-

1 См.: Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. - М.: Логос, 2003. - С. 67.

2 См.: Журавлев, В.В., Родионов, В.А., Цепляев, А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность / под ред.

той безработицы среди молодежи, увеличивается продолжительность поисков работы.

Такое положение грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса1. Большую долю общего количества безработных (около 29%) в России составляют молодые люди в возрасте до 25 лет. Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15 - 19 лет (32,1%), а также 20 -24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15 - 24 года уровень безработицы в феврале 2009 г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. В среднем коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи по возрастной группе 15 - 24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30 - 49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - в 2,2 раза.

Не менее тревожные данные, касающиеся безработицы, опубликованы Евростатом. Во многих странах Евросоюза уровень безработицы среди молодежи также близок к 30%. Средний уровень молодежной безработицы достиг в ЕС в октябре 20,6%. Однако во многих странах он значительно выше, составляя: в Испании - 42,9%, в Латвии - 33,6%, в Ирландии -28,4%. Таким образом, уровень молодежной безработицы в России близок к наихудшим показателям Евросоюза, хотя общий показатель для всех возрастов в Российской Федерации достаточно благополучен, составляя всего 7,7% активного населения, тогда как в ЕС - 9,3 - 9,8%2.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению принципиально новой ситуации в профессионально-трудовых отношениях. С одной стороны, состояние экономики расширило границы приложения сил и способностей студенческой молодежи в профессионально-трудовой сфере, а с другой - ценностная значимость труда по получаемой специальности в вузе зачастую невысока. Выпускники переходят в отрасли, не связанные с жизненно важными интересами страны. Растет разочарование молодежи в социально-экономической востребованности выбираемых ими профессий. У многих молодых людей складывается устойчивое мнение о невозможности государства обеспечить им социально-экономическую поддержку. Появление новых форм собственности и методов управления, разрыв целостного экономического пространства страны, разрушение системы обязательного трудоустройства породили безработицу и снижение уровня жизни всего населения,

Б.А. Ручкина. - М.: Издательство МГСА «Социум», 2002. - С. 49.

1 См.: Безработица плодит «потерянное поколение» // Независимая газета.-2009. - 4 декабря..

2 См. там же.

в том числе и молодых людей. В этой ситуации молодежная безработица может иметь серьезные социальные последствия, провоцируя молодых людей на незаконные способы добывания денег.

Государственная социальная политика не позволяет в полном объеме обеспечить гарантированную Конституцией доступность образования для всех граждан страны. Все это влияет на формирование мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи. Поэтому исследование мотивации студентов требует раскрытия связи мотивацион-ного процесса с актуальной социальной ситуацией. При этом важно учитывать специфическую роль материальных и моральных стимулов трудовой деятельности в формировании мотивационно-профессиональной деятельности студенческой молодежи. Очевидно, что мотивация профессиональной деятельности в современных условиях имеет иную структуру и направленность, нуждающуюся в изучении.

Общероссийские исследования в рамках реализации крупных исследовательских проектов молодежи, а также исследование, проведенное автором в МИИТе (проанкетировано 1299 студентов), позволили дать развернутый анализ тенденций и факторов формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи на современном этапе1. В соответствии с целью исследования был применен комплексный подход, направленный на выявление социально-экономических факторов, влияющих на формирование мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи.

Поскольку в исследовании рассматривается влияние разных социально-экономических факторов на мотивацию профессиональной деятельности студенческой молодежи, постольку были выделены следующие факторы: курс обучения, форма обучения, причины совмещения работы с учебой, социально-профессиональная принадлежность родителей, субъективная оценка материального положения, ценность высшего образования, пол, возраст.

Проведен корреляционный анализ взаимосвязи показателей социально-экономических факторов и различных мотивов профессиональной деятельности. Затем в программе обработки статистических данных SPSS (версия 11.5) были проанализированы перекрестные данные мотивацион-ных компонентов профессиональной деятельности и интересующих нас факторов.

1 См.: Мониторинг «Молодежь России» НИЦ при Институте молодежи, «Социальное развитие молодежи» Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, «Молодежь России: три жизненных ситуации» Центра социологических исследований Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова; авторское исследование «Мотивация профессиональной деятельности современной студенческой молодежи» проведено в МИИТе в 2009 г. В исследовании участвовало 1 299 человек - студенты всех институтов, специальностей и курсов обучения.

В одном из вопросов анкеты студентам предлагался список из 13-ти профессий с просьбой выразить к ним свое отношение, т. е. оценить их престижность. Отношение к профессиям опирается на оценки их престижа, далее полученные индивидуальные оценки ранжируются отдельно по 1 - 3 курсам и 4 - 5 курсам с целью проследить динамику изменения в ценностных ориентациях разных возрастных групп студенческой молодежи и среди юношей и девушек.

Полученные результаты свидетельствуют об относительной устойчивости оценок профессий у различных групп молодежи: одинаковые ранги получили профессии у различных групп молодежи, за некоторым исключением. Так, первое место по престижу у всех групп занимает профессия банковского работника (ее выбрали 29,0% молодежи); вторую позицию занимает позиция программиста (24,5 % выборов); третье место по выборам занимает профессия юриста (10,2%), на четвертом месте - профессиональная группа, объединенная названием «госслужащий» (8,3 % выборов)1. Выбор данной профессиональной группы и положение ее на четвертой позиции можно объяснить тем, что в сознании молодежи, несмотря на лидирующие три позиции профессий, популярных начиная с середины 90-х гг., находит свое выражение стремление к стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Пятое место в рейтинге самых престижных занимает профессия экономист (7,2% выборов). Это свидетельствует о сохранении тенденции: профессиональные занятия финансово-правовой направленности по-прежнему наиболее приоритетные среди молодежи, несмотря на перенасыщение рынка труда этими специалистами.

В целом для исследуемой выборки ориентация на престижные в обществе профессии, позволяющие сделать карьеру, очевидна, так как респонденты - это студенты, получающие высшее образование, что не предполагает ориентацию на рабочую карьеру и занятие неквалифицированным трудом.

Отмечая различия в выборах у юношей и девушек, следует отметить, что девушки по сравнению с юношами к числу наиболее привлекательных профессий отнесли профессии артиста (7-я позиция) и учителя (9-я позиция). Другими словами, девушки в отличие от юношей, концентрирующих свое внимание на профессиях банковского работника, программиста и юриста, отдают предпочтение профессиям сферы культуры и образования. В общей тенденции важно отметить, что по сравнению с 90-ми гг. несколько повысились оценки профессий, предполагающих наличие высшего образования2. Отметим, что результаты исследования

1 Данные приводятся по результатам авторского исследования «Мотивация профессиональной деятельности современной студенческой молодежи», проведенного в МИИТе в 2009 г - Прим. авт.

2 Данные приводятся на основе анализа и сравнения материалов социологических исследований, представленных в работе Г.А. Чередниченко. Молодежь Рос-

подтвердили положение об относительной устойчивости оценок профессий у юношей и девушек. Основываясь на полученных результатах, можно предполагать, что для всех групп молодежи характерна установка на успешную карьеру и соответствующий уровень материального дохода.

В результате сравнения оценок престижа профессий у студентов, родители которых принадлежат к четырем группам: 1) руководителей, 2) специалистов, 3) служащих, 4) рабочих, проверим гипотезу, в соответствии с которой чем выше социально-профессиональный статус их родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда, перспективные с точки зрения карьеры. Если сравнить по категориям профессий наибольшей привлекательности молодежь четырех данных групп - студентов, родители которых руководители, специалисты, предприниматели и рабочие, - выяснится следующее. Для студентов всех четырех групп наиболее престижными являются профессии банковского работника и программиста. У студентов, родители которых руководители и предприниматели, третью позицию по престижности занимает профессия экономиста (16,0 % и 12,7 % соответственно); у студентов, родители которых специалисты, на третьем месте профессия юриста (10,3 %), а у студентов, родители которых рабочие, - профессия врача (14, 4%).В самом конце списка иерархии профессий студентов, родители которых руководители, находятся профессии артиста (1,6 %), милиционера (1,2 %) и учителя (0,1 %), равно как и у студентов, родители которых специалисты. У студентов, родители которых предприниматели, наиболее низкую оценку получили профессии инженера и милиционера (0,0 % соответственно)1.

Таким образом, профессиональные предпочтения детей отражают социально-профессиональный статус родителей: чем выше социально-профессиональный статус их родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии престижного квалифицированного умственного труда. Только у детей из менее успешных социальных групп в иерархии престижа не последнюю позицию занимают профессии инженера и учителя.

Сформированные окружающей социальной действительностью, оценки престижа профессий отражают представления о предпочтительных сферах труда, различиях социальных ролей мужчины и женщины в обществе и т. п. Для принятия важных решений на уровне управления занятостью населения страны необходима объективная информация, которая позволит

сии: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологических исследований). - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 277 - 279. - Прим. авт.

1 Данные приводятся по результатам авторского исследования «Мотивация профессиональной деятельности современной студенческой молодежи», проведенного в МИИТе в 2009 г - Прим. авт.

фиксировать изменения в сознании молодежи и предпочтениях того или иного рода профессиональных занятий разных ее групп.

Прежде чем рассматривать проблему мотивации профессиональной деятельности, по нашему мнению, важно выяснить совпадает ли профиль работы со специальностью, по которой обучаются студенты, участвующие в исследовании. На данный вопрос были получены следующие ответы: 39,3% опрошенных студентов работают по специальности или профиль их работы частично совпадает с получаемой специальностью (41,0 % опрошенных дали такой ответ)1. Следовательно, анализировать полученные результаты касательно именно мотивации профессиональной, а не учебной деятельности, правомерно.

С целью изучения мотивации профессиональной деятельности была применена методика К. Замфир (в модификации А. Реана). Данная методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что для изучаемой выборки студентов характерен оптимальный мотивационный комплекс. Полученные результаты свидетельствуют, что студенты мотивированы самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Профессиональная деятельность не обусловлена мотивами избегания и порицания. Данная тенденция характерна как для студентов 1 - 3 курсов, так и для студентов 4 - 5 курсов, так как полученные показатели по мотивационным компонентам не имеют значимых различий.

Однако для юношей наиболее важны мотивы денежного заработка (его отметили как наиболее важный 50 % опрошенных, из которых 63,3%-юноши и 36,7 % - девушки), стремление к продвижению по работе (считают важным мотивом 50 % выборки, при этом 58,6 % - юноши и 41,4% - девушки)2. Безусловно, настоящий период характеризуется нестабильностью социально-экономических условий, поэтому ориентация на заработок по-прежнему сохраняет свое приоритетное значение - молодым людям необходимо одеваться, приобретать собственное жилье, транспортные средства, создавать свои семьи и заботиться о их обеспечении

Мотивация профессиональной деятельности претерпевает в процессе обучения студентов в вузе следующие изменения в целом: к пятому курсу студенты в большей степени по сравнению с со студентами первым курсом мотивированы непосредственными мотивами, соответствующими

1 По результатам авторского исследования «Мотивация профессиональной деятельности современной студенческой молодежи», проведенного в МИИТе в 2009 г . - Прим. авт.

2 Данные представлены на основе результатов авторского исследования «Мотивация профессиональной деятельности современной студенческой молодежи», проведенного в МИИТе в 2009 г.- Прим. авт.

ценностям и целям профессиональной деятельности, и обладают сформированной внутренней мотивацией (важны мотивы удовлетворения от самого процесса и результата работы и наиболее полной самореализации). Пятикурсники также выше оценивают возможность повышения квалификации и продвижения по работе. При этом увеличивается ценность высокой заработной платы, однако только при возможности реализации перечисленных выше мотивов профессиональной деятельности.

Это обстоятельство, равно как и тенденции наблюдающегося в последнее время более позднего вступления молодежи в брак, является свидетельством удлинения переходного периода молодости. Данная ситуация, возможно, представляет собой попытку сгладить, или вовсе, отложить, разрешение конфликта между субъективными потребностями и мотивами студенческой молодежи и объективными потребностями общества в тех или иных профессиях. Таким образом, на политику государства, связанную со сдерживанием потоков молодежи в стенах учебных заведений для снижения ежегодного их давления на рынок труда (в котором и так достаточно высок процент молодежной безработицы), студенческая молодежь отвечает увеличением образовательного капитала, а также переориентацией на наиболее приоритетные сегодня сектора рынка труда. Тем самым молодые люди стремятся обрести профессии и профессиональные статусы, которые бы наиболее полно отражали и позволяли удовлетворить их потребности и интересы.

С этой позиции изучение престижа профессий становится необходимым элементом эффективного планирования подготовки кадров в условиях современной рыночной экономики. Отношение молодежи к различным профессиям во многом служит основой и отражением мотивации профессиональной деятельности. Полученные результаты должны быть полезны в практической деятельности по сознательному формированию и регулированию мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи и управлению процессами потребностно-мотивационной сферы студентов.

Сказанное выше позволяет нам сформулировать следующие рекомендации относительно решения проблем оптимального использования стимулов трудового процесса. То, что материальное стимулирование имеет большое значение только при условии высокого содержания труда, позволяет считать важным вопрос о политике материального стимулирования. При решении о преобладающем характере материальных стимулов следует учитывать содержание трудовых функций, выполняемых специалистом. Совершенствование системы управления в различных сферах профессионального труда предполагает четкое определение места материального стимулирования в системе разнообразных средств активизации трудового процесса. Возможно, не только размер заработной платы является глав-

ным фактором, определяющим состояние удовлетворенности профессиональным трудом для молодого специалиста. У студентов из семей с достаточно высоким материальным уровнем заработная плата становится сильным мотивом только при условии сочетания с другими более значимыми интересами личности.

Список литературы

Безработица плодит «потерянное поколение» // Независимая газета.-2009. - 4 декабря.

Журавлев, В.В., Родионов, В.А., Цепляев, А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность / под ред. Б.А. Ручкина - М.: Издательство МГСА «Социум», 2002. - С. 49.

Константиновский, Д. Л., Чередниченко, Г. А., Вознесенская, Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа.- М.: Институт социологии РАН, 2002.

Чупров, В.И., Зубок, Ю. А., Уильямс, К. Молодежь в обществе риска.-М.: Наука, 2001.

© Ковзиридзе М.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.