Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Речицкая Екатерина Григорьевна, Купреенко Анастасия Николаевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме образования -профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха. В статье рассматриваются современные и перспективные пути развития профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха. Авторами статьи представлены некоторые психолого-педагогические особенности становления профессионального выбора обучающихся с нарушением слуха. Значительное внимание уделяется вопросу дистанционной поддержки профессиональной ориентации лиц с нарушением слуха, что позволит проводить профессиональную ориентацию обучающихся с нарушением слуха системно, с опорой на индивидуальные возможности и способности каждого обучающегося. Определяются проблемы и особенности проведения профессиональной ориентации с помощью известных интернет-ресурсов. Предложена ресурсная модель персонифицированной интернет-платформы для образовательных организаций, в которых обучение школьников с нарушением слуха осуществляется по адаптированным образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Речицкая Екатерина Григорьевна, Купреенко Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE FOR HEARING IMPAIRED STUDENTS: PROMISING WAYS OF DEVELOPMENT

This article is devoted to career guidance for hearing impaired students that is a current problem in education. The article is concerned with modern and prospective ways to develop career guidance for hearing impaired students. The authors present some psychological and pedagogical aspects of the first steps in career choice by hearing impaired students. A large focus is on the issues of online support for hearing impaired students in their career choice that will allow for systematic career guidance on the basis of individual capabilities and aptitudes of each student. Challenges and specifics of career guidance are provided with the help of well-known web resources. A public version of a customized Internet-platform is offered for educational organizations where hearing impaired students study according to special educational programs.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ»

УДК 376.3 ББК 74.3

DOI: 10 .31862/1819-463X-2021-5-77-82

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Е. Г. Речицкая, А. Н. Купреенко

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме образования -профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха. В статье рассматриваются современные и перспективные пути развития профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха. Авторами статьи представлены некоторые психолого-педагогические особенности становления профессионального выбора обучающихся с нарушением слуха. Значительное внимание уделяется вопросу дистанционной поддержки профессиональной ориентации лиц с нарушением слуха, что позволит проводить профессиональную ориентацию обучающихся с нарушением слуха системно, с опорой на индивидуальные возможности и способности каждого обучающегося. Определяются проблемы и особенности проведения профессиональной ориентации с помощью известных интернет-ресурсов. Предложена ресурсная модель персонифицированной интернет-платформы для образовательных организаций, в которых обучение школьников с нарушением слуха осуществляется по адаптированным образовательным программам.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, обучающиеся с нарушением слуха, информационные технологии, дистанционное образование, интернет-платформа.

Для цитирования: Речицкая Е. Г., Купреенко А. Н. Профессиональная ориентация школьников с нарушением слуха: перспективные пути развития // Наука и школа. 2021. № 5. С. 77-82. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-5-77-82.

CAREER GUIDANCE FOR HEARING IMPAIRED STUDENTS: PROMISING WAYS OF DEVELOPMENT

E. G. Rechitskaya, A. N. Kupreenko

Abstract. This article is devoted to career guidance for hearing impaired students that is a current problem in education. The article is concerned with modern and prospective

© Речицкая Е. Г., Купреенко А. Н., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ways to develop career guidance for hearing impaired students. The authors present some psychological and pedagogical aspects of the first steps in career choice by hearing impaired students. A large focus is on the issues of online support for hearing impaired students in their career choice that will allow for systematic career guidance on the basis of individual capabilities and aptitudes of each student. Challenges and specifics of career guidance are provided with the help of well-known web resources. A public version of a customized Internet-platform is offered for educational organizations where hearing impaired students study according to special educational programs.

Keywords: career guidance, hearing impaired students, information technologies, online education, Internet-platform.

Cite as: Rechitskaya E. G., Kupreenko A. N. Career guidance for hearing impaired students: promising ways of development. Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 77-82. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-77-82.

Начиная с начала XXI в . мир образования существенно изменился .

Очевидно, что в современном мире имеет место слияние образовательных и информационных технологий . На этой основе происходит формирование нового интегрированного непрерывного обучения . Лавинообразный рост количества электронных учебных ресурсов, возрастание применения мультимедиа в учебном процессе, активизация поддержки инновационных, дистанционных, электронных инициатив в области образования - все это дает толчок к открытию новых путей профориентации для обучающихся с нарушением слуха .

В новой информационной доступной культуре вектором развития профессиональной ориентации становится обеспечение учащихся максимальной гибкостью и разнообразием форм обучения . Отметим, что для эффективного пользования новыми технологиями важно найти решение сложной задачи коллаборации современных, перспективных образовательных моделей (информационные, педагогические и т. д.), оптимальной стратегии управления учебными (как электронными, так и традиционными) и человеческими ресурсами для получения качественного результата

Обучение детей с нарушением слуха по адаптированным образовательным программам предполагает реализацию принципа социально-адаптирующей направленности, что определяет необходимость целенаправленной подготовки лиц с нарушениями слуха к будущей профессиональной деятельности . Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке молодежи, поэтому образовательная организация должна создать условия для формирования у обучающегося планомерного и осознанного выбора профессии [1] .

Создание условий, которые будут отвечать особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением слуха, приобретает важное значение. Фрагментарно осуществляемая образовательными организациями профори-ентационная работа отражается на выпускниках, которые недостаточно уверены в своем профессиональном выборе . В ранее проведенных нами исследованиях было показано, что, по мнению старшеклассников, только в 25% случаев им оказывались содействие и помощь от школы в профессиональном самоопределении [2] .

Заслуживают внимания и данные о том, что в 82% случаев школьники с

нарушением слуха поменяли бы выбор своей будущей профессии, если бы у них не было нарушения слуха. Например, они хотели бы выбрать такие специальности, как пилот самолета, артист театра и кино и другие . Таким образом, наблюдаются расхождения в желаниях и возможностях, возникающих из-за ограничений по слуху [1] . Вместе с тем косвенным образом при качественном анализе этих данных (желаемый выбор) был подтвержден тот факт, что системной помощи в выборе профессии со стороны образовательной организации обучающимся не оказывалось

Задачи профессиональной ориентации усложнились при частичном и временном переходе на дистанционное обучение: невозможность организации экскурсий на производственные предприятия, посещения дней открытых дверей в колледжах и вузах и др В то же время формирование профессионального самоопределения в новых условиях заставляет по-другому относиться к выбору профессии . Анализ рынка труда показывает, что трудовая деятельность меняется: с одной стороны, наблюдается появление новых профессий, с другой - потеря/смена трудовой занятости, что указывает на важность обдуманного решения профессионального выбора в реалиях нового времени

Профессиональная ориентация, которая сейчас проводится дистанционно, опирается на следующие интернет-сервисы: ZOOM, Skype, Webinar, ClickMeeting, Google Slides, PowerPoint, Let's Test, Learningapps . org, MS Teams и т. д .К сожалению, все эти электронные сервисы не адаптированы для обучающихся с нарушением слуха. Для того чтобы провести онлайн-консультацию по профориентации для обучающегося с нарушением слуха, специалисту необходимо спроектировать работу по двум блокам: Первый блок - диагностический, который включает в себя:

1 . 1 . Определение критериев осуществления дифференцированного подхода

к профессиональному ориентированию обучающихся: образовательный уровень, уровень слухоречевого развития, развития речемыслительной деятельности, социально-психологической компетентности и др

1 . 2 . Изучение консультантами и адаптация применительно к обучающимся с ОВЗ и инвалидам материала о запросах рынка труда в городе, крае, регионе, востребованности тех или профессий и специальностей с целью грамотного построения работы по профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации .

1 . 3 . Анкетирование для определения степени осведомленности о рынке труда, квотировании рабочих мест; сфор-мированности представлений о видах современных профессий; степени годности к определенному виду профессиональной деятельности, наличия конкретных практических навыков; а также определения мотивов выбора профессии, адекватности самооценки

Второй блок - организационный . Этот блок включает следующие составляющие:

2 . 1 . Подготовка к аудиоконференции интернет-сервиса: у специалиста должен быть специальный микрофон, а у обучающегося - наушники, подключенные к слуховым аппаратам или кохлеар-ным имплантам для лучшей передачи звуков; устойчивое интернет-соединение - видео и звук в аудиоконференции должны идти параллельно друг другу, не зависать и др

2 . 2 . Создание полифункциональной образовательно-развивающей среды, учитывая, что обучающиеся с нарушением слуха - группа неоднородная по своим слухоречевым возможностям . Например, одновременно бегущая строка для лиц с большой потерей слуха с дополнительными нарушениями в развитии, не овладевших устной речью в достаточном объеме для восприятия и понимания информации, привлечение переводчиков русского жестового языка Специалист по профориентации проводит

консультацию, и параллельно должен происходить перевод на русский жесто-вый язык, который доступен адресату или родителю

2 . 3 . Проектирование и адаптация материала об основах правовой грамотности с целью грамотной социально-трудовой адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов

2 . 4 . С целью реализации индивидуально-дифференцированного подхода важно структурирование материала и создание индивидуальной профориен-тационной траектории для каждого обучающегося с учетом особых образовательных потребностей (когнитивных, мотивационно-потребностных, эмоционально-волевых) .

Мы описали только несколько важных факторов в дистанционном комплексном психолого-медико-социальном педагогическом сопровождении обучающегося с нарушением слуха по профориентации

Остановимся подробнее на последнем Создание персонифицированной проф-ориентационной траектории предполагает построение такого маршрута уже с первого класса. Для того чтобы не потерять начальные предпосылки развития обучающихся, формирования профессионального выбора в том числе, в настоящее время образовательные организации начинают создавать электронное портфолио обучающегося с начала его обучения В портфолио включаются собственные достижения на конкурсах, в олимпиадах, в городских проектах, развитие личностных качеств, формирование адекватной самооценки, соотнесение своих способностей со своими возможностями и многое другое . Для обучающихся с нарушением слуха создание портфолио является важным наглядным показателем в формировании адекватной самооценки Опираясь на психологические исследования (Т Г Богданова [3, с . 47-50], Т Н . Прилепская [4], Е . Г Речицкая [5] и др . ), можно констатировать наличие у детей с нарушением слуха

специфических особенностей в оценке своих успехов, неудач и т д Заниженные требования, частые поощрения, гиперопека со стороны семьи и другие факторы влияют на оценивание реальных способностей и возможностей детей с нарушением слуха Портфолио будет незаменимым помощником в прослеживании динамики не только образовательного процесса, но и формирования личностных качеств, профессиональных планов, изменения в них и так далее Портфолио отвечает также и за междисциплинарное взаимодействие различных специалистов (классных руководителей, учителей-предметников, психологов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования и др ) Рассматривая категорию детей с нарушением слуха, важно уделять большое внимание повышению уровня владения речевой (устной и письменной) коммуникацией, мета-предметными учебными действиями, которые являются важными показателями для профессионального выбора [6] .

Перспективный путь развития профессиональной ориентации мы видим в создании в качестве значимой ресурсной модели объемной интернет-платформы для каждой образовательной организации, которая будет опираться на индивидуально-дифференцированный подход к осуществлению профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха. Интернет-платформа предполагает создание банка адаптированных методик по профориентации; представление адаптированной информации для обучающихся о мире профессий; виртуальные экскурсии на различные рабочие места (промышленное производство, сельскохозяйственный труд, где будут продемонстрированы и новые профессии - 3D-дизайнер, специалист в бьюти-индустрии и др .), виртуальные профессиональные пробы с дополненной реальностью (где обучающийся с помощью специальных технических устройств сможет попробовать себя в выбранной трудовой деятельности); банк

полезного видеоматериала с переводом на русский жестовой язык; возможность пройти онлайн-анкетирование как обучающемуся с нарушением слуха, так и родителям; создание электронного порт-фолио; онлайн-консультации со специалистами и многое другое .

Резюмируя, отметим важность социально-профессионального самоопределения молодежи к моменту завершения обучения в школе . Для того чтобы профессиональное самоопределение было успешным, для лиц с нарушением слуха должна быть разработана ин-тегративная целевая программа по профориентации, планированию карьеры обучающихся, охватывающая команду специалистов разного профиля

(педагогов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, медиков, тьюторов и др ), учитывающая их особые образовательные потребности. С учетом современных реалий в качестве адекватной ресурсной модели нам видится создание в общеобразовательных организациях компенсирующего или инклюзивного образования объемной персонифицированной интернет-платформы, включающей все компоненты (направления) профориентации, а именно: профинформирование, проф-диагностику и профтестирование, проф-консультирование, психологическое сопровождение, профессиональные пробы, профвыбор, социально-профессиональную адаптацию

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Речицкая Е. Г., Мешковская А. Н. Особенности и направления профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 18-20 мая 2017 г. Симферополь, 2017. С. 231-234.

2. Мешковская А. Н. Система работы по профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием, МПГУ, 18.02.2017. Электрон. изд. М.: МПГУ 2017. С. 191-194.

3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 2-е изд. 235 с.

4. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. 1989. № 5. С. 26-32.

5. Речицкая Е. Г., Малеванов Е. Ю. Технологии профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха // Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха: в 2 ч. / под ред. проф. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2020. 2-е изд. Ч. 2. С. 5-34.

6. Гозова А. П. Психология трудового обучения глухих. М., 1976.

7. Речицкая Е. Г., Мешковская А. Н. Особенности и пути профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха // Научно-педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. Междунар. конф. М.: МПГУ, 2017. С. 232-233.

8. Речицкая Е. Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: моногр. 2-е изд. М.: МПГУ, 2017. 188 с.

9. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Т. Г. Богдановой. М., 2014. 240 с.

10. Сурдопедагогика / под ред. проф. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2017. 655 с.

REFERENCES

1. Rechitskaya E. G., Meshkovskaya A. N. Osobennosti i napravleniya professionalnoy orientatsii Shkolnikov s narusheniem slukha. In: Sotsialno-pedagogicheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: teoriya i praktika. Proceedings of International scientific-practical conference, 18-20 May 2017. Simferopol, 2017. Pp. 231-234.

2. Meshkovskaya A. N. Sistema raboty po professionalnoy orientatsii shkolnikov s narusheniem slukha. In: Aktualnye problemy i innovatsionnye podkhody v obrazovanii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Proceedings of scientific-practical conference with international participation, MPGU, 18.02.2017. Elektron. ed. Moscow: MPGU, 2017. Pp. 191-194.

3. Bogdanova T. G. Surdopsikhologiya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Yurayt, 2018. 2-e izd. 235 p.

4. Prilepskaya T. N. Osobennosti samootsenki i urovnya prityazaniy u glukhikh i slyshashchikh shkolnikov. Defektologiya. 1989, No. 5, pp. 26-32.

5. Rechitskaya E. G., Malevanov E. Yu. Tekhnologii professionalnoy orientatsii shkolnikov s narusheniem slukha. In 2 vols. Ed. by prof. E. G. Rechitskaya. Moscow: Vlados, 2020. Vol. 2. Pp. 5-34.

6. Gozova A. P. Psikhologiya trudovogo obucheniya glukhikh. Moscow, 1976.

7. Rechitskaya E. G., Meshkovskaya A. N. Osobennosti i puti professionalnogo samoopredeleniya starsheklassnikov s narusheniem slukha. In: Nauchno-pedagogicheskoe soprovozhdenie realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Proceedings International conference. Moscow: MPGU, 2017. Pp. 232-233.

8. Rechitskaya E. G. Formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkolnikov s narusheniem slukha: monogr. Moscow: MPGU, 2017. 188 p.

9. Bogdanova T. G. (ed.) Sotsialnaya adaptatsiya, reabilitatsiya i professionalnaya orientatsiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Moscow, 2014. 240 p.

10. Rechitskaya E. G. Surdopedagogika. Moscow: Vlados, 2017. 655 p.

Речицкая Екатерина Григорьевна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института детства, Московский педагогический государственный университет e-mail: elisvesta@mail.ru

Rechitskaya Ekaterina G., PhD in Education, Full Professor, Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University

e-mail: elisvesta@mail.ru

Купреенко Анастасия Николаевна, аспирант, кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института детства, Московский педагогический государственный университет; учитель-дефектолог СКШИ № 65 для глухих детей г Москвы e-mail: sk65@edu.mos.ru

Kupreenko Anastasia N., PhD postgraduate student, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University; Teacher-Defectologist, Moscow school № 65 for deaf children

e-mail: sk65@edu.mos.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2021 The article was received on 14.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.