Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация - от образовательной услуги к образовательной программе'

Профессиональная ориентация - от образовательной услуги к образовательной программе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов А.Л.

В статье обсуждается необходимость регламентирования услуг по профессиональному консультированию и профориентированию. Ставится вопрос о необходимости введения профстандарта и создания образовательных программ для новой профессии специалиста по профориентации и профконсультированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация - от образовательной услуги к образовательной программе»

«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

УДК 378.1

А. Л. Фурсов

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ

Аннотация: В статье обсуждается необходимость регламентирования услуг по профессиональному консультированию и профориентированию. Ставится вопрос о необходимости введения профстандарта и создания образовательных программ для новой профессии - специалиста по профориентации и профконсультированию.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образовательная программа, профессиональный стандарт.

Задумываясь над вопросом: «Почему современная система профориентации населения не дает прежнего эффекта?», публицисты и ученые зачастую обходят вниманием тот факт, что технологии профессионального информирования, отбора, адаптации разработаны в условиях индустриального общества, а отдельные элементы теории профориентирования - даже в доиндустриальную эпоху. Однако в условиях постмодерна профориентация связана не с сопоставлением склонностей человека с неким шаблоном определенной профессии, а с выбором возможных образовательных и профессиональных траекторий и «примерке» человеком этих траекторий на себя. Руководствуясь личностными особенностями, склонностями и мотивацией, работник находится в перманентном состоянии «открытия себя» и своих возможностей в новых профессиях для постоянного повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. [1]

Сегодня в нормативной, популярной и научной литературе сложилось понимание профессиональной ориентации как инициируемого и управляемого обществом многоаспектного и непрерывного процесса взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, направленных на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и его дальнейшего профессионального самосовершенствования.

При этом около четверти века регламентация процесса профориентации осуществляется на основе Постановления Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Профориентация с позиций этого документа понимается как проведение «комплекса специальных мер содействия

научный журнал

человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально -экономической ситуации на рынке труда». Эти меры представлены в виде профориентационной услуги, которую осуществляют центры занятости и иные субъекты системы профориентации населения, в частности, образовательные учреждения.

В то же время с некоторых пор образовательная деятельность как в нормативных документах, так и в целом в информационном пространстве неразрывно связана с понятием «образовательная услуга». То есть профориентационная деятельность, по сути, является услугой, с предъявлением к ее технологии оказания и качеству результата определенных требований. При этом оказание услуги предполагает наличие профессиональной подготовки у лица, оказывающего услугу. Однако научно обоснованной и закрепленной в НПА регламентации профориентационной услуги нет. Проведенные нами в 2012-1019 гг. опросы старшеклассников и их родителей стабильно показывают, что занимаются профориентационной деятельностью в школах преимущественно школьные психологи, в круг обязанностей которых входит и множество других направлений работы с контингентом. И в центрах занятости также профориентационные услуги оказываются специалистами, хорошим подспорьем для которых явилось бы углубленное изучение современных теоретических и практических аспектов профориентационной деятельности.

Однако анализ зарубежного опыта профориентационной работы показывает необходимость в целенаправленной подготовке специалистов в этой сфере.

В США существует специальное законодательство о профессиональном консультировании, в соответствии с которым эта работа в школах ведется на протяжении всего обучения учащегося. Специально подготовленный сотрудник - профконсультант - заводит на каждого учащегося отдельное досье, которое может быть передано в службу занятости по окончании школы. Учащимся оказывают помощь в поиске информации о содержании профессий и требованиях к ним, а родителям - в развитии интересов и склонностей их детей [2].

Профориентационное сопровождение учащихся на всех этапах обучения предусмотрено Законом Великобритании 1973 года о службах профориентации. Профсоветники играют существенную роль в системе школьного образования Франции и Швеции. При этом профсоветник является членом школьного коллектива. Он проводит ролевые игры, разработанные с учетом специфики рынка труда и позволяющие осуществлять имитационное моделирование различных трудовых операций. В английских школах отмечается заимствование советского опыта

научный журнал

внедрения активных форм профессиональной адаптации, что привело к созданию мини-предприятий, где учащиеся определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи.

Таким образом, представляется актуальным создание условий для подготовки специалистов по новой профессии - «Специалист по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию».

Научным и образовательным организациям имеет смысл задуматься о разработке нового профстандарта подготовки по образовательной программе высшего образования «Специалист по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию» (уровень квалификации 7).

Возможные обобщенные трудовые функции такого специалиста, как представляется, могут заключаться в следующем:

В системе общего образования:

- помощь учащимся в профинформировании и профдиагностике, родителям - в выявлении и развитии интересов и склонностей их детей;

- разработка и реализация мероприятий (ролевых игр и др.) с учетом специфики рынка труда и позволяющие осуществлять имитационное моделирование различных трудовых функций.

В системе профинформирования: разработка медиапродукта о профессиях и возможностях их приобретения, рассчитанного на разные возрастные категории (в том числе для вторичной профориентации, например, предпенсионеров)

В системе высшего образования:

- Разработка и реализация мер по развитию и практической реализации профкомпетенций учащихся в соответствии с выбранным профилем обучения (связь с работодателями, студенческие мини-предприятия, студенческие КБ, юридические клиники и др.)

В настоящее время действует профессиональный стандарт «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2016 года N 676н. Его целевая аудитория - граждане, обратившиеся в Центры занятости населения, работники предприятий различных форм собственности, планирующие смену сферы профессиональной деятельности. Деятельность вузов и их сотрудничество с работодателями, деятельность учреждений общего и профессионального образования, таким образом, остаются неохваченными данным профстандартом. Что, кстати, вполне объяснимо: свою деятельность «специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» проводит в службах занятости, но никак не в учреждениях образования. К тому же, в профстандарте не учитывается

научный журнал

специфика работы профконсультанта с подростками и студентами в рамках образовательного учреждения.

Интересно, что в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018) в раздел «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» внесена должность «Профконсультант», профиль которой включает в том числе и вышеописанные обобщенные трудовые функции. Должность предполагает наличие психологического, социологического, педагогического, социального образования, однако поверхностный анализ предлагаемых российскими образовательными учреждениями образовательных программ из перечисленных направлений образования не позволил найти хотя бы одно направление подготовки, выпускник которого мог бы успешно работать как в центрах занятости населения, так и в образовательных учреждениях, организовывать и реализовывать взаимодействие всех субъектов системы профориентации населения.

Впрочем, разработка профстандарта - процесс длительный.

Уже сейчас, в связи с грядущим принятием в системе высшего образования ФГОС 3++, возможны разработка и включение в учебные планы психолого-педагогических, социологических, экономико-управленческих направлений вузов отдельной дисциплины «Профориентация» (федеральный компонент группы дисциплин, относящихся к управлению персоналом, управлению человеческими ресурсами).

Такой шаг, как представляется, поможет связать профиль должности «Профконсультант» с компетенциями, которые федеральными государственными образовательными стандартами предписано формировать у обучающихся по программам высшего образования, и в ближайшей перспективе позволит вооружить выпускников знаниями, умениями, навыками, соответствующими ,в частности, требованиям к профориентационной деятельности в условиях постмодерна.

Библиографический список

1. Землянухина Н. С., Кузнецов П. С., Фурсов А. Л. Изменение парадигмы

профориентации в условиях постмодерна // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.

Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 128-133. Б01:

https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133

2. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США //

Педагогика. - 2005. - №9. - С. 65-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.