Научная статья на тему 'Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: первые итоги'

Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: первые итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: первые итоги»

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОМ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ

И. А. Килина, кандидат психологических наук, начальник ЦПиПС ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

В течение 2012 г. в России проходило обсуждение Концепции организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО). Согласно данной концепции предполагалось создание сети экспериментальных площадок на ба-

зе регионов, имеющих опережающую профориентационную деятельность, достаточный кадровый потенциал и заинтересованных в совместной работе социальных партнеров, с целью разработки и апробации модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [1]. В 2013 г. ФИРО провел конкурс на присвоение статуса экспериментальной площадки в сфере организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, победителями которого стали девять регионов России, в том числе и Кемеровская область.

На основании приказа «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения

«Федеральный институт развития образования» (от 17.05.2013 № 76) в ГОУ «КРИРПО» была создана федеральная экспериментальная площадка по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» на примере Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Данный муниципалитет выбран для апробации региональной модели неслучайно. Именно в Ле-нинск-Кузнецком городском округе постановлением администрации города от 30.12.2010 № 1863 в 2010 году создан координационный совет по профессиональному самоопределению детей и молодежи. А с 2011 года в рамках программы «Повышение эффективности ресурсов развития моногородов», реализуемой фондами «СУЭК-регио-нам» и «Новая Евразия», функционирует ресурсный центр профессионального самоопределения детей и молодежи на базе МАНОУ «Лицей № 4». В качестве ключевого компонента системы профориентации в муниципалитете выступает МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», реализующий профдиагностику, проф-консультирование, профинформирование и пси-холого-педагогическую поддержку старшеклассникам, их родителям. Внутренними ресурсами общеобразовательных организаций в сфере организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступают педагоги-координаторы профориентационной работы, назначаемые приказом городского управления образования. В настоящее время в муниципалитете насчитывается более двадцати специалистов, на которых возложены данные функциональные обязанности.

С учетом сложившихся в муниципалитете системы, механизмов взаимодействия субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа в состав экспериментальной площадки включены: ресурсный центр профессионального самоопределения старшеклассников, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 73», ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум», ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж», МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», МБОУ ДПО «Научно-методический центр», Центр развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК - Кузбасс».

Включение данных субъектов профориентации позволит своевременно и качественно решить основные задачи экспериментальной площадки: разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования и критериев ее результативности, регламента и технологий профориентационной работы, научно-методического сопровождения деятельности специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательных организациях и др.

В связи с этим созданы проектные группы по направлениям: разработка нормативно-правовых документов; разработка организационной и психолого-педагогической моделей сопровождения профессионального самоопределения

обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций (ОО, ПОО); разработка критериев и показателей результативности апробации моделей; разработка алгоритма профориентационной работы с обучающимися ОО, ПОО, построения профкарье-ры. В данные группы вошли методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) ГОУ «КРИРПО», специалисты представленных выше образовательных организаций различного типа,работодатели.

23 января 2014 г. на семинаре-практикуме в г. Ленинске-Кузнецком были подведены первые итоги деятельности экспериментальной площадки. Так, в настоящее время ЦПиПС осуществляет мониторинг состояния профориентации в образовательных организациях Кемеровской области. Обсуждая модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, мы пришли к выводу о необходимости создания двух типов моделей: организационной (региональной, муниципальной) и психолого-педагогической (на локальном уровне). В организационной модели представлены субъекты сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: администрация

Кемеровской области и муниципалитета, региональный (межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи) и муниципальные координационные советы по профессиональной ориентации обучающихся, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент труда и занятости населения Кемеровской области, управление образования, образовательные организации разного типа и социальные партнеры (рис.). Организационная модель предполагает ответы на вопросы «что?» и «кто?»: «что делается» в области сопровождения профессионального самоопределения и «кто отвечает за эту деятельность и каковы его функции?». При описании данной модели учитываем следующее:

- общее описание организации деятельности в области сопровождения, цель и задачи, направления и др., включая нормативные документы: Примерное положение об организационно-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся (региона, муниципалитета, ОО разного типа); Положение о межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи; механизмы взаимодействия ОО различно-

Рис. Региональная организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

го типа, социального партнерства образовательных организаций с предприятиями экономической, социальной сферы и службами занятости (критерии и показатели результативности модели); цель, задачи, направления деятельности специалиста, ответственного за профориентацию, алгоритм его работы (регламент), виды и способы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (технология (алгоритм) профориентационной работы);

- «функционал» — функции ответственного за профориентацию, перечень документации по реализации сопровождения (Примерные функциональные обязанности специалиста, ответственного за профориентацию, программа, план профориентационной работы и т. д.).

В психолого-педагогической модели основными субъектами сопровождения являются специалист, ответственный за профориентацию, обучающийся и его родители (законные представители), что соответствует уровню образовательной организации. Предполагается создание моделей для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования, т. к. они будут иметь не только общие основания, но и существенные отличия.

Разработка двух типов моделей предполагает и два типа критериев: критерии и показатели результативности деятельности ответственного за профориентацию, критерии и по-

казатели сформирован-ности профессионального самоопределения обучающегося ОО различного типа. Проектная группа по разработке критериев результативности апробации моделей изучила состояние данного вопроса в регионах РФ. В основном используются следующие показатели результативности профориентации:

- рост числа выпускников школы, продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях в соответствии с профилем;

- рост числа обучающихся, выбравших для продолжения образования приоритетные профессии и специальности, востребованные в муниципалитете;

- рост числа выпускников ПОО, трудоустроившихся по специальности (профессии);

- рост числа специалистов, закрепленных на предприятиях (до одного года и более);

- повышение производительности труда на предприятиях муниципалитета за счет трудоустройства молодых компетентных специалистов, развития института наставничества.

Критерии и показатели сформированно-сти профессионального самоопределения обучающегося следующие:

- когнитивный — знания о профессии, своих профессионально важных качествах, путей реализации профессиональных намерений, перспектив своего профессионального роста, наличие индивидуального образовательно-профессионального плана (маршрута);

- мотивационно-потребностный — позитивное отношение к выбору профессии и построению профессиональной карьеры, устойчивый профессиональный интерес, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческая самореализация, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению;

- деятельностно-практический — наличие умений, навыков, компетенций (готовность прогнозировать и планировать свои профориента-ционно значимые действия; взаимодействовать с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения в социуме и профессиональной среде (рабочей группе), презентовать себя на рынках образова-

и др.), модель, комплекс мер по организационнопедагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся (до 2020 года), постановление о комплексе мероприятий, направленных на развитие профориентации молодежи (Вологодская обл.), положение об организации и проведении профессиональной ориентации обучающихся, план профориентационной работы (мероприятий или «дорожная карта»), организована работа советов по профориентации или кадровым вопросам (положение о координационном совете, Вологодская обл.), реализуются профпроек-ты, «единый профурок» и др.

В Кемеровской области для координации деятельности органов исполнительной власти области, учреждений, организаций и других заинтересованных структур в комплексном решении вопросов профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Администрацией Кемеровской области было подписано распоряжение «Об основных направлениях развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на территории Кемеровской области» от 27.04.2002 № 299-р. В целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 26.07.2011 № АЖ-П8-5284 были изданы распоряжения Губернатора Кемеровской области от 25 февраля

тельных услуг и труда, анализировать и учитывать профессиональную региональную составляющую в контексте образовательно-профессиональных маршрутов, стремление к получению профессии, специальности, эффективной в ней самореализации, развитию дополнительных ресурсов для реализации жизненных и профессиональных планов).

В настоящее время участники экспериментальной площадки (ЭП) осуществляют подбор диагностического инструментария для «замера» сформированное™ профессионального самоопределения у обучающихся общего и профессионального образования.

Участники проектной группы по разработке нормативных документов на первом этапе изучили ситуацию с нормативно-правовой базой по профориентации обучающихся в России и Кемеровской области. Так, в ряде регионов РФ разработаны Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (Самара, Саратов, Пермь

2013 г. № 15-рг «Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2013 год», от 26 ноября 2013 г. № 78-рг «Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2014 год», которые обеспечивают реализацию системного, комплексного, межведомственного подходов к профориентационной работе с обучающимися образовательных организаций.

В региональной организационной модели в качестве координирующего субъекта сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступает межведомственный ко-

ординационный совет, необходимость создания которого в Кемеровской области обусловлена наличием утвержденного Положения «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи» (приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27.08.2013 № 390/985), договора о сотрудничестве ГОУ «КРИРПО» и департамента труда и занятости населения Кемеровской области.

К нормативно-правовым документам относят также стандарт, или административный регламент, обеспечивающий доступность и качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся и их родителей. Регламент профориентационных услуг — это документ, который перечисляет и описывает по порядку этапы, реализуемые профконсультантом или группой специалистов в рамках профориентационных услуг для обучающихся и их родителей по формированию профессионального самоопределения. Существует административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2007 г. № 680. Так, регламент госуслуг департамента труда и занятости населения Кемеровской области представляет собой блок-схему последовательности действий при предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), профессионального обучения, трудоустройства. Однако в соответствии с регламентом данную услугу предоставляют специалисты центров занятости населения в основном взрослому населению. Проблемным является тот факт, что, с одной стороны, профориентация обучающихся общеобразовательных организаций в центрах занятости рассматривается как дополнительная услуга, с другой стороны, в самих образовательных организациях отсутствует штатная единица «профкон-сультант». Хотя с 2001 года должность «профкон-сультант» представлена в постановлении Минтруда РФ «О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», где описаны должностные обязанности, требования к квалификации. В настоящее время данные обязанности в образовательных организациях являются дополнительным функционалом для ряда должностей: социальный педагог, мастер производственного обучения, педагог-психолог и др.

В связи с этим участниками осуществляется разработка не гарантированного минимума пси-холого-профориентационных услуг (регламента) и технологии профориентационной работы, обозначенных в задачах экспериментальной площадки, а алгоритма деятельности ответственного за профориентацию, включающего описание и методическое обеспечение каждого «шага» данного специалиста: алгоритм проведения диагностики и необходимый диагностический инструментарий для проведения мониторинга уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся, алгоритм проведения профконсультаций, профмероприятий и т. д. Важным для нас является расширение спектра методических разработок за счет включения в работу экспериментальной площадки представителей образовательной организации высшего образования — это филиал ФГБОУ «Томский государственный архитектурно-строительный университет» г. Ленинска-Кузнецкого. Направление деятельности коллектива научно-педагогических работников филиала связано с разработкой технологий построения карьеры и повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

Одной из задач ЭП выступает организация социального государственно-частного партнерства в решении вопросов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В качестве такого социального партнера в рамках площадки выступает ОАО «СУЭК-Кузбасс». Основное направление сотрудничества ГОУ «КРИРПО» с центром развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК-Кузбасс» — создание института наставничества для молодых специалистов и работников предприятия, в рамках которого разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Наставничество как процесс формирования личности молодого работника» для мастеров учебных пунктов, ведущих главных специалистов, осуществляющих наставничество. Она рассчитана на 72 часа и состоит из следующих модулей: «Институт наставничества в современных условиях», «Психофизиологические особенности молодого работника», «Нормативная база организации процесса наставничества», «Особенности функционирования системы наставничества». С марта 2014 г. начнется обучение специалистов по данной программе, что в целом позволит повысить такой показатель результативности профориентации, как процент трудоустроившихся и закрепленных на данном предприятии выпускников профессиональных образовательных организаций.

Для решения задачи подготовки и повышения квалификации специалистов, ответственных за профориентацию в ОО различного типа, в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в дальнейшем планируется разработка дополнительной профессиональной программы «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», проведение вебинаров, семинаров по данной проблематике.

В целом разрабатываемые нормативно-правовая база, модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования, критерии результативности апробации данных моделей, алгоритма деятельности ответственного за профориентацию, научно-методическое обеспече-

ние сопровождения профессионального самоопределения будут способствовать решению таких проблем, как проектирование образовательно-профессионального маршрута обучающихся во взаимодействии с ответственными за профориентацию в ОО и родителями; организация социального партнерства субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; подготовка и повышение квалификации специалистов, ответственных за профориентацию в ОО различного типа и реализацию наставничества на предприятиях.

1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ре-сурс]/Педсовет.огд, 2012. — Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic10348.html, свободный. — Загл. с экрана. — яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.